Конспект урока развития речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине Ф.Сычкова "Зима"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Орлова Людмила Анатольевна

Урок предназначен для учащихся 7 класса общеобразовательной школы. Цель урока: воспитывать у детей чувство прекрасного, уметь вырабатывать целенаправленные суждения, развивать речь, увеличивая словарный запас

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл zima.docx20.22 КБ

Предварительный просмотр:

Урок развития речи в 7 классе

ПОДГОТОВКА К СОЧИНЕНИЮ ПО КАРТИНЕ Ф.В.СЫЧКОВА «ЗИМА»

Цели:

1. Научить детей описанию природы (работе над пейзажем).

2. Воспитывать в детях чувство прекрасного, учить ценить красоту природы.

3.  Вырабатывать целенаправленные суждения.

4.  Развивать речь, увеличивая словарный запас.

Оборудование:  портрет Ф.В.Сычкова, выставка – миниатюра произведений, репродукция картины «Зима»

Эпиграф к уроку:  «Картины Сычкова, поистине народные, долго будут излучать теплоту его души и вызывать у людей большую любовь к жизни, природе, к Родине, ко всему прекрасному на земле».

                                                                        Е.Ноздрин

Опережающее задание: составить словарь на тему «Зима» по группам: земля, снег, небо, деревья, воздух, свет и др.; подготовить сообщение о жизни и творчестве Ф.В.Сычкова.

Этапы урока:

I. Организационный момент.

II. Сообщение целей и задач урока.

На прошлом уроке мы организовали заочную экскурсию по картинной галерее, познакомились с выставкой работ известного мордовского живописца Ф.В.Сычкова. Наш край Мордовия богат талантами. Живя в Мордовии, будь мы русские или мордва, мы должны знать свою историю, не забывать свои корни, помнить великих людей нашего края, почитать их талант, ценить их творческое наследие.

О творчестве Федота Васильевича Сычкова, известного мордовского живописца, народного художника Мордовии, мы будем говорить сегодня.

 

III.  Сообщение ученика о жизни и творчестве Сычкова.

IV.  Знакомство с мини – выставкой работ художника.

Действительно, если мы обратимся к репродукциям картин Ф.Сычкова, то увидим, что с большой любовью и теплотой изображает художник родной мордовский край и людей, живущих в нём. Мы заметим, что любимое время года художника – зима – занимает достаточное место в его работах. Зима морозная, снежная, ясная, когда душа каждого человека радуется любому её дню, когда дышится легко и свободно. Недаром для Сычкова зима – время забав, прогулок, праздников. Кажется, само состояние зимней природы приносит ощущение бодрости духа, которое присутствует в картинах мастера живописи.

Другой наш мордовский художник так отзывается о творчестве  Федота Васильевича: (учитель обращает  внимание детей на эпиграф).

V. Беседа по картине. Лексическая работа.

Пока зима дарит нам чудесные морозные дни, мы пишем сочинение по картине Ф.Сычкова , которая так и называется «Зима». Запишите в тетради тему урока. Прежде чем описывать картину, познакомьтесь со словами, которые вы можете использовать в работе.

Пейзаж – из уроков ИЗО вам известно, что это картина, изображающая природу.

Этюд – рисунок, представляющий собой часть будущего большого произведения.

Контраст – резкая противоположность.

VI. Описание картины.

1. Какое первое впечатление у вас сложилось от картины?

Картина вызывает чувство радости, лёгкости, капельку грусти. В работе много солнечного света, он и создаёт приподнятое настроение.

2. Какое время суток изображено на картине?

Раннее утро.

 

3. Какие цвета использует художник для изображения солнечного зимнего утра?  (Запись в тетрадь по ходу работы).

Ярко-синий, голубой, белый, серебристо-серый, коричневый, жёлтый.

Цвета словно противопоставлены друг другу. Здесь свет – здесь тень. Это тот самый приём контраста, тоже известный вам. Контраст света и тени использует художник.

4. Что изображено на картине?  

При описании и подборе определений обращаемся к домашней работе

 ( опережающему заданию).

Дом: старый, низенький, приземистый, родной, уютный, бревенчатый.

(Домик, домишко).

Плетень: покосившийся, тёмный, дряхлый, знакомый, занесённый.

Деревья: тонкие, ветвистые, дремлющие, задумчивые, безмолвные, застывшие.

Снег: голубой, синий, чистый, нетронутый, искристый, пушистый, сверкающий, глубокий, тихий, лежит ковром, одеялом. (Снежок)

Воздух: безветренный, застывший, лёгкий, свежий, упоительный, морозный, острый.

Мороз: бодрящий, лёгкий. ( Морозец)

5.  Какие мысли и чувства вызывает у вас эта картина? Настроение?

