Система блоков и алгоритмов при обучении русскому языку
статья по русскому языку (10 класс) на тему

Корчагина Елена Викторовна

Система повторения правил орфографии.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc91.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е.В.Корчагина, учитель ГОУ СОШ № 376,

Система блоков и алгоритмов

при обучении русскому языку

(Методика преподавания русского языка)

      Сегодняшний абитуриент, поступающий в различные вузы России, демонстрирует печально низкий уровень знаний по русскому языку. В чем же причина их неподготовленности по русскому языку? Очевидно, корни неуспеваемости следует искать

в школьной программе.

     Курс русского языка, предлагаемый учащимся в настоящее  момент в средней школе, рассчитан на традиционные формы работы. Соответствуют ему и учебники, состоящие из отдельных параграфов с довольно большим и трудным для запоминания текстовым материалом. Ни в них, ни в методических пособиях нет и попытки изложения материала блоками, объединенными общей темой. Но самый главный недостаток нынешней программы и учебников по русскому языку в том, что материал подается частями и растягивается на несколько лет.

    Так, тема «Правописание приставок» изучается в течение двух лет. Ко второму году обучения учащиеся забывают то, что хорошо знали раньше. Отсюда возникает необходимость при изучении  нового программного материала одновременно вспоминать и повторять прежний, что приводит к нерациональному использованию времени. Следовательно, у учащихся отсутствует система знаний, теряется логика восприятия языка как системы.

   На наш взгляд, начиная повторение орфографии  русского языка в старших классах, материал целесообразно преподносить единым блоком. Например, рассматривая тему

 «Правописание гласных и согласных в приставках».

     Предлагаем следующую систему операций, направленных на сознательное восприятие и закрепление ранее изученного материала.

     Учащимися составляются под руководством преподавателя опорные карточки – алгоритмы, которые способствуют целостному восприятию темы.

  1. Приставка является частью слова, поэтому пишется слитно!
  2. Гласные в приставках:

                  а) всегда ударные, неизменяемые:

                            па-, пра-                     пасынок, прадед

                           роз-, рос-                    розвальни, роспись

                  б) неизменяемые безударные:

Приставки с буквой О

о, об, обо, от, ото, по, про, под, подо, во, со

Приставки с буквой А

за, на, над, раз, рас

                  в) изменяемые безударные:

Пре – в значении:

  • «очень» - (прекрасный, премудрый)
  • = пере    - (прервать, преобразовать)
  • «пре»     - часть корня (большинство из них заимствованные):

                         превалировать                  преамбула

                         препозиция                       прецедент

                         пренебрегать                    претензия

                         прелестный                       престиж

                         прерогатива                      претендент

                         прелюдия                          президент

                         предел                               президиум

При –

  • при – ( в значении «близость»)

                 прибежать, приклеить, приморский;

  • при – ( в значении «неполнота действия», т.е. чуть – чуть):

                   прикоснуться, приоткрыть, прилечь;

  • при – часть корня:

                    приятный                           приключение

                    привет                                причина

                    прибор                                приказ

                    примадонна                       приоритет

                    причастный                       прима - балерина

                    примета                              прибаутка

                    природа                              прилежный

                    привилегия                         привычка

  • слова, в которых написание пре-  и при- зависит от смысла:

                             пре-                                          при –

                      пребывать в городе                     прибывать в город

                      претворить в жизнь                     притворить дверь

                      преемник (наследник)                 приемник (радио)

                      преклонить колено                      приклонить голову

                      презирать врага                            призреть сироту

                      предать друга                                придать вид    

  1. Согласные в приставках:

                   а) неизменяемые согласные: под-, об-, над-, пред-, от-, в-, с-, кроме слов: здесь, здание, здоровье, зги- и производных : здешний, здравствуйте – з - в этих словах – часть корня;

                  б) изменяемые согласные:

приставка

последующий звук

пример

раз-, без-, из-, воз-, низ-, через-

звонкий согласный

 либо гласный

разбег, безупречный,

известный, воззвание

Рас-, бес-, черес-, ис-, нис-

глухой согласный

рассказ, бессловесный,

чересполосица, чересчур

             

 Наряду с этим целесообразно предложить старшеклассникам еще один блок, составляющий часть предыдущего.

