Развитие речи. Осень. Описание осенней природы.
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Полынова Елена Сергеевна

Урок развития речи в 6 классе, используется при прохождении темы "Имя прилагательное"

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл teh.karta_.docx22.39 КБ

Предварительный просмотр:

Ф.И.О. учителя: Полынова Елена Сергеевна

Класс: 6А

Дата: 20.10.2016

Предмет: русский язык

Тема урока: «Осень. Описание осенней природы.»

Цели урока:

- дать учащимся понятие об описании скульптуры: структуре, приёмах, языковых средствах;

-совершенствовать коммуникативные навыки и умение пользоваться художественно – языковыми средствами, развивать  художественное воображение;

-продолжить работу над развитием творческих речевых способностей и воспитания чувства прекрасного у учащихся

Задачи (предполагаемый результат):

- научиться строить связный устный и письменный ответ,

- находить художественные средства выразительности и определять их роль в создании художественного образа,

-научиться сознательно использовать изобразительно-выразительные средства языка в собственном высказывании;

-выработать умение строить текст в определенной композиционной форме, определять основную мысль высказывания;

-совершенствовать умения пользоваться определенными группами слов(прилагательными)

- развивать эмоциональную сферу учащихся через восприятие прекрасного;

- воспитывать любовь к родной природе;

- создавать внутреннюю мотивацию к учению;

- формировать навыки работы в группе, умение слушать товарищей, принимать коллективное решение;

- учить постановке  цели работы

Планируемые результаты.

Предметные: научиться определять композиционно-языковые особенности текстов- описаний природы. Научиться составлять текст-описание по определенному алгоритму. Умеют использовать прилагательные в описании природы в тексте, знают типы речи.

Метапредметные: принимают и понимают учебную задачу урока, контролируют свое поведение на уроке, участвуют в учебном диалоге, работают с художественным текстом, осмысленно выразительно читают текст, умеют определять его тему, основную мысль, роль описаний природы в тексте, определять тип теста, его основные особенности, умеют устно доказывать точку зрения, соблюдать принятые правила общения, развивают умение работать в паре, умеют строить аргументированное монологическое высказывание. Умеют слушать и оценивать себя и других, сотрудничать с другими  людьми, контролировать и оценивать достигнутые результаты чужой деятельности.

Личностные: формирование устойчивой мотивации к изучению и закреплению нового, способны самостоятельно определить тему, цель, задачи урока и своей деятельности на данном уроке, проявляют познавательный интерес на основе сформированных учебных мотивов

Ход урока.

Этап урока

Содержание деятельности учителя

Содержание деятельности обучающегося (осуществляемые действия)

Метапредметная деятельность

Презентация

Организ

ационн

ый

Приветствует обучающихся, создание непринужденной обстановки.

Приветствуют учителя, проверяют свою готовность к уроку, успокаиваются, представляя картины осеннего леса, улыбаясь друг другу.

Умение настроиться на работу.

Слайд№1. Видео на музыку Ф.Шопена «Ноктюрн»

Постановка темы и целей урока

Предлагает посмотреть на картины известных художников, после задает вопросы:

-Что хотели сказать художники на своих полотнах?

-Какие чувства вызыывают эи картины?

-Какие цвета преобладают?

-Какое настроение создаётся красками осени?

-почему показаны картины известных художников с изображением осенней природы.

Просит определить тему урока, записать в тетради, определить цель сегодняшнего урока.

Смотрят на картины известных художников, отвечают на вопросы.

Определение темы урока, запись ее в тетради, определение целей урока.

Наблюдение. Выбор и обоснование. Умение оформлять свои мысли в устной форме.

Слайды 1,2

Слайд№4

Мотивация

Обращает внимание на карточки на столах, объясняет, что за каждый правильный ответ учащиеся будут ставить себе по 1 баллу. Получивший 5 баллов получает оценку «5» в журнал.

Подписывают фамилии на карточках.

Подготовка к восприятию материала, повторение пройденного материала

Задает вопросы:

-Вам нравится осень?

-Почему?

-Какой тип речи вы использовали,чтобы ответить на этот вопрос?

-Что больше всего любите делать осенью?Расскажите.

- Какой тип речи вы использовали,чтобы ответить на этот вопрос?

-Опишите, на основе ваших наблюдений, какова природа, когда наступает осень.

-А какой тип речи вы сейчас использовали?

Предлагает работу в группах: прочитать 3 текста, 1группа находит текст-повествование,2группа находит текст-рассуждение, 3группа находит текст-описание. Просит аргументировать оьветы, структуру текста-описания записать в тетради.

Отвечают на вопросы учителя.

Работают в группах.Отвечают, доказывая свою точку зрения, характерные черты описания записывают в тетради(дан предмет, перечисляются его признаки, выражено авторское отношение к нему)

Умеют слушать и оценивать себя и других, сотрудничать с другими  людьми, контролировать и оценивать достигнутые результаты чужой деятельности. Умеют рассуждать, подбирать аргументацию и делать выводы.

Слайд№5

Работа по теме урока

  1. Работа с толковым словарем. Предлагает поработать с последним текстом, проверить значение слов терем, расписной, лиловый, багряный, лазурь, сквозной.

