Урок по теме «Правописание приставок на –з и –с» в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Миронова Елена Владимировна

Урок по теме «Правописание приставок на –з и –с» в 5 классе

Скачать:


Предварительный просмотр:

Миронова Е.В.,

учитель русского языка и литературы

МАОУ СОШ № 14

                                                                           г. Березники

        

Урок по теме «Правописание приставок на –з и –с» в 5 классе

Цель: сформировать  умение писать слова с приставками на –з и –с.

Планируемые результаты:

  1. Предметные:

построение способа действия – выбора согласной в приставке (-з- или -с-) и его модель;

совершенствование речевой культуры учащихся;

формирование умения отличать слова с приставками на –з и –с от слов с единообразными приставками и бесприставочных слов.

2.Метапредметные:

Регулятивные:

формирование умения самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему, определять цель учебной деятельности.

Познавательные:

самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;

умение структурировать полученные знания;
умение анализировать, устанавливать причинно-следственные связи, доказывать свои суждения;
умение работать с информационными источниками, смысловое чтение, поиск и выделение необходимой информации в  печатных изданиях;
рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
осознанное  построение речевого высказывания в устной форме.

           Коммуникативные:

умение вступать в диалог и вести его, договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности с одноклассниками;
планирование учебного сотрудничества – определение целей, функций участников, способов взаимодействия;
управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации, владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка;

умение слушать и понимать речь других людей;

умение транслировать свой проект.

Личностные:

личностное самоопределение;

ценностно-смысловая ориентация учащихся;

умение представить, продемонстрировать свою работу;

повышение мотивации школьников к изучению русского языка.

Тип урока: урок усвоения новых знаний

Используемые формы познавательной деятельности учащихся: фронтальная, групповая, индивидуальная 

 Оборудование:

1.Орфографические словари.

2.Бумага, маркеры.

Ход урока:

1.Мотивация учебной деятельности учащихся.

Задание 1: вставить пропущенные буквы, объяснить написание.

На…писать

...делать

о…ветить

по…черкнуть

о…ставить

пре…писание

…перед

Учитель: Что объединяет эти слова?

Учащиеся: Орфограмма – единообразное написание приставок.

2.Актуализация и фиксирование индивидуального затруднения в пробном учебном действии. Постановка цели и задач урока.

Задание 2: вставить пропущенные буквы, объяснить написание.

И…целить

и…жарил

ра…клеить

бе…грамотный

чре…мерный

ни…падать

во…награждение

бе…честный

чере…полосный

ни…ложить

ра…дирает 

        Учащиеся предлагают разные варианты написания: 1) только с буквой С; 2) только с буквой З; 3) затрудняются в объяснении.

        Учитель: Как же быть? Постарайтесь все же доказать правильность именно вашего варианта написания.

        Учащиеся выдвигают свои предложения, например, можно обратиться к «Орфографическому словарю».

Индивидуальная работа с «Орфографическими словарями».

        Учитель: Какую же согласную следовало написать в приставках?

        Учащиеся: у каждой приставки есть вариант с -з и -с. Поэтому нельзя пользоваться правилом единообразного написания морфем.

        Учитель: Как же быть с написанием таких приставок?

        Возникает дискуссия. Учащиеся предлагают: 1)запомнить эти слова как исключения из правила (их очень много); 2) обращаться к словарю (он не всегда есть под рукой, не все слова языка есть в словаре); 3) найти способ проверки написания согласной в приставке.        

        Учащиеся обсуждают предложения и делают вывод, что удобнее найти способ действия.

        Учитель: Определим тему урока.

        Учащиеся: Правописание приставок на –з и –с.(запись на доске и в тетрадях)

3.Первичное усвоение новых знаний.

        Задание 3: выбрать слова с данными приставками из «Орфографического словаря», исследовать, найти способ действия и построить его модель.

1 группа  Раз – рас

2 группа  Без – бес 

3 группа  Из – ис

4 группа  Воз (вз) – вос(вс)

5 группа  Низ – нис

Учащиеся работают в группах, оформляют работу маркерами на больших листах бумаги.

Представление результатов работы.

Обобщение представленных моделей, запись в тетради.

4. Первичная проверка понимания.

Задание 4. Объяснить написание слов из 2-го задания (устно).

Задание 5. Заменить выражение или слово близким по значению словом с данной орфограммой, записать, объяснить:

Суп с солеными огурцами (рассольник)

Общение (разговор)

Неоплаченный (проезд) (бесплатный)

Очень страдать (исстрадаться)

Тихо (подкрался) (беззвучно)

        Учитель: поставьте себе оценку за усвоение способа действий с этими приставками.

5. Первичное закрепление. Включение нового способа действий в систему ранее усвоенных ЗУНов.

Задание 6. Распределительный диктант (1 столбик: единообразное написание приставок, 2 столбик: приставки на -з – -с). Обозначить орфограмму графически.

Сделать, несмолкаемый, пересказ, бесшумный, извозчик, здесь, восковой, исправить, исторический, рассказ, низкосортный.

        Форма работы: индивидуальная, 2 учащихся выполняют у доски (по 1 столбику).

        Объяснение, проверка; разобрать все варианты написания слов, выяснить причину различных написаний.

        Учащиеся: Следует убедиться, действительно ли перед нами приставка; следует повторить глухие и звонкие согласные звуки.

Возможно внесение изменений, уточнений в модель способа действий.

6. Рефлексия. Подведение итогов урока.

        Учитель: Чем занимались на уроке? Какой способ действий открыли? (ответы детей)

         Поставьте оценку за 6 задание. Совпала ли она с той, которую вы поставили после выполнения 5 задания? Если «да» - адекватная самооценка. Если первая оценка ниже второй – занижаете свою оценку. Если выше – следует уточнить границы применения способа.

7. Информация о домашнем задании, инструктаж по его выполнению.

На выбор:

1. Написать сказку о правописании приставок на –з и –с;

2. составить связный текст-диктант на это правило;

3. составить орфографический диктант из отдельных слов.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку по теме "Правописание приставок"

Презентация по теме "Правописание приставок". Данный материал можно использовать частично (по несколько слайдов) при изучении нового материала. При обобщении изученного или повторении темы и...

урок по теме: "Правописание приставок при- и пре-"

Урок построен в соответствии с требованиями ФГОС....

Конспект урока по теме "Правописание приставок пре- и при-", 6 класс

Тезисы Урок по теме  «Правописание приставок пре- и при-» в 6 классе разработан по модульной технологии. Минимальной единицей учебного процесса в модульной технологии является не урок, а цик...

Обобщающий урок по теме "Правописание приставок пре-, при-". 6 класс

Основная технология , используемая на уроке, - дифференцированный подход в обучении. Основные методы работы - групповая и парная....

Правописание приставок. Вводный урок по теме "Правописание приставок ПРЕ-, ПРИ-". 6 класс

Урок является вводным по теме "Правописание приставок" в 6-ом классе, предваряя два последующих урока по теме "Правописание приставок пре-, при-". В конспекте на последней стр...

конспект урока по теме "правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) " 6 класс

Класс: 6Предмет: русский языкНазвание раздела: орфографияТема урока: правописание приставок ( подготовка к ОГЭ по русскому языку с учетом индивидуальных особенностей учащихся) . Форма урока: урок...