Обособленные члены предложения
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Клокова Виктория Викторовна

Урок обобщающего повторения в 8 классе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obosoblennye_chleny_predlozheniya.docx28.61 КБ

Предварительный просмотр:

Урок на тему «Обособленные члены предложения»

Тип урока: урок-обобщение

Конспект урока содержит материал по теме «Обособленные члены предложения»  (структура, знаки препинания), а также упражнения, направленные на развитие коммуникативных компетенций школьников.

Дидактический материал к уроку разработан на основе произведений местных авторов.

Цели урока:

образовательная: организовать деятельность учащихся по обобщению знаний об обособленных членах предложениях, закреплению навыков постановки знаков препинания в предложениях с обособленными членами предложения;

развивающая: способствовать развитию умений проводить пунктуационный разбор предложения, находить в предложении обособленные члены и выделять их на письме, умению применять теоретические знания на практике;

воспитательная: воспитывать бережное отношение к слову, любовь к родному языку, интерес к творчеству поэтов-земляков,   готовность к сотрудничеству на уроке, самостоятельность и способность к самоорганизации.

Оборудование: авторский дидактический материал  (карточки с вопросами и заданиями для парной, групповой и индивидуальной работы).

Ход урока

  1. Определение темы и постановка целей урока

 Обратимся к теме сегодняшнего урока, которая непосредственно связана со знаками препинания и условиями их расстановки. Как она будет звучать?

Попробуйте догадаться, выполнив задание.

Расставьте недостающие знаки препинания, объясните их постановку (текст выведен на экран)

1) Пеляхованцы свято чтят память земляков(,) отдавших жизнь за Родину.

2) Память о сражениях минувшей войны(,) страшной, кровавой, священна для жителей нашего района. 3) В нашем районе работают в различных сферах замечательные люди(,)прославившие наш край добросовестным трудом. 4)Жители Починковского района  свято чтят традиции(,) передавая их из поколения в поколение.

Необходимо выделить обособленные определения, выраженные причастными оборотами, указать определяемые слова.

   Словарная работа:

Что такое традиция? (Традиция – исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, взгляды, нормы поведения.)

Какие традиции существуют в нашей школе? В нашем селе? (Встречи с интересными людьми, помощь детсаду, забота о ветеранах и т.д.)

   Формулировка темы.   Обобщение  по теме      «Обособленные члены  предложения».

- Сегодня мы продолжим работу над обособленными членами предложения

Постановка целей:

1. Повторить виды обособленных членов предложений.

2. Формировать умение ставить знаки препинания в предложениях с обособленными членами;

3. Отработать правильность употребления в устной и письменной речи обособленных членов предложения.

Особенность нашего урока в том, что материалом к нему послужат тексты наших с вами земляков, починковских поэтов и журналистов.

2. Фронтальный опрос

1. Какие члены предложения называются обособленными?

(Члены предложения, выделяемые по смыслу и интонационно, называются обособленными).

2. Назовите известные вам обособленные члены предложения.

(Обособленные определения, обособленные приложения, обстоятельства, а также к обособленным членам предложения относятся уточняющие члены).

3. Какие члены предложения можно отнести к обособленным определениям?

(Причастный оборот, одиночное причастие, прилагательное).

4. Что относится к обособленным обстоятельствам?

(Деепричастный оборот, одиночные деепричастия; обстоятельства, выраженные существительными с предлогами).

- Давайте вспомним, каким алгоритмом мы пользуемся для решения вопроса о выделении обособленных членов предложения?

(При решении вопроса о выделении второстепенных членов предложения

запятыми (реже  - тире) следует учесть:

1) к какому слову (какой части речи) они относятся;

2) чем выражен второстепенный член, распространен или нет;

3) положение второстепенного члена относительно определяемого слова (перед ним или после, отделен или нет другими членами предложения);

4) имеются или отсутствуют дополнительные смысловые оттенки (чаще

всего обстоятельственные, например причины).

  1. Работа с текстом

Учащимся предлагается подготовиться к выразительному чтению текста вслух. Прием выразительного громкого чтения обязательно используем на каждом уроке русского языка и литературы.

        В селе Пеля-Хованская Починковского района  находится Святой родник. В обустройстве источника, издревле уважаемого и ценимого за неповторимый вкус свежей воды, приняли участие многие сельчане и жители района. Защитили родник, превратили обыкновенную поляну в открытую, предназначенную для отдыха площадку, в оазис, дарящий силу и энергию. Как и вода, бьющая из глубин земли, это место манит и притягивает к себе.  Здесь можно сидеть часами, размышлять, любуясь окружающей тишиной и спокойствием. Сразу после благоустройства родник был освящен в честь иконы Казанской Божьей матери. Сегодня здесь есть часовня, образы святых, трепетно собранные жителями села, купальня и место для забора воды. Круглый год верующие,  и просто путники, проходящие мимо, приходят на родник поклониться святому месту, зажечь свечу перед иконой, набрать святой целебной воды. Находясь у этого источника, чувствуешь себя чище душой, спокойнее. К счастью, в Починковском районе постепенно возобновляется традиция  пить чистую, живую, взятую из родника воду. (Л. Цыганова, «На земле Починковской», 2013г.)

