Открытый урок по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Волохина Светлана Алексеевна

Цели црока: 

формирование умений:

- находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

-  производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

- правильно употреблять в речи данные виды предложений;

-  правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy_urok.docx50.31 КБ
Файл prezentatsiya1.pptx759.89 КБ
Файл rabochiy_list_uchenika.docx14.4 КБ

Предварительный просмотр:

Т\У Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными

Цели урока:  Образовательные: формирование умений :

находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

 производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

правильно употреблять в речи данные виды предложений;

 правильно расставлять знаки препинания (выделять придаточные запятыми);

составлять схемы предложений с придаточными определительными.

  • Развивающие развивать умение излагать свою точку зрения, логическое мышление (анализировать языковой материал, обобщать и делать выводы);
  • стимулировать интерес к изучаемому предмету с помощью информационных технологий;
  • развивать умения сравнивать, комментировать, делать выводы;
  • развивать творческие, коммуникативные качества;
  • развивать личные качества учащихся (чувства товарищества, взаимоподдержки),
  • формировать общекультурные навыки.

Воспитательные:

 

Оборудование:рабочие листы,

  • карточки, в которых указаны   названия разных профессий,  части таблицы «Сложное предложение»,  Школьный толковый словарь компьютер
  • проектор
  • презентация учителя “Урок русского языка
  • учебник: Тростенцова А.А. Русский язык 9 кл. М.: Просвещение, 2016

Дети сидят вокруг стола,  у каждого рабочие листы

                                                          Ход урока

  1. О.М.  

Добрый день, дорогие ребята. Мы начинаем урок русского языка, на котором вы продолжите изучать строение СПП. Для этого нам понадобится учебник, толковый словарь, рабочий лист и ваше желание учиться. Все готовы? 

  Сегодня у нас на уроке  гости. Мы очень рады видеть их. Они  приехали из разных школ нашего района, но всех их объединяет одно. Чтобы догадаться, что же является общим для гостей, выполним словарно-орфографическую работу.

2.Словарно-орфографическая работа.

-- Вставьте пропущенные буквы в следующие слова:

Слайд  *Ап..аратчик

        Кор..еспондент

        Адв..кат

       Де..ектолог

       Мод..льер

       Продю..ер

      Мас..ажист

     Арх..тектор

       Нефт..ник

Слайд --Прочитайте слово, получившееся из вставленных букв.

А

п

п

а

р

а

т

ч

и

к

К

о

р

р

е

с

п

о

н

д

е

н

т

А

д

в

о

к

а

т

Д

е

ф

е

к

т

о

л

о

г

М

о

д

е

л

ь

е

р

П

р

о

д

ю

с

е

р

М

а

с

с

а

ж

и

с

т

А

р

х

и

т

е

к

т

о

р

Н

е

ф

т

я

н

и

к

ПРОФЕССИЯ. Вот что объединяет наших гостей. Скоро и вам предстоит сделать  свой выбор, и сегодня на уроке русского языка мы будем вести разговор о профессии.

Слайд*

3.СЛОВАРНАЯ РАБОТА. 

- Используя школьный толковый словарь, найдите толкование слова «профессия».

 Профессия (от латинского profitere – объявлять своим делом, говорить публично, заявлять) Основной род занятий , трудовой деятельности.

 Однокоренные слова:  Профессиональный,  профессионал                   

---А что нужно  делать вам, чтобы овладеть профессией, о которой мечтаете, стать профессионалом?

  (Для того, чтобы овладеть той или иной профессией, необходимо  много учиться. Нужно  быть целеустремленным, старательным,..).

Только тот, кто имеет настойчивость, терпение, старательность и усердие, сможет достичь успеха.

  Я желаю вам проявить эти качества на сегодняшнем уроке.

 4. Проверка Д/З .  Повторение  теории

   Давайте  проверим  наши знания, выполнив следующее задание. 1)Работа по таблице

Слайд:  Соедините рассыпанные части текста .

Работа в группе. Ученики соединяют  части предложения на магнитной доске.

