Памятка для учеников. Средства выразительности. Готовимся к ОГЭ
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку на тему

Квардакова Ольга Павловна

Подготовка к ОГЭ и ЕГЭ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon sredstva_vyrazitelnosti.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Памятка для учеников. Средства выразительности.

1)Троп – оборот речи, в котором слово или выражение употреблено в переносном значении в целях достижения большей художественной выразительности. В основе тропа лежит сопоставление двух понятий, которые представляются нашему сознанию близкими в каком-либо отношении. Виды тропов: аллегория, гипербола, ирония, каламбур, литота, метафора, метонимия, олицетворение, перифраза, синекдоха, сравнение, эпитет.

Аллегория – троп, заключающийся в иносказательном изображении отвлеченного понятия при помощи конкретного, жизненного образа. Например, в баснях и сказках хитрость – в образе лисы, жадность – волка, коварство – в виде змеи.

Гипербола – образное выражение, содержащее непомерное преувеличение размера, силы, значения и т.д. какого-либо предмета, явления. В сто сорок солнц закат пылал.

Ирония – троп, состоящий в употреблении слова или выражения в смысле обратном буквальному  с целью насмешки. Отколе, умная, бредешь ты, голова.

Именительный темы - существительное в именительном падеже, определяющее тему в начале текста. Будни. Они…

Каламбур - фигура речи, состоящая в юмористическом использовании многозначности слова или звукового сходства различных слов. Шёл дождь и два студента. Дети - цветы жизни.  Не давайте им, однако, распускаться.

Литота – образное выражение, содержащее непомерное преуменьшение размера, силы, значения какого-либо предмета, явления. Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить.

Метафора – употребление слова в переносном значении на основе сходства в каком-либо отношении двух предметов или явлений. Крыло самолета, золотая осень, дворянское гнездо.

Метонимия – употребление названия одного предмета вместо названия другого предмета на основании внешней или внутренней связи между ними. Ну, скушай еще тарелочку, милый! Перо его местью дышит.

Олицетворение –   троп, состоящий в приписывании неодушевленным предметам признаков и свойств живых существ. О чем ты воешь, ветр ночной, о чем так сетуешь безумно.

Оксюморон – троп, состоящий в соединении двух понятий, противоречащих друг другу, логически исключающих одно другое. Горькая радость, звонкая тишина, красноречивое молчание.

Оценочная лексика - слова, которые лексически определяют предмет с положительной или с отрицательной стороны. Добрый, милосердный - злой, беспощадный.

Перифраз – троп, состоящий в замене названия лица, предмета или явления описанием их существенных признаков или указанием на их характерные черты. Царь зверей (вместо лев), творец Макбета (Шекспир), рогатый зверь (лось).

Синекдоха – перенос значения с одного явления на другое по признаку количественного отношения между ними: употребление названия целого вместо названия части, общего вместо частного и наоборот. Защита требует оправдания подсудимого (вместо защитник), начальство осталось довольно (вместо начальник).

Эпитет – художественное, образное определение. При расширенном толковании эпитетом называют не только прилагательное, определяющее существительное, но и существительное- приложение, а также наречение, метафорически определяющее глагол. Мороз-воевода, бродяга-ветер, море синее, солнце красное, гордо реет Буревестник.

2)Стилистическая фигура – синтаксическое построение, используемое для усиления выразительности высказывания. Фигуры речи: аллитерация, ассонанс, анафора, антитеза, бессоюзие, градация, инверсия, многосоюзие, параллелизм, риторический вопрос, риторическое обращение, эпифора.

Аллитерация - повторение согласных звуков. Морозом выпитые лужи хрустят и хрупки, как хрусталь.

Ассонанс - повторение гласных звуков. Быстро лечу я по рельсам чугунным, думаю думу свою.

Анафора – с/ф, заключающаяся в повторении одних и тех же элементов в начале каждого параллельного ряда (стиха, строфы, прозаического отрывка).Анафора может быть звуковая, морфемная, лексическая: Грозой снесенные мосты,/ Гроба с размытого кладбища; Черноглазую девицу,/Черноглазого коня; Не напрасно дули ветры,/ Не напрасно шла гроза.

Антитеза – с/ф, служащая для усиления выразительности речи путем резкого противопоставления понятий, мыслей, образов. Где стол был яств, там гроб стоит. Богатый и в  будни пирует, а бедный и в праздник горюет.

Бессоюзие – бессоюзная связь однородных членов предложения, используется как стилистический прием

Градация – стилистическая фигура, состоящая в таком расположении частей высказывания (слов, отрезков предложения), при котором каждая последующая заключает в себе усиливающееся (реже уменьшающееся) смысловое или эмоционально-экспрессивное значение, благодаря чему создается нарастание (реже ослабление) производимого ими впечатления. Пришел, увидел, победил. (Юлий Цезарь).

