технологическая карта урока
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) по теме

технологическая карта урока

Скачать:


Предварительный просмотр:

КОМПЛЕКСНЫЙ АНАЛИЗ ТЕКСТА

Цель деятельности
учителя

формирование у учащихся  способов действия, связанных с анализом текста,  поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ключевых компетенций учащихся: информационной (умение анализировать информацию), проблемной и коммуникативной, создать условия для закрепления учащимися приемов работы с текстом

Тип урока

Урок общеметодологической направленности

Планируемые
образовательные
результаты

Предметные (объем освоения и уровень владения компетенциями): знать понятие текст, способы связи предложений в тексте; уметь  определять признаки текста.

Метапредметные (компоненты культурно-компетентностного опыта/приобретенная компетентность): способность использовать родной язык как средство получения знаний по другим учебным предметам; применение полученных знаний, умений и навыков анализа языковых явлений на межпредметном уровне (на уроках иностранного языка, литературы и др.).

Личностные: осознание эстетической ценности русского языка; уважительное отношение к родному языку, гордость за него; потребность сохранить чистоту русского языка как явления национальной культуры; стремление к речевому самосовершенствованию

Методы и формы
обучения

Наблюдение над языком, эвристический метод; индивидуальная, групповая, фронтальная

Оборудование

Интерактивная доска (экран), компьютер, мультимедийный проектор

Наглядно-демонстрационный материал

Мультимедийный ряд: презентация по теме урока, выполненная учителем, рисунки обучающихся, текст рассказа  И. С. Соколова - Микитова «Звуки весны» для каждого ученика, рабочие листы, звуки колокола, птичий гомон (записи МР3).

Основные понятия

Текст, тема, идея текста

Организационная структура (сценарий) урока

Этапы
урока

Обучающие
и развивающие компоненты,
задания
и упражнения

Деятельность учителя

Осуществляемая деятельность
учащихся

Формы организации совзаимодействия

Формируемые умения
(универсальные
учебные действия)

Контроль результатов учебной деятельности

1

2

3

4

5

6

7

1. Мотивация (само-определение)
к учебной деятельности

Эмоциональная, психологическая и мотивационная подготовка учащихся к усвоению изучаемого материала

Прозвенел уже звонок.
Сядьте тихо и неслышно,
И скорей начнем урок.
Будем мы читать, трудиться,
Ведь заданья нелегки.
Нам, друзья, нельзя лениться,
Так как мы ученики!

– Давайте определим свое настроение, настрой на работу:

   •  отличное;

   •  хорошее;

•  не совсем готовы

Здравствуйте, уважаемые гости! Ребята! Я рада приветствовать вас сегодня! Пусть наша совместная работа на уроке будет успешной и порадует всех нас. К сегодняшнему уроку вы получили не совсем обычное домашнее задание: вам предложено было раскрасить черно – белые изображения деревьев, чтоб ясно было видно, какое время года изображено на рисунке: зима, весна, лето или осень. Посмотрите, что у нас получилось. (Работы  прикреплены  на доску, согласно надписям: осень, зима, весна, лето)

- Какие краски вы, художники, использовали? (Каждое время года имеет свои цвета; осень – все оттенки желтого, красного, зима – белый, голубой; весна – нежно - зеленый, синий, лазоревый; лето – почти все яркие, насыщенные краски…)

- А какие звуки мы можем услышать ранним весенним утром? Где их можно услышать? (В лесу, на реке, на улице.)

Слушают учителя, участвуют
в диалоге
с учителем; размещают учебные материалы
на рабочем

месте, демонстрируют готовность к уроку

Фронтальная

Личностные: положительно относятся к учению, познавательной деятельности, желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся.

Познавательные: осознают познавательную задачу.

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции

Листы обратной связи

2. Актуализация
и пробное учебное 3.Выявление места
и причины затруднения действие

Эвристическая беседа, просмотр мультимедийной презентации, сопровождающей ход урока

 Приглашаю вас совершить путешествие в мир звуков весны (запись в рабочих листах).

- Если посмотреть в окно и прислушаться... Что можно услышать? (Как поют птицы, разговаривают прохожие под окном, смеются дети, вышедшие поиграть на солнышке; ветер шевелит ветви деревьев, и они словно перешёптываются между собой.)