Простое предложение

Предложение,  в котором одно простое предложение подчинено по смыслу другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами

Сложное предложение

Предложение, в котором простые предложения равноправны по смыслу и связаны при помощи интонации и сочинительных союзов

Сложносочиненное предложение

Предложение, состоящее из одной грамматической основы

Сложноподчиненное предложение

Предложение, состоящее из нескольких простых предложений

   -Как называются предложения, входящие в состав СПП?   (главн. и придаточное)

2). Что мы знаем с вами о придаточном предложении?

-Придаточное предложение – это часть сложноподчиненного предложения, которая находится в подчиненном положении по отношению к главному.

-К придаточному предложению ставится вопрос от главного.

-Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов и союзных слов.

 -Придаточное предложение раскрывает ту информацию, которая сообщается в главном предложении.

-Придаточное предложение может стоять перед главным , после него и в середине  главного.

              Сегодня мы продолжаем   изучать придаточные предложения, ведь     знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём.

Слайд*3) ЗАДАНИЕ:  запишите предложение, раскройте скобки, объясните правописание и расставьте знаки препинания.

Знания (не)пополняемые ежедневно  убывают с каждым днём.

Слайд «Проверь себя»:

 Знания, не пополняемые ежедневно,  убывают с каждым днём.

Предложение осложнено обособленным определением.  

-Вспомните, что называется определением?

Слайд* Определение—второстепенный член предложения.

*Определение отвечает на вопросы:  какой? какая? какое? чей?

*Определение поясняет имя существительное.

*Определение обозначает признак предмета.

*Определение бывает согласованным и несогласованным

Слайд*-Сравните  это предложение с другим  .

А) Знания, не пополняемые ежедневно,  убывают с каждым днём.

Б)Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.

 Похожи они?

Слайд    Эти предложения – грамматические синонимы, которые отличаются оттенками: глагол усиливает действие, а причастный оборот подчёркивает признак предмета.

  -Запишите второе предложение

– Выделим основы.

– Объясним знаки препинания во втором предложении

– Определим часть речи слова «которая». (С.с.)

-- На какой вопрос отвечает придаточное предложение?

-А какое слово поясняет это придаточное?  Какой частью речи оно выражено?

--К какому выводу можно прийти, сравнив эти два предложения?

--Как же мы назовем придаточное, отвечающее на вопросы какой? какая? какое?____________________________________

Именно так и называется  сегодняшний урок :

Слайд                  Придаточные определительные.

Запишите эту тему на своих  рабочих листах.

Сегодня мы должны научиться:

ЦЕЛЬ-находить придаточные определительные в составе сложноподчиненного предложения;

 -производить их синонимическую замену там, где это необходимо и возможно;

-правильно расставлять знаки препинания

-составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Слайд -- Итак, мы узнали, что придаточное определительное  отвечает на вопрос какой?  какая? какое?;  поясняет существительное.

--Что мы хотим  еще узнать? 

(С помощью чего присоединяется?

Какое место занимает по отношению к главному предложению?)

--Для этого предлагаю вам исследовать материал для самостоятельного наблюдения в нашем учебнике П 22, стр72-73.

Работа  по учебнику.

Слайд*

ВИД ПРИДАТОЧНОГО

НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЕТ

К ЧЕМУ ОТНОСИТСЯ

ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ

МЕСТО ПРИДАТОЧНОГО

Определительное

Какой? какая?

Какое?

Существительное или другое слово в значении существительного

 Союзные слова-

Какой

который   каков   чей  кто  что

где

[       ],(что…).

[…, (которой…)…]

 Работа в парах.               На магнитной доске с помощью карточек 

Слайд*

   Задание:  Соединить половинки СПП.

Найдите СПП  с придаточным определительным.

                                         

Скучен день до вечера,                                                        

 надо прилежно учиться.

Счастлив человек,        

коли делать нечего.

Чтобы получить хорошую профессию,

так человек для работы.

Как птица создана для полета,

 который выбрал профессию по душе

Синтаксический разбор предложения

Счастлив человек, который выбрал профессию по душе.

 

Слайд*

ЗАДАНИЕ: Заменить предложения с причастными оборотами сложными предложениями с придаточными определительными.

