Открытый урок в 9 классе "Сложноподчиненные предложения"
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Грищенко Инна Сергеевна

Цели:

Обучающие:

 Закрепить понятие о СПП и видах придаточных, понятие  однородного, последовательного, параллельного подчинения;

Развивающие:

Совершенствование построение схем, определения вида придаточных,  пунктуационных      навыков, умения конструировать СП;

  Воспитывающие:

Продолжить  формирование привычки к  самостоятельной работе; развивать умение самооценки.

  Тип урока: урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.

Оборудование: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, оценочный лист.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_v_9_klasse_.docx20.92 КБ

Предварительный просмотр:

Закрепление. СПП.

Цели:

Обучающие:

 Закрепить понятие о СПП и видах придаточных, понятие  однородного, последовательного, параллельного подчинения;

Развивающие:

Совершенствование построение схем, определения вида придаточных,  пунктуационных      навыков, умения конструировать СП;

  Воспитывающие:

Продолжить  формирование привычки к  самостоятельной работе; развивать умение самооценки.

  Тип урока: урок обобщения знаний через работу с информационными источниками.

Оборудование: презентация сообщения; карточки, опорные схемы, оценочный лист.

Ход урока

  1. Организационный момент.

Здравствуйте ребята, повернитесь друг к другу, улыбнитесь, пожелайте хорошего настроения!Мы начинаем наш урок, надеюсь , мы активно поработаем и получим хорошие оценки.

Начнем урок с проверки д/з. Дома вы должны были выполнить задания в тетради, расставить знаки препинания и указать вид придаточного.

. Входной контроль знаний. 

Задание. Быстро прочитывая грамматические формулировки, отмечайте знаком «+» в пустом квадрате справа лишь те утверждения, которые являются верными  (Распечатать)

Утверждения

 +

1

В СПП простые предложения связаны между собой подчинительными союзами и  союзными словами

+

2

Простые предложения в составе СПП всегда равноправны

-

3

Придаточное предложение может стоять после главного, в середине его или перед ним

+

4

Придаточное предложение отделяется запятой или выделяется запятыми.

+

5

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают двух видов: с последовательным и однородным подчинениями

-

6

При последовательном подчинении первое придаточное относится к главному(придаточное первой степени), а второе – к этому придаточному(придаточное второй степени) и др.

+

7

СПП с двумя или несколькими придаточными бывают трёх видов: с последовательным, параллельным и однородным подчинением

+

8

При параллельном подчинении придаточные относятся к одному общему главному предложению и являются  одинаковыми по значению

-

9.

Спп по их значению делятся на две основные группы: с придаточными изъяснительными и обстоятельственными.

-

  1. Актуализация знаний.

Внимательно прочитайте предложения. Установите соответствие: СПП – вид подчинения

Всю ночь Василиса Егоровна не могла заснуть и никак не могла догадаться, что бы такое было в  голове её мужа, о чём ей нельзя было знать.     (последовательное)

В детстве моём, когда я осиротел и остался один на свете, дядя заменил мне собой отца, воспитал меня на свой счёт, и словом, сделал для меня то, что не всегда сделает родной отец.  (параллельное)

Слышно было, как в саду шагал дворник, как скрипела его тачка. (однородное)

В воздухе, куда не взглянешь, кружатся целые облака снежинок, так что не разберешь, идёт ли снег с неба или с земли. (комбинированное)

Вопрос учителя классу: Ваши предположения, чем мы будем заниматься сегодня на уроке?

Ответы учащихся. Систематизировать все знание о СПП.

Закрепление

Задание 1: «Конструктор»

Из трех простых предложений составить и записать одно СПП. Определить вид подчинения. Начертить схему.

  1. Хлынул дождь.  Мы бросились к сараю. Сарай стоял на краю деревни  (когда …, который …).
  2.  Тело опускается в жидкость. Оно теряет часть своего веса. Эта часть равна весу вытесненной им жидкости (когда  …,  то …, которая …).

