Методическая разработка урока развития речи «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»
методическая разработка по русскому языку (9 класс) на тему

Моисеева Марина Александровна

Урок развития речи входит в систему урокв по подготовке к государственной аттестации в новой форме. Методическая разработка урока расчитана на учащихся 9 классов, на 2 урока, включает: план урока, конспект урока, презентация к уроку, домашнее задание и критери оценивания сжатого изложения. На уроке предусмотрены дифференцированные задания, домашнее задание в форме ГИА-9 по этому же тексту. В конце урока можно раздать памятки по написанию сжатого изложения в форме буклета, который содержится в архиве.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon Буклет107 КБ
Файл Домашнее задание14.19 КБ
Файл Критерии2.46 МБ
Файл Ответы на дз11.24 КБ
Office presentation icon Презентация2.4 МБ
Microsoft Office document icon razrabotka_uroka1.doc94 КБ
Файл refleksiya.docx12 КБ

Предварительный просмотр:

Сжатое изложение предполагает сохранение главной информации и исключение второстепенной.

Сжатие текста — это активный мыслительный процесс, в результате которого получается собственное высказывание, обладающее всеми признаками текста:

- содержательно-тематическое единство;

- подчинённость всех предложений основной мысли;

- логическая и языковая связность;

- структурная упорядоченность;

- смысловая и композиционная завершённость;

- стилевая однородность.

Способы смыслового сжатия исходного текста

  1. Исключение.  При сжатии текста исключаются подробности, детали, конкретные примеры, числовые данные, авторские пояснения, отступления, подробные описания, рассуждения и т.п. Для того чтобы это сделать, нужно сначала разделить полученную информацию на главную, с точки зрения основной мысли текста, и второстепенную (несущественную), а затем исключить второстепенную. 

2) Обобщение. При обобщении материала сначала вычленяются единичные факты, однородные проблемы или мелкие вопросы, выделяется в них то, что их объединяет, является общим, а затем подбираются языковые средства для их обобщённой передачи.

Сжать можно не только саму информацию (путём исключения или/и обобщения), но и форму её изложения. Другими словами, не сокращая мысли, можно передать её в более простой языковой форме. Такой способ компрессии текста  называют способом языкового сжатия текста. В основе этого способа лежит идея упрощения: сложные, развёрнутые синтаксические конструкции преобразовываются и упрощаются. Этот способ основывается на явлении избыточности речи

Основные приёмы языкового сжатия исходного текста:

1) замена:

— сложного предложения простым;

— двух и более простых предложений одним сложным;

— однородных членов предложения обобщающим наименованием;

— объёмного фрагмента предложения более лаконичным по форме синонимичным выражением;

— предложения или его части указательным местоимением (это, то...) или отрицательным местоимением с обобщающим значением (всё, ничего ...);

прямой речи косвенной;

2) сокращение или полное исключение:

— повторов;

— одного или нескольких синонимов;

— некоторых второстепенных членов предложения;

— конструкций, осложняющих предложение (однородных, обособленных, уточняющих членов предложения);

— фрагмента предложения (например, части сложного предложения);

— диалога (передача его сути в одном предложении);

3) слияние нескольких предложений в одно.

 

Советы по написанию изложения

1.Сосредоточьтесь перед первым прослушиванием текста. Приготовьте черновик, проверьте, как пишет ручка. Можно записывать текст хорошо заточенным карандашом.

2.Настройтесь на то, что записывать текст необходимо с большими пробелами. Не жалейте бумаги: в пропущенные пробелы вы при втором прослушивании текста вставите то, что не успели записать в первый раз.

3. Записывайте все, что успели, сокращайте слова. Если что-то не успели записать, не расстраивайтесь: при втором чтении дополните.

4.Эффективно используйте те минуты, которые вам дают для осмысления текста между двумя чтениями. Постарайтесь дописать сокращенные слова. Но главное: пробежав по всем записям глазами, постарайтесь осознать, о чем этот текст.

5. При втором чтении текста вписывайте в оставленные пробелы то, что не записали в первый раз. Если останется место, не беда: это же черновик.6. После прочтения текста постарайтесь соединить все, что вы записали, прочитайте то, что у вас получилось. Если мысль при чтении « не прыгает», все читается легко, значит, вы хорошо записали текст.

