«Однородные члены предложения» (урок изучения нового материала в 5 классе).
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Лариса Юрьевна Красильникова

Урок русского языка в 5 классе по теме "Однородные члены предложения"

Скачать:

ВложениеРазмер
Office presentation icon 5_klass_odnorodnye_chleny.ppt1.04 МБ
Microsoft Office document icon urok_russkogo_yazyka_v_5_klasse.doc53 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

УРОК ПО ТЕМЕ «ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ» В 5 КЛАССЕ

Слайд 2

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) звОнит 2) баловАть 3) облЕгчишь 4) тОрты

Слайд 3

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук? 1) звОнит 2) баловАть 3) облЕгчишь 4) тОрты

Слайд 4

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Укажите слово с ударением на первом слоге. 1) щавель 2) клала 3) завидно 4) дефис

Слайд 5

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Укажите слово с ударением на первом слоге. 1) щавель 2) клала 3) завидно 4) дефис

Слайд 6

ОРФОЭПИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА ч Е рпать п И хта стол Я р кладов А я

Слайд 7

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Ключ… Б…реза Со…нце Д…бро Уло… Б…жать

Слайд 8

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Ключ Б…реза Со…нце Д…бро Уло… Б…жать Сро…

Слайд 9

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Ключ Б Е реза Со…нце Д…бро Уло… Б…жать Сро…

Слайд 10

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Ключ Б Е реза Со Л нце Д…бро Уло… Б…жать Сро…

Слайд 11

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Ключ Б Е реза Со Л нце Д О бро Уло… Б…жать Сро…

Слайд 12

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Ключ Б Е реза Со Л нце Д О бро Уло В Б…жать Сро…

Слайд 13

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Ключ Б Е реза Со Л нце Д О бро Уло В Б Е жать Сро …

Слайд 14

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Ключ Б Е реза Со Л нце Д О бро Уло В Б Е жать Сро К

Слайд 15

ОРФОГРАФИЧЕСКАЯ РАЗМИНКА Клю Ч Б Е реза Со Л нце Д О бро Уло В Б Е жать Сро К

Слайд 16

СЛОВАРНАЯ РАБОТА человек

Слайд 17

СЛОВАРНАЯ РАБОТА ч Е л О ве К

Слайд 18

СЛОВАРНАЯ РАБОТА ч Е л О ве К Человека ценят не по словам, а по делам.

Слайд 19

Однородные члены предложения

Слайд 20

ВОТ ТАК ВСТРЕЧА! ветер выйти постучать пробежать поиграть пожурить полететь

Слайд 21

ПОСМОТРИМ! Осторожно ветер Из калитки вышел, Постучал в окошко, Пробежал по крыше; Поиграл немного Ветками черёмух, Пожурил за что-то Воробьёв знакомых И, расправив бодро Молодые крылья, Полетел куда-то Вперемешку с пылью.

Слайд 22

Запомните обозначения: , - однородные члены предложения; , - однородные подлежащие; , - однородные сказуемые; , - однородные дополнения; , - однородные определения; , - однородные обстоятельства. = = - - - - - - - - ˜˜ ˜˜ - · - - · -

Слайд 23

ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ ПРИ ОДНОРОДНЫХ ЧЛЕНАХ ПРЕДЛОЖЕНИЯ [ , ] . [ и ] . [ , а ] . [ , но ] .

Слайд 24

НА УРОКЕ МНЕ БЫЛО… интересно комфортно скучно легко забавно трудно увлекательно

Слайд 25

за урок!!!



Предварительный просмотр:

Тема: «Однородные члены предложения» (урок изучения нового материала в 5 классе).

Цели:

Обучающие:  

  • учить распознавать однородные члены предложения;
  • соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами;
  • учить правильно ставить знаки препинания при однородных членах;
  • учить употреблять однородные члены в речи.                          

Развивающие:          

  • развивать умение формулировать задачи урока;
  • развивать умение делать выводы, обобщать;
  • развивать связную речь в учебно-научном стиле.

Воспитывающие:    

  • воспитывать самостоятельность в работе,                                          
  • воспитывать культуру  устной и письменной речи;                                      
  • воспитывать любовь к русскому языку

Ход урока:

  1. Орг. момент. Записываем число, классная работа, оставляем строчку для темы.

  1. Орфоэпическая разминка.
  1. В каком слове верно выделена буква, обозначающая ударный гласный звук.
  1. звОнит
  2. баловАть
  3. облЕгчишь
  4. тОрты
  1. Укажите слово с ударением на первом слоге.
  1. Шавель
  2. Клала
  3. Завидно
  4. Дефис
  1. Записываем новые слова.

