Притяжательные и вопросительные местоимения
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Конспект урока "Притяжательные и вопросительные местоимения" в 5 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_russkogo_yazyka_urok_v_5_klassa_14_okt._2015_goda.docx27.68 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

Гарская основная школа

Конспект

  урока русского языка в 5 классе

по теме

«Притяжательные и вопросительные местоимения»

Провела

учитель русского языка и литературы

1 квалификационной категории

Надежда Ивановна Поцелуева

14 октября 2015 года

-1-

Цель урока: учить распознавать местоимения по значению и грамматическим признакам

Задачи урока:

- учить видеть местоимения в тексте, определять их разряд, синтаксические  и морфологические признаки;

-  учить выбирать действия в соответствии с поставленной задачей;

- упражнять в свободном выражении своих мыслей в процессе речевого общения;

- воспитывать любовь к слову и классическим произведениям русской литературы.

   

Оборудование:

Отрывки из сказок А.С. Пушкина (разрезаны для составления целого текста),

стихотворение А.С. Пушкина,

 таблички с номерами  на доске (для определения лица местоимений),

 таблички с вопросами.  

Ход урока:

  1. Сообщение цели и задач урока.
  2. Слово учителя.

-Ребята, мы продолжаем изучать самостоятельные (то есть значимые) части речи. Вспомним, какие уже повторили (сущ., прил., глагол, наречие). На прошлом уроке мы начали повторять местоимение.

3. Вопросы к классу:

Какую часть речи мы называем местоимением? (ответы детей)

-2-

Сколько разрядов местоимений существует в русском языке? (9)

Какой разряд местоимений мы повторили? (личные)

Почему они так называются? (указывают на лица, которые участвуют в речи)

На какие вопросы они отвечают? (кто? что?)

Они бывают единственного и множественного числа. Вспомните их.

Ед.ч.: Я, ты, он, она, оно

Мн.ч.: мы, вы, они

Как изменяются личные местоимения? (по падежам. При этом меняется не только окончание, а все слово)

  1. Работа с текстом.

Найдите личные местоимения в тексте. Но сначала этот текст надо собрать. Вот у меня отдельные листы с четверостишиями. Попробуйте собрать текст (работа детей)

Ой вы, гости-господа,

Долго ль ездили? Куда?

Ладно ль за морем иль худо?

И какое в свете чудо?

Корабельщики в ответ:

«Мы объехали весь свет;

За морем житье не худо,

В свете ж вот какое чудо:

В море остров был крутой,

Не привальный, не жилой;

Он лежал пустой равниной,

Рос на нём дубок единый;

А теперь стоит на нём

Новый город со дворцом,

С златоглавыми церквами

С теремами и садами…

Из какого произведения отрывок?  («Сказка о царе Салтане»)

А кто правильно назовет название сказки? («Сказка о царе Салтане, о сыне его, славном и могучем богатыре князе Гвидоне Салтановиче и о прекрасной царевне Лебеди»).

Кто автор этой замечательной сказки? (А. С. Пушкин)

Каждый вопрос (подчеркнутое слово) вывешиваю на доску

Сегодня мы часто будем обращаться к произведениям этого великого человека. Выпишите личные местоимения, определите падеж.

-3-

Вы

Мы

Он

На нём

Почему эти местоимения называются личными? Какую часть речи они заменяют? (сущ.). Почему вы так думаете? (отв. на вопросы  кто? что?)

  1. Работа с личными местоимениями: Распределите эти местоимения по лицам. Таблички с номерами на доске (1, 2, 3 лицо).

   1 лицо                                      2 лицо                              3 лицо                              

      я                                               ты                                   их

      мне                                           вы                                  они

    меня                                         тебе                                 её

    нами                                          вас                                  ему

    мы                                             тобой                              он

    нам                                            вами                               его

                                                       ты                                  им

                                                                                              ею                                                                        

  1. Работа над новым материалом.

5.1.Следующий разряд, который мы повторим, - вопросительные местоимения. Мы ими пользуемся очень часто. Сегодня на уроке мы ими воспользовались неоднократно: когда я задавала вам вопросы о местоимении, о произведениях А.С. Пушкина, вы отвечали, на какие вопросы отвечают личные местоимения. Это вопросительные местоимения.

Когда они используются? (когда мы задаем вопрос)

А если мы задаем вопрос, то какой знак мы ставим на письме в конце предложения? (знак вопроса)

Изучая части речи, мы запоминаем, на какие вопросы они отвечают, при изучении склонения запоминаем вопросы падежей – это тоже вопросительные местоимения.