7.Приступайте к сокращению текста. Постарайтесь при этом учесть все три способа сокращения.

8. Сократив текст, перечитайте его. Если все читается на одном дыхании, если вы нигде не запнулись, значит, создали хорошее изложение. Проверьте, где вы написали с красной строки. Наличие абзацев – важный элемент работы.

9. Подчеркните все слова, написание которых вызывает у вас  сомнение. Возьмите орфографический словарь и проверьте правильность написания этих слов.

10. После этого можете переписывать работу в чистовик.

Как писать сжатое изложение

1. Внимательно прослушайте (прочитайте) текст, который вам предстоит письменно кратко изложить.

2. Обдумайте содержание текста, определите, какая информация является основной, а какая — второстепенной.

3. Определите значение непонятных слов (по словарю).

4. Прослушивая (читая) текст второй раз, записывайте в черновике ключевые слова, наиболее яркие выражения, которые связаны с передачей основной информации текста. Затем составьте план.

5. Продумайте ещё раз, какие основные способы сжатия текста вы можете применить при кратком изложении содержания каждой части речи: исключение, обобщение, упрощение и их сочетание.

6. Пользуясь своими записями, составленным планом и решением о способах сжатия текста, приступайте к написанию чернового варианта сжатого изложения.

7. Отредактируйте   черновик, обращая внимание на:

а) точность передачи сюжета, фактов, логику развёртывания темы, связь между предложениями и микротемами текста; б) соблюдение требования сжатия текста при передаче его содержания; в) соответствие изложения типу и стилю речи исходного текста; г) соблюдение лексических и грамматических норм; д) орфографическое и пунктуационное оформление текста.

8. Перепишите текст, затем внимательно проверьте его.

   

Краткость - сестра таланта!

Обучение написанию сжатого изложения

при подготовке к ГИА



Предварительный просмотр:

Выполните задание В2-В14

(1)Кошка…(2) Трудно назвать более загадочное домашнее животное.(3) Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.
  (4) Чем же кошки нас привлекают?  (5)  Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком.  (6)  Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. (7) Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. (8) Кошки умны. (9) Характер их полон тайн и загадок. (10) Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье…
   (11) Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. (12) К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. (13) Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. (14) Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. (15) Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь.
 (16) И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие.
 (17) Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.                                                  
(По Л. Корочкину)

В2,В3,В4 – задания по орфографии

В2. Из предложений 2-5 выпишите слова с орфограммой «Правописание гласных после шипящих и ц».

В3.  Из предложения 15-16 выпишите слово, в котором написание приставки зависит от значения.

В4.  Из предложений 9-10 выпишите слово, в котором правописание НН определяется правилом: «НН пишется в именах прилагательных, образованных от существительных при помощи суффикса ЕНН».

В5-В14 – задания по синтаксису и пунктуации

В5. Выпишите из предложения 11-12 словосочетания с типом связи согласование, управление, примыкание.

В6. Замените словосочетание очарование во взгляде (предложение 10), построенное на основе управления, синонимичным словосочетанием со связью согласование. Напишите получившееся словосочетание.

В7. В предложении 6 подчеркните грамматическую основу, укажите тип сказуемого.

В8. В 1 абзаце укажите номера односоставных предложений, определите их вид.

В9. Объясните постановку запятой в предложении 3.

В10. В приведенном ниже тексте пронумерованы все запятые. Выпишите цифры, обозначающие запятые между частями сложноподчиненного предложения

Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость,(1) хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком.   Самостоятельные, (2)независимые, (3)кошки в то же время ласковы и привязчивы.  Но общеизвестно, (4)что они обычно больше привыкают к дому, (5)чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем,(6) кто не держал дома кошку,(7)трудно представить, (8)сколько в ней таинственной прелести,(9) как грациозны и пластичны её движения,(10) сколько очарования во взгляде,(10) как успокаивает её мелодичное мурлыканье

В11. В предложении 11 определите вид придаточного, укажите средство связи предложений в СПП.

В12. Верно ли утверждение, что запятая в приведенном ниже предложении соединяет 2 простых предложения в состав ССП?