Самостоятельно или при помощи словарей дают толкование названных слов

Умение работать со словарем, самостоятельно давать определение слову

Слайды 6-11

Физкультминутка

Предлагает размяться, провести физкультминутку

Подготовленный ученик проводит разминку-путешествие по осеннему лесу.

Забота о своем здоровье, умение сбрасывать напряжение

Работа по теме урока (продолжение)

  1. Работа с изобразительно-выразительными средствами.

-Чтобы описание получилось более ярким и живым, писатели используют такое изобразительное средство как сравнение. Что такое сравнение?

-Найдите сравнения в стихотворении И. Бунина

-Часто писатели и поэты очеловечивают природу, изображают неживые предметы в виде живых существ. Как называется это изобразительное средство?

-Найдите в тексте примеры олицетворений

-Что такое эпитеты? Найдите эпитеты в стихотворении.

-Как называется такое выразительное средство языка, при котором признаки одного предмета переносятся на другой?

-Давайте посмотрим, как вы можете находить в тексте метафоры. Работаем в парах. Найдите в тексте №3 три метафоры.

      3) Работа с текстом.

-Мы готовимся к написанию сочинения о красоте осенней природы. Для этого мы повторили с вами композицию текста-описания, изобразительно-выразительные средства. Некоторые писатели составляют маленькие, но очень красочные зарисовки природы. Давайте познакомимся с одной из таких миниатюр.

-Как вы думаете, какой осенний месяц изображает автор? Почему так решили?

-Какие изобразительно-выразительные средства использует Михаил Пришвин для создания картины осеннего леса?

Отвечают на вопросы учителя, дают определения изобразительно-выразительных средств, находят в тексте примеры таких выразительных средств, записывают некоторые из них в тетради

Читают текст «Последние грибы» Михаила Пришвина, отвечают на вопросы учителя, находят в тексте различные изобразительно-выразительные средства.

умение составлять связное устное высказывание, умение выражать свое мнение и аргументировать его, умение слушать других, оценивая их ответы, умение сотрудничать с другими людьми.

Умение работать с текстом (осознанно читать, анализировать, слушать, определять свое отношение), сотрудничать с другими людьми.

Слайды 12-15

Слайды 16-19

Итоги урока

-Мы прочитали описание природы, созданное великим мастером слова. Писатели внимательны к мелочам, много удивительного и прекрасного в мире природы подмечают они, чтобы мы ясно мысленно видели именно ту картину, которую они рисуют. Я надеюсь, что вы теперь готовы к созданию своего собственного текста.

-В каком стиле вы будете создавать свой текст?

-Какой тип речи будете использовать?

-Что будем делать в тексте?

-Зачем?

-У каждого из вас на парте лежит осенний листочек, переверните его. На обратной стороне написано «осень». Подберите эпитеты к этому слову на подходящую букву и запишите на листок.

-А теперь подбросьте вверх. Что у вас получилось? Да, листопад.

-Помогут ли ваши листики в написании сочинения?

-Какое впечатление осталось от нашего урока?

-Вы добились той цели,которую ставили перед собой в начале урока?

-Были ли минуты радости, удовлетворения?

-Что вызвало затруднения?

Слушают учителя, отвечают на вопросы

Заполняют листик эпитетами на определенную букву.

Отвечают на вопросы, подводя итоги урока

Умение слушать и оценивать себя, умение делать выводы, умение отбирать материал по заданной теме, умение творчески перерабатывать информацию, умение контролировать и оценивать достигнутые результаты

своей (и чужой) деятельности (саморазвитие, самооценка)

Слайд 20

Домаш

нее задание

Предлагает записать в тетради две темы для домашнего сочинения (на выбор).

  1. Красота осеннего леса
  2. Осень в городе.

Записывают в тетради темы для домашнего сочинения

Слайд№21

Выставление оценок

-Посмотрите на свои таблички, куда весь урок ставили баллы. Кто заработал 5 или больше плюсов?

Благодарит учеников за активную, продуктивную работу, прощание.

Подсчитывают свои баллы, поднимают руки те, кто получил «5» за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи "Сочинение-описание в жанре лирической миниатюры"

Урок развития речи для 5 класса рассчитан на 2 часа. В ходе него даётся понятие о жанре лирической миниатюры, выясняются секреты написания миниатюры, выявляются выразительные средства языка. На уроке ...

КОНСПЕКТ КОМПЛЕКСНОГО КОРРЕКЦИОННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ОЗНАКОМЛЕНИЮ С ОКРУЖАЮЩИМ И РАЗВИТИЮ РЕЧИ НА ТЕМУ «ОСЕНЬ»

Занятие ставит следующие цели: Закрепить знания о характерных признаках осени, закреплять умения устанавливать причинно-следственные связи....

Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень"

Интегрированный урок чтения и развития речи по теме " Осень" для обучающихся 3 класса с ОВЗ (глухие дети. имеющие ЗПР)...

Занятие по развитию речи Путешествие в осенний лес" "Антонимы"

Логопедическое занятие по развитию речи...

Презентация к уроку развития речи (Сочинение - описание природы по картине)

    Презентация знакомит с несколькими картинами известного пейзажиста Н.М.Крымова. Может быть использована науроках русского языка, искусства и внеклассной работе....