Тема: Поэма «Цыганы» как новый этап в творчестве А.С.Пушкина и литературном процессе XIX века.
план-конспект по русскому языку на тему

Чернышова Елена Александровна

Цель: 1) создать условия для восприятия и анализа поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», определения ее места в русской литературе;

         2) способствовать развитию мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;

         3) формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения.

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос, тестирование).

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon konspekt_uroka.doc51 КБ

Предварительный просмотр:

Тема: Поэма «Цыганы» как новый этап в творчестве А.С.Пушкина и литературном процессе XIX века.

Эпиграф:        … И всюду страсти роковые,

                И от судеб защиты нет.

Цель: 1) создать условия для восприятия и анализа поэмы А.С.Пушкина «Цыганы», определения ее места в русской литературе;

        2) способствовать развитию мыслительной деятельности, аналитических умений и навыков;

        3) формирование положительных нравственных ориентаций.

Методические приемы: мини-лекция, беседа, сообщения учащихся, работа с текстом художественного произведения.

Организационные формы: фронтальная (лекция учителя, беседа), групповая (анализ текста), индивидуальная (проблемный вопрос, тестирование).

Ход урока

  1. Организационный момент: оформление рабочей карты урока.
  2. Мотивация учебной деятельности:
  • объявление темы урока (слайд 1);
  • анализ эпиграфа (слайд 2);
  • создание проблемной ситуации (слайд 3):

Почему поэма «Цыганы» является не только переходным периодом в творчестве А.С.Пушкина, но и началом новой эпохи в русской литературе?

  • постановка цели (слайды 4, 5);
  • актуализация: основные черты романтизма как художественного метода

- Все ли готовы к изучению нового материала?  (заполнение первой графы рабочей карты)

  1. Объяснение нового материала
  1. Кризис романтического мировоззрения (сообщение ученика, слайд 6).

Гроза над Пушкиным разразилась внезапно. В эпилоге к поэме «Руслан и Людмила» он писал:

                                На крыльях вымысла носимый,

                                Ум улетал за край земной;

                                И между тем грозы незримой

                                Сбиралась туча надо мной!..

6 мая 1820 года за вольнолюбивые стихи Пушкина отправляют в ссылку, в южные губернии под начало генерала Инзова.

Путешествие увлекло поэта. Все было ново и необычно. Он поднимался в горы, слушал предания о жизни кавказских народов, знакомился с их обычаями. Кавказская природа, древние легенды взволновали Пушкина. Этот период жизни нашел отражение в поэмах «Бахчисарайский фонтан» и «Кавказский пленник».

        В 1824 году Пушкин был принужден покинуть южные края. В ответ на просьбу об отставке он получил высочайшее повеление отправиться в свое имение Михайловское и оставаться там безвыездно.

        Поэму «Цыганы» Пушкин пишет в Михайловском в 1824 году. Это был эпилог его южной ссылки, завершение его романтического цикла, прощание с молодостью и первое слово новой, зрелой и суровой поры.

А.С.Пушкин в эту пору переживает сильнейший кризис романтического мировоззрения: он разочаровался во всех своих романтических идеалах: свободы, высокого назначения поэзии, романтической вечной любви.

Он пишет в это время ряд мрачных, горьких стихотворений, изливая в них свою «желчь» и «цинизм» (по его выражению):

  • «Сеятель»;
  • «Демон»;
  • «Разговор книгопродавца с поэтом».

ВЫВОД: Пушкин переживает кризис романтического мировоззрения.        

  1. Анализ поэмы «Цыганы» (слайд 7):

А) черты романтизма в поэме (обсуждение в группе)

ВЫВОД: несмотря на кризис, поэма имеет романтическую окраску (экзотическое место действия, пейзаж и т.д.)

Б) герои поэмы (групповая работа)

В) идейное содержание поэмы

ВЫВОД: Критическое разоблачение романтического героя и романтического идеала свободы.

  1. Оценка поэмы в русской критике (слайд 8)

Первые сто стихов поэмы были напечатаны в «Полярной звезде» у Рылеева и Бестужева в 1825 году. «Песня цыганки» с нотами появилась в «Московском телеграфе». А вся поэма оставалась в рукописи до 1827 года. Почему? Потому что она встретила холодный прием у романтиков, которые видели, что Пушкин уходит от них на какие-то другие дороги.