К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы.

В13. Укажите количество грамматических основ в приведенном ниже предложении, грамматические основы выпишите.

Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье

В14. Среди предложений 10-12 найдите сложноподчинённое предложение с соподчинением придаточных, напишите номер этого предложения.


Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

Ответы:

В2. Животное,  очаровательную

В3. Привязанность

В4. Таинственной

В5. Полное доверие – согласование; реагируют на внимание, испытывают доверие, подчиняются командам, игнорируют приказы – управление; реагируют явно, относятся настороженно – примыкание.

В6. Очаровательный взгляд

В7 Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. – составное именное сказуемое.

В8. 1 – назывное, 2 – безличное.

В9. Запятая при обособленном обстоятельстве, выраженном деепричастным оборотом.

В10.  1,4,5,6,7,8,9,10
          В11.СПП с придаточным определительным, средство связи – союзное слово КОТОРЫЙ

В12.Неверно, данное предложение простое, противительный союз А соединяет однородные сказуемые.

В13. 4 грамматические основы: Трудно представить, кто не держал, грациозны и пластичны движения, успокаивает мурлыкание.

В14. 12 предложение



Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовка к написанию сжатого изложения

Слайд 2

Сжатое изложение – краткое изложение исходного текста с передачей существенной информации, при которой исключаются подробности.

Слайд 3

Изложение Подробное Краткое Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

Слайд 4

Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац.

Слайд 5

Выделяют три основных способа сжатия (компрессии) текста: 1. Исключение 2. Обобщение

Слайд 6

1. Исключение: исключение из предложения повторов; исключение одного или нескольких из синонимов (однородных членов); исключение уточняющих и поясняющих, вставных синтаксических конструкций, обособлений (причастных/деепричастных оборотов), обращений, неважных вводных слов и конструкций; исключение фрагмента предложения; исключение одного или нескольких предложений с второстепенной информацией; исключение неважного диалога.

Слайд 7

2. Обобщение: • замена однородных членов обобщающим словом; замена предложения или его части определительным или отрицательным местоимением с обобщающим значением (ВСЕ, НИЧЕГО).

Слайд 8

Алгоритм работы сжатия текста - Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними. - Запись плана или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними большие промежутки). - Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности. - Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем. - Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому. - Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.

Слайд 9

Этапы работы с текстом Определение темы текста Определение идеи текста Определение структуры текста Определение микротем текста как частей общей темы Моделирование сжатого изложения

Слайд 10

Кошка … Трудно назвать более загадочное домашнее животное . Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. Чем же кошки нас привлекают ? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость , хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые , кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны . Характер их полон тайн и загадок . Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести , как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное мурлыканье… Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека , который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы . Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему , то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь. И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама , что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие. Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

Слайд 11

1 микротема: Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры. 2 микротема: Кошки доставляют радость. Ласковые, привязчивые, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны, загадочны. 3 микротема: Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней. 4 микротема: Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама. 5 микротема: Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

Слайд 12

Синквейн - это стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам: 1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение); 2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия); 3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия); 4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету; 5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово)

Слайд 13

Дикость и самостоятельность; самостоятельные, независимые; ласковы и привязчивы; характер их полон тайн и загадок; грациозны и пластичны её движения; внимание и отношение к ним человека, они испытывают доверие и подчиняются командам, относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы; кошка боится человека или неприязненно относится к нему; поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь; относиться с уважением и терпением.

Слайд 14

Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.

Слайд 15

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (9 слов) Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести. (43 слов) Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека, он никогда не научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь. (40 слов) И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама. (11 слов) Любить кошку — значит знать о ней всё и с уважением относиться к этим удивительным животным. (15 слов) Всего 118 слова

Слайд 16

Слайд 17

«+» «-» «?» Факты, которые вызвали положительные эмоции Все, что у вас осталось непонятным Все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно Рефлексия

Слайд 18

Спасибо за внимание



Предварительный просмотр:

Методическая разработка урока в 9 классе

«Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА».

Учитель русского языка и литературы: Моисеева Марина Александровна.

Пояснительная записка.

