Подготовка к сочинению - описанию скульптурного произведения. «У памятника погибшим героям», «Родина помнит своих героев», «Вечно живые».
план-конспект урока по русскому языку (6, 7 класс) на тему

Ильичева Надежда Андреевна

Познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями сичинения "Описания памятника"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_opisanie.doc222.5 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока :

Подготовка к сочинению - описанию скульптурного произведения.

«У памятника погибшим героям»,

«Родина помнит своих героев»,

«Вечно живые».

Проведен

учителем русского языка и литературы

МКОУ «Ханинская СОШ»

Ильичевой Н.А.

Цель урока :

  • познакомить учащихся с особенностями произведений монументальной скульптуры и с особенностями сочинения «Описание памятника»;
  • научить определять замысел художника и видеть его реализацию в общем виде памятника , его деталях, окружении , писать сочинение в определенном жанре , выбирать соответствующей теме тип речи;
  • воспитание личности, бережно относящейся к истории родного края .

Культуроведческий фон урока (оборудование): фотографии памятника на Братской могиле п. Ханино Суворовского района Тульской области, песня В.Высоцкого «На Братских могилах не ставят крестов», сборник стихов Г. Дейниченко  «Созвездие льва» , материалы школьного музея - экспозиции.

  1. Вступительное слово учителя .

Памятники жертвам войны и героям Победы . Их много - у нас в стране , в разных концах мира . Есть такие памятники и у нас , в маленьком поселке Ханино . Это символы гордости и славы . Они языком искусства рассказывают о подвигах на полях сражений.

На пьедестале даже зимой лежат живые цветы , и чьи - то заботливые руки всегда их обновляют.

В честь каких событий был воздвигнут величественный памятник погибшим ? Кто они - герои войны , которые вечно вызывают благодарность и восхищение потомков ?

  1. Рассказ учителя истории о событиях периода Великой Отечественной войны .
  2. Предлагаются варианты тем для сочинения : «У памятника погибшим героям» , «О чем рассказал памятник», «Родина помнит своих героев», «Вечно живые» . Обращается внимание , что уч-ся должны выразить свои мысли и чувства . Тема памяти, тема благодарности тем, кто отдал жизнь за Родину, за светлые идеалы , кто оставил заметный след в истории нашего края .

Отрывки из сочинений уч-ся (мотивы, по которым уч-ся выберут ту или иную тему, могут быть весьма различными) .

  • Для одних - это возможность поразмышлять о близких,
  • для других рассказ об отношении к героям и ветеранам Великой Отечественной войны ,
  • для третьих - размышление о памяти и памятниках . Вот строки из сочинений 8-классников .

« Передо мной фотография моей бабушки: на лице морщины, седые волосы, задумчивые серые глаза. Бабушка прожила тяжелую жизнь. В ее морщинах - радость, боль, горе, счастье» .

(Кирюшкина Люба)

И далее девочка рассказывает о судьбе бабушки, которая в годы войны работала в госпитале п. Ханино, о заслуженном враче Хариной Марии Петровне и ее подвиге.

« К нему идут все - и посоветоваться и просто поговорить. А друзья у него и маленькие и большие».

Это строки из сочинения о Птицыне Карле Владимировиче – ветеране, который всю войну находился в войсках действующей армии. После демобилизации вернулся к учительской работе. Вместе с ребятами проводили большую поисковую работу. Им удалось установить связь с родственниками погибших воинов Советской Армии, похороненных в братской могиле.

Образец текста «Памятник».

  1. Беседа о специфике памятника как скульптурном сооружении .

В беседе следует обратить внимание на следующее: памятник - трехмерное произведение искусства, объемное, поэтому его, в отличие например, от картины, следует рассматривать с разных точек зрения: спереди, сбоку, сзади, т.е. обойти вокруг. Для лучшего обзора скульптура обычно помещается на пьедестал (постамент). Рассматривая памятник, надо всегда обращать внимание на то, как статуя связана с постаментом, а весь памятник - с пространством улицы, площади, с окружающими зданиями.

Очень важен выбор материала. Обычно памятники превышают натуральную величину, стоят под открытым небом, поэтому материал должен быть особенно прочным : мрамор, гранит, бронза и т.д.

Над созданием произведений монументального искусства обычно работает творческий коллектив. Создатель памятника, автор его - скульптор. Над пьедесталом работает архитектор,  декоратор заботится об окружении, о деталях окружении памятника (фонари, ограда). Иногда в творчески коллектив входит и садовник.

