Урок развития речи. 7 класс. Публицистический стиль речи.
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Денисова Юлия Валерьевна

Конспект урока, на котором дается понятие о публицистическом стиле: его особенностях, жанрах, сферах употребления.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 7_kl._publ._stil.doc51.5 КБ

Предварительный просмотр:

Конспект  урока по развитию речи в 7  классе

Тема урока: Понятие о публицистическом стиле: особенности, жанры, сфера               употребления

Тип урока: комбинированный

Цели: дать представление о публицистическом стиле, его особенностях, жанрах, сфере употребления; формировать умение «узнавать» тексты публицистического стиля, строить предложения и связные тексты в данном стиле.

Средства обучения: словарики, портрет Д.С.Лихачева, сборник статей «Земля родная» Лихачева, «Толковый словарь» Ожегова.

Ход урока: I  Речевая разминка.

- Прочитайте текст про себя.

   Дети мои или иной кто, слушая эту грамотку, не посмейтесь... Паче же всего гордости не имейте в сердце и уме, но скажем, смертны мы, сегодня живы, а завтра в гробу.

   Старых чтите, как отца, а молодых, как братьев.

   В дому своем не ленитесь, но за всем сами наблюдайте...

                                                                                 (Из «Поучения Владимира Мономаха»)

- Какова цель автора «Поучения...»? Как она влияет на интонацию?

- Дает ли право употребление в тексте глаголов в повелительном наклонении читать его тоном приказа?

- Как лексика влияет на тон текста?

-Прочитайте, соблюдая правильную интонацию. (Два-три ученика читают, остальные рецензируют)

II Работа по теме.

   1. - Мы продолжаем говорить о стилях речи. Вспомним, какие стили вы уже знаете, и воспроизведем известную ещё с 5 класса схему.

                                         разговорный

Стили речи                                                          художественный

                                         книжный                      научный

                                      официально-деловой

   2. - Чтобы окончательно завершить схему, осталось познакомиться ещё с одним стилем - публицистическим - и выявить его стилевые черты и языковые особенности.

   - Внесем в схему название стиля и запишем тему урока.

   - Начнём со словарно-орфографической работы: публицистический, публика, публицист, опубликовать, публицистика.

   - Какой общий корень имеют слова?

   - Слово публика (значение: люди, народ) произошло от латинского слова общественный.

   - Таким образом, публицистический стиль используется для обращения к массе людей, к народу.

   Публицистический стиль - это сложное речевое единство, в нем органически сливаются черты разных функциональных  стилей: научного, официально-делового, художественного, разговорного.

   3. - Понаблюдаем на конкретном тексте, отрывке из книги Д.С.Лихачева «Земля родная», за стилевыми и языковыми чертами публицистического стиля и заполним таблицу.

Учитесь говорить и писать

   Учиться говорить и писать нужно все время. Язык – самое выразительное, чем обладает человек. За своим языком надо следить постоянно. Самая большая ценность народа – его язык, язык, на котором он пишет, говорит, думает. Думает! Это значит, что вся сознательная жизнь человека проходит через родной ему язык.

   Вернейший способ узнать человека – его умственное развитие, его моральный облик, его характер – прислушаться к тому, как он говорит… А ведь бывает и так, что человек не говорит, а «плюется словами». Для каждого понятия у него не обычные слова, а жаргонные выражения. Такой человек хочет показать, что ему все нипочем, что он выше, сильнее всех обстоятельств, умнее всех окружающих. А на самом деле он трус и робок, неуверен в себе.

   И если вы хотите быть по-настоящему интеллигентным, образованным и культурным человеком, то обращайте внимание на свой язык. Говорите правильно, точно и экономно.

   Если вам приходится часто публично выступать – на собраниях, заседаниях, просто в обществе своих знакомых, то, прежде всего, следите, чтобы ваши выступления не были длинными. Это важно, чтобы вас поняли.

