Осваиваем виды чтения. Задача "Всякая всячина".
презентация к уроку по русскому языку (7 класс) на тему

 Артемова Елена Геннадьевна

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2014 г. Предназначена для учащихся  7 класса.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл chastitsa_zadacha.pptx2.32 МБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Задача «Всякая всячина». Артёмова Елена Геннадьевна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Гаванская ООШ».

Слайд 2

Дорогие ребята! Речь сегодня пойдёт о частице.

Слайд 3

Частицы можно назвать всякой всячиной языка, ведь они так разнообразны и разнородны. Объединяет их одно: они привносят в предложение то или иное дополнительное значение, каждая своё. Некоторые частицы выражают отношение говорящего к его высказыванию: усиленное утверждение (Все ведь знали о предстоящих экзаменах); отрицание (Корабли не пройдут по северным морям); вопрос (Откроется ли осенью читальня?); восклицание (Что за тишина в лесу!); условность (Научил бы ты меня плавать); побуждение (Пусть ёж зимует в сторожке); желательность (Лишь успеть бы на автобус); передача чужих слов или сомнение в них ( Теперь, мол , она напишет статью).

Слайд 4

Другие частицы – обязательные участницы в образовании грамматических форм глагола. Так формы глагола с частицей бы (читал бы, построил бы) обозначают действие предполагаемое, возможное – это формы сослагательного наклонения. Частицы пусть, пускай, да, присоединившись к глагольной форме (пусть запомнит, пускай болтают, Да простит меня читатель), обозначают побуждение к действию – это формы повелительного наклонения.

Слайд 5

Частицы могут вносить в предложение и другие дополнительные значения: ограничительное (Только дождь стучит по крыше; Все птицы замолкли, одна сова ухает в ночи; Отец всегда принимал единственно правильное решение); определительное (Футбольный матч состоится именно сегодня; Билеты продают прямо у входа на стадион; Братья точь-в-точь похожи); указательное (Вот музей; Те трудные годы дед вспоминает часто); неопределённое (В городке кое-что переменилось; Мой друг всегда расскажет что-нибудь интересное), частицы с неопределённым значением всегда стоят при местоимениях; присоединительное (Все пошли в класс, я тоже пошёл); значение приблизительности (Петя прочитал книгу почти до конца; Птицы склевали чуть не все зёрна); выделительное (От ссадин на руке не осталось и следа; Все учащиеся, даже первоклассники, сажали кусты и деревья).

Слайд 6

Видно, что название «частицы» объединяет очень разные по значению и по роли служебные слова. Одни обеспечивают образование грамматических форм, другие выражают цель высказываний, третьи просто делают речь живой, яркой. Похоже, частицы – это такие служебные слова, которые просто не вошли ни в одну другую группу. Словом, всякая всячина.

Слайд 7

Задание 1. Выпишите из текста фразы, в которых есть ответ на вопрос: «Почему автор называет частицы «всякой всячиной»?».

Слайд 8

Задание 2. Выпишите из текста предложение, в котором содержится ответ на вопрос: «Каково общее свойство (значение, функция) частиц?».

Слайд 9

Задание 3. Составьте таблицу «Смысловые значения частиц».

Слайд 10

Задание 4. Заполните таблицу, пользуясь информацией текста. Общие группы частиц (по значению и роли). Примеры частиц (1,2).

Слайд 11

Задание 5. Назовите устаревшие частицы.

Слайд 12

Задание 6. Выполните упражнение. Помогла ли вам информация текста при выполнении данного упражнения? Ответ кратко поясните. Укажите часть речи выделенных слов. Бричка ехала прямо , а мельница почему – то стала уходить влево. Было страшно: прямо сердце останавливалось. Куда ни глянь – всё сверкает, всё искрится. Сквозь бурые листья высокое небо над степью раскинуло холст, и солнце спускалось всё ниже.

Слайд 13

Задание 7. Пишутся ли частицы со знаменательным словом слитно?

Слайд 14

Задание 8. Перед вами таблица. Сформулируйте в правило содержащуюся в ней информацию.

Слайд 15

Задание 9. Что объединяет все без исключения частицы?

Слайд 16

Задание 10. Согласны ли вы с автором текста, что частицы – это «всякая всячина»? Выскажите своё суждение, аргументируйте его, используя информацию текста.

Слайд 17

Источники: О.Н. Зайцева. Задания на понимание текста. Рабочая тетрадь по русскому языку. 7 класс. Москва. Издательство «Экзамен», 2014 год.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Чтение. Виды чтения

Виды чтенияВ Единый Государственный экзамен по английскому языку включены задания на проверку сформированности навыков следующих видов чтения:1.       Понимание осн...

Итоговая аттестационная работа: «Методика обучения чтению.Виды чтения».

Значение чтения в обучении иностранному языку. Виды чтения....

Типология видов чтения. Отбор текстов для различных видов чтения.

В работе говорится о различных видах чтения, требованиях к отбору текстов, этапах работы над текстом и обучении чтению в УМК В. Эванс, Дж. Дули "Английский в фокусе....

Осваиваем виды чтения. Задача "Игрушка".

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2014 г. Предназначена...

Осваиваем виды чтения. Задача "Голубая стрекоза".

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2014 г. Предназначена...

Осваиваем виды чтения. Задача "Вертушинка".

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2014 г. Предназначена...

Осваиваем виды чтения. Задача "Друг".

Презентация разработана по материалам рабочей тетради по русскому языку О.Н. Зайцевой "Задания на понимание текста" ко всем действующим учебникам. Издательство "Экзамен", Москва, 2014 г. Предназначена...