Конспект урока "Слитные, раздельные и дефисные написания слов"
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему

Хлевная Виктория Николаевна

Урок применения знаний, умений и навыков на практике.

При подготовке к уроку учтены требования основных нормативных документов: ФГОС, рабочей программы по дисциплине, календарно-тематического плана, методических материалов по дисциплине.

На уроке используются технологии проблемного обучения, здоровьесберегающие технологии, то есть урок организован так, что обучающиеся должны усвоить ведущие идеи темы, главные научные знания темы, практические навыки, изложенные в методических ключах к теме, в результате чего происходит овладение знаниями, навыками развития мыслительных способностей.

При изучении нового материала преподаватель использует информационно-коммуникационные технологии, опережающее обучение.

В ходе урока используются разнообразные методические приемы:  словарно-семантическая работа, развитие речи, самостоятельная работа, групповая, взаимопроверка, самопроверка, работа с учебником, работа с тестами. Разделение обучающихся на группы позволяет педагогу наблюдать и учитывать их индивидуальные особенности. Посредством организации групповой работы подростков, преподаватель формирует у них такие социально-значимые умения и навыки, как работа в команде, взаимная ответственность за результаты деятельности, умение распределить роли и функции, а также личностно-значимые умения и навыки подбора, анализа, обобщения и представления информации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_slitno_razdelno_defisno.doc102 КБ

Предварительный просмотр:

Министерство образования, науки и молодёжной политики

Краснодарского края

Государственное бюджетное профессиональное

образовательное учреждение

Краснодарского края

 «Гулькевичский строительный техникум»

Разработка

открытого урока-исследования

по русскому языку на тему:

Автор:

Хлевная Виктория Николаевна, преподаватель русского языка и литературы

Гулькевичи 2015 г.

План урока

Цели урока:

  1. Образовательная – систематизировать и обобщить правила, регулирующие слитные, раздельные и дефисные написания слов.
  2. Развивающая – совершенствовать соответствующие орфографические умения и навыки, развивать культуру речи.
  3. Воспитательная – воспитывать любовь и чуткость к родной речи.
  4. Методическая  - совершенствовать педагогическое мастерство, развивать и преумножать КМО предмета.

Региональный компонент – употребление диалектизмов.

Материально-техническое оснащение урока: средства мультимедиа, интерактивная доска, тесты-задания, справочный материал.

Межпредметные и внутрипредметные связи:

  • Русский язык, темы: «Правописание сложных слов», «Правописание сложных имен существительных», «Правописание сложных имен прилагательных», «Слитное, раздельное и дефисное написание наречий», «Правописание частиц», «Правописание местоимений».
  • Информатика, тема: «Работа с интерактивной доской».

Тип урока: урок применения знаний, умений и навыков на практике.

Метод обучения: проблемный.

Ход урока:

  1. Организационный момент.
  1. Приветствие и перекличка.
  2. Основание значения темы и цели урока.
  3. План урока.
  1. Развитие речи.

Метод: репродуктивный.

  1. Словарно-семантическая работа.

Метод: репродуктивный.

  1. Воспроизведение необходимых знаний, проверка их качества.

Метод: исследовательский.

  1. Постановка и решение практических задач. Выполнение письменных, графических и устных заданий.

Метод: частично-поисковый.

  1. Проверка и анализ результатов работы.

Метод: тестирование.

  1. Задание на дом.
  2. Использованная литература.

  1. Здравствуйте, ребята! Тема сегодняшнего урока «Слитные, раздельные и дефисные написания слов». Наша задача – вспомнить, обобщить правила слитного, раздельного и дефисного написания слов разных частей речи и на практике отработать орфографические умения. Урок у нас состоится не совсем обычный – урок-исследование. В начале урока мы, как обычно, займемся развитием речи и словарно-семантической работой. Затем выслушаем доклады исследовательских групп. Все вместе на практике постараемся применить имеющиеся знания. И наконец, проверим, как усвоили материал с помощью итогового теста.

Итак, приступим к уроку.

Запишите в своих тетрадях сегодняшнее число, тему урока: «Слитные, раздельные и дефисные написания слов». Сделайте надпись «Развитие речи». На доске вы видите три рифмованные фразы. Давайте прочтем их. Вам, как будущим поварам, необходимо знать правильное произношение этих слов.

  1. Развитие речи.

Долго ели торты –

Не налезли шорты.

Фёкла красная, как свёкла.

Я взял  муку и взял творог –

Испёк рассыпчатый пирог.

Давайте, ребята, вспомним, как на Кубани называют свёклу. (буряк)

Буряк – это диалектное слово, употребляемое в южном говоре. Запомните:  это не литературное слово!

Переходим к следующей работе. Записываем в тетрадях: «Словарно-семантическая работа». Один человек будет работать у доски, а остальные у сея в тетрадях.

  1. Словарно-семантическая работа.