  1. Словарная работа.

Пьедестал ( от фр. - нога), постамент; скульптор; художник; архитектор; статуя; монумент; скульптура , памятник (кому ?) Пушкину; портрет (кого ? ) Пушкина.

  1. Тип речи.

В сочинении будет преобладать описание с элементами повествования , возможно рассуждения, особенно в 1-й и 2-й темах .

7.Работа с компьютером.

Примерный план описания памятника:

  1. Когда и где установлен памятник?
  2. В честь кого или какого события он поставлен?
  3. Что известно об авторе памятника или истории его создания?
  4. Каков общий вид памятника?
  5. Как вы понимаете главную идею памятника?
  6. Детали и их значение в раскрытии замысла скульптора.
  7. Как вписывается памятник в окружающую среду?
  8. Какие мысли и чувства вызвал у вас этот памятник?

8. Творческое задание: «Как вы понимаете творческий замысел воплощенный в памятнике?»

Запишем ключевые слова, с помощью которых можно передать замысел скульптора.

Работа с толковым словарем

Грусть

скорбь

печаль

горесть

страдание

(высок.) - крайняя печаль , горесть , страдание

Какие же чувства выразил скульптор в своей работе? (боль утраты )

Почему скульптор изобразил только мужчину и женщину? Почему они даны крупным планом? (скульптору важно показать только чувства героев, он не хочет, чтобы что-то отвлекало внимание зрителя). Знамя в руках солдата - символ всей России.

- Всмотритесь внимательно в солдата. Что вы можете сказать о его чувствах, переживаниях? (Во всем его облике - любовь и нежность, и в то же время сила духа, нравственная стойкость, умение подняться над своими невзгодами .)

(Письма с фронта.)

«Опаленные огнем войны»

(Назовите опорные слова и словосочетания, отражающие содержание скульптуры)

Солдат: проявление любви и нежности, сила духа, нравственная стойкость, твердость в решении защитить, физически сильный человек, крепкое телосложение, волевое лицо, сильные руки, глубина чувств и сердечность.

Женщина: недосказанность, детская незащищенность, беззащитность, невысказанное страдание , бесконечная любовь и преданность .

9.Работа над речевыми конструкциями помогающими раскрыть замысел скульптора. Памятник выражает ... Скульптуру хотелось (удалось) выразить ...

10.Работа над фоновой лексикой.

  • Подберите синонимы к словам:

агрессор - захватчик, завоеватель, враг, противник, фашист, неприятель; бессмертие - вечная жизнь, слава, известность, признание; воин - боец, солдат;

победить - выиграть бой, одолеть, разбить, разгромить, сразить, побороть

  • Итак, какие мысли, чувства вызывает скульптура?
  • В облике простого солдата выражена уверенность в том, что он сумеет защитить Отечество, а фигурка женщины символизирует бесконечную любовь и преданность.
  • А я смогу?
  • Война - огонь, пожар, кровь, беда.
  • Быть войны не должно .

(Чтение стихотворения Г. Дейниченко «У обелиска . Песня В. Высоцкого «На Братских могилах»)

Задание на дом:

Самостоятельная работа уч-ся : сочинение на одну из тем.



Краткое описание

В 1966 году на могиле была установлена скульптурная группа высотой 5 м. «Скорбящий воин со знаменем и женщина с венком» . Памятник и зготовлен из лепного строительного материала . Скульптурная группа расположена па постаменте (лицевая сторона 1,7 м xl ,6 м.) . На лицевой ciopoiu постамента — мемориальная доска из оцинкованного железа с надписью «Вечная память героям, павшим в боях за честь и независимость нашей Родины в Великой Отечественной войне 1941-1945

гг.» . Далее следует воинские звания , фамилии захороненных в два столбика : 61 фамилия . Размер доски : 80 х 110 см. На боковых сторонах постамента - надпись углубленная «19.12.1941 г. воины 290 СД 50 Армии освободители Ханино . Вечная слава героям» (размер 50 х 70 см.). На братской могиле высажены цветы . Размер цветочницы 6.0 м. х 3,5 м. Вокруг братской могилы установлена ограда из чугунного литья

(8.0 х 10,5 м.)

i леи дсиличепаа        и /j, г i l. */iuur\. катили

У ОБЕЛИСКА

На придорожном обелиске В тульской нашей стороне В граните высечены списки Солдат, погибших на войне.

Есть в списках тех простое имя Из русских памятных родов, Что многочисленны поныне — Иван Иваныч Иванов.

Он смертью храбрых в сорок первом Пал на переднем рубеже, Отчизне и присяге верный И ставший вечностью уже.

Раз в год приходит к обелиску, Опёршись на костыль, старик, Цветы кладёт к подножью списка, Который скорбен и велик.

Кто этот воин поседелый, Что спорит с тяжестью годов? А он из списка, третий слева, Иван Иваныч Иванов.

Один он выжил в пекле боя, Лихую отведя беду. Ему написано судьбою Живым остаться в том году.

И вот приходит повиниться Сюда в победный день весны, Земным поклоном поклониться Всем не вернувшимся с войны.

ПАМЯТНИК*

Он стоит возле шоссе. Фигура солдата-великана высечена из серого камня во весь рост. В левой руке он держит каску, прижатую к груди, в правой — автомат. Обнаженная голова опущена. Будто солдат смотрит на запыленную бетонную плиту, лежащую у ног, и читает имена героев, похороненных на холмике.

Памятник поставили давно, сразу же как только кончилась война. Часто к солдату на холме приходят люди. Побудут немного, положат цветы и уйдут.

Иногда приезжают к памятнику солдаты. Они . принимают, военную присягу.

Однажды Федя видел, как сгорбленная маленькая старушка долго стояла возле памятника на коленях и плакала. Потом встала и медленно пошла по обочине шоссе, опираясь на палку.

  • Может, бабуля, помочь вам остановить машину?

Старушка подняла голову, и Федя увидел, что она слепая.

Кто знает, может, война опалила ей глаза, а может, ослепла от слез горьких,, узнав о гибели сына?        .

  • Останови, сынок, коли сможешь, — согласилась она на- помощь.

Федя поднял руку навстречу тяжелому самосвалу. Шофер - притормозил, самосвая фыркнул и остановился.

  • Подвезите, пожалуйста, бабушку, — попросил Федя. — Она идти не может.
  • Если не может, зачем идет? — невежливо ответил шофер. Но тут же осекся: увидел, что старушка слегГая.
  • У нее внук вон там похоронен, — почти выкрикнул Федя. — Памятник ему поставлен...
  • Не внук, — тихо сказала старушка, — сын, Кирюша. Шестнадцать годков ему было, когда ушел добровольцем на фронт.

Шофер покраснел. Стыдно ему стало за свою грубость.

  • Простите, мать, не знал. Садитесь, пожалуйста!

Когда старушка уехала, Федя ' подошел к памятнику. Среди многих имен на плите он отыскал надпись: «Лейтенант Петров Кирилл Иванович». — Какой он был, этот Кирюша, где сражался, как погиб?» — думал Федя. Очень хотелось узнать... (289 сл.) .

(По А. Жарикову)

Краткий комментар и й. Текст повествовательный, включающий описание памятника погибшим воинам.

Предлагается подготовить выборочное изложение, дать только описание памятника. Составленный текст надо дополнить с учетом следующих вопросов и заданий: 1. Какие памятники героям Великой Отечественной войны известны вам? 2. В честь кого они воздвигнуты? 3. Опишите памятник, который вы видели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

подготовка к сочинению- описанию памятника в публицистическом стиле

1.Работа с типом речи Описание2.Анализ предложенных текстов.3.Работа по группам (анализ текстов" Рабочий и колхозница", "Камень с Оки")4. Анализ текста "Медный всадник" Фальконе5. Подготовка к домашне...

Презентация к уроку русского языка в 8 классе. Подготовка к сочинению.Описание памятника культуры

Презентация подготовлена как иллюстративный материал к уроку развития речи в 8 классе по теме: "Описание памятника культуры".  Конспект урока  представлен в моём портфолио....

Урок подготовки к сочинению-описанию памятника архитектуры

Материал содержит конспект урока по подготовке к сочинению-описанию памятника архитектуры. Урок подготовлен на региональном материале....

Урок развития речи в 8 классе.  Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры.

Урок развития речи в 8 классе. Подготовка к сочинению описанию памятника архитектуры....

Подготовка к сочинению-описанию памятника архитектуры. Презентация

Презентация к уроку русского языка в 8 классе "Сочинение-описание памятника архитектуры". (Г.о. Подольск, Храм Знамения Пресвятой Богородицы в Дубровицах)...