Урок вошел в систему уроков по развитию речи и подготовке к ГИА по русскому языку в 9 классе. Урок проводился 07.02.2013г. в 9 классе, как часть  подготовки к Государственной итоговой аттестации, к части «С».

При разработке урока учитывалось то, что ученики данного класса уже знакомы с приемами сжатия текста. Работа рассчитана на 90 минут.

 В классе 13 человек: 6 мальчиков и 7 девочек, атмосфера в классе благоприятная,  с удовольствием общаются друг с другом.

Государственная итоговая аттестация по русскому языку в 9 классе включает несколько типов заданий, одно из которых – написание сжатого изложения. Данный вид письменной работы требует навыков отбора существенной информации, очень краткую передачу содержания текста при условии, что основные мысли автора, логическая последовательность событий, характеры действующих лиц и обстановка передаются в изложении без искажающих изменений; вычленения в тексте основных микротем: обобщения содержания исходного текста. При написании сжатого изложения не ставится задача сохранения авторского стиля, однако выпускник должен использовать авторские ключевые слова и словосочетания.

Основная цель урока: подготовка к написанию сжатого изложения.

Задачи:

Образовательные:

  • повторить теоретический материал по теме: «Приемы сжатия текста»;
  • отработать с помощью предложенных упражнений приемы сжатия текста (исключение и обобщение) на конкретном тексте, умение выделять главную информацию.

Развивающие:

  • развивать у учащихся умения логически мыслить и обобщать полученные факты;
  • способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти; 
  • работать как самостоятельно, так и в коллективе.

Воспитывающие:

  • воспитывать любовь к родному русскому языку;
  • формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля.

Задача ученика – продемонстрировать следующие умения:

  • – выделять главную, наиболее существенную, и второстепенную информацию;
  • – производить исключение и обобщение;
  • – определять родовые и видовые понятия;
  • – различать целые объекты и их части;
  • – показать грамотность устной и письменной речи.

Тип урока: урок закрепления и развития знаний, умений, навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: практические, проблемные, частично-поисковые, репродуктивные объяснительно-иллюстративные, самостоятельная работа учащихся, упражнения с языковым материалом, устный опрос.

Оборудование к уроку: компьютер, проектор, экран, таблицы, опорные схемы, раздаточный материал.

План урока

1.        Организационный момент.

Цель: психологически настроить учащихся на работу в классе, акцентировать их внимание на работе по развитию речи.

2. Постановка цели и задач урока.

Цель: дать учащимся подробные рекомендации по выполнению работы. Общая цель урока по подготовке к написанию сжатого  изложения – развитие речевых способностей учащихся. Частная цель урока – сократить текст, опираясь на родовидовые отношения и отношения части и целого.

3. Воспроизведение учащимися знаний, связанных с содержанием предстоящей работы.

Цель: повторить все приемы сжатия текста, в каких случаях используется тот или иной прием.

4.        Первичное знакомство с текстом (учитель читает исходный текст для его сжатого изложения).

Цель: обратить внимание учащихся на основные положения текста. Учитель настраивает учащихся на активное восприятие его содержания. Во время первого чтения ученики должны определить тему и идею текста.

5. Работа с текстом (различные лингвистические упражнения).

6. Самостоятельная работа. Написание сжатого изложения.

Цель: творческая работа учащихся по созданию собственного текста на основе прослушанного.

Учащиеся должны написать изложение с использованием приемов сжатия, о которых велась речь на уроке.

9.        Само- и взаимопроверка.

Цель: дать возможность учащимся проверить и критически оценить свою деятельность, выявить ошибки и устранить их. Умение самому контролировать свою работу – одно из проявлений самостоятельности и условие, повышающее успешность обучения.

Учащимся предлагается обменяться своими работами, указать на ошибки, затем самостоятельно проанализировать свою работу.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока

Цель: обозначить недопонятые учащимися моменты урока для закрепления их на последующих уроках.

  1. Инструктаж по выполнению домашней работы.

Цель: обеспечить правильное понимание задания для домашней работы.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте, ребята! Садитесь.

  1. Сообщение цели и задач предстоящей работы.

