Тире между подлежащим и сказуемым
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Конспект урока в 8 классе по учебнику М.М. Разумовской

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka.docx25.82 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Тире между подлежащим и сказуемым (конспект урока в 8 классе по учебнику М.М. Разумовской)

Цель урока: совершенствование пунктуационных навыков постановки тире между подлежащим и сказуемым

Задачи урока:

  1. Предметные:

- отрабатывать навыки постановки тире между подлежащим и сказуемым;

- развивать навыки сравнительного анализа и обобщения языковых явлений при изучении темы;

- развивать пунктуационную зоркость;

- учить применять пунктуационные знания в повседневной жизни

2. Метапредметные:

1) познавательные:

- закреплять умение представлять информацию в виде алгоритма;

- формировать умение сравнивать, анализировать, обобщать информацию, проводить аналогии, делать выводы;

2) регулятивные:

- формировать умение концентрировать и корректировать свою деятельность, самостоятельно выполнять предложенные задания;

3) коммуникативные:

- формировать умение работать в паре;

- учить приёмам представления результата своей деятельности

3. Личностные:

- формировать положительную мотивацию  к обучению;

- создавать позитивное эмоциональное отношение учеников к уроку и предмету

Тип урока: комбинированный

Форма проведения урока: индивидуальная, парная

Структура урока

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность учеников

Время

1.Этап самоопределения к деятельности

Цель – включение учащихся в учебную деятельность на личностно значимом уровне

5мин

  1. Приветствие
  2. Актуализация знаний и фиксация затруднений в деятельности.

- Ребята, сегодня у нас на уроке присутствуют представители администрации школы. Давайте поможем адаптироваться им у нас  на уроке, вернёмся к предыдущим темам и вспомним, что мы изучали. Для этого  прочитайте предложения, записанные на доске, проанализируйте их и ответьте:

- как они связаны с предыдущими уроками.

К тому же мы повторим некоторые орфограммы: ваша задача вставить пропущенные буквы и объяснить правописание слов; определить, какого типа подчинительной связи нет в данных предложениях; подчеркнуть грамматические основы, определить, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое.

1. З..л..той метелью мчит..ся ж..лтый лист.

2. В этом году осень пасмурная, дождливая.

3.Конь плохой воды пить (не) будет.

4.Закон должен соблюдать каждый.

 Итак, мы неслучайно вспомнили способы выражения подлежащего и сказуемого, так как сегодня на уроке нам предстоит решить учебную задачу.

  1. Приветствие
  2. Повторить способы выражения подлежащего и сказуемого.

Определить, всё ли понятно по пройденным темам, определить:

 -сумел ли объяснить правописание слов, определить тип подчинительной связи; подчеркнуть грамматические основы, определить, какой частью речи выражено подлежащее и сказуемое.

Необходимо самостоятельно выполнить задания и выяснить, есть ли затруднения.

  1. Решение учебной задачи

Первые четыре задания направлены на создание текста на лингвистическую тему.

Коллективная работа- задания 1-4.

Мы с вами попытаемся разрешить спор, возникший между учениками: один из них утверждает, что между подлежащим и сказуемым, выраженными одной и той же частью речи, всегда ставится тире, второй говорит, что не всегда.

Какова наша с вами задача?

Нам надо определить, кто прав, а для этого выполнить ряд заданий.

Задания получает каждый ученик (приложение № 1 - бланк выполнения задания, приложение № 2 – бланк ответов). Ваша задача:

1.Распределить предложения на 2 группы: 1 группа – тире ставится, 2 группа – тире не ставится (приложение № 3 – карточка № 1 с предложениями);

2. Проанализировать  предложения.

3. Выстроить алгоритм рассуждения при определении случаев постановки и отсутствия тире между подлежащим и сказуемым.

4. Сформулировать правило постановки тире между подлежащим и сказуемым.

Кто же из ребят прав?

Определяют цель урока.

Получив раздаточный материал, учащиеся выполняют предложенные 1-2 задания письменно, при этом  один учащийся комментирует случаи постановки тире между подлежащим и сказуемым, второй – случаи, когда тире не ставится; после анализа предложений учащиеся выстраивают алгоритм рассуждения:

- найти грамматическую основу,

- определить, какими частями  речи выражены,

- вспомнить случаи постановки тире и его отсутствия между подлежащим и сказуемым.

Формулируют  правило.

10 мин.

  1. Самостоятельная работа

Переходим к 5 – 7 заданиям. Вы их выполняете самостоятельно (учитель контролирует выполнение заданий). Ваша задача

5. Проверить себя, расставив знаки препинания в предложениях упр. 87, стр. 54.

6. Создать собственные предложения на все случаи правила.

7. Оценить работу соседа по парте.

Также вам предлагаются критерии выполнения задания (приложение № 4).

Работают с упр. 87.

Вписывают в бланк ответов собственные примеры.

Оценивают работу соседа по парте.

25мин.

  1. Этап рефлексии деятельности.

Цель – самооценка результатов.

5 мин.

1. Организация рефлексии деятельности.

- Какова была цель урока?

- Кто из вас достиг цели?

- У кого возникли затруднения?

Используя таблицу результатов, оцените свою деятельность (приложение № 5).

2. Организация постановки домашнего задания:

§ 15 для всех.

  1. Работа над ошибками, у кого «3», + упр. 89 (п.).
  2. Задания на карточках у кого «2»,
  3. Упр. 90 (п.), 88 (у.) – для остальных с обязательным выполнением дополнительных заданий.