чЕрпать

пИхта

столЯр

кладовАя (Помещение для хранения продуктов питания, товаров, сырья, различных материалов и т.п.)

  1. Орфографическая разминка

Спишите слова, вставьте пропущенные буквы, графически объясните орфограммы, будьте готовы объяснить их устно.

        Ключ…

        Б…реза

        Со…нце

        Д…бро

        Клю…

        Б…жать

        Сро…

- Какие орфограммы повторили?

- Прочитайте слово, которое получилось из орфограмм. (Человек)

- Какие орфограммы есть в этом слове? (непроверяемые безударные гласные е и о, парная согласная к).

  • Запишите слово, запомните его написание. Что оно означает? В толковом словаре Ожегова значение этого слова – живое существо, но ведь и животные тоже живые существа. А чем человек отличается от животного? (человек умеет говорить, мыслить, трудиться).
  • Прочитайте пословицу. (на доске: “Человека ценят не по словам, а по делам.”). Как вы ее понимаете?
  • Какие слова из пословицы отвечают на один вопрос и относятся к одному и тому же слову? (словам, делам).
  • Может кто-то догадался, о чем мы будем говорить сегодня на уроке? Как называются такие слова в предложении? (Однородные члены предложения).

  1. Сообщение темы и целей урока

- Итак, тема сегодняшнего урока: «Однородные члены предложения», запишите ее в пропущенную строчку.

- Попробуйте сформулировать цель нашего урока.

  • Вспомнить, что мы знаем об однородных членах предложения из начальной школы;
  • Узнать опознавательные признаки однородных членов предложения;
  • Учиться правильно читать предложения с однородными членами предложения, соблюдая нужную интонацию;
  • Поговорим о роли однородных предложений в речи.

  1. Знакомство с новым материалом

- Давайте вдумаемся в тему урока. Какое слово здесь ключевое? (однородные). Как вы его понимаете? Подберите к нему слова-синонимы. (Одинаковый, однотипный, сходный).

- Вспомните, какие члены предложения называют однородными?

а) Сейчас я расскажу вам историю о необычной встрече.

Жили-были и сейчас живут на свете слова. Дружно живут, без устали работают вместе с людьми. И у каждого слова своя специальность, да еще и смежная профессия (и не одна). Работают слова в предложении, помогают людям общаться друг с другом, дело налаживать. Недаром говорят, что у хороших людей слово с делом не расходится.

Шел однажды Почемучкин в школу, и так случилось, что вдруг увидел группу слов, которые ровной шеренгой двигались по той же дороге. Интересно ему стало, догнал он слова и обратился к первому:

- Извините, пожалуйста! Нельзя ли узнать, как вас зовут и кем вы работаете?

- Я глагол ВЫЙТИ и работаю сегодня сказуемым при подлежащем ВЕТЕР.

- А вы, уважаемое слово? – обратился он ко второму.

- Я глагол ПОСТУЧАТЬ и работаю сказуемым в том же предложении.

- Как? Значит,  и вы поясняете подлежащее ВЕТЕР?  

Оказалось, что все шесть глаголов, которые шли по дороге, работали в предложении сказуемыми и поясняли одно слово- подлежащее ВЕТЕР. Интересно стало Почемучкину. Не мешают ли глаголы друг другу?

- Ребята, поможем Почемучкину разобраться в чем же тут дело?

- Мы с вами станем исследователями-лингвистами и попробуем разобраться, в чем же тут дело и поможем Почемучкину.

Выразительное чтение стихотворения учителем:

        Ветер

Осторожно ветер

Из калитки вышел,

Постучал в окошко,  

Пробежал по крыше;

Поиграл немножко

Ветками черемух,

Пожурил за что-то

Воробьев знакомых

И, расправив бодро

Молодые крылья,

Полетел куда-то

Вперемешку с пылью.

                (М. Исаковский)

- К какому слову относятся глаголы? (К слову ВЕТЕР).

- На какой вопрос они отвечают? (Что сделал?)

- Каким членом предложения являются? (Сказуемым)

- Посмотрите, зависят ли эти глаголы друг от друга? (Нет)

- Как называются такие члены предложения? (Однородные)

- Какая интонация характерна при чтении? (интонация перечисления)

- Давайте попробуем сформулировать правило, какие же члены предложения называются однородными? (Дети формулируют: Отвечают на один и тот же вопрос, относятся к одному и тому же слову, являются одним и тем же членом предложения, не зависят друг от друга).

- Вам понравилось это стихотворение? Почему?