Включается запись перезвона колоколов и голоса птиц (Слайд 1, 2)

 - Что вы услышали? (Колокола – вестники начала нового светлого дня, а птицы – вестники прихода весны).

- Какое чувство вы испытывали, когда слушали эти звуки? (Чувство успокоения, чистоты, легкости…)

- Жизнь природы изменчива, она полна интересных событий. Уходят морозы. Звенит капель. Земля скидывает с себя белые простыни снега и лежит влажная, тяжелая. Сырой и хмурый лес, вздрагивая от падения капель с ветвей, прислушивается к неумолчному рокоту талой воды. Природа пробуждается.

- Сколько же еще можно услышать звуков весны, если быть внимательным!

-Много и картин художников посвящено весне. (Слайд 3). Многие композиторы в своем творчестве обращались к природе. (Слайд 4)

- Как слышат весну художники слова? И самое интересное – как они рассказывают об этом? Послушаем подготовленные вами стихотворения о весне (2 ученика)

- Сегодня на уроке мы обратимся к  рассказу И. С. Соколова – Микитова «Звуки весны»

Смотрят презентацию, воспринимают на слух информацию, отвечают на вопросы, слушают запись, сверстников

Групповая

Личностные: имеют мотивацию к учебной деятельности.

Познавательные: выполняют учебно-познавательные действия в материализованной и умственной форме; осуществляют для решения учебных задач операции анализа, синтеза,

Устные ответы

4. Целеполагание и по-

строение проекта выхода из затруднения

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

Терминологический диктант.

– По толкованию определите слово и запишите его в начальной форме

1.Связное высказывание на определённую тему.

2.То, о чём говорится в тексте.

3. Главная мысль текста.

4. Тип речи, в котором что-то описывается.

5. Художественное образное определение.

6. Употребление слов в переносном значении на основе сходства с другими предметами. 

7. Придание свойств   живого  неодушевлённым  предметам.

(ключ на слайде 6).

1. Текст

2. Тема

3. Идея

4. Описание

5. Эпитет

6. Метафора

7. Олицетворение

Выполняют задание, оценивают работу товарищей, определяют тему и цель урока

Индивидуальная, групповая

Личностные: осознают свои возможности в учении; способны адекватно рассуждать о причинах своего успеха или неуспеха
в учении, связывая успехи
с усилиями, трудолюбием

Вопросы для уточнения информации

Физкультминутка

Чтоб глаза твои зорче были,

Чтоб в очках тебе не ходить,

Эти легкие движенья

Предлагаю повторить.

Вдаль посмотрим и под ноги,

Вправо, влево побыстрей.

Удивимся – что такое?

И закроем их скорей.

А теперь по кругу быстро,

Словно стрелочки часов,

Проведем глазами дружно,

Ну а дальше – будь здоров!

Теперь и вы все отдохнули, новая забота:

Нужно сделать на «отлично» новую работу

Выполняют элементарные физические упражнения

Фронтальная

Выполнение упражнений

5. Твор-

ческая практическая деятельность
по реализации построенного проекта

Обсуждение результатов; выполнение заданий, монологические высказывания

 Работа с текстом

- Чтение рассказа учеником

Звуки весны.

1) Тот, кто ночевал много раз у костра в лесу, никогда не забудет охотничьи весенние ночлеги. 2) Чудесно наступает предутренний час в лесу. 3) Кажется, невидимый дирижер поднял волшебную палочку, и по его знаку начинается пр..красная симфония утра. 4) Подчиняясь палочке невидимого дирижера, одна за другою гаснут над лесом звезды. 5) Нар..стая и зам..рая в макушках деревьев, над головами охотников проносится предра..светный ветер. 6) Как бы включаясь в музыку утра, слышится пение первой пр..снувшейся птички – зарянки. 7) Тихий, знакомый слышится звук: "Хоррр, хоррр, цвиу! Хоррр, хоррр, цвиу!" 8) Это тянет над утренним лесом вальдшнеп - лесной длинноклювый кулик. 9) Из тысячи лесных звуков чуткое ухо охотника уже ловит необычную, ни на что не похожую песню глухаря. 10) В самый торжественный час появления солнца звуки лесной музыки особенно нар..стают. 11) Пр..ветствуя во..ходящее солнце, в серебряные трубы трубят журавли, на бе..численных свирелях, повсюду з..ливаются неутомимые музыканты - дрозды, с голых лесных полян поднимаются в небо и поют жаворонки. 12) Множество радостных торжественных звуков слышит охотник в этот веселый час на земле и, забыв о своем ружье, долго слушает прекрасную симфонию весеннего утра. (И.С.Соколов-Микитов).

Формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения;
в сотрудничестве с учителем и од-

ноклассниками делают вывод
о структуре текста

Фронтальная

Познавательные: извлекают необходимую информацию из прослушанного объяснения учителя, высказываний одноклассников, систематизируют собственные знания. 

Регулятивные: планируют (в сотрудничестве с учителем и одноклассниками или самостоятельно) необходимые действия, операции, действуют по плану.

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность с учетом конкретных учебно-познавательных задач

Устные ответы

6. Первичное закрепление
с комментированием
во внешней речи

Эвристическая беседа, подбор примеров, иллюстрирующих природу изучаемого языкового явления, составление связных рассказов об изученных нормах

О чём вас заставил задуматься рассказ? (О том, как приятно оказаться в лесу в предрассветный час.)

- Тема текста? (Она отражена в заглавии)

- К какому стилю речи можно отнести этот текст? (К художественному: в тексте нарисована картина зарождающегося весеннего утра, описаны звуки, сопровождающие его рождение, передано состояние человека, который всё это видит и слышит.)

- А к какой тип текста? (Это описание.)

- Какие изобразительно-выразительные средства делают это описание таким ярким? (Эпитеты и метафоры)

- Найдите в тексте эпитеты и метафоры (Работа в парах). (Слайд 8, 9)

Эпитеты

Метафоры

прекрасная симфония

симфония утра

чуткое ухо

музыка утра

веселый час

в серебряные трубы трубят журавли

торжественные звуки

заливаются музыканты-дрозды

- С чем автор сравнивает наступление утра? (С симфонией.)

- А вы знаете, что такое симфония?

- Симфония-1. Большое музыкальное произведение для оркестра. 2. Гармоническое соединение, сочетание чего-нибудь. (Симфония красок, симфония звуков.) (Слайд 10)

- Услышали ли вы симфонию утра? С помощью чего автор достиг того, что мы могли услышать симфонию? Подчеркните данные особенности цветным фломастером. (Автор использовал музыкальные термины – дирижёр, волшебная палочка, симфония, музыка, пение, музыканты; изобразительно-выразительные средства: метафоры, эпитеты, олицетворения, сравнения, глаголы: ночевал, наступает, гаснут, слышится, ловит, трубят, заливаются, поднимаются, поют, слышит, слушает; звукоподражание «Хоррр, хоррр, цвиу!» )

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, в парах

Личностные: желают приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся. 

Познавательные: читают и слушают, извлекая нужную информацию, а также самостоятельно находят ее в материалах учебников, рабочих тетрадей. 

Регулятивные: контролируют учебные действия, замечают допущенные ошибки; осознают правило контроля и успешно используют его в решении учебной задачи. 

Коммуникативные: осуществляют совместную деятельность в парах и рабочих группах с учетом конкретных учебно-познавательных задач, умеют задавать вопросы для уточнения последовательности работы

Устные ответы

7. Самостоятельная работа с самопроверкой

Выполнение разноуровневых обучающих упражнений на основе текстов учебника или книг для внеклассного чтения

 - Прочитайте, как начинается симфония. Голоса каких птиц звучат в симфонии утра?

- Выпишите в ед.ч. И.п. Посмотрите на них (Слайды 11-16)

  • зарянка
  • вальдшнеп (кулик)
  • глухарь
  • журавль
  • дрозд
  • жаворонок

- А теперь выпишите те глаголы, с помощью которых мы услышали музыку утра. Определите время глаголов. Найдите те, которые употребляются в переносном значении. (Слайд 17)

  • слышится
  • тянет-поет
  • трубят-курлычут
  • заливаются-поют
  • поют

- Чего достигает автор, используя глаголы настоящего времени? (Мы как бы сами становимся участниками описываемых событий. Глаголы создают атмосферу движения, пробуждения, изменчивости природы)

- Назовите номер предложения с вводным словом. (3) С какой целью использует его автор? (С целью привлечь внимание читателя к тому, что происходит в лесу. Придаёт эмоциональную окраску тексту)

- Как вы думаете, почему автор в своём рассказе использует только двусоставные предложения? (В этом описании не должно быть недомыслия. Нам необходимо знать, кто создаёт эту прекрасную симфонию утра)

- Объясните изученные орфограммы в корнях и приставках слов с пропусками.