Картина переносит нас на много лет назад, в старинную мордовскую деревню. Хочется пробежаться пушистому глубокому снегу, заглянуть в замёрзшее оконце низенького домика, вдохнуть полной грудью чистейшего морозного воздуха. Мне, например, вспоминаются строки Пушкина: «Мороз и солнце!...» На картине много солнечного света, который играет на заснеженной крыше дома, его светлой бревенчатой стене, на ветвях дремлющих под снегом деревьев. Оттого и такие глубокие голубые тени на снегу в том месте, где нет солнца. И широкое звонкое раздолье позади домов.

Художнику ярко и образно удалось передать красоту зимней природы мордовского края.

VII.  Составление плана.

 

Теперь, когда мы детально рассмотрели картину, составим план будущего сочинения.

                        Примерный  план.

1. Ф.В.Сычков - известный мордовский живописец.

2. Первое впечатление от рассматриваемой картины.

3. Содержание картины (дом, деревья, снег).

4. Цвета, используемые художником.

5. Настроение, мысли и чувства, вызываемые картиной.

VIII.  Лексическая работа.

Будьте внимательны к слову. Чтобы избежать неоправданных повторов, используйте синонимы, подбирайте близкие по смыслу слова и выражения.

Запись на доске и в тетрадях.

Художник – автор, Сычков, Федот Васильевич, мастер, подходящие формы местоимений.

 Картина – работа, холст, полотно, этюд.

Рисовать – изображать, писать, передавать, выражать.

И т.п.

IX. Примерное сочинение. ( Подготовлено заранее группой сильных учеников).

    Федот Васильевич Сычков – самый известный художник Мордовии. Перед нами картина, посвящённая любимому времени года мастера, которая так и называется «Зима». Полотно вызывает чувство радости, лёгкости, уюта. Вспоминаются строки А.С.Пушкина: «Мороз и солнце, день чудесный!» Эта работа – этюд, то есть зарисовка с натуры .Оттого таким живым, словно одушевлённым, воспринимается полотно.

   В центре его – избушка, занесённая пушистым снегом, покосившийся плетень. Снеговыми шапками покрыты дом и амбары. Нагие деревья склонились над маленьким двориком. За избушкой тянутся покрытые снегом поля. Снеговой ковёр необычайно чист, гладок и светел. Лишь голубоватые снежные тени нарушают его белизну.

   В то же время на картине много солнечного света, который золотит кору и ветви деревьев и стены дома. Он играет на снеговых шапках, покрывающих всё вокруг. Картина художника построена на контрасте света и тени снега, белого и желтоватого, голубого на солнце и цвета сапфира в тени. Всё вместе создаёт ощущение близости, взаимосвязи с природой, чувство реальности происходящего.

    Когда смотришь на картину, хочется оказаться в этой деревушке, пробежаться по свежему поскрипывающему снегу. Мастеру живописи Ф.В.Сычкову с большой любовью удалось передать неброскую красоту природы Мордовии.

X.  Обобщение.

XI. Написание сочинения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи в 8 классе «Подготовка к сочинению-описанию по картине К.Ф. Юона «Мартовское солнце».

Цель: научить писать сочинение-описание на материале непосредственных наблюдений.Задачи урока:Обучающие:- формировать умение строить текст в определённой композиционной форме;- систематизировать...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 5 классе по теме «Подготовка к сочинению по картине Ф. П. Толстого «Цветы, фрукты, птица».

Конспект урока в 5 классе "Подготовка к написанию сочинения по картине Толстого Ф.П."Цветы, фрукты, птица" с презентацией....

Разработка урока развтия речи по русскому языку. Подготовка к сочинению-описанию по картине В.Г. Цыплакова «Мороз и солнце» в 9 классе

1. Создание определенного лирического настроения2. Заочная экскурсия по Третьяковской галерее:а) Картины русских художников о зиме (Саврасова, Крымова, Соломатина, Грабаря, Пластова, Цыплакова, Корови...

Урок развития речи в 6 классе. Подготовка к сочинению. Описание природы. Зима. Описание картины К.Ф.Юона "Русская зима. Лигачёво".

Презентация для урока развития речи в 6 классе может быть использована при обучении русскому языку по программе В.В.Бабайцевой....

разработка открытого урока развития речи по русскому языку "Подготовка к сочинению - рассуждению на экологическую тему" (9 класс)

Урок развития речи в 9 классе "Подготовка к сочинению-рассуждению на экологическую тему". Этот урок был приурочен к Году экологии. Хороший материал для подготоки к ОГЭ, задание 15.3...

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"

Конспект урока развития речи по русскому языку в 9 классе по подготовке к написанию сочинения по картине В.Цыплакова "Мороз и солнце"...