-Какие слова использовал автор, чтобы показать ветер непоседливым и шаловливым?

- В прямом или переносном значении использованы слова? Как они называются? (Олицетворение)

- Можем ли мы сделать вывод о том, какую роль в данном тексте выполняют однородные члены предложения? (Делают стихотворение ярким, выразительным, красочным, динамичным).

б)  Но это еще не все, на этом наше исследование не закончилось. Запишем несколько предложений. Находим однородные члены предложения, подчеркиваем как члены предложения, доказываем, что они являются однородными. (Предложения записаны на доске).

        Птицы и звери готовятся к зиме.

        Листья налились, от…желели, и потекли.

        Зашумел в лесу золотой, разноцветный дождь.

        Листья покрывали скамейки, дорожки.

        Облака бежали быстро и низко.

(На слайде по ходу разбора появляются схемы предложений). Запомните обозначения однородных членов предложения в схеме.

- Какой вывод можно сделать? (Однородными могут быть как главные, так и второстепенные члены предложения).

- Давайте еще раз проговорим все выводы, к которым пришли на уроке.

- Проверим себя, не сделали ли где ошибки? Открываем учебники на странице 154. Прочитайте правило.  Я думаю, работу лингвистов можно оценить на отлично, молодцы! Помогли мы Почемучке? Я думаю, он остался доволен.

в) Физ. минутка:

        - Давайте немного отдохнем.

  • Все встаньте. Я буду сейчас читать предложения с однородными членами и без, а вы, если услышите в предложении однородные слова, делаете хлопок, а если нет - только наклон вперёд.
  • Постарайтесь посчитать, сколько предложений  с однородными членами я прочитала:

На клумбе растут цветы.

На клумбе растут астры и розы.

Над полем кружатся бабочки.

Над полем кружатся бабочки, стрекозы и шмели.

Летом солнце светит и греет.

  • Молодцы, садитесь. Сколько предложений с однородными членами вы услышали? (3)
  • Как в устной речи я показывала однородные члены предложения? (интонацией перечисления).
  • А как это будем делать в письменной речи? (с помощью запятых).
  • Может кто-то обратил внимание на знаки препинания. Когда при однородных членах предложения ставятся знаки препинания? (Дети говорят).
  • Какие знаки препинания ставятся между однородными членами, связанными только интонацией перечисления? (запятая)
  • Одиночным союзом? (не ставится запятая)
  • Откройте стр. 155. Понаблюдайте! Прочитайте предложения. Что еще можно сказать о знаках препинания при однородных членах предложения? Сделайте вывод. ( Схема на слайде и детям отпечатать в тетрадь для конспектов).

г) Упр. 461 (самостоятельно)

  1. Итог урока. Рефлексия.

- Что узнали сегодня об однородных членах предложения?

- Продолжите  предложение «На уроке мне было…», чтобы оно получилось с однородными членами предложения. (На слайде даны слова:  интересно,                    комфортно, скучно, легко, забавно, трудно, увлекательно).

        

Домашнее задание:

П. 60

Упр. 462

*Напишите небольшое сочинение (4-5 предложений) на тему «Зимний лес», используя предложения с однородными членами предложения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

В гаванях афинского порта Пирей. (урок изучения нового материала, 5 класс)

Разработка урока истории в 5 классе. Тип урока- урок-путешествие. Данный урок позволяет показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить как жили жители афинского порта Пирей, выявить каковы были...

Социально-экономическое развитие пореформенной России (урок изучения нового материала, 8 класс).

Разработка урока истории в 8 классе. Урок позволяет продолжить работу по изучению истории России в годы Великих реформ, проследить те изменения, которые происходят в социально-экономическом положении ...

Однородные члены предложения.Урок русского языка в 8 классе

Урок углубляет знания об однородных членах предложения. Урок-объяснение нового материала...

Однородные члены предложения. Урок русского языка в 5 классе. УМК В.В.Бабайцева

Технологическая карта урока составлена в соответствии с требованиями ФГОС ООО...

Однородные члены предложения, урок русского языка в 5 классе

Урок построен в рамках требований ФГОС ОО, урок нового материала...

Однородные члены предложения. Урок - обобщение пройденного материала.

Цель  урока: обобщить знания об однородных членах предложения, обобщающих словах при  однородных членах предложения, отработать навыки в построении схем, постановки знаков препинания, р...

Однородные члены предложения. Урок русского языка в 8 классе

Тема урока: «Закрепление  темы  «Однородные члены предложения».Цель: Систематизировать и обобщить знания об однородных членах предложения и пунктуации  при н...