Слово учителя:

- Сегодня на уроке мы продолжим учиться писать сжатое изложение. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тренироваться выполнять самые разнообразные логические операции с текстом: выделять главную и второстепенную информацию, искать тезисы, прояснять ход мысли, сжимать текст разными способами, записывать связный и логически стройный пересказ, который не искажает содержание и не нарушает логики исходного текста. В этом нам помогут специальные упражнения.

  1. Воспроизведение учащимися знаний, умений и навыков, которые потребуются для выполнения предложенных заданий.

Фронтальный опрос учащихся.

Беседа по вопросам:

- Что значит сжатое изложение? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации, №2)

- В чем отличие сжатого изложения от подробного? (Сначала заслушиваются ответы учащихся, потом открываются слайды презентации, №3)

- Почему на экзамене предпочтение отдано не подробному, а сжатому изложению?

(Подробный пересказ как вид работы в большинстве случаев требует от ученика механического запоминания и воспроизведения информации без критического осмысления прослушанного текста, а в практической жизни важнее оказывается другое умение - запоминать текст осмысленно, то есть анализировать его содержание и группировать информацию уже на этапе прослушивания. Поэтому на экзамене предпочтение отдано сжатому изложению, которое активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно.)

- Что такое микротема?

(Микротема – содержание нескольких самостоятельных предложений текста, связанных одной мыслью – абзац. Слайд № 4).

- Ребята, назовите основные приемы сжатия информации. В каких случаях можно применять каждый из них? (Слайд №5).

(Основных приемов сжатия информации – два:  обобщение частной информации и   исключение второстепенной. Обобщая, мы передаем содержание частных понятий одним – более общим по смыслу – словом, словосочетанием или предложением. Обобщить можно однородные по содержанию элементы – однородные члены внутри предложения или близкие по смыслу предложения внутри абзаца. Исключить из текста нужно все, что напрямую не относится к сути высказывания: в повествовании – к основной сюжетной линии кто – когда – где – как – что сделал; в рассуждении – к основной проблеме.)

- Каков алгоритм работы сжатия текста на экзамене? (Слайд 8)

(Первое чтение текста: восприятие текста на слух: понять текст, уловить его структуру, основные мысли и связь между ними.

- Запись плана  или тезисов, (лучше тезисы, оставляя между ними  большие промежутки).

- Второе чтение текста: уточнить тезисы, заполнить оставленные промежутки дополнениями. Обдумать объем и степень подробности.

- Создание черновика. Подсчет количества слов, в зависимости от результата вносятся коррективы – что-то добавляется, исключается или обобщается, чтобы достичь нужной степени сокращения и получить правильный объем.

- Проверка черновика: отдельно речь, отдельно орфографию. Третья проверка «ершом»: от последнего к первому.

- Заключительный этап: переписывание работы на чистовик, еще раз проверить.

- Давайте вспомним этапы работы с текстом. (Слайд 9 )

  1. Определение темы текста
  2. Определение идеи текста
  3. Определение структуры текста
  4. Определение микротем текста как частей общей темы
  5. Моделирование сжатого изложения
  1. Первичное знакомство с текстом.

- Несмотря на то, что на экзамене вы должны будете воспринимать текст на слух, сегодня мы поработаем с текстом, который будет у нас перед глазами.

Учитель читает текст. У учащихся текста нет.

- После прочтения текста, вы должны ответить на вопросы: О чем этот текст? Определить стиль и тип речи.

Кошка… Трудно назвать более загадочное домашнее животное. Прожив рядом с человеком тысячелетия, она сохранила очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

Чем же кошки нас привлекают? Прежде всего общение с ними доставляет настоящую радость, хотя они не всегда легко идут на контакт с человеком. Самостоятельные, независимые, кошки в то же время ласковы и привязчивы. Но общеизвестно, что они обычно больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны. Характер их полон тайн и загадок. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести, как грациозны и пластичны её движения, сколько очарования во взгляде, как успокаивает её мелодичное  мурлыканье…

Кошки очень явно реагируют на внимание и отношение к ним человека, который с ними занимается. К одному они испытывают полное доверие и с удовольствием подчиняются его командам, а к другому относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы. Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучено какой-либо  команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её. Если кошка боится человека или неприязненно относится к нему, то ему никогда не удастся научить это животное самым элементарным вещам. Не помогут и лакомые кусочки: кошку нельзя подкупить, можно только своим поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь.