Заполните таблицу у доски.

СПП

Схема

Тип подчинения

1

2

Задание 2: Схематический диктант.

Начертите схемы и определите устно вид придаточного.

Ученик работает у доски, остальные – в тетрадях.

Предложения для анализа на экране:

1. Если будет летная погода, экспедиция отправится в Арктику.

2. В одном месте мы спугнули несколько пар журавлей, которые с печальным криком полетели дальше.

3. Чтобы свет не беспокоил больного, окна завесили шторами.

4. Когда у меня в руках новая книга, я чувствую, что в мою жизнь вошло что-то живое, говорящее, чудесное.

5. Трудись, чтобы в твоей душе не умерли те крошечные искры небесного огня, которые зовутся совестью.

ФИЗМИНУТКА

Пример:

1Они долго лежали на берегу у того самого места12где еще так недавно Волька нашел знаменитую бутылку с Хоттабычем2.

Предложение повествовательное, невосклицательное, сложное, союзное, сложноподчиненное, состоит из 2-х частей.

1→2. 1 главная, 2 придаточная, придаточная распространяет слово у места в главной части, присоединяется союзным словом где, указательное слово того; стоит перед главным словом, тип придаточной части – определительный.

Далее составляем схему сложного предложения.                    

                              Какого?

 [ук.сл того +сущ (у) места], (с.сл.где…).

Резервное задание: составьте по схемам предложения.

(Любим ходить на реку, которая поражает своей красотой).

[…сущ. ],  (которая…).

(Под утро, когда буря спала, Алексей услышал отдаленные звуки боя).

 […, ( когда),… ].

(Чтоб музыкантом быть, так надобно уменье).

Чтоб (…), [ ].

(Хороши летние туманные дни, хотя охотники их не любят).

[ ], хотя (…).

Леша, как ни крепко спал, тотчас открыл глаза и сел.

[…, (как ни),…].

Метафора на формирование чувства уверенности “Всё в твоих руках”- известная притча.

Эта история произошла давным-давно в старинном городе, в котором жил великий мудрец. Слава о его мудрости разнеслась далеко вокруг его родного города. Но был в городе человек, завидующий его славе. И вот решил он придумать такой вопрос, чтобы мудрец не смог на него ответить. И он пошел на луг, поймал бабочку, посадил ее между сомкнутых ладоней и подумал: “Спрошу-ка я у мудреца: скажи, мудрейший, какая бабочка у меня в руках – живая или мертвая? Если он скажет – живая, я сомкну ладони, и бабочка умрет, а если он скажет – мертвая, я раскрою ладони и бабочка улетит. Вот тогда все поймут, кто из нас умнее”.

    Так все и случилось. Завистник поймал бабочку, посадил ее между ладонями и отправился к мудрецу. И он спросил у того: “Какая бабочка у меня в руках, о, мудрейший, - живая или мертвая?” И тогда мудрец, который, действительно, был умным человеком, сказал: “Все в твоих руках…”

Друзья, все в ваших руках!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок "Второстепенные члены предложения". 8 класс.

Данный  материал  содержит  методическую  разработку урока  русского  языка  для  учащихся  8  класса....

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

Сценарий открытого урока "Простое осложнённое предложение". 8 класс

Сценарий открытого урока по русскому языку для 8 класса "Простое осложнённое предложение"...

Сценарий открытого урока "Простое осложнённое предложение". 8 класс

Сценарий открытого урока по русскому языку для 8 класса "Простое осложнённое предложение"....

Открытый урок «Обособленные члены предложения. Обособленные обстоятельства». 8 класс

Материал содержит презетацию к уроку и методическую разработку....

Открытый урок по табасаранскому языку Тема: «Односоставные предложения. Определенно-личные предложения.»

Дарснан тема: Саб составнан предложенйир.                           Са...