Методическая разработка урока русского языка для обучающихся 6 класса "Выделение причастного оборота на письме"
методическая разработка по русскому языку (6 класс) на тему

Черных Алена Юрьевна

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы 5-9 классы, подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева (образовательная система  «Школа 2100»).  

На уроке используются возможности   проблемно-диалогического  метода обучения, который  позволяет реализовать ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии.

Для достижения целей данного урока  используются индивидуальная и групповая  формы организации познавательной деятельности.

На уроке создаются условия для личностного и познавательного развития учащихся. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

МЕТОДИЧЕСКАЯ РАЗРАБОТКА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА ДЛЯ УЧАЩИХСЯ

6 КЛАССА

 Тема: «Выделение причастного оборота на письме»

А.Ю. Черных

учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №40»,

г. Новоуральск,  Свердловская область

Аннотация (Пояснительная записка)

Урок по теме «Выделение причастного оборота на письме»  из раздела «Причастие  в языке и речи», относящийся к  уроку закрепления знаний,  разработан для учащихся 6  класса, обучающихся  по программе по русскому языку для основной школы 5-9 классы, подготовленной под научной редакцией академика РАО А.А. Леонтьева (образовательная система  «Школа 2100»).  

На уроке используются возможности   проблемно-диалогического  метода обучения, который  позволяет реализовать ведущие методологические принципы современной педагогики и психологии.

Для достижения целей данного урока  используются индивидуальная и групповая  формы организации познавательной деятельности.

На уроке создаются условия для личностного и познавательного развития учащихся.

Дидактическая цель урока:        закрепление умений учащихся правильно оформлять на письме предложения с причастными оборотами. Обеспечение усвоения государственного стандарта всеми учащимися.

        Деятельностная цель: формирование умений реализации  новых  способов действия через работу с опорным материалом

        Образовательная цель: обобщение и закрепление знаний по теме.

        Развивающий аспект: развивать коммуникативные умения и навыки через индивидуальную и  групповую   работу, умение наблюдать, сравнивать, анализировать и синтезировать информацию.

         Образовательный аспект: сформировать  умение правильно оформлять предложения с причастными оборотами,  правильно употреблять  в речи.

         Воспитательный аспект: воспитывать  у учащихся интерес и уважительное отношение к себе и другим людям,  чувство любви к родной природе через работу с материалом, взятым  из произведений искусства.

        Тип урока: урок закрепления.

        Теоретико-методологическая основа: системно-деятельностный подход.

        Ведущий метод: проблемно-диалогический.

        Средства обучения и оборудование: учебник Бунеев Р.Н., Бунеева Е.В., Комиссарова Л.Ю., Текучева И.В. Русский язык: Учебник для 6-го класса основной школы/под науч. Ред. А.А. Леонтьева. – Изд. 2-е, перераб. – М.: Баласс, 2009. – 288 с.: ил. (Образовательная система «Школа 2100. Серия «Свободный ум»). Карточки с заданиями. Ноутбуки, электронная презентация.

Методы: 

  • Индуктивный метод,  метод постановки гипотез, метод наблюдения и анализа языковых единиц,  метод частичного поиска.  Проблемный метод обучения.

Принципы:

  • Доступности, сознательности и активности, связи теории с практикой, прочности, научности, системности и последовательности; наглядности!
  1. Организационный момент.

Дидактические задачи: психологически подготовить учащихся к общению на уроке, учить быть вежливыми, тактичными, обеспечить мотивацию учения школьников, включение их в совместную деятельность, актуализировать субъектный опыт учащихся.

Учитель: Здравствуйте, дорогие ребята!  Как приятно дарить добрые слова окружающим  и видеть, каким душевным теплом они отзываются в сердцах людей. А еще приятно делать подарки. И я тоже хочу преподнести вам в качестве подарка вот эту ромашку. Слайд №1 Но, как вы уже догадались, это не просто цветок. На его лепестках написаны слова. Перед вами ромашка-конструктор. Как вы думаете, какой этап урока она поможет нам начать?

(Ромашка нам поможет начать лингвистическую разминку).

Учитель: Хорошо. Открываем тетради, записываем дату…, классная работа. 2 строчки, как всегда, оставляем пока чистыми.

  1. Актуализация

Дидактическая задача: актуализировать знания, необходимые для изучения темы.

Учитель: Предположите, какое задание  нужно выполнить, используя  материал на лепестках ромашки?

(Сконструировать  из данных слов предложение).

Учитель: Запишите предложение в тетрадь и прочитайте.

Ученики читают свои варианты предложений

 Слайд №2 На экране предложение

Освещенная солнцем поляна расстилалась передо мной.

Учитель: Есть ли в данном предложении материал для повторения предыдущих тем?

(в предложении есть причастный оборот)

Учитель: Что такое причастный оборот?