  1. Село Кочелаево, располагающееся на берегу реки Мокши, отличается богатыми национальными русскими традициями.  
  2.  Среди знаменитых выходцев из нашего славного села стоит отметить художника Ф. В. Сычкова, сумевшего передать на своих полотнах неповторимый местный колорит.

Слайд*

«Задание наоборот».  Заменить придаточную часть СПП причастным оборотом.

1.Заслуженный писатель Мордовии И.А.Янюшкин, который является выпускником нашей  школы, написал  в романе «Одоление» о  людях села Кочелаево.

 2.В школе, где мы учимся, прошла встреча выпускников с преподавателями из педагогического института .

 Творческое задание : На столе в шкатулке лежат карточки с названиями разных профессий.

 Выбрать  из шкатулки карточку с указанной профессией и написать о ней, используя сложноподчиненное предложение с  придаточным определительным.

Например: Архитектор  чертит схемы, по которым потом строители возводят здания.

Коллективная работа

Задание:                         Составить кластер

«ПРИДАТОЧНЫЕ ОПРЕДЕЛИТЕЛЬНЫЕ»

Слайд*

Слайд*

Рефлексия . Подведение итогов урока.

- Ребята, мы успешно выполнили задания, а помогли нам наши знания, умения и навыки.

Мы повторили

- сведения о сложных предложениях,  об определении,  о придаточном предложении;

Мы выяснили

-особенности сложноподчинённого предложения с придаточным определительным;

Мы весь урок учились

- отличать сложноподчинённые предложения с придаточным определительным  от других предложений,

-правильно ставить знаки в СПП. 

- Чем полезен был для вас этот урок?

- Довольны ли вы своей работой на уроке?

- Что мог (могла) бы сделать лучше?

             В заключение урока мне бы хотелось, ребята, рассказать вам притчу о трех рабочих. 

 Три человека носили камни. 
Одного из них спросили: – Что ты делаешь? 
Он вытер пот со лба и ответил: – Горбачусь. 
Подошли ко второму и спросили: – А ты что делаешь? 
Он закатал рукава и деловито сказал: – Деньги зарабатываю. 
Спросили у третьего: – А что делаешь ты?... 
Он посмотрел вверх и сказал: – Я Храм строю. 

Мне хочется пожелать вам, чтобы вы относились к любой работе, которую будете выполнять как третий рабочий, чтобы ваша жизнь была наполнена смыслом и великой целью.

Домашнее задание: творческая работа. 

Используя разные виды предложений,  в  том числе и СПП с придаточными определительными, напишите сочинение-миниатюру «Моя будущая профессия».

Дополнительная информация.     В художественном стиле предпочтение отдается причастному обороту, который носит более описательный и выразительный характер. В разговорной речи придаточное определительное используется чаще, чем причастный оборот.

Придаточные определительные настолько прочно вошли в нашу жизнь, что мы встречаем их даже в сказках для самых маленьких. Вы, конечно, помните замечательное стихотворение, которое мы знаем в переводе Самуила Маршака – «Дом, который построил Джек».

Вот дом, который построил Джек.

А это пшеница,

Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

А это веселая птица-синица,

Которая часто ворует пшеницу,

 Которая в темном чулане хранится

В доме, который построил Джек.

       Все стихотворение строится на использовании придаточных определительных  

ИГРА  «Корректор».   Работа по учебнику Упражнение 114

Работа с текстом.

Правильный выбор профессии

       1. К сожалению, очень часто люди занимаются тем, что им не нравится.

       2.Это может быть результатом ошибочного профессионального выбора, когда человеку не подходит профессия, которой он владеет. 3. Нередко бывает так, что профессия вполне устраивает, но конкретное место работы не по душе. 4. На негативное отношение к работе может влиять и должность, которую человек занимает. 5. Например, сотрудник стремится к творческой работе, хочет проявить свои знания и способности, а ему приходится изо дня в день оформлять накладные.

      6. Для выхода из подобных ситуаций есть выход. 7.Нужно еще в юности задуматься над тем, каким делом вы будете заниматься. 8. Любое ваше увлечение или склонность к чему–либо в будущем может стать любимой работой.