Синтаксические задания предваряем работой по вопросам:

– Видели ли вы  родник  своими глазами? Разделяете ли вы позицию автора? Какие эмоции вызывает у вас это место?

– К какому стилю и типу речи принадлежит текст? Докажите свою точку зрения.

– Определите основную мысль текста. Каким настроением он проникнут?

– Какие средства выразительности использует автор и как это способствует реализации авторской задачи?

- Найдите в тексте обособленные члены предложения. Объясните постановку знаков препинания.

4. Практическая работа

А теперь обратимся к стихотворениям поэтов-земляков  Натальи Егоровой, Олега Макарова и Анатолия Трянина.

Ночь

Бесшумно по земле ступает ночь,

Рассыпав веер звезд по небосклону.

Дневные горести уносит прочь,

Неписанному следуя закону. (обособленные обстоятельства, выраженные деепричастным оборотом)

Я ей навстречу распахну окно,

Пусть в комнату мою ворвется ветер,

И станет на душе моей светло,

На все вопросы я найду ответы.

                     (Н.Егорова)

Сколько обособленных обстоятельств в первой строфе стихотворения?

а) одно,             б) два,            в) три

Назовите главные слова, к которым относятся обособленные обстоятельства.

а) ночь, горести,  б) бесшумно, прочь   в) ступает, уносит

 Июль

В небе месяц затаился,

Наблюдая свысока(,)

Как над ним засеребрился

След лихого ручейка.

Под покровом тихой ночи(,)

Замирая до поры(,)

Отдохнуть мечтает очень

Все живое от жары.

                      (О.Макаров)

Сколько запятых пропущено в данном предложении?

Объясните, анализируя постановку знаков препинания, к чему относятся обособленные деепричастные обороты.

Весна

После лютых злых морозов

Осмелели воробьи.

В ряд усевшись на березы,

Чистят перышки свои.

Раскричались вдруг вороны,

Опьяненные весной.

С Рудни снятые оковы

Ледяной с горы водой.

                              (А. Трянин)

Перечислите обособленные конструкции, встречающиеся в данном предложении. Назовите слова, от которых зависит каждая из обособленных конструкций.

5.Подведение итогов

1. А.П. Чехов сказал так о знаках препинания: «Знаки препинания служат нотами при чтении»? Согласны ли вы с мнением писателя?

(Несомненно. Обособляя, то есть, выделяя второстепенные члены предложения, мы придаём им большую самостоятельность, а они в свою очередь украшают текст.)

2. Какую роль выполняют обособленные члены предложения в нашем языке?

(Выделяют и уточняют часть высказывания. Знаки препинания служат для придания тексту большей выразительности. Ведь нередко от того, как мы прочитаем предложение,  зависит  его смысл.)

 (Оценка работы учащихся на уроке).

6.Домашнее задание

 Выписать из любого литературного произведения 6 предложений с обособленными членами предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения.Обособленное определение""

Конспект урока  русского языка в 8 классе по теме "Обособленные члены предложения. Обособленное определение"(1-ый урок)...

УРОК РУССКОГО ЯЗЫКА ПО ТЕМЕ "ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ.ОБОСОБЛЕНИЕ ПРИЧАСТНЫХ И ДЕЕПРИЧАСТНЫХ ОБОРОТОВ"

Тема урока: Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов .Урок по учебному комплексу В.В.БабайцевойТип урока: урок приобретения  новых знанийФорма урока: ...

Конспект урока с презентацией на тему: "Обособленные члены предложения. Обособленные определения".

В конспекте представлены цели, форма работы, дано приложение для организации самостоятельной работы учащихся. Урок составлен с опорой на УМК для 8 кл.  под редакцией Быстровой...

урок русского языка в 7 классе по теме: "Обособленные члены предложения. Обособление причастных и деепричастных оборотов."

Урок поможет сформировать умение отличать причастные обороты от деепричастных оборотов....

Обособленные члены предложения.Обособление определений и приложений.

Презентация для учащихся 8 классов " Обособленные члены предложения. Обособление определений и приложений"....

Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства». 8 класс

Материал содержит презетацию к уроку и методическую разработку....