Поэма в целом вызывала возражения не только у Вяземского, принявшего на себя роль истолкователя тайн романтической поэзии, но и у Рылеева, который считал, что «характер Алеко несколько унижен».

«Рылеев негодовал, зачем Алеко водит медведя и еще собирает деньги с глазеющей публики. Вяземский повторил то же замечание», — пишет Пушкин.

И лишь в «Московском телеграфе», где поэму Пушкина называли «повестью», все же признавали, что это, «без сомнения, лучшее создание Пушкина, по крайней мере, из напечатанного».

Странно, что именно с поэмы «Цыганы», которая впоследствии вызывала такое пристальное внимание Льва Толстого и Достоевского, которая стала началом новой эпохи в русской поэзии, начинается охлаждение к Пушкину со стороны современной ему критики.

  1. Значение поэмы в развитии русской литературы XIX века (слайд 9).

(ответ на проблемный вопрос, проверка, заполнение рабочей карты).

Развенчав в своей поэме и романтический идеал свободы, и романтического героя, Пушкин еще тогда, в 1826 году, не знал, чем заменить эти идеалы, как на реальной основе построить свое мировоззрение... Поэтому и заключение поэмы звучит трагически безнадежно (эпиграф):

И всюду страсти роковые,

И от судеб защиты нет.

  1. Итоги урока (слайд 10, 11):

А) тестирование;

Б) выставление оценки за работу на уроке (таблица);

В) рефлексия (самооценка по критериям).

  1. Домашнее задание (слайд 12):

Р: работа над ошибками (по тесту)

        К: найти цитаты в произведениях А.С.Пушкина, подтверждающие кризис романтического мировоззрения

П: написать рассуждение о том, как кризис романтического мировоззрения отразился в творчестве Пушкина и в русской литературе XIX  века.

Список использованных источников

  1. http://www.azlib.ru/p/pushkin_a_s/

Lib.Ru/Классика: Пушкин Александр Сергеевич: Сочинения

  1. http://www.litra.ru/critique/get/crid/00882271189853427948/page/12/

Критика / Пушкин А.С. / Разное / Сочинения Александра Пушкина

  1. Литература: Справ.шк./Науч. Разработка и сост. Н.Г.Быковой; Науч. Ред. В.Я.Линков. – М.: Филолог. Об-во «Слово», Компания «Ключ-С», ТКО «АСТ», Центр гуманитар, наук при ф-те журналистики МГУ им. М.В.Ломоносова, 1995. – С.  530-532
  2. Пушкин в школе. Пособие для учителей, студентов, учащихся старших классов. Сост. В.Я.Коровина, - М.: РОСТ, 1999. – С. 89-107
  3. Пушкин А.С. Сочинения. В 3-х т. Т. 2. Поэмы. Сказки. Драматические произведения. – Иваново: Фирма «Фора», 1995. – С. 70-89
  4. Скатов Н.Н. Пушкин: Очерк жизни и творчества - Л.: Дет. Лит., , 1990. – С. 109-147


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дружба и любовь в творчестве А.С.Пушкина ( сценарий литературно-музыкального вечера)

Сценарий литературно-музыкального вечера, посвящённого творчеству А.С.Пушкина. Проводился в 10 классе школы-интерната 5 вида после изучения лирики поэта. В сценарии использованы стихотворения А.С.Пушк...

Особенности литературного процесса рубежа веков.

Цель.Дать учащимся общее представление о своеобразии литературного процесса на рубеже веков....

Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2015", краевой этап.

Творческая работа на тему "Новые возможности для творчества в образовательном процессе" для конкурса "Учитель года - 2015", краевой этап....

Урок в музее на тему:"Творчество Ю.В. Жадовской в литературном процессе XIX века." 8 класс

Цель: духовное и нравственное воспитание у учащихся любви к Костромской земле на материале лирических произведений Юлии Жадовской.Задачи:Образовательные:познакомить с жизнью костромской поэтессы Юлии ...