Что такое причастие? (Морфологические признаки причастия).
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Дейнек Ирина Алексеевна

Урок - знакомство с удивительной морфологической единицей, вокруг которой не утихают лингвистические споры. Речь пойдет о причастии. Так как эта часть речи изучается в 6 классе (по программе по русскому языку  УМК под редакцией С.И. Львовой, В.В.Львова), то для эффективного восприятия темы урок построен в форме сказки.  Усвоение  обучающимися данной части речи вызывает некоторые трудности. Учащиеся часто смешивают причастия и прилагательные, неправильно образуют причастные формы, допускают ошибки в произношении и правописании причастий. Поэтому большое значение при изучении причастий имеет правильно организованное повторение прилагательного и глагола, без знания которых не может быть сознательного и прочного усвоения грамматических особенностей причастия.  В  процессе работы на уроке сопоставляются причастия и глаголы, причастия и прилагательные, сравниваются их грамматические признаки. Урок ориентирован не только на усвоение новых теоретических знаний, но и на воспроизведение уже имеющихся, на закрепление навыков морфологического разбора, развитие орфографической зоркости.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Класс – 6

Тема: Что такое причастие? (Морфологические признаки причастия).

Цель:

 - повторить морфологические признаки глагола и имени прилагательного, которые свойственны причастию;

  - расширить и углубить представление о причастии как особой форме глагола, совмещающей признаки прилагательного и глагола;

  - учить опознавать причастие по значению и типичным суффиксам;

  -  развить навык аргументированного ответа и продолжить работу по формированию монологической речи.

Ход урока

Вид работы

материал

I.Повторение пройденного.

       Вступительное слово учителя.

 - Сегодня на уроке мы познакомимся с особенной частью речи. Почему она особенная? Потому что чем-то похожа на глагол, но чаще всего ее путают с именем прилагательным. Но не буду забегать вперед, а расскажу все с самого начала:

       Эта ска_ка началась в стране Морфология.

       В полноч_ ч_рное небо осв_тилось яркими огнями ф_й_рверка. Радос_ные залпы орудий опов_стили о счас_ливом событии: состоялась долгожданная свадьба неугомонного Глагола с прекрас_ной девушкой по имени Прил_гательное.

 - Сказки в основном заканчиваются свадьбой, а наша только начинается.

   !. Спишите текст, вставьте пропущенные буквы.

 

2. Объясните орфограммы вставленных букв.

 - Раз в сказке главными героями являются Глагол и Прилагательное, то

3. Найдите в тексте имена прилагательные и глаголы и подчеркните их как члены предложения.

 

4. По каким признакам вы определили эти части речи?

5. Давайте вспомним морфологические признаки глагола и имени прилагательного:

I группа – постоянные признаки глагола

II группа – непостоянные признаки глагола

III группа – постоянные признаки прилагательного

IV группа – непостоянные признаки прилагательного

 -  Вернёмся к нашей сказке и пофантазируем о том, что может произойти дальше.

6. Продолжите сказку 1-2 предложениями.

 - Теперь мы с вами попытаемся как бы «увидеть» эту новую особенную часть речи. (По ходу опроса выясняют, на какой вопрос отвечает и что обозначает «новая» часть речи и выписываются в столбик названные причастия)

7. С какой частью речи мы с вами сегодня познакомимся?

 

             I. Новая  тема.

 - записать тему

 - определить  цели

8. Определите, от какой части речи образовались причастия и с помощью каких суффиксов.

9. Если причастие обозначает признак предмета по действию, то назовите признаки глагола и признаки прилагательного у причастия.

10. Чтение правила на странице 54-57:

+  знал (а)

-   не знал (а)

?  не понял (а)

  • Что было непонятно?
  • Что мы уже знали?
  • Что узнали нового?

  1. Закрепление.

1. Выпишите глаголы в столбик из текста сказки, с помощью суффиксов образуйте причастия.

2. Что мы изучили сегодня на уроке?

 

3. Подведение итогов.

                   IV. Домашнее задание.

  1. Лингвистическая сказка на тему: «Причастие – особая форма глагола или самостоятельная часть речи?»

Самостоятельная работа.  Диагностика.

Фронтальный опрос.

Диагностика.

Самостоятельная работа.  Диагностика.

Работа в группах

Диагностика

Работа в группах. Диагностика.

Игра с мячом

Самостоятельная работа. Диагностика.

Мозговой штурм

Инсерт

Работа в группах.

Диагностика.

Мозговой  штурм

Презентация (слайд №2)

Раздаточный материал.

Презентация (слайд №2)

Презентация

(слайд№3)

Презентация

(слайд№3)

Презентация

(слайд№4)

Листы, маркер

Презентация

(слайд №5)

Листы, маркер

Презентация

(слайды№6-7)

Презентация

(слайд №8)

Презентация

(слайд №9)

Презентация

(слайд № 9)

Презентация

(слайд №10)

Учебник

Презентация

(слайд №11)

Видеоклип

(слайды №12-13)


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Что такое причастие? (Морфологические признаки причастия) Урок русского языка в 6 классе (по учебнику С.И.Львовой)

Слайд 2

Страна МОРФОЛОГИЯ Страна МОРФОЛОГИЯ Эта ска_ка началась в стране Морфология. В полноч_ ч_рное небо осв_тилось яркими огнями ф_й_рверка . Радос_ные залпы орудий опов_стили о счас_ливом событии: состоялась свадьба неугомонного Глагола с прекрас_ной девушкой по имени Прил_гательное . Задание: спишите текст, вставляя пропущенные буквы.