                           (Энциклопедия для детей «Правильный выбор профессии»)

         Примечание: ученикам дан вариант без знаков препинания.

Задания.

-Прочитайте текст выразительно.

- Какую проблему решает автор?(Проблема, которую поднял автор, очень важна и актуальна. Она утверждается автором в последнем предложении). Автор предлагает развивать свои склонности и увлечения для того, чтобы вы смогли выбрать профессию по душе.

-Выпишите сложноподчиненное предложение с придаточным определительным


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Урок русского языка Сложноподчиненные предложения 9 класс Учитель : Волохина С.А. Ученики : Ваннер Ксения Кожевников Роман Кожуков Иван Симакова Яна Шичкина Татьяна

Слайд 2

Словарно-орфографическая работа . - Вставьте пропущенные буквы в следующие слова : Ап .. аратчик Кор .. еспондент Адв ..кат Де.. ектолог Мод.. льер Продю ..ер Мас .. ажист Арх.. тектор Нефт ..ник

Слайд 3

А п п а р а т ч и к К о р р е с п о н д е н т А д в о к а т Д е ф е к т о л о г М о д е л ь е р П р о д ю с е р М а с с а ж и с т А р х и т е к т о р Н е ф т я н и к

Слайд 4

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Профе сс ия (от латинского profitere – объявлять своим делом, говорить публично, заявлять)

Слайд 5

СЛОВАРНАЯ РАБОТА Профе сс ия (от латинского profitere – объявлять своим делом, говорить публично, заявлять)- основной род занятий , трудовой деятельности . Словарь русского языка. С.И. Ожегов Профе сс иональный, профе сс ионал

Слайд 6

Простое предложение Предложение, в котором одно простое предложение подчинено по смыслу другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами Сложное предложение Предложение, в котором простые предложения равноправны по смыслу и связаны при помощи интонации и сочинительных союзов Сложносочиненное предложение Предложение, состоящее из одной грамматической основы Сложноподчиненное предложение Предложение, состоящее из нескольких простых предложений Соедините рассыпанные части текста

Слайд 7

Придаточное предложение -Придаточное предложение – это часть сложноподчиненного предложения, которая находится в подчиненном положении по отношению к главному . - К придаточному предложению ставится вопрос от главного. - Придаточное предложение присоединяется к главному при помощи союзов и союзных слов . -Придаточное предложение раскрывает ту информацию, которая сообщается в главном предложении. - Придаточное предложение может стоять перед главным , после него и в середине главного.

Слайд 8

Запишите предложение, раскрыв скобки и расставив знаки препинания. Знания (не) пополняемые ежедневно убывают с каждым днём.

Слайд 9

Проверьте себя. Знания , не пополняемые ежедневно , убывают с каждым днём .

Слайд 10

Какой? Какая? Какое? Чей? Второстепеннный член предложения Поясняет имя существительное Обозначает признак предмета Согласованное/ несогласованное ОПРЕДЕЛЕНИЕ Чаще выражается прилагательным, причастием, местоимением

Слайд 11

Сравните предложения Знания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём.

Слайд 12

Предложения – грамматические синонимы Знания, не пополняемые ежедневно , убывают с каждым днём. Причастный оборот подчёркивает признак предмета Знания, которые не пополняются ежедневно , убывают с каждым днём. Глагол усиливает действие

Слайд 13

Запишите второе предложение. З нания, не пополняемые ежедневно, убывают с каждым днём. Знания, которые не пополняются ежедневно, убывают с каждым днём .

Слайд 14

Придаточные определительные ЦЕЛЬ: -находить придаточные определительные в составе СПП; -производить их синонимическую замену там, где это возможно; -правильно расставлять знаки препинания в СПП с придаточными определительными; -составлять схемы предложений с придаточными определительными.

Слайд 15

Спишите СПП с придаточным определительным А) Человек , выбравший профессию по душе, счастлив . Б) Человек , который выбрал профессию по душе, счастлив .