   Второе правило. Чтобы выступление было интересным, все, вы говорите, должно быть интересным и для вас. Постарайтесь, чтобы в вашем выступлении была одна, главная мысль, которой должны быть подчинены все остальные.

   Но как научиться писать? Чтобы научиться писать, надо писать, писать письма, дневники. Одним словом: «Чтобы научиться ездить на велосипеде, надо ездить на велосипеде».

   - Какие функции характерны для данного текста? (Воздействие на читателя и слушателя. Сообщение информации.)

   - Чтобы оказать воздействие на читателя или слушателя, каким должен быть текст публицистического стиля? Присущи ли ему эмоциональность, страстность? С каким стилем это сближает публицистику? (Эмоциональность роднит публицистику с художественным стилем.)

   - К чему призывает автор прочитанного нами текста? (Постоянно учиться говорить и писать.)

   - Призывность - отличительная черта публицистического стиля.

   - Актуальна ли проблема, поднятая Лихачевым? (Да. Сейчас многие считают эти умения никому не нужными, а под интеллигентностью понимают только наличие высшего образования.)

   - Задача публицистики - сформировать определенное отношение многих людей к значимым проблемам: общественным, бытовым, политическим, экономическим, философским, моральным. Интерес к общему роднит публицистику с научным стилем.  

Автор публицистического текста хочет быть понятым своими читателями, хочет вызвать интерес у слушателей. Поэтому характерная черта таких текстов - доходчивость.

   - Посмотрим, какие синтаксические средства языка, позволяющие усилить ее воздействие на читателей и слушателей, характерны для публицистической речи?

   - Найдите в тексте:

побудительные (по цели высказывания) и восклицательные (по эмоциональной окраске) предложения;

риторические вопросы (на которые отвечает сам автор);

повторы;

однородные члены;

параллелизмы (сходное построение предложений текста).

   - Как вы думаете, к кому обращается автор?

   - Каким образом завершается текст и с какой целью это делает автор? (В публицистическом стиле часто используются литературные цитаты, афоризмы, пословицы и поговорки.)

   - Определим, какие лексические средства связи использует автор. Найдите в тексте антонимы ( говорить - «плеваться словами»; обычные слова - жаргонные выражения, сильнее всех - трус и робок и др.); слова книжной и разговорной речи ( обладает, моральный облик, жаргонные выражения, публично выступать - книжная лексика; нипочем, плюётся словами - разговорная лексика).

   - Найдите в тексте слова и выражения, использованные в переносном значении. С каким стилем речи они сближают наш текст? («Плюется словами», с художественным стилем.)

   - В публицистическом стиле могут использоваться слова в переносном значении и слова так называемой «газетной образности». Это стандартные сочетания слов, которые сближают публицистический стиль с языковыми шаблонами официально-делового стиля. Например: белое золото - хлопок, огненные годы - военные годы.

  -  Определите, что обозначается следующими сочетаниями слов:

   белая смерть - сахар,

   битва за урожай - уборка урожая,

   черное золото - нефть,

   зеленый щит земли - лес,

   королева спорта - легкая атлетика,

   голубые дороги - водные пути.

   - Приведите свои примеры «газетной образности». Есть ли они в тексте? А какие есть стандартные сочетания? (Моральный облик, сознательная жизнь, умственное развитие.)

   - Итак, мы рассмотрели стилевые и языковые черты публиц. стиля. Надо отметить, что не в каждом тексте можно найти полный набор этих признаков.

   - Публицистике свойственен непосредственный контакт с аудиторией. Где реализуется публицистический стиль в устной и письменной речи?

   В результате работы с текстом должна получиться таблица:

Цель высказывания

Стилевые черты

  Языковые средства

Сфера употребления

   Сообщение информации, воздействие на слушателей или читателей.

Эмоциональность, страстность. Призывность.

Актуальность.

Доходчивость.

Лексические:

- общественно-политическая лексика;

- совмещение торжественной лексики и разговорных

средств;

-антонимы.