И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама, что соответствует её потребностям и доставляет ей удовольствие.

Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты, и с большим уважением и терпением относиться к этим удивительным животным.

250 слов (По Л. Корочкину)

(Этот текст о загадочном домашнем животном – кошке, о том, что общение с ними – огромная радость. Завоевать доверие кошки можно только хорошим отношением к ней. Она всегда обучается только тому, что хочет освоить сама. Любить кошку – знать про нее все, уважать ее. Текст относится к публицистическому стилю, тип речи: рассуждение)

- Определите идею текста. Зачем автор его написал? Какую мысль хотел выразить?

(Л. Корочкин  рассуждает о кошке, как о загадочном животном, несомненно, автор очень любит кошек, понимает их, относится к ним с большим уважением и терпением, общение с этими животными для автора – радость. К любви, вниманию и уважению братьев наших меньших призывает автор и нас, читателей.)

5. Работа с текстом. На столах у каждого ученика текст.

А) Разбейте текст на абзацы. Сформулируйте и запишите содержание микротем, подчеркните самые важные, ключевые слова. (Каждый ученик работает самостоятельно)

Проверка выполненных работ  (Слайд №10)

Содержание микротем (Слайд № 11):

1 микротема: Кошка – загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость и самостоятельность маленькой пантеры.

2 микротема: Кошки доставляют радость. Самостоятельные, они не всегда легко идут на контакт с человеком. Они умны,  загадочны.  

3 микротема: Но доверие кошки можно завоевать только добрым отношением к ней.

4 микротема: Кошка обучается только тому, что хочет освоить сама.

5 микротема: Любить кошку – значит понять, что это за существо, узнать её потребности, желания, инстинкты, относиться к ней с уважением и терпением.

Б) Активизация  познавательной активности учащихся на уроке

- Ребята, давайте составим синквейн по тексту (кто забыл, обратитесь к слайду 12).

(Синквейн  - это  стихотворение из 5 строк, которое строится по правилам:

1 строка – тема или предмет (одно существительное или местоимение);
2 строка – описание предмета (два прилагательных или причастия);
3 строка – описание действия (три глагола или деепричастия);
4 строка – фраза, выражающая отношение к предмету;
5 строка – синоним, обобщающий или расширяющий смысл темы или предмета (одно слово).

- Ребята, на экзамене вы должны будете продемонстрировать практический навык сокращения текста, поэтому сейчас мы обратимся к упражнениям, которые помогут нам правильно сократить текст.

В) Упражнения на исключение второстепенной информации.

1) В каждом абзаце подчеркните однородные по смыслу фрагменты предложения. Выберите для краткого изложения только один из них (Слайд № 13).

Дикость и самостоятельность; самостоятельные, независимые; ласковы и привязчивы; характер их полон тайн и загадок; грациозны и пластичны её движения; внимание и отношение к ним человека, они испытывают доверие и подчиняются командам, относятся настороженно или вообще игнорируют его приказы;  кошка боится человека или неприязненно относится к нему; поведением и отношением к ней завоевать её доверие, привязанность и любовь; относиться с уважением и терпением.

2) Подчеркните предложение, которое целиком нужно исключить из сжатого текста (Слайд № 14):

Этим, в частности, кошка отличается от собаки, которая, будучи обучена какой-либо команде, выполняет её независимо от того, кто из членов семьи подаёт её.
            Г)  Упражнения на обобщение частной информации.

  1. Определите, какие фрагменты текста можно сократить с помощью приёма обобщения. Укажите, что именно вы обобщили.

 Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры. (Объединение 3 простых предложений в одно – простое, осложнённое обособленным определением, выраженным причастным оборотом)

Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет настоящую радость (замена 2 предложений одним сложноподчиненным)

Кошки умны. Характер их полон загадок. – Кошки умны и загадочны. (Слияние 2 предложений в одно -  простое с однородными сказуемыми)

2) Замените ряд однородных членов обобщающим словом или однородным наименованием:

 Любить кошку — значит понять, что это за существо, узнать, каковы потребности домашнего друга, его желания, инстинкты. – Любить кошку – значит знать про неё всё;

Не всегда легко идут на контакт с человеком – контактируют;

Очень явно – чутко, сильно;

Это животное – её;

самым элементарным вещам – самому элементарному;

К одному они испытывают полное доверие – доверяют.