(ответы детей)

              ( на доске по мере поступления появляются ключевые слова)

Причастие

Определяемое слово          Зависимое слово          Смысловой отрезок 

Учитель:   Можно ли  сконструировать предложение с другим порядком слов?

(Учащиеся записывают в тетради предложения с другим порядком слов. Учитель  оформляет предложение на подготовленных заранее  листах на доске с помощью магнитов. На листе по одному слову. Это дает возможность легко менять порядок слов. Слайд №3 (без знаков препинания)

 Поляна освещенная солнцем расстилалась передо мной.

Учитель: Прочитайте свои предложения, объясняя пунктуацию.

(Учащиеся читают свои варианты. Возникает разная пунктуационная картина.

У некоторых детей нет знаков препинания)

Учитель: На прошлом уроке мы выяснили, какие знаки препинания необходимо ставить в предложении с причастным оборотом.  Как вы думаете, почему у вас получилось разное оформление предложений?

(возможно,  мы не научились  ставить знаки препинания при причастном обороте)

Учитель: Предположите, о чем пойдет речь  на уроке?

(о пунктуации в предложениях с причастным оборотом)

3. Постановка цели

Дидактические задачи: обеспечить  осмысление учащимися цели деятельности на уроке, используя эвристический метод обучения, сформулировать цель.

Учитель: У каждой деятельности должна быть цель. Попробуйте сформулировать цель сегодняшнего урока.

(Мы сегодня должны научиться ставить знаки препинания в предложениях с  причастным оборотом)

Слайд №4 цель урока

Учитель: Предложите порядок работы.

Постановка задач урока

Ученики:

  • Сначала мы  вспомним теорию.
  • Затем мы обратимся к учебнику для проверки правильности теории.
  • После этого мы будем работать с заданиями, позволяющими закрепить полученные знания.

Учитель: Попробуйте сформулировать тему урока.

(Выделение причастного оборота на письме)

Учитель: Хорошо. Запишите тему урока. Исходя из вашего плана деятельности, вспомните  теорию.

(Учащиеся проговаривают правила оформления предложений с причастным оборотом на письме. Затем сверяют с учебником)

Опорные положения оформляются  в виде схемы  на доске.

  1.  Закрепление знаний.

Дидактическая задача: используя метод  исследования и возможности работы в группах,  формировать умения  выделять  причастный  оборот на письме. (в знакомой ситуации)

Учитель:  Итак, вы предложили работу с  языковым материалом. Мы работаем в группах.

Перед вами на партах листы с заданиями. Познакомьтесь с материалом и сформулируйте  учебную задачу. Вспомните правила работы в группах. Не забудьте, что по истечении 10 минут вам необходимо продемонстрировать классу результат своей работы. Вы можете воспользоваться листами А4 и маркерами, которые находятся на партах. А также вы можете попытаться создать небольшую электронную презентацию на ноутбуках, которые есть на дежурных столах.

(работа в группах)

  1. Предъявление результатов работы.

Дидактическая задача: выяснить степень сформированности умений видеть и оформлять предложения с причастным оборотом.  

Учитель: Представьте классу результаты наблюдений.

Представители групп по очереди  выходят к доске, предъявляют результаты работы. В ходе работы  еще раз повторяется теория об оформлении причастного оборота на письме.

Акцентируется внимание на следующих положениях:

  • Постановка знаков препинания в предложении с причастным оборотом, который находится после определяемого слова.
  • Отсутствие знаков препинания в предложении с причастным оборотом, который находится до определяемого слова.
  • Исключения из правил.
  • Выразительные возможности причастных оборотов в речи.

Учитель: Итак, вы предъявили свои результаты. Как вы думаете, что необходимо сделать дальше?

(Мы не уверены в правильности выводов. Может, еще раз обратимся к учебнику?)

  1. Проверка и коррекция

Дидактическая задача: установить правильность полученной в процессе работы учебной информации, выявить пробелы, провести коррекцию.

Учитель: Были ли в ваших ответах неточности?

(высказывают выводы)

Учитель: Итак, предложите следующий этап урока.

(Нам нужно продолжить работу с предложениями с причастными оборотами).

Учитель: Каким образом будем работать?

(Мы продолжим  работать в группах)

Учитель: Но перед трудной работой давайте немного отдохнем.

Физкультминутка.

Наши физкультминутки связаны с темами уроков. Мы работаем в стихотворной форме. Вы повторяете за мной стихотворные строчки только тогда, когда слышите, что встретился глагол в форме прошедшего времени. От этого глагола вы образуете причастие нужной формы и повторяете за мной движение, проговаривая причастия. Если звучит глагол в других формах, вы просто повторяете движения. Условия понятны?

Дети устали?

(дети уставшие).

Весело  встали.

(весело вставшие).

Руки подняли.

(руки поднявшие).

И приседали.

(и приседавшие).

Вправо и влево мы наклоняемся.

Вперед и назад мы прогибаемся.

Глазки закрыли.(глазки закрывшие).

Глазки открыли. (глазки открывшие).

Вы отдохнули? (мы отдохнувшие).

Всем улыбнулись. (всем улыбнувшиеся).

И за работу!

Работа в группах  на материале упр. 536 с предъявлением результатов классу. Группы задают вопросы друг другу. Выдвигают контраргументы. Дети учатся доказывать свою точку зрения, тактично отстаивая свою позицию.

  1. Творческое применение и добывание знаний в новой ситуации

Дидактические задачи: развивать умение применять знания в новой ситуации, развивать творческие способности учащихся.

Учитель: Давайте вспомним, для чего используется в речи причастные обороты.

(Причастные обороты придают речи динамику и образность).

Учитель: Посмотрите на экран. Перед вами предложения без причастных оборотов. Чего лишены такие синтаксические конструкции?

Слайд №4

  • Они мечтали об отдыхе.
  • Путешественники спрятались от дождя.
  • Черная туча закрыла солнце

(Предложения без причастных оборотов лишены динамики и образности).

Учитель: Причастные обороты часто используются в художественной речи и помогают создать определенный образ. А образы можно запечатлеть не только на письме, но и в живописи. Вы, наверное, бывали в музеях и любовались картинами великих художников. И когда вы смотрите на полотно живописца, то, как будто слышите голос художника, тихо рассказывающего вам об удивительном окружающем мире. Перед вами репродукция картины Ивана Ивановича Шишкина «Дубовая роща». Слайд №5 Постарайтесь услышать слова художника, я уверена, они уже отзываются в вашем сердце и пробуждают воспоминания о прекрасном летнем дне. Составьте текст с использованием причастных оборотов, оформляя эти смысловые отрезки правильно. А музыка поможет вам погрузиться в удивительную атмосферу летнего дня.

(работа над созданием текста-описания)

Чтение работ.

Если достаточно времени, можно провести работу с предложениями созданного текста. Ученики выделяют графически причастные обороты и объясняют знаки препинания при причастном обороте.

7. Рефлексия

Дидактическая задача: организовать процесс проверки степени понимания материала.

Рефлексия

  • Какую цель мы ставили в начале урока?
  • Расскажите, опираясь на ключевые слова на доске, при каких условиях причастный оборот выделяется запятыми на письме.
  • Что помогло в работе?
  • Были ли трудности?

Учитель: Оформите листок контроля

Задание на экране 

Слайд №6

  1. Вдали показался корабль идущий полным ходом на юго-восток.
  2. Вздымающиеся за кормой волны говорили о силе стихии.
  3. Они насквозь промокшие спрятались под кронами деревьев.
  4. Получившие новые знания они стали еще умнее.

Разделите лист на две колонки. В первой запишите «Выделяются», во второй – «Не выделяются».

Напишите номера предложений, в которых причастные обороты выделяются на письме знаками препинания. И номера, в которых не выделяются знаками препинания

(примечание: . Как только первые 3 человека поднимают руку, показывая тем самым завершение работы, листы сдаем на проверку. Таким образом выявляется зона ближайшего развития. Можно вывести после сдачи работ на экран предложения со знаками препинания для сверки учащимися своих вариантов). 

8. Домашнее задание. 

Дидактическая задача этапа: обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.

Учитель: Я думаю, что каждый из вас сможет  выполнить упражнение 541. Давайте прочитаем задание.  Все ли понятно? Я вижу, что многие уже сейчас готовы дать правильные ответы. Поэтому я предлагаю подумать над возможностью выполнить другое задание. Составьте текст-описание любимой картины, используя в нем причастные обороты, выделяемые запятыми. Спасибо за сотрудничество!

Приложение

Задания для работы в группах

1 ряд

Прочитайте предложения. Какими частями речи выражены определяемые слова? Где находится определяемое слово относительно причастного оборота? Расставьте необходимые знаки препинания? Объясните пунктуацию. Что придает причастный оборот предложению?

  1. Лес наполнился голосами весело щебечущих птиц.
  2. Плывущее над лесом облако закрыло солнце.

2ряд

Задание

Прочитайте предложения. Какими частями речи выражены определяемые слова? Где находится определяемое слово относительно причастного оборота? Расставьте необходимые знаки препинания? Объясните пунктуацию. Что придает причастный оборот предложению?

1. Вился ручей  заросший травой.

2. Птицы  испуганные шорохом  замолчали.

  1. ряд

Прочитайте предложения. Какими частями речи выражены определяемые слова? Где находится определяемое слово относительно причастного оборота? Расставьте необходимые знаки препинания? Объясните пунктуацию. Что придает причастный оборот предложению?

1. Уставшие от напряжения  они решили отдохнуть.

2. Она  встревоженная криком  быстро улетела.

3. Утомленный тяжким гулом  Теркин никнет головой



 

Комментарии

Сёмкина Татьяна Владимировна

На Вашем сайте нашла замечательный материал!