Научиться ставить тире между подлежащим и сказуемым.

Заполнить индивидуальную таблицу результатов.

Записывают домашнее задание.

Приложение № 1

Бланк выполнения задания

1. Распределение предложения по группам (письменно).

2. Выявление случаев постановки тире между подлежащим и сказуемым (устно).

3. Выстраивание  алгоритма рассуждения при определении случаев постановки и отсутствия тире между подлежащим и сказуемым (письменно).

4. Формулирование правила постановки тире между подлежащим и сказуемым (устно).

5. Расстановка знаков препинания в предложениях данных учителем на карточках (приложение №3) (письменно).

6. Создание собственных предложений на все случаи правила (письменно).

7. Оценка работы соседа по парте (письменно).


Приложение № 2

Бланк ответов

Используя материал §15, стр. 53-54 учебника, заполните бланк ответов.

  1. Распределить предложения с карточки №1

Тире ставится

1.

2.

3.

4.

5.

Тире не ставится

1.

2.

3.

4.

  1. Алгоритм рассуждения:

1.

2.

3.

  1. Распределить предложения из упр. 87 в соответствии с правилом §15 (первое предложение разбирается совместно с учителем).
  1. Привести собственные примеры на все случаи правила.

Тире ставится

Тире не ставится

  1. Оцените работу соседа по парте

        Приложение № 3

Карточка №1

  1. Сказанное слово серебро, а несказанное золото.
  2. Богатство не счастье.
  3. Ты моя мелодия, я твой преданный Орфей.
  4. Точность и краткость вот первые достоинства прозы.
  5. Девятью семь сорок два.
  6. Друга любить себя не щадить.
  7. Рвать первоцветы вред для природы.
  8. Ласковое слово что солнышко в ненастье.
  9. Осенний день тих и прозрачен.

Приложение № 4

Критерии выполнения задания

- Правильное распределение по группам ( по1 баллу за каждое предложение) – максимум – 9 баллов.

- За верно выставленный алгоритм рассуждения – 3 балла (1 балл при наличии одной ошибки, 0 баллов – при двух и более ошибках).

- Знаки препинания в предложениях расставлены верно ( за каждое предложение – 1 балл) – максимум 12 баллов.

- Предложения на все случаи придуманы верно – максимум 9 баллов.

- Работа соседа проверена верно – 3 балла, (2 балла при наличии одной ошибки, 0 баллов – при трёх и более ошибках).

- Придуманы интересные предложения – 1 балл.

Максимальное количество баллов – 37

- «неудовлетворительно » - до 15 баллов

- «удовлетворительно » - от 16 до 25 баллов

- «хорошо» - от 26 до 35 баллов

- «отлично» - 36-37 баллов

        

Приложение № 5

Аналитическая шкала (перевод баллов в оценку)

Если ты набрал 36 или 37 баллов

Если ты набрал от 26 до 35 баллов

Если ты набрал от 16 до 25 баллов

Если ты набрал до 15 баллов

Ты молодец.

Оценка «5»

Ты хорошо усвоил материал.

Оценка «4»

Тебе надо вернуться к заданиям и сделать работу над ошибками.

Оценка «3»

Для тебя приготовлены задания на карточках. Плохую оценку можно исправить, обратившись к учителю.

Источники

  1. Пашкевич А.В. Компетентностно-ориентированный урок / А.В.Пашкевич.- Волгоград: Учитель, 2016. – 207с.
  2. Богданова Г.А. Уроки русского языка/ Г.А. Богданова. – М. Просвещение, 2000. – 191с.
  3. Русский язык. 8 класс: учебник / М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос, В.В. Львов; под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – 3-е изд, стереотип. – М. Дрофа, 2016. – 270с.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок-путешествие КИЖИ ( Тире между подлежащим и сказуемым) Урок-путешествие в 8 классе

Цели урока:Образовательные:Обобщить, систематизировать изученные теоретические сведения о по­становке тире, закрепить умения пунктуационного и интонационного оформ­ления предложений с тире, совершенст...

Урок по русскому языку в 8 классе по теме "Тире между подлежащим и сказуемым"

РАЗРАБОТКА УРОКА  ПО МЕТОДИЧЕСКОЙ ТЕМЕ: «РАЗВИТИЕ ЯЗЫКОВОЙ И КОММУНИКАТИВНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ НА ОСНОВЕ ДИФФЕРЕНЦИАЦИИ И ИНДИВИДУАЛИЗАЦИИ»....

урок русского языка в 8 классе с презентацией на тему "Тире между подлежащим и сказуемым"

урок-практикум, включающий разнообразные виды работы:фронтальную, индивидуальную, самостоятельную, выборочную, творческую.Урок содержит дополнительный познавательный материал из истории развития пункт...

Тире между подлежащим и сказуемым

Урок русского языка в 8 классе. Материал урока позволяет формировать навык постановки тире между подлежащим и сказуемым, развивать навык связной речи....

Готовимся к ЕГЭ (Тире между подлежащим и сказуемым , Тире в неполном предложении)

Дидактический материал к урокам по темам : "Тире между подлежащим и сказуемым". " Тире в неполном предложении" в тестовой форме....

Сборник по подготовке к ЕГЭ, ГИА по темам «Сказуемое и его основные виды», «Тире между подлежащим и сказуемым», «Односоставное предложение».

В связи с переходом  образовательных учреждений РФ и в частности школ на новую форму итоговой аттестации  в 9 классе возникает необходимость  и в  новом подходе к  планировани...