- Сделайте синтаксический разбор второго предложения.

- Напишите транскрипцию слов чудесно, прекрасная, заливаются

- Выполните морфемный разбор слов весенние,  нарастают, звуков. 

Выполняют упражнения, отвечают на вопросы

Индивидуальная, в парах

Личностные: нравственно-этическое оценивание усваиваемого Познавательные: самостоятельно выделяют и формулируют цель; осуществляют поиск существенной информации (из материалов учебника и рассказа учителя, по воспроизведению в памяти).

Регулятивные: самостоятельно планируют необходимые действия, операции, действуют по плану. 

Коммуникативные: формулируют собственные мысли, высказывают и обосновывают свою точку зрения содержания. 

Устные ответы, выполнение письменных упражнений

8. Включение
в систему знаний и повторение

Знакомство
с работами учащихся, обобщение полученных на уроке сведений, оценивание

– Итак, чему мы учились на уроке? (Мы учились находить тему и главную мысль теста, определять стиль, тип речи, находить изобразительно-выразительные средства, делать разборы, т.е. делать КАТ)

– Молодцы, ребята! Сегодня все работали замечательно.

- Наше путешествие подошло к концу, но путешествие в мир природы не кончается. Вслушайтесь в песню весны, всмотритесь в ее краски - вы как будто выпьете волшебный напиток и поймете, о чем щебечут птицы, журчит ручей, тихонько шепчут первые листья березы.

Отвечают
на вопросы

Фронтальная

Познавательные: приобретают умения использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни. 

Регулятивные: оценивают свою работу.

Коммуникативные: формулируют собственные мысли

Оценивание учащихся за работу
на уроке

9. Рефлексия учебной деятельности

Заключительная  беседа по вопросам; монологические высказывания

– Что нового узнали на уроке?

– Какие трудности у вас появлялись в процессе работы? Как вы их преодолевали?

– Понравилось ли вам на уроке? Какое настроение у вас сейчас?

– Дайте оценку нашей работе: выберите одну из предложенных
на вашем столе карточек и принесите мне на стол. Урок понравил ся – выбираете карточку с улыбающимся лицом, нет – карточку
с грустным лицом

  • Я разобрался в …
  • Я теперь знаю…, умею …
  • Я должен повторить

Определяют свое эмоциональное состояние
на уроке;
заполняют дневники достижений

Индивидуальная

Личностные: приобретают мотивацию к процессу образования. 

Познавательные: устанавливают взаимосвязь между объемом приобретенных знаний и операционных, исследовательских, аналитических умений; приобретают умение мотивированно организовывать свою деятельность. 

Регулятивные: оценивают свою работу

Листы обратной связи


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Технологическая карта урока по теме "Свободное время. Каникулы" (6 класс). Технологическая карта урока "Еда. Кафе"

В технологической карте урока представлена разработка урока по теме"Свободное время. Каникулы." и разработка урока по теме "Еда.Кафе" для 6 класса....

Методическая разработка "От технологической карты раздела к технологической карте урока"

Уровень образования: основное общее образованиеКласс: 5 классПредмет: биологияТип ресурса: технологические картыКраткое описание ресурса: технологические карты разделов по темам: "Введение в биологию"...

Курсы повышения квалификации. Экспертные карты.Технологическая карта урока.

Данный материал может быть полезен для тех, кто проходит курсы повышения квалификации. В нём представлены примеры экспертных карт двух кроссвордов и викторины, а также технологическая карта урока в 5 ...

Технологическая карта "Технологическая карта урока биологии в 6 классе по теме «Передвижение веществ в растении»

Цели урока:   сформировать представление о передвижении веществ по растениюЗадачи урока:Предметные: на основе знаний о строении стебля, сформировать представление о процессе транспорта вещес...

Технологическая карта урока Урок № 32. «Культурная карта Российской Федерации» (практическое занятие)

Класс 5 Тема урока «Культурная карта Российской Федерации» Тип урока практическое занятие, урок-путешествие Средства обучения (УМК) Цель: Создать условия для формирования представлений о на...