Слайд 3

Задание: объясните орфограммы вставленных букв. Эта ска з ка началась в стране Морфология. В полноч ь ч ё рное небо осветилось яркими огнями ф е й е рверка. Радо ст ные залпы орудий опов е стили о сча ст ливом событии: состоялась свадьба неугомо нн ого Глагола с прекра сн ой девушкой по имени Прил а гательное. Эта ска з ка началась в стране Морфология. В полноч ь ч ё рное небо осветилось яркими огнями ф е й е рверка . Радос т ные залпы орудий опов е стили о счас т ливом событии: состоялась свадьба неугомо нн ого Глагола с прекра сн ой девушкой по имени Прил а гательное . ска з ка – правописание звонких и глухих согласных полноч ь – правописание ь на конце шипящих ч ё рное – правописание о - ё после шипящей ф е й е рверка – непроверяемые гласные в корне слова радос т ные – непроизносимый согласный опов е стили – проверяемая безударная гласная в корне слова неугомо нн ого – Н - НН в суффиксах прилагательных, образованных от существительного с прекра сн ой – непроизносимый согласный прил а гательное – чередование гласной в корне слова о счас т ливом – непроизносимый согласный ПРОВЕРЬ СЕБЯ! ПРОВЕРЬ СЕБЯ!

Слайд 4

Страна МОРФОЛОГИЯ Страна МОРФОЛОГИЯ Эта сказка началась в стране Морфология. В полночь чёрное небо осветилось яркими огнями фейерверка. Радостные залпы орудий оповестили о счастливом событии: состоялась свадьба неугомонного Глагола с прекрасной девушкой по имени Прилагательное. Задание: найдите в тексте имена прилагательные и глаголы, подчеркните их как члены предложения. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! По каким признакам вы определили эти части речи?

Слайд 5

Глагол - действие предмета - что делать? что сделать ? Постоянные признаки: - вид (совершенный и несовершенный) - спряжение ( I и II ) Непостоянные признаки: - число - лицо - род - время (настоящее, будущее, прошедшее) Синтаксическая роль: - сказуемое Прилагательное - признак предмета - какой? чей? каков? Постоянные признаки: Непостоянные признаки: Синтаксическая роль: - разряд (качественное, относительное, притяжательное) - род, число, падеж у качественных: - степень сравнения - краткая форма - определение папа мама

Слайд 6

Страна МОРФОЛОГИЯ Страна МОРФОЛОГИЯ Эта сказка началась в стране Морфология. В полночь чёрное небо осветилось яркими огнями фейерверка. Радостные залпы орудий оповестили о счастливом событии: состоялась свадьба неугомонного Глагола с прекрасной девушкой по имени Прилагательное. Задание: продолжите сказку (1-2 предложения) Через год у них родился ребёнок Причастие. …………………..

Слайд 7

Глагол - действие предмета - что делать? что сделать ? Постоянные признаки: - вид (совершенный и несовершенный) - спряжение ( I и II ) Непостоянные признаки: - число - лицо - род - время (настоящее, будущее, прошедшее) Синтаксическая роль: - сказуемое Прилагательное - признак предмета - какой? чей? каков? Постоянные признаки: Непостоянные признаки: Синтаксическая роль: - разряд (качественное, относительное, притяжательное) - род, число, падеж у качественных: - степень сравнения - краткая форма - определение папа мама ребёнок Причастие

Слайд 8

Вы хотите «увидеть» причастие? что? мяч сущ. предмет что делает? скачет действие предмета глагол какой? круглый признак предмета прилагат . какой? ( прыгает, надувать, катится ) прыгающий надуваемый катившийся признак предмета по действию причастие

Слайд 9

Тема: Что такое причастие? Цель: познакомиться с основными признаками причастия и его типичными суффиксами. Задание: определите, от какой части речи образованы причастия и с помощью каких суффиксов. прыгающий надуваемый катившийся прыгать надувать катиться Проверь себя! - ющ - -ем- - вш -

Слайд 10

Глагол - действие предмета - что делать? что сделать ? Постоянные признаки: - вид (совершенный и несовершенный) - спряжение ( I и II ) Непостоянные признаки: - число - лицо - род - время (настоящее, будущее, прошедшее) Синтаксическая роль: - сказуемое Прилагательное - признак предмета - какой? чей? каков? Постоянные признаки: Непостоянные признаки: Синтаксическая роль: - разряд (качественное, относительное, притяжательное) - род, число, падеж у качественных: - степень сравнения - краткая форма - определение папа мама ребёнок Причастие - признак предмета по действию какой? Постоянные признаки: Непостоянные признаки: Синтаксