"Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина".
план-конспект занятия по русскому языку (8 класс) по теме

Лисицына Маргарита Станиславовна

Урок составлен   с учетом технологии "Модерация".  Технология предлагает  работу на уроке в семи фазах.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема:  Василий Тёркин – защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина. 

Урок-исследование.

Цели урока:

Образовательные:

- продолжить работу над главами из поэмы А.Твардовского «Василий Тёркин» (чтение фрагментов текста и комментарий);

- проникнуть в замысел автора;

- понимание идейно-художественного богатства поэмы;

- систематизация литературоведческих понятий.

Развивающие:

- развитие ассоциативного и логического мышления;

- развитие умения проводить мини-исследования поэтического текста; 

 -развитие умения высказывать и доказывать свою точку зрения.

Воспитательные:

- учиться понимать чувства и переживание человека;

- проникнуться гордостью за русский народ-победитель;

- воспитывать интерес к истории родной страны.

Оборудование урока:

- портрет А.Т. Твардовского  и Тёркина

- слайдовая презентация, песня из фильма

-схема анализа лирического героя, план исследования на уроке, маршрутные листы, листы рефлексии.

Этапы урока

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

1.Инициация (начало урока)

-Здравствуйте, ребята, сегодня урок литературы у вас проведу я.

-Вам понадобятся на уроке  раздаточный материал,  текст поэмы и хорошее настроение.

-Кстати, на партах у каждого  лежит конверт.  Что в нем? Это вы узнаете в конце урока.

2. Вхождение или погружение  в тему (формулирование целей совместно с учащимися)

3 фаза Формирование ожиданий учеников

4 фаза Передача и объяснение информации

Физминутка

5 фаза

Проработка содержания темы (групповая работа)

6 фаза  Подведение итогов. Рефлексия

7 фаза Эмоциональная разрядка

-Урок мне хочется начать с  музык. Произв.

- Как вы думаете как связан этот отрывок с нашим уроком? 5 мин

Отрывок из фильма

-Как вы думаете о чем мы должны будем поговорить на уроке? ( ответы детей) 3 мин

-Определите тему урока.

Включить презентацию

-Посмотрите внимательно на тему (слайд №1),  что вам непонятно в теме урока?

-А что значит новаторский?

Активизация знаний учащихся.

-Определите свою задачу на уроке.

-Исходя из темы определите учебную задачу нашего урока.

 -Давайте вместе составим план урока.

Пишет на доске.

Дерево ожиданий (наклеить  человечков на дереве)

-Чтобы выполнить все пункты плана нашего урока, вам нужно будет провести исследование в группе.

Деление на группы. -Для для работы на уроке нам необходимо разделиться на группы.

Разрезанная открытка. Берутся четыре-пять почтовых открыток (одинаковых или разных; лучше — большого формата). Каждая из них разрезается на шесть (четыре, пять) частей. Все части перемешиваются.

Каждый из участников вытягивает по фрагменту и ищет свою команду, объединяясь с теми, кому достались фрагменты, необходимые для составления целой картинки.

Собрав открытку, компания выбирает себе командное место. Если нужно – оборудует его (сдвигает или раздвигает столы и стулья; готовит необходимые для задания «инструменты» – книжки, рабочие альбомчики, карандаши и ручки, листы бумаги и т. п.).

-Исследуйте материал, который у вас на столах. Определите, как мы будем выполнять учебную задачу.

1 группа.  «На привале», 2 группа «Переправа», 3 группа «О награде». Но вы также используете содержание всей поэмы для своих ответов. В конце урока вы должны представить своё исследование.(Лист №1) Свои ответы вы должны подтвердить строчками из текста.

-Начнём наше исследование.

Давайте обратимся к плану исследования. (У каждого на столе план исследования. (Лист № 2 )

Определим тему, цель, гипотезу и т.д.

План исследования. (Лист № 2 )

1.Определение темы исследования.

2.Ставим цель. (Для чего я это делаю? Какого результата я хочу достичь?)

 3.Выдвижение гипотезы. (сделай своё предположение о том, какой будет результат и почему? (Если….., то…..)

4.Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?(записать план своих действий)

5.  Анализ образа главного героя. План действий (Лист № 1)

6.Получаем результаты. Анализируем.

7.  Защищаем результаты в коллективе.

   

Работа в группах

Совместная работа участников группы должна воплотиться в «продукт» деятельности – выступление представителей группы с сообщением.

 Практическая работа – 8-10 минут.

( Преподаватель – помощник, наблюдает, оказывает поддержку, если это необходимо учащимся)

Оцените свою работу в группах.

Представление учащимися своих результатов деятельности.

(сопровождение ответов учащихся, слайдами)

Устанавливает осознанность восприятия. Первичное обобщение.

-Обратимся к пунктам нашего плана урока.

-На какие вопросы нашли ответы?

 -Что мы ещё не выяснили?

Если дети не ответили, спросить.

 -Так в чём же новаторство этого образа Василия Тёркина?

-Да, правильно. В этом и состоит Новаторство образа Василия Теркина.

Организует деятельность детей по применению новых знаний.

 -А можно ли Василия Теркина сравнить с героями нашего времени?

Учитель демонстрирует слайдовую презентацию о героях современности.

Слайд

-А как бы вы поступили в этой ситуации?

- А хотели ли вы быть похожим на Василия Тёркина?

Вывод учителя.  Образ Василия Теркина- собирательный образ, многогранный, емкий, яркий и запоминающийся, а рифма «Василий — Россия», несколько раз повторенная в тексте, подчеркивает, что этот герой является воплощением богатырства русского народа. Он является народным защитником родной страны. В этом и заключается новаторство образа Василия Тёркина.

Продолжите предложенные там фразы. (На работу 1 минута)

 Вопросы для рефлексии:

  1. На уроке мне было…
  2. Я узнал, что..
  3. Я хотел бы..

Напишите на листочках, что вам было сложно делать на уроке.

 Превратите эти листочки в настоящий военный треугольник.(учитель показывает классу, как нужно согнуть лист бумаги, чтобы получился конверт- треугольник). Это ваши письма – мне, в мирную жизнь. Надеюсь, наш урок оказался не напрасным.

  1. Упражнение «Раздувающийся шар»

• Представьте, что у вас в руках туго надутый шар. Вы держите его в руках. Ощутите его упругую поверхность. Шар продолжает раздуваться, вы с трудом удерживаете его, потому что он рвется в высь. Ваши пальцы напряжены. Вы из последних сил удерживаете его. Представьте, что этот шар – ваша проблема. Отпустите его – пусть летит. Положите руки на колени. Закройте глаза и сделайте глубокий вдох и длинный выдох. И еще раз вдох и длинный выдох. Дышите легко и спокойно. А теперь потянитесь всем телом и откройте глаза.

-Откройте конверты. Почему я вам дарю такую картинку.

Смотрят видео, отвечают на вопросы учителя.

Выполняют задание, тренирующее отдельные способности к учебной деятельности, мыслительные операции

 О Василии Теркине.

Настоящим русским воином, солдатом, защитником родной страны.

Тема

Василий Тёркин-защитник родной страны. Новаторский характер образа Василия Тёркина

Новаторский- новый, созданный вновь.

Каждый ставит свою задачу, формулирую вслух.

Ставят учебную задачу.(формулируют вслух)

Я должен…

Я думаю…

1.Проанализировать образ Тёркина и определить черты народного героя.

2.Выявить новаторский характер образа Василия Тёркина.

План урока

  1. Определить черты защитника родной страны.
  2. Определить новаторство образа героя
  3.  Соотнести образ защитника родной страны с героями сегодняшних дней.

 

Мы будем работать в группах , исследовать образ Василия Тёркина.

Составляют план исследования. Устно проговаривая. (на слайдах.)

1.Тема. Василий Тёркин – защитник родной станы. Новаторский характер образа героя.

2.  Цель. Проанализировать образ Василия Тёркина в соответствии с планом, выявить черты народного героя. Новаторский характер образа героя

3.Гипотеза. Если Василий Теркин Защитник родной страны, значит он должен обладать чертами народного героя.

 4.Метод исследования- наблюдение, анализ эпизодов, образа главного героя.

План действий.(у каждой группы свой)

(Лист №1)

  1. Прочитать главу из поэмы Василий Теркин.
  2.  Проанализировать план характеристики главного героя.
  3. В соответствии с планом охарактеризовать образ главного героя.
  4. Выявить черты народного героя.
  5. Представить образ Тёркина.

Представление учащимися своих результатов деятельности.

 Выступая, дети подчеркивают, что

Самостоятельная работа.

Отвечают выступающие от группы 1,2,3 группы

Оценивают, проговаривают в слух.

В этом герое, собраны все лучшие черты народного героя. Можно сказать, что этот образ собирательный. Тёркин- это народный герой ВОВ.

Да. Дети приводят примеры героев наших дней.

 

 

Ученики заполняют карточки для рефлексии.

Д.З.  Написать синквейн на тему «Тёркин»



Лист№1 Маршрут исследования

Анализ образа Василия Теркина

План действий

  1. Прочитайте главу «На Привале» из поэмы Василий Теркин.
  2.  Проанализируйте план характеристики главного героя, Василия Теркина.

            Схема анализа

                    Образ героя

1.Определение место героя среди персонажей.

Привалясь к  стволу сосны,

Не щадя махорки,

На войне насчёт войны

Вёл беседу Тёркин.

3.Портрет, внешний облик, как он дан автором и в восприятии других персонажей.

Тёркин - кто же он такой?

Скажем откровенно……

4. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.(на примере своей главы.)

5.Речь героя.

Какая лексика используется автором в речи героя? ( высокая, нейтральная, разговорная)

зачитать

6. Прямая авторская характеристика. Отношение к герою других персонажей произведения.

«Свой?» - бойцы между собой,-

«Свой!» - переглянулись.

8. Новаторский характер образа главного героя

 Впрочем парень хоть куда.

Парень в этом роде

В каждой роте есть всегда,

Да и в каждом взводе.

3.В соответствии с планом охарактеризовать образ главного героя, выявить черты народного героя.

4. Обсудить результаты в группах.

5.Представить образ Тёркина.

Отвечая, вы должны доказывать свои ответы строчками из  поэмы

Лист№1 Маршрут исследования

Анализ образа Василия Теркина

 План действий

  1. Прочитайте главу «Переправа» из поэмы Василий Теркин.
  2.  Проанализируйте план характеристики главного героя, Василия Теркина.

            Схема анализа

                    Образ героя

1Анализ имени.

«Василий- Россия» созвучие

2.Степень участия и его роль в конфликте

Люди теплые, живые

Шли на дно, на дно, на дно…

..Переправа сорвалась…

3. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.(на примере своей главы.)

 И, у заберегов корку

Ледяную обломав,

Он как он, Василий Тёркин,

Встал живой, добрался вплавь.

4.Речь героя.

Какая лексика используется автором в речи героя? ( высокая, нейтральная, разговорная)

зачитать

5. Юмор в поэме (на примере своей главы)

Растирали, растирали…

6. Новаторский характер образа главного героя

 3.В соответствии с планом охарактеризовать образ главного героя, выявить черты   народного героя.

4. Обсудить результаты в группах.

5.Представить образ Тёркина.

Лист№1 Маршрут исследования

Анализ образа Василия Теркина

План действий

  1. Прочитайте главу «О награде» из поэмы Василий Теркин.
  2.  Проанализируйте план характеристики главного героя, Василия Теркина.

            Схема анализа

                    Образ героя

1. Поступки и мотивы поведения, в которых герой проявляет себя наиболее ярко.(на примере своей главы.)

мечта

2.Речь героя.

Какая лексика используется автором в речи героя? (высокая, нейтральная, разговорная)

зачитать

3. Юмор в поэме (на примере своей главы)

Так скажу: зачем мне орден?

Я согласен на медаль.

4.Средства выразительности, которые использует автор для создания главного героя.

 Отвечая, вы должны доказывать свои ответы строчками из  поэмы.

8.Прямая авторская оценка.

 Теркин, Тёркин, добрый малый…

9.  Новаторский характер образа главного героя

3.В соответствии с планом охарактеризовать образ главного героя, выявить черты народного героя.

4. Обсудить результаты в группах.

5.Представить образ Тёркина

Лист №2

План исследования

1.Определение темы исследования.

2.Ставим цель. (Какого результата я хочу достичь?)

 3.Выдвижение гипотезы. (сделай своё предположение о том, какой будет результат и почему? (Если….., то…..)

4.Выбираем метод. (Что нужно сделать, чтобы получить результат?(записать план своих действий)

5.  Анализ образа главного героя. (Маршрут исследования)

6.Получаем результаты. Анализируем.

7.  Защищаем результаты в коллективе.

.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок внеклассного чтения по творчеству Василия Белова "Тепло родного дома"

Знакомство детей с творчеством Василия Белова через его повесть "Привычное дело", рассказы "На Расстанном холме", "Весна", "Холмы" позволяют пробудить интерес и любовь к своей малой родине, с чего нач...

Урок литературы по теме "Образ Василия Теркина в поэме А. Твардовского"

Урок литературы в 8 классе по теме "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А. Тврдовского "Василий Теркин" проводится в соответствии с требованиями ФГОС основного общего образования. ...

Ирина Сокольникова. Светлана Морозова. Образ Василия Фёдорова в лирике Дениса Цветкова.

Иркутский поэт Денис Михайлович Цветков посвятил другу, поэту Василию Дмитриевичу Фёдорову, немало стихотворений. Цель статьи - представить лирический портрет Василия Фёдорова в поэзии Дениса Цветкова...

Сценарий постановки «Василий Теркин» по мотивам поэмы А. Т. Твардовского «Василий Теркин»

Сценарий постановки «Василий Теркин»  по мотивам поэмы А. Т. Твардовского  «Василий Теркин». Не лгать,Не трусить,Верным быть народу,Любить родную землю-мать,Чтоб...

Технологическая карта урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин"

Технологическая карта и конспект урока на тему "Образ Василия Теркина - защитника родной страны в поэме А.Т.Твардовского "Василий Теркин".Презентация к уроку....