Синтаксические:

-побудительные и восклицательные предложения;

риторические вопросы;

-повторы;

-параллелизм;

-ОЧ; обращения;

-использование лит-ных цитат, афоризмов, пословиц, поговорок.

В устной речи: выступления на митингах, собраниях, съездах, речи адвокатов, в передачах по радио и ТВ;

в письменной речи: статьи в газетах, журналах.

   4. - Теперь, когда мы определили особенности публицистического стиля, обратимся снова к «Поучению» и попытаемся увидеть их в этом тексте, написанном ещё в 1117 году.

   - Насколько древний текст отражает черты стиля? Для более полного ответа пользуйтесь материалами таблицы.

   5. - Основные стилевые черты и языковые особенности наиболее конкретно выражаются в разных жанрах, свойственных публицистическому стилю.

   - Запишем их и дадим толкование:

   Заметка - краткое сообщение в печати.  

   Статья  - научное или публицистическое сочинение небольшого размера в сборнике, журнале или газете.

   Очерк - небольшое литературное произведение, краткое описание жизненных событий (обычно социально значимых).

   Репортаж - Сообщение о местных событиях, событиях дня, оперативная информация (в печати, по радио, телевидению).

   Интервью - Предназначенная для печати (или передачи по радио и телевидению) беседа в форме вопросов и ответов с каким-либо лицом.

   Отзыв - отклик, мнение о ком-чем-нибудь, оценка кого-чего-нибудь в печати или в устной форме.

   Рецензия - критический отзыв о каком-нибудь сочинении, спектакле, фильме и т. п.

   Фельетон -газетная или журнальная статья на злободневную тему с использованием сатирических и юмористических приемов изложения.

   В.Г. Белинский сказал, что между этими жанрами нет точно обозначенных границ. Однако каждый из них имеет особое назначение и свою композицию.

   - Какие жанры публицистического стиля вам знакомы, вы с ними работали с 5 класса.

(Отзыв, рецензия).

   - Попытайтесь определить незнакомые жанры по их толкованию, которое мы записали.

(У каждого ученика на парте 2 текста: заметка и рецензия)

   - А к какому жанру относится проанализированный нами текст Д.С.Лихачева «Учитесь говорить и писать»?  (Статья)

   6. - Познакомимся ещё с одним жанром публицистического стиля - интервью. Слово интервью - английское - это беседа журналиста с одним или несколькими лицами по каким-либо актуальным вопросам.

-Посмотрим, как строится интервью     (записывают в тетрадь)

   1) В самом начале интервью журналист представляет слушателям своего собеседника или собеседник по просьбе журналиста представляется сам.

   2) В основной части - беседа журналиста с тем человеком, у которого берется интервью.

   3) В заключительной части журналист просит своего собеседника рассказать о планах на будущее, высказывает добрые пожелания, благодарит за интервью.

   7. Подведение итогов.

III. Задание на дом.   1. Подготовить сообщение о публицистическом стиле, пользуясь

              таблицей.

                                     2. Составить интервью с воображаемым собеседником - киногероем

                                     или героем прочитанного литературного произведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

1.Обобщение и углубление знаний по теме «Публицистический стиль речи»2.Работа с лексическими и синтаксическими особенностями текста публицистического стиля3. Развитие умений анализировать текст и виде...

Урок-практикум на тему "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

Данная методическая разработка в 2012 году была представлена на Всероссийском Фестивале русского языка. К уроку прилагается презентация, которую тоже можно найти на сайте....

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"

Презентация к уроку русского языка в 11 классе "Публицистический стиль речи. Лексические и синтаксические особенности"...

Урок в 7 классе "Публицистический стиль"

Урок разработан с требованиями ФГОС....

Разработка урока "Официально-деловой и публицистический стили речи, сфера их использования, основные жанры. "

Материал представляет собой разработку урока раздела программы по русскому языку"Язык и речь.Функциональные стили речи". Раздел программы «Язык и речь. Функциональные стили речи»...