Кто дополнит, когда еще требуются вопросительные местоимения? (при изучении членов предложения, в разговоре в перемену, дома и т. д.)

Запишем в тетради, пропустив строчку свободной:

личные

Местоимения

вопросительные                                                 притяжательные

-4-

                                                      указывают на признак по принадлежности

             ?                                                                        чей?     5:

Бывают разными членами предложения           мой, твой, ваш, наш, свой  

                                                                               В предл. явл.  определением  

                                                                        Морф. призн.: род, число, падеж          

5.2. Найдите в тексте, который мы восстанавливали, вопросительные местоимения, выпишите их в тетрадь в столбик под знаком вопроса. Это примеры вопросительных местоимений.

Найдите вопросительные местоимения в стихотворении А.С. Пушкина, выпишите из в столбик. Местоимения не должны повторяться. Прочитайте стихотворения А.С. Какой должна быть наша интонация? (вопросительной).

Цветок засохший,  бездыханный,

     Забытый в книге, вижу я…

И вот уже мечтою странной

Душа наполнилась моя;

Где цвел? Когда? Какой  весною?

И долго ль цвёл? И сорван  кем?

Чужой, знакомой ли рукою,

И положён сюда зачем?

Выполнение упражнения № 135

Запишем д/з: пар 8, упр. 136, запись  в тетр.

5.3.А теперь поговорим о притяжательных местоимениях.

Дополним нашу схему (верху)

Найдите притяжательные предложения в стихотворении.

Моя – мест, притяж, употребл. в ж.р.. ед.ч.. Им. пад.

В упражнении 137 мы также найдем с вами знакомые местоимения

6. Закрепление материала. А теперь  найдите личные, вопросительные, притяжательные местоимения в моих маленьких текстах и запишите их на доске. Кроме того, узнайте сказку.

Выполнение задания

«Здравствуй, князь ты мой прекрасный!

Что ты тих, как день ненастный?»

Жил старик со своей старухой

У самого синего моря.

«Кушай яблочко, мой свет,

-5-

Благодарствуй за обед!»

«…Знай, близка судьба твоя,

Ведь царевна эта – я».

С какими личными местоимениями нет предложений? (ваш, наш).

Составьте и запишите предложения с этими местоимениями. Можно употреблять не только форму именительного падежа.

Проверка предложений

6. Рефлексия. А сейчас в каждом моём предложении постарайтесь услышать местоимение и определить его разряд (отвечать на вопросы не надо, надо найти местоимения и определить разряд)

Какие местоимения мы сегодня повторили? (вопр. и личное)

Когда употребляются личные местоимения? (вопрос.)

Ваша работа на уроке мне понравилась. (притяж, личное)

Я сегодня уроком довольна.(личн.)

А вы?(личн.)

Я поставлю вам отметки. (личные) Называю отметки……….

Я поставлю отметки в ваши дневники. (личн., притяж.)

Урок окончен. До свидания!

 

           

     

   Вас

тобой

тебе

меня

мне

её

они

вы

их

ты

я

он

ему  

мы

нам  

вами

его

нами

ты

им

ею

                                                                           

                                                                           

                                                                             

                                                                                       

                                                                                                                                                                       

Сколько?

В
О
П
Р
О
С
И
Т
Е
Л
Ь
Н
Ы
Е

М
Е

С

 Т.

Кто?

Что?

Какой?

Почему?

Как?

Когда?

                                         

                                             

     

  1

 2   3


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Вопросительные местоимения"

План-конспект урока русского языка по теме "Вопросительные местоимения" для учащихся 6 класса и учебная мультимедийная презентация, разработанная к уроку....

Вопросительные местоимения .Урок русского языка в 6 классе

Формировать умения находить в тексте вопросительные местоимения и использовать их с учетом  особенностей склонения....

Урок- путешествие в страну"Вопросительные местоимения"

Анатация к урокуУрок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению тем...

Презентация Вопросительные местоимения

Анатация к урокуУрок составлен для учащихся 6 класса, которые только начинают изучать тему «Вопросительные местоимения». Поэтому урок составлен таким образом, чтобы поддерживать интерес к изучению тем...

Вопросительные местоимения.

Учащиеся должны знать : вопросительные местоимения, их назначение в речи; уметь: употреблять в речи вопросительные местоимения, интонационно правильно произносить предложения с вопросительными местоим...