Слайд 16

Что знаем? Что хотим узнать? ВИД ПРИДАТОЧНОГО НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЕТ К ЧЕМУ ОТНОСИТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ МЕСТО ПРИДАТОЧНОГО Определителное Какой? Какая ? Какое? Существи тельное

Слайд 17

ВИД ПРИДАТОЧНОГО НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЕТ К ЧЕМУ ОТНОСИТСЯ ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ МЕСТО ПРИДАТОЧНОГО Определителное Какой? Какая ? Какое? Существительное Союзные слова Какой Который Каков Чей Кто Что Где После главного и внутри главного предложения

Слайд 18

Скучен день до вечера, надо прилежно учиться . Счастлив человек, коли делать нечего. Чтобы получить хорошую профессию, так человек для работы. Как птица создана для полета, который выбрал профессию по душе. Соединить половинки СПП. Найдите СПП с придаточным определительным.

Слайд 19

Заменить предложения с причастными оборотами СПП с придаточными определительными. 1) Село Кочелаево, располагающееся на берегу реки Мокша, отличается богатыми национальными русскими традициями. 2) Среди знаменитых выходцев из нашего славного села стоит отметить художника Ф. В. Сычкова , сумевшего передать на своих полотнах неповторимый местный колорит.

Слайд 20

«Задание наоборот» Заменить придаточную часть СПП причастным оборотом 1) Заслуженный писатель Мордовии И.А.Янюшкин, который является выпускником нашей школы, написал в романе «Одоление» о людях села Кочелаево. 2) В школе, где мы учимся , прошла встреча выпускников с преподавателями из педагогического института .

Слайд 21

Отвечает на вопрос какой? какая? какое? Придаточное определительно е Характеризует предмет или явлени е Присоединяется союзными словами какой, который, где, куда, откуда, чей, что Относится к существительным

Слайд 22

Рефлексия Мы повторили………. Мы выяснили………… Мы весь урок учились………… - Чем полезен был для вас этот урок? - Довольны ли вы своей работой на уроке? - Что мог (могла) бы сделать лучше?

Слайд 23

Домашнее задание: Творческое задание Используя разные виды предложений, напишите сочинение-миниатюру «Моя будущая профессия».



Предварительный просмотр:

Русский язык 9 класс

Ученик________________________________Дата____________________________________________            

Тема урока_____________________________________________________________________________

1. Словарно-орфографическая работа.

-- Вставьте пропущенные буквы в следующие слова:

Ап..аратчик

Кор..еспондент

Адв..кат

Де..ектолог

Мод..льер

Продю..ер

Мас..ажист

Арх..тектор

Нефт..ник

2. Словарная работа

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.  Соедините рассыпанные части текста .

Простое предложение

Предложение,  в котором одно простое предложение подчинено по смыслу другому и связано с ним подчинительными союзами или союзными словами

Сложное предложение

Предложение, в котором простые предложения равноправны по смыслу и связаны при помощи интонации и сочинительных союзов

Сложносочиненное предложение

Предложение, состоящее из одной грамматической основы

Сложноподчиненное предложение

Предложение, состоящее из нескольких простых предложений

____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

_______________________________________________________________________________________________

4. Заполните таблицу

ВИД ПРИДАТОЧНОГО

НА КАКОЙ ВОПРОС ОТВЕЧАЕТ

К ЧЕМУ ОТНОСИТСЯ

ПРИ ПОМОЩИ ЧЕГО ПРИСОЕДИНЯЕТСЯ

МЕСТО ПРИДАТОЧНОГО

 

------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------------____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным".

Презентация к уроку русского языка 9 класс по теме "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"....

Презентация к уроку по теме: сложноподчинённое предложение с придаточным определительным.

Презентация к уроку по теме: сложноподчинённое предложение с придаточным определительным....

Конспект урока русского языка "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным"

Методическая разработка урока "Сложноподчиненное предложение с придаточным определительным" , 9 класс....

Конспект урока в 9 классе на тему: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Тема урока: «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными»Цели урока:1.Обучающая цель: знакомство с придаточными определительными; умение находить придаточные определительные в состав...

презентация к уроку по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"

Урок по теме: "Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными"...

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»

Урок обобщения изученного материала по теме «Сложноподчиненные предложения с придаточными определительными и придаточными изъяснительными. Роль этих синтаксических конструкций в речи»...