  1. Индивидуальная самостоятельная работа (дифференцированные задания)

(в 9 классе 13 человек: 5 сильных ученика, 8 – слабых, поэтому сильным ученикам нужно записать сокращенный вариант всего текста, слабым ученикам – сокращение 1,2,3 абзацев)

В результате работы над сжатием получился текст:

Кошка - загадочное домашнее животное, сохранившее очаровательную дикость маленькой пантеры.
         Кошки нас привлекают тем, что общение с ними доставляет радость. Независимые, они не всегда легко контактируют с человеком. Они больше привыкают к дому, чем к хозяину. Кошки умны и загадочны. Тем, кто не держал дома кошку, трудно представить, сколько в ней таинственной прелести.

Кошки чутко реагируют на отношение человека, который с ними занимается. Одному они доверяют и  подчиняются его командам, а приказы другого игнорируют. Если кошка боится человека,  он никогда не  научит её самому элементарному. Только добрым отношением к ней можно завоевать её любовь.
           И вообще кошка всегда обучается лишь тому, что хочет освоить сама.
           Любить кошку — значит знать о ней всё  и с уважением относиться к этим удивительным животным.  Всего 118 слова.

  1. Само- и взаимопроверка.

- Ребята, давайте посмотрим, все ли ключевые слова в сокращенном тексте мы употребили? (Слайд 15)

- Точно ли передано содержание всех микротем?

- Из скольких слов состоит исходный текст? (250 слов)

- Сколько слов получилось в сжатом нами тексте? (118 слов)

- Поменяйтесь тетрадями, давайте оценим свою работу в соответствии с экзаменационными критериями (Слайд 16). 

Критерии  на парте у каждого ученика.

  1. Рефлексия. Подведение итогов урока.

Вопросы классу:

– О чём мы говорили сегодня на уроке?

– Чувствуете ли вы, что овладели приемами сжатия текста?

– Какой из приемов вам показался наиболее доступным? (Отвечают, что приемы освоили. Наиболее доступный прием – исключение подробностей).

Рефлексия.

У каждого лист.

В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.

«+»

«-»

«?»

На следующем занятии мы обязательно обратимся к результатам рефлексии и разберем то, что для вас осталось не вполне понятным, и обратим внимание на то, о чем вам хотелось бы узнать подробнее.

  1. Домашнее задание:

Каждому ученику раздаются листы с текстом и задания к нему. Проводится инструктаж.

Методическая литература, использованная для разработки урока:

  1. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 1 – 4.  – М.: Педагогический университет «Первое сентября», 2010.
  2. Н.А. Шапиро, А.В. Волкова, Е.В. Кузнецова, Е.Ю. Шувалова. Материалы курса «Подготовка к ГИА по русскому языку в 9-м классе: методика и практика»: лекции 5 – 8.  – М.:
  3. Сидорова Г.А. Готовимся писать сжатое изложение / Г.А. Сидорова // Оценка качества образования. – 2008. - №5. – С. 30-34.



Предварительный просмотр:

В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.

«+»

«-»

«?»

В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.

«+»

«-»

«?»

В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.

«+»

«-»

«?»

В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.

«+»

«-»

«?»

В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.

«+»

«-»

«?»

В графу “+” записываете все факты, которые вызвали положительные эмоции. В графу “–”  записываете все, что у вас отсутствует или осталось непонятным.  В графу “интересно” (?) выписываете все то, о чем хотелось бы узнать подробнее, что вам интересно.

«+»

«-»

«?»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока"Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА"

Сжатое изложение активизирует аналитические способности ученика: умение воспринимать и обрабатывать информацию на слух, излагать информацию кратко и связно. Готовясь к сжатому изложению, необходимо тр...

Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.

Урок развития речи по написанию сжатого изложения в 9 классе при подготовке к ГИА. В ходе урока учащиеся учатся писать сжатое изложение на материале публицистического текста; формируют нав...

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"...