Односоставные предложения в художественном тексте
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему

Клокова Виктория Викторовна

Урок обобщающего повторения с использованием краеведческого материала

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл odnosostavnye_predlozheniya.docx22.18 КБ

Предварительный просмотр:

На уроке обобщающего повторения «Односоставные предложения в художественном тексте» (8 класс) учащимся предлагается проследить, как «работают» односоставные предложения в художественном тексте, как помогают создавать художественный образ, попутно закрепляется понятие о видах односоставных предложений, их структуре, семантике, способах выражения главного члена предложения.

Урок строится на основе анализа стихотворений починковских поэтов Натальи Егоровой и  Анатолия Трянина. Слово учителя. Завершая разговор об односоставных предложениях, мы понаблюдаем за тем, какую роль они играют в художественном тексте, для чего их использует автор. Необходимо отметить, что стихотворения наших земляков проникнуты искренним чувством любви к родине, родной природе. В стихотворении Натальи Егоровой представлена зимняя зарисовка.

Зимний вечер

Сумерки. Морозно. Тишина.

Небо в звездах. Синие снега.

Желтый свет горящих фонарей,

Таинство сиреневых теней.

Высятся громадами дома.

Инеем покрыты провода.

Так причудлив силуэт ветвей

В бледно-желтом отблеске огней.

-Односоставные предложения какого типа преобладают в этом стихотворении?

 - Какова роль назывных предложений в данном тексте?

Из девяти предложений в данном тексте пять назывных. Назывные предложения утверждают наличие, существование предметов, явлений, состояний в настоящее время. Такие предложения здесь не случайны: они позволяют лаконично изобразить картины природы, время и место действия. (Новый материал) - Как вы думаете, могут ли быть назывные предложения отрицательными?  Какие предложения соответствуют назывным в прошедшем и будущем времени? Назывные предложения бывают только утвердительными. В прошедшем и будущем времени им соответствуют двусоставные предложения. (Сравните: Ночь. – Была ночь.)

- Почему в  тексте употреблены распространенные назывные предложения?

Автору необходимо передать как можно полнее картину зимнего вечера. Это достигается благодаря согласованным и несогласованным определениям.

(Наиболее сложный материал: функции безличных предложений в художественном тексте) – Как вы думаете, какой еще тип односоставного предложения может еще быть полезен писателю для того, чтобы передать состояние природы или человека? Найдите в тексте безличное предложение.

Это яркая и лаконичная форма описания состояния природы, человека или окружающей среды. Безличные предложения делают повествование более эмоциональным. С их помощью действию можно придать оттенок стихийности.

Обратимся к трогательным и ярким стихотворениям А. Трянина. Детство поэта прошло Починках, а это «царство цветов, песни птиц, луговых трав, хлебных полей»[1].Именно из любви к природе, к родному краю черпал поэт вдохновение.

Починки

Слов хороших сказано не мало, (безличное)

Много песен сложено, стихов.     (безличное)

Приезжайте к нам в Починки в мае, (опред-личное)

Чтобы здесь послушать соловьев.    (безличное)

Там, где тропка протянулась лугом,

Где медовый в травах горный склон.

Целина, распаханная плугом,

Слышится колосьев перезвон.

Нас встречают на заре поклоном,

Синевой небесной васильки,

И с журчанием неспешно долом

Песнь свою выводят ручейки.

Выйдешь за околицу и встретишь

В дымке рукотворные пруды:

Глянешь на село – и в рай поверишь, (опред-личное)

Всюду белоснежные сады. (неполное)

  • Практическая работа.

 -Проанализируйте стихотворение А. Трянина «Починки – судьба моя»  по плану:

  1. Определите настроение текста. Чем оно создается?
  2. Объясните постановку тире в названии стихотворения.
  3. Найдите и охарактеризуйте односоставные предложения; определите их роль в тексте.
  4. Найдите в тексте обращения, расставьте знаки препинания.
  5. Вставьте пропущенные буквы и обозначьте орфограммы.

Починки – судьба моя

  А.Трянин

Снега, снега…(назывн.)

Блестят под небом синим,

Среди дубрав, среди  родных берез,(неполн.)

Люблю тебя(, )мой край(,) моя Россия! (опред.-личн.)

Люблю тебя и не стесняюсь слёз.(опред.-личн.)

Люблю твои закаты и ра..светы.(опред.-личн.)

Когда по рощам свищ..т солов..и.

Когда з..ря в лугах рукой с..гретой

К утру спл..тает локоны свои.

Когда под со..нцем первые р..синки

С туман..ых грив упали на траву.

Как хорошо, что есть мои Починки, (безличн.)

Которые я с детских лет люблю.

Подводя итоги урока, задаем учащимся вопрос о том, какое впечатление произвели на них стихотворения починковских авторов, манера их художественной речи. Суммируем выводы о роли односоставных предложений в тексте. Дома предлагаем попробовать себя в роли писателя: создать сочинение-миниатюру с использованием разных видов односоставных предложений о красоте родного края, родной природы.



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок словесности в 11 классе «Бессоюзные сложные предложения в художественном тексте»

На уроке словесности 11-классники знакомятся со стилистической функцией бессоюзных сложных предложений в художественном тексте. Лингвистический анализ на уровне синтаксиса фрагментов рассказа И....

Односоставные предложения в художественном тексте

Урок-обобщение по односоставным предложениям...

Выразительные возможности односоставных предложений (На примере текста И.А.Бунина "Антоновские яблоки")

Урок русского языка в 8 классе. Цель урока - обобщение знаний об употреблении односоставных предложений, формирование культуры речевого общения....

Урок – исследование по русскому языку в 8 классе по теме: «Роль односоставных предложений в художественных текстах» Номинация «Урок с применением ЭОР»

Урок помогает увидеть богатство русского языка через примеры текстов  художественных произведений....

Односоставные предложения. Работа с текстом 8 класс.

Работа с текстом по разделу "односоставные предложения" в  8 классе....

Конспект открытого интегрированного урока по русскому языку и литературе: «Роль обособленных членов предложения в художественном тексте»

Интегрированный урок по русскому языку и литературе на материале рассказа Паустовского "Телеграмма"...