Инверсия – расположение ЧП в особом порядке, нарушающем обычный (прямой) порядок, с целью усилить выразительность речи. Вышел месяц темный, одиноко глядит из черного облака на поля пустынные.

Многосоюзие – стилистическая фигура, состоящая в намеренном увеличении количества союзов в предложении, обычно для связи однородных членов, благодаря чему подчеркивается роль каждого из них, создается единство перечисления, усиливается выразительность речи. Перед глазами ходил океан, и колыхался, и гремел, и сверкал,  и угасал, и светился, и уходил куда-то в бесконечность.

Синтаксический параллелизм – одинаковое синтаксическое построение (одинаковое расположение сходных членов предложения) соседних предложений или отрезков речи. Молодым везде у нас дорога, старикам везде у нас почет.

Риторический вопрос – предложение, содержащее утверждение или отрицание в форме вопроса, на который не ожидается ответ. На кого не действует новизна?

Риторическое обращение – высказывание, которое адресуется неодушевленному предмету, отвлеченному понятию. Мечты, мечты! Где ваша сладость?

Эпифора – повтор одних и тех же элементов в конце каждого параллельного ряда (стиха, строфы, предложения). Мне бы хотелось знать, отчего я титулярный советник? Почему именно титулярный советник?

Антонимы – слова, имеющие противоположные значения. Добрый-злой, мир-война, уважать-презирать.

Синонимы – слова близкие или тождественные по своему значению, выражающие одно и то же понятие, но различающиеся или оттенками значения, или стилистической окраской. Скорый, быстрый, проворный. Чело-лоб.

Омонимы – слова, принадлежащие к одной и той же части речи и одинаково звучащие, но различные по значению. Брак (супружество)-брак(испорченная продукция); пол (паркетный) – пол (мужской).

Омофоны – разные слова, одинаково звучащие, но имеющие разное написание. Луг – лук, плод –плот, туш – тушь.

Омографы – разные слова, совпавшие по написанию (но не по произношению). Замок (дворец) – замок (на двери); мука (мучение) – мука (продукт);

Омоформы – слова, совпадающие в своём звучании лишь в отдельных формах (той же части речи или разных частей речи). Лечу (лететь) – лечу ( лечить); три (повел. наклонение) – три (числительное); печь (сущ.) – печь (глагол).

Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично совпадающие в своём значении.  Драматический - драматичный, романтический - романтичный, надеть - одеть, оплатить - уплатить, героический - геройский, проблемный - проблематичный.

Фразеологизм – лексически неделимое, устойчивое в своем составе и структуре, целостное по значению словосочетание.  Бить баклуши, попасть впросак, как пить дать, собаку съесть.

Сравнение         Сопоставление явлений, сходных между собой по виду, свойству или смыслу:

  • Сравнительный оборот с союзом КАК, СЛОВНО, БУДТО и т.д.

Внизу, как зеркало стальное, синеют озера струи.

  • Существительное в творительном падеже

Морозной пылью серебрится его бобровый воротник.

  • Существительное в дательном падеже со словом ПОДОБНО

Слова листве подобны, там, где она густа, там вряд ли плод таится под сению листа.

  • Существительное в именительном падеже в роли сказуемого

Её глаза - как два тумана…

  • Фразеологический оборот

Бежал как на пожар.

  • Отрицательный оборот

Не сияет на небе солнце красное, не любуются им тучки синие: то за трапезой сидит во златом венце, сидит грозный царь Иван Васильевич.

   Парцелляция Расчленение единой синтаксической структуры предложения, при котором она воплощается не в одной, а нескольких интонационно-смысловых речевых единицах

С девушкой он вскоре поссорился. И вот из-за чего.

Флеров - всё умеет. И дядя Гриша Дунаев. И доктор тоже.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Музыкальные средства выразительности

Методическая разработка урока музыки в 3 классе. Цель:Развитие и закрепление темы «Средства выразительности в музыке».   Задачи:  - научить определять динамические оттенки;  - позн...

Памятка для обучащихся "Средства выразительности"

В памятке представлены основные средства художественной изобразительности, проиллюстрированне примерами из художественной литературы...

Фонетические средства выразительности. Выразительные возможности словообразования

Цели урока: 1) тренировать учащихся в определении роли звукописи в художественных текстах...

Тренировочные упражнения "Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности".

Тренировочные упражнения включают 14 заданий для подготовки к ОГЭ-2016 № 3....

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку).

Выразительные средства лексики и фразеологии. Анализ средств выразительности (материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку)....