Убеждение, ивняк, изгиб, впечатление, изваяние, укоряющий, разбередить, ютиться.

А теперь проверяем работу.

Замечательно, с этим заданием мы справились.

  1. Переходим к следующему этапу нашего урока. На дом вы получили задание освежить в памяти и углубить знания по слитному, раздельному и дефисному написанию слов различных частей речи. Я разделила вас на шесть экспертных групп, каждая из которых должна была подготовить доклад о правописании одной из частей речи. Пожалуйста, консультанты, мы готовы выслушать ваши доклады.

1 группа рассказывает о правописании сложных существительных.

2 группа рассказывает о правописании сложных прилагательных.

3 группа рассказывает о правописании частиц.

4 группа рассказывает о правописании сложных предлогов.

5 группа рассказывает о правописании местоимений.

6 группа рассказывает о правописании наречий.

Спасибо, уважаемые консультанты, за доклады. Чтобы представить полученную информацию более наглядно, прошу обратить внимание на доску, где появляется обобщающая таблица.

Работа преподавателя по представлению таблицы (Таблица прилагается).

Такие же таблички лежат перед вами на столах. Они помогут вам в последующей работе.

  1. Ну а теперь пора переходить к следующему этапу нашей поисково-исследовательской работы, к практике.

Итак, пожалуйста, к доске

1.

2.

3.

4.

  1. Итак, все необходимые задания мы выполнили.
  1. Настало время провести итоговое тестирование. Внимание на доску. Для выполнения этого задания необходимо определить, какие слова пишутся через дефис. Перед каждым из вас лежат такие тесты. Даю вам 5 минут для их выполнения (Решение теста).

А теперь проверим у доски (Проверка).

  1. Оценки, их комментирование преподавателем.
  1. Домашнее задание упр. 314(1) из пособия В.Ф.Грекова.
  2. Использованная литература:
  1. Егорова Н.В. Пособие для интенсивной подготовки к экзамену по русскому языку. Москва, «Вако», 2005.
  2. Розенталь Д.Э., Голуб И.Б. Русский язык. Орфография и пунктуация. М., «Айтрис Пресс», 1998.
  3. Малюшкин А.Б., Иконницкая Л.Н. Тестовые задания для проверки знаний учащихся по русскому языку. 10-11 классы. М., «Творческий центр Сфера», 2006.
  4. Космарская И.В. Русский язык для поступающих в ВУЗы. М., «Аквариум», 1997.
  5. Власенков А.И., Рыбченкова Л.М. Русский язык. Грамматика. Текст. Стили речи. М., «Просвещение», 2007.


Определите, какие слова пишутся через дефис:

  1. (пол)лимона
  2. (радио)эфир
  3. (чин)чином
  4. (плащ)палатка
  5. Иван(да)Марья
  6. (пяти)дневный
  7. северо(западный)
  8. медно(красный)
  9. (крово)обращение
  10. (вице)губернатор
  11. давным(давно)
  12. (полу)дикарь
  13. куда(нибудь)
  14. (тех)помощь
  15. (обще)известный
  16. честь(честью)
  17. Мать(и)мачеха
  18. перво(наперво)
  19. куда(либо)
  20. (полу)легальный
  21. чуть(чуть)
  22. (кино)фильм


  1. Обозначить и объяснить повторяемые орфограммы.

Дом-музей, ярко-красный, пол-оборота, навстречу, северо-восточный, как будто, пол-Киева,  наподобие, киловатт-час, из-под, по-товарищески, ввиду (отъезда), в продолжение (всего дня), во-вторых, в течение (года), по-новому, по мере, нежданно-негаданно, однако же, вроде, кто-то, то есть, по причине, насчет, во что бы то ни стало, кое-кто, принеси-ка, для того, чтобы, вместо, из-за, вследствие, древнерусский, по-летнему (греет), по летнему (лесу).

  1. Записать предложения, раскрывая скоки, вставляя пропущенные буквы и расставляя знаки препинания. Графически означить условия выбора слитного, раздельного и дефисного написания слов.
  1. (В)дали на (северо)западе поднялась гряда гор (А.Н.Толстой). 2. А (в) (не)проглядно(темном) нее до зари звучали стонущие и куда(то) зовущие голоса журавлиных стай. (М.Шолохов). 3. Кудрявы кусты сирени (кое)где как(будто) посыпаны чем(то) белым и лиловым. (Л.Толстой). 4. Меж двумя рядами изгороди (кое)где проглядывала из(под)снега колея заброше(н,нн)ой (не)хоже(н,нн)ой дороги. (Б.Полевой). 5. Раньше по деревьям можно было далеко проследить реку теперь(же) (н…)где (не)было даже кустов (в)следстви… чего (не)льзя было сказать куда свернет протока (в)лево или (в)право. (В.Арсеньев). 6. Снегу было мало снежных буранов то(же) а (по)тому мало шло по реке льдин. (С.Аксаков).  7. (По)ясному небу (едва)едва неслись высокие и редкие облака (изжелта)белые как весенний запоздалый снег… (И.Тургенев).

