Словесные игры на уроках русского языка.
учебно-методический материал по русскому языку на тему

Тихонова Евгения Леонидовна

Данный материал подготовлен для выступления в рамках единой методической недели по русскому языку. Содержит описание словесных игр и упражнений, которые можно использовать в учебной деятельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл slovesnye_igry_na_urokah_rya.docx35.26 КБ

Предварительный просмотр:

Единый методический день русского языка и литературы

в рамках единой методической недели

В Ы С Т У П Л Е Н И Е   Н А   Т Е М У:

«СЛОВЕСНЫЕ ИГРЫ

НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА»

ПОДГОТОВИЛА:

ТИХОНОВА ЕВГЕНИЯ ЛЕОНИДОВНА

учитель русского языка и литературы

МБОУ «Киятская СОШ

Буинского муниципального района РТ»

                                   E:\Мои фото одна\Мое фото.JPG

2017 год

    Игра для ребенка – естественная потребность» - так утверждал один из педагогов 19 века. Думаю, что с этим высказыванием трудно не согласиться. Во время игры дети действуют свободно, раскованно, не бояться ошибки. Их интересует не результат, а сам процесс игры. Участие в игре снимает психологическое напряжение, которое дети испытывают во время учебной деятельности. В игре школьник ощущает равноправие с другими участниками игры, в том числе и с учителем. Ученик получает право на свое мнение, отстаивание своей точки зрения. Таким образом, в игре реализуется один из главных принципов педагогики сотрудничества. Во время игры у детей развивается мышление, речь, память, сообразительность, общий кругозор. «Соедините Духовность и Игру, а проще - учебу и интерес, вот и выход на все проблемы из всех проблем, какие давно и мучительно волнуют школу», - писал педагог Ильин.

    Словесные игры расширяют словарный запас, орфографическую зоркость, закрепляет грамматические категории.  Как же сделать почти ежедневные встречи с фонетикой, морфологией, синтаксисом не скучными и обыденными, а радостными и интересными. Вот здесь на помощь учителю придут уроки - игры, уроки - путешествия в страну Русского Языка. Разумно и уместно используя подобного рода уроки наряду с традиционными формами, учитель увлекает детей и тем самым создаёт почву для лучшего восприятия большого и сложного материала.

    Словесные игры приучают проводить аналитико-синтетическую работу над словами и предложениями, улучшают фонематический слух у детей, развивают у них правописательную зоркость, прививают интерес и любовь к русскому языку. Интересные упражнения и игры на уроках всегда вызывают положительные эмоции у школьников. Во время игры они развивают самостоятельность, инициативу в усвоении и закреплении учебного материала. Благодаря языковым играм дети имеют возможность применять на практике свои знания и умения. Интересные упражнения и языковые игры используют на всех этапах урока. С их помощью можно проверять, как ученики выполнили домашнее задание, например, по русскому языку, улучшить понимание нового материала, его закрепления. Содержание и материал интересных упражнений и игр по русскому языку зависит от задач урока, знаний учащихся.

- Представлю вашему вниманию интересные игры по русскому языку.

 1. Игра « Переводчик». (СЛАЙД 2)

1. Кто быстрее заменит все слова в предложении ( кроме служебных) синонимами?

1. Доктор прописал пациенту инъекции.

2. Разъренная вьюга замела тропинки.

3. Шофер вновь стал внимательно всматриваться во мрак.

4. Караульный спрятался от ливня под кровлей здания.

2. Кто найдет иноязычные слова и заменит их русскими? (СЛАЙД 3)

1. При проверке было выявлено немало дефектов.

2. Он пишет мемуары.

3. Ваши аргументы убедительны.

4. Все работали с энтузиазмом.

5. В газете появилась информация о футбольном матче.

  

2. Игра «Найди слово по его приметам». (СЛАЙД 4)

1. Это глагол: его синоним - промчался.

2. Я шел зимою вдоль болота

 В галошах, в шляпе и в очках.

 Вдруг по реке пронесся кто - то

 На металлических крючках.

  (Д. Хармс).

  3. Игра «Соколиный глаз». (СЛАЙД 5)

1. Кто найдет в тексте больше устаревших слов?

Снился Святославу смутный сон

В стольном граде в тереме высоком.

И, собрав бояр, поведал он,

Что узрел во мраке вещим оком.

  (Н. Рыленков)

2. Кто больше всех найдет в тексте слов, использованных в переносном значении? (СЛАЙД 6)

 Хороший Ветер.

Я проснулся поутру.

Пляшет Солнце на ветру.

Веселятся все поля без меня.

И резвятся тополя без меня.

И смеется вся земля,

И шмели снует, звеня.

Все на свете без меня, без меня!

И я тогда вскочил, .

Башмаки скорей схватил.

Мне Ветер, Ветер, Ветер

Сказал, куда идти.

И мой хороший Ветер

Играл со мной в пути.

 (Э. Мошковская).

 4. Игра «Перевертыш». (СЛАЙД 7)

1. Замени в словосочетании главное слово так, чтобы зависимое слово стало употребляться в переносном значении.

Железный гвоздь, румяная девочка, глухая собака, кудрявый малыш, спящая красавица, сладкий пирог, колючий еж, золотые часы, черная шаль, бархатная штора, стальная балка.

2. Замени в предложении подлежащее так, чтобы глагол - сказуемое приобрел переносное значение.  (СЛАЙД 8)

Гибкий лук, водопроводный кран, трамвайный парк, вкусные лисички, хлебный ток, песчаная коса.

3. Замени в каждой паре слов синоним - антонимом, а антоним - синонимом. (СЛАЙД 9)

Грусть, тоска ( радость). Мрак, темнота (свет). Близко, рядом (далеко). Храбрец, смельчак (трус).

  5. Игра «Корректор». (СЛАЙД 10)

1. Исправьте ошибки в толковом словаре Пети Ошибкина.

Западня - квартира с окнами на запад.

Гривенник - юноша с модной гривой.

Маховик - регулировщик на перекрестке.

Застрельщик - браконьер.

2. Найди лишнее слово. (СЛАЙД 11)

Петя ушиб колено ноги.

Робинзоны ослабли от недоедания пищи.

Собрание будет в декабре месяце.

Путь кораблю преградил ледяной айсберг.

Он написал свою автобиографию.

  

6. Игра со словом. (СЛАЙД 12)

1.Кто больше составит новых слов из данных:

 Предприниматель, корреспонденция, коммуникация, превосходство.

 7. Игра «Кто больше». (СЛАЙД 13)

Назвать действия одушевленного предмета (ворона, тигр, собака);

 назвать предметы, обладающие этим признаком (чай, металл, сердце).

- В данной презентации представлены еще несколько видов словесных игр на уроках русского языка.

- И в заключение несколько рекомендаций по применению игр на уроках русского языка.

   Игра есть разумная и целесообразная, планомерная, социально - координированная, подчиненная известным правилам система поведения или затрата энергии.

Условия использования игр на уроках:

1)        Соответствие игры учебно - воспитательным целям урока.

2)        Доступность для учащихся данного возраста.

3)        Умеренность в использовании игр на уроках.

Возможности использования игровых технологий:

1)        Ролевые игры на уроке (инсценирование);

2)        Игровая организация учебного процесса с использованием игровых заданий (урок - соревнование, урок - конкурс, урок - путешествие, урок - КВН);

3)        Игровая организация учебного процесса с использованием заданий, которые обычно предлагаются на традиционном уроке (найди орфограмму, произведи один из видов разбора и т.д.);

4)        Использование игры на определённом этапе урока (начало, середина, конец; знакомство с новым материалом, закрепление знаний, умений, навыков, повторение и систематизация изученного);

5)        Различные виды внеклассной работы (лингвистический КВН, экскурсии, вечера, олимпиады и т.п.), которые могут проводиться между учащимися разных классов одной параллели.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

Статья посвящена вопросу использовния на уроках русского языка особого вида дидактических игр - грамматической игры. Автор предлагает использовать грамматические игры в качестве средства повышения гра...

Статья "Грамматические игры на уроках русского языка"

В статье автор размышяет о роли грамматических игр на уроках русского языка и их влиянии на повышение уровня грамотности учащихся. В статье приводятся примеры игр, которые могли бы успешно применяться...

ИГРЫ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА В СПЕЦИАЛЬНОЙ (КОРРЕКЦИОННОЙ) ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ VII ВИДА.

ПРИМЕНЕНИЕ ИГРОВЫХ ТЕХНОЛОГИЙ  НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА  В  СПЕЦИАЛЬНОЙ  (КОРРЕКЦИОННОЙ)  ШКОЛЕ-ИНТЕРНАТЕ  VII ВИДА  ФОРМИРУЕТ  ПОЗНАВАТЕЛЬНУЮ АКТИВНОСТЬ УЧАЩИХ...

Игры на уроках русского языка

В данном материале представлены обобщенные рекомендации по применению игровой технологии на уроках русского языка...

Дидактические игры на уроках русского языка

В данной статье представлены размышления по поводу нетрадиционных методов обучения, в частности по поводу использования дидактических игр с целью активизации познавательной и мыслительной деятельности...

ОБУЧНИЕ СЛОВЕСНОЙ ВЕЖЛИВОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА

Эта статья учит, как правильно включать элементы обучения в учебно-воспитательный процесс....