  1. Разделительный Ъ пишется:

              а) после приставок, заканчивающихся на согласный:

приставка

разделительный знак

последующая буква

пример

под-, над-, пред-, от-, об-, раз-, рас-, роз-, рос-, в-, с-

Ъ

Е, Е, Ю, Я

подъезд

объявление

предъюбилейный

               б) в иностранных приставках, оканчивающихся на согласный,

приставка

разделительный знак

Е, Е, Ю, Я

пример

аб-, ад-,диз-, ин-, интер-, кон-, контр-, об-, суб-, транс-,

частица «ПАН-»

Ъ

Е,  Е,  Ю, Я

адъютант, инъекция, объект, субъект,

конъюнктивит,

контръякобинский

  в) в сложных словах, первой частью которых является числительное двух-, трех-, перед буквами Е , Е, Ю, Я пишется  Ъ, например: двухъярусный. трехъярусный                

Следующая тема: «Правописание разделительного Ь»:

  • внутри корня: вьюга карьера, курьезный -– перед  Е,  Е, Ю,  Я, И, О
  • после корня: вью, пью, лью, шью – перед окончанием на Е,  Е, Ю,  Я, И, О
  • перед суффиксом  на Е,  Е,  Ю,  Я, И, О,: воробьиный

Необходимо также акцентировать внимание на случаях ОБОЗНАЧЕНИЯ МЯГКОСТИ СОГЛАСНЫХ:

  • в конце слова: конь, день, пень
  • после мягкого Л в середине слова: большой, сельдь
  • после мягкого звука перед твердым: меньше, больше, Кузьма

Ь   знак НЕ пишется:

  • перед мягкими согласными Ч и Щ в сочетаниях: -чк-,- чн-, -нч-,-нщ-, -рщ-
  • между двумя мягкими согласными: иллюзия, иллюминация.

С правописанием приставок логично связана другая тема: « Правописание И и Ы после приставок, оканчивающихся на согласный».

После приставок, оканчивающихся на Д,Т,З,С,В, последующая буква И заменяется на Ы, за исключением приставок: СВЕРХ-, МЕЖ-, КОНТР-, ТРАНС-, ПАН-, СУБ-, ДЕЗ-, ПОСТ-, например: предыстория, подытожить, НО сверхизысканный, межирригационный, контригра, трансиорданский, панисламизм, субинспектор, дезинфекция, постинфарктный.

В составе сложносокращенных слов И на Ы не изменяется (спортинвентарь, пединститут. мединститут).

 Имеет смысл рекомендовать учащимся завести папку для карточек – блоков. Не стоит запрещать пользоваться ими даже при ответе у доски или работе в тетради. Постепенно, по мере запоминания и понимания, у учащегося сама собой отпадает необходимость заглядывать в шпаргалки, так как в их памяти остается весь «блок» правил.

   Таким же блоком целесообразно представить и тему: «Правописание   гласных и согласных в корне слова».

Например, систематизировать материал о правописании О и Е после шипящихможет быть включен в следующий алгоритм:

  • в корне слов Е всегда соответствует безударной Е, например:

          челка – чело, шепот – шепчет

  • в суффиксах и окончаниях глаголов и слов, образованных от глаголов, всегда пишется Е:
  1. в глаголе окончание  - ЕТ (течет, печет, бережет)
  2. в суффиксах:
  • глаголов  - ЕВЫВА - затушевывать
  • причастий – ЕНН -    испеченный
  • отглагольных прилагательных – ЕН- тушеный
  • отглагольных существительных –ЕВК-, -ЕР- ночевка, ретушер
  • в глаголах: ожег руку, поджег хворост

В корне существительных О пишется под ударением в исключениях, а вот в суффиксах и окончаниях именных частей речи: существительного и прилагательного – и наречиях на О

под ударением всегда О, без ударения Е. Слова - исключения удобно заучить стихом:

Жокей, жонглер, шотландец,

Шорник с обжорой и шофером

Сидели в капюшоне и кушали крыжовник.

Шоколадом шов шуршал, шомпол в шоке убежал.

 Кроме указанных  слов, нужно запомнить и другие, например: шорох, трущоба, чащоба, чопорный, мажорный, шовинизм. В этом же ряду и правописание имен существительных:

ожог руки, поджог сарая.

 Помимо применения алгоритма, важно объяснить значение слова: «шорник – тот, кто выделывает кожу», « шомпол – приспособление для чистки оружия», привести интересный пример из литературы- из повести Лескова «Левша» история слова шомпол.

Запоминанию будет способствовать обращение к окружающим предметам: рука – наша помощница- ладонь расправлена –ручонка, сжата – кулачок.

            Алгоритм – это формула (буква, цифра, краткое графическое обозначение), отражающая структуру и содержание как орфографических правил, так и приемов, образцов их применения.

    Приведем еще один пример такого алгоритма.

Буквы Е и И в падежных окончаниях имен существительных

падеж

1 – е склонение

2 – е склонение

3 – е склонение

как 3-е скл.

м.р., ж.р.

окончание

-А, - Я

м.р

нулевое

окончание

с.р.

окончание

-О, - Е

ж.р.

нулевое окончание

сущ. на

 -ий, -ия, -ие

10 на –мя и сущ. путь

Р

И

-

И

И

Д

Е

-

П

Е

   Формула правила проста и доступна, она легко выводится и запоминается. Это и есть первая опора для переноса знаний на все случаи практического применения.

   Работа по принципу «сначала объясни, а потом запомни»  имеет значение имеено при первичном изучении материала, так как формирует у ученика определенный стиль мышления, заставляет его думать в процессе письма, предупреждает формальное выполнение  заданий и упражнений.

    Ввод обобщенных моделей алгоритмов – формул – это второе звено в системе обобщения материала. Кроме того. Эти модели сами по себе адекватно отражают логику обоснования определенного написания.

Вот образец блоковой карточки по более узкой теме.

Правописание Ь после шипящих

ПИШИ     Ь

НЕТ    Ь

ГЛАГОЛ

Краткое прилагательное

- инфинитив (жечь, печь, беречь)

- изъявит. накл., наст., буд.вр., 2-е лицо,ед.ч.

            ( ты читаешь, молчишь)

        - повелительное наклонение (режь, мажь, ешь)

(свеж, горяч, пахуч, могуч)

имя существительное ж.р.,ед.ч.,3 –го скл.

Имена существительные

(мышь, дочь, печь)

Мужского рода  (меч, мяч, плащ, плющ)

Женский род, родительный падеж , мн.число

(луж, лыж, крыш, дач, радиопередач)

НАРЕЧИЯ на –Ч, -Ш, -Ж

Наречия - исключения

(настежь, навзничь, вскачь, наотмашь)

(уж, замуж, невтерпеж)

              ЧАСТИЦЫ

ЧАСТИЦА

лишь, бишь, вишь, ишь

                         Ж (однако ж)

Мы использовали модели алгоритмов, тесно связанные как  со структурными моделями обобщенных правил, так и с образцами рассуждения. В дальнейшем, по мере закрепления орфографических навыков . особенно при обобщении и повторении материала, необходимость в устном обосновании и графическом обозначении постепенно отпадает. При этом учитель сам должен определить тот этап, на котором уже можно переводить учащихся от фиксации (как полной, так и свернутой) на более высокую ступень самостоятельности. Однако в этом случае необходимо выдержать определенную последовательность:

  • учащиеся выделяют изученные орфограммы (сигнал о том, что орфограммы замечены),
  • после чего пишут любую письменную работу без каких – либо средств фиксации.

Главное здесь то, что учитель заранее на основе графических моделей прогнозирует весь процесс формирования обобщений, он может контролировать его на каждом этапе тренировки и своевременно на затруднения или ошибки отдельных учащихся, вести сними индивидуальную работу.

   В процессе закрепления материала ( с целью лучшего его осмысления) полезно практиковать задания на составление (самостоятельно или с помощью учителя) различных вариантов описания обобщенных правил и предписаний.

Наблюдения автора показали, что описанная методика работы с обобщенными алгоритмами значительно облегчает процесс усвоения знаний  и обобщенных способов деятельности. Позволяет формировать у учащихся правильные и полные  обобщения уже на этапе первичного изучения материала. Однако нельзя забывать, что работа по формированию обобщенных умений и навыков не может быть ограничена использованием графических средств. При переходе к тренировочным упражнениям необходимо  включать такой дидактический материал, который ориентирует ученика на  сопоставление смешиваемых написаний, например, правописание падежных окончаний. Только отработка всех необходимых и достаточных признаков сложного правила в комплексе может обеспечить формирование полных, четко дифференцированных обобщений.

  Если преподаватель даст еще и интересную дополнительную информацию, то восприятие материала будет более эффективным. Так, частицы лишь, бишь, вишь, ишь  раньше были прошедшей формой глагола – аористом. Получается, что глаголы и глагольные формы стремятся к наличию Ь- именные формы, наоборот, обходятся без Ь. В 60 – ые годы ХХ столетия была сделана попытка реформировать правописание частей речи: краткие прилагательные и все имена существительные, оканчивающиеся на шипящие, должны были писать без Ь, так как никакой формообразующей функции он не выполняет. Но в итоге Ь был сохранен, так как людям, для которых русский язык не является родным, трудно различить именные формы мужского и женского рода, поскольку категория рода не  имеет грамматического выражения в некоторых языках.

    Русский язык, безусловно, сложен как школьный предмет: в нем много правил, исключений из них, трудных для запоминания. Если же представить  в виде алгоритма – формулы, целым блоком орфограмм, то ленче будет восприятие правила, очевидной станет логика, взаимосвязь частей сложного.

    Самое главное – любая тема должна осознаваться школьником в процессе обучения как часть целого, а целое – как многоплановое единство.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Текстоориентированный подход в обучении русскому языку в системе работы учителя-словесника.

В статье описывается методическая система работы с текстом на уроках русского языка на разных ступенях обучения.Использование текста в качестве дидактического материала решает важные педагогические за...

Реферат На тему: «Тематический зачет как одна из форм комбинированной системы обучения русскому языку»

Муниципальное общеобразовательное учреждениеНовобрянская общеобразовательная школа_______________________________________________________...

Методическая система учителя русского языка и литературы "Воспитание элитарной языковой личности в процессе обучения русскому языку и литературе"

Переход России из индустриального в постиндустриальное (информационное) общество, основанное на знаниях и высоком инновационном потенциале, привел к процессам глобализации, информатизации,...

Обеспечение высокого качества образовательного процесса на основе эффективного использования системно – деятельностного подхода в обучении русскому языку и литературе.Методическая система учителя.

Системно-деятельностный подход позволяет выделить основные результаты обучения и воспитания, выраженные в терминах «ключевых задач развития учащихся» (личностная культура, социальная культура, с...

Психолого - педагогические основы дидактической системы развивающего обучения. Различные виды диагностики обучения русскому языку и литературе.

В статье  представлен теоретический и практический  материал по технологии развивающего обучения, а также расскапзывается о различных видах диагности обученности школьников....

Использование алгоритмов в обучении русскому языку

Данный материал построен на исследовании научного материала и использовании методических наработок. Поможет коллегам доступно и грамотно обучать обучающихся грамотному письму....