  1. Предупредительный диктант (объяснить повторяемые орфограммы).

Река, (в)доль которой мы шли, (в)течени… своём делала много изгибов, то и дело круто поворачивала то (в)лево, то (в)право, так(что) поблескивающ…е зеркало её упиралось (в)дали то в зар…сли ивняка, то в песча(н,нн)ый обрыв. (В)скоре (в)лево на довольно крутой пр…горок повела тропа, и через (пол)часа сосновый лес окружил нас. Безмолвно и тихо  было в этом лесу. Там, (высоко)высоко, родили ветерки, у нас(же) (в)низу было (тихо)тихо. (В)неподвижном нагретом воздухе крепко пахло мёдом.

Между тем (в)переди, сквозь деревья сверкнула вода, и (в)скорее дорожка привела нас к большому озеру (По В.Солоухину).

  1. Объяснительный диктант.

(В)продолжени… всех праздников мы ходили к Марии Викторовне почти каждый день. Время мы проводили большею частью в разговорах; иногда доктор пр…носил какую(нибудь) книгу или журнал и читал нам (в)слух. (Не)могу судить, много(ли) он знал, но он постоянно обнаруживал свои знания, (так)как хотел, что(бы) и другие так(же) знали. Когда он говорил о чём(нибудь), относящемся к медицине, то (не)походил (н…)(на)одного из наших городских докторов, а производил какое(то) новое, особенное впечатление. Я часто спорил с ним, но всё(же) благодаря ему (мало)помалу стал замечать, что для самого меня (не)всё было ясно, и я уже старался выработать в себе возможно определе(н,нн)ые  убеждения, что(бы) указания моей совести были определё(н,нн)ы и (не)имели(бы) в себе (н…)чего смутного. (По А.Чехову).

Дефисные написания слов

  Через дефис пишутся

Сложные слова

  1. Существительные
  • Состоящие из двух самостоятельных слов,
  • Обозначающие промежуточные стороны света,
  • Имеющие пол- и вторую часть, начинающуюся с л, большой буквы, гласной

Лётчик-космонавт

Северо-восток

Пол-лимона, пол-Киева, пол-арбуза

  1. Прилагательные
  • Образованные сложением независимых друг от друга слов (между ними можно поставить союз и)
  • Образованные от существительных, которые пишутся через дефис
  • Означающие цвет

Русско-украинский

Юго-западный

Ярко-красный

3. Наречия, образованные от двух одинаковых или близких по смыслу слов

Давным-давно

Нежданно-негаданно

4. Сложные предлоги

Из-за, из-под

Неопределенные местоимения и наречия

С приставкой кое- и суффиксами –то, -либо, -нибудь

Кое-что, кто-то, куда-либо, как-нибудь

Наречия, образованные

  • От прилагательных с помощью приставки по- и суффиксов –и, -ому (-ему)
  • От числительных с помощью приставки во- (в-) и суффикса –ых (-их)

По-братски, по-доброму, по-прежнему

Во-вторых, в-третьих

Частицы –то, -ка, -таки

Наш-то, возьми-ка


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.

русский язык8 класс(программа под ред. В.В.Бабайцевой) Повторим орфографию. Слитное, раздельное и дефисное написание слов.(урок 2-ой) Учитель русского языка и литературы МКОУ «СОШ №3» г.Ново...

Конспект урока по русскому языку в 7 классе «Раздельное и дефисное написание частиц»

Данный урок позволяет формировать знания о правописании частиц; развивать у учащихся умение работать в группе, развивать познавательный интерес, речь, внимание, творческое мышление; воспитать стремлен...

"Слитное, раздельное и дефисное написания слов"

Цельэтой работы: совершенствовать навык применения основных типов орфограмм слитного, раздельного и дефисного написания слов, изученных в 5–9 классах, порядок действий при решении орфографических зада...

Конспект урока по теме: "Слитное, раздельное и дефисное написание слов".

Урок предназначен для формирования знаний у учащихся о правильном написании слов...

конспект урока "Раздельное и дефисное написание частиц"

Урок предназначен для обучающихся 7 класса. Учебник Ладыжинская  Т.А.,.Баранов М.Т., Григорян Л.Т. Русский язык: учебник для 7 класса....

Готовимся к ЕГЭ. 13 задание . Слитное, раздельное, дефисное написание слов

Данная презентация по русскому языку предназначена для учащихся 10-11 классов для знакомства с теоретическим и практическим материалами к заданию 13 ЕГЭ (Слитное, раздельное, дефисное написание слов ...

Слитное, раздельное и дефисное написание слов

Опорный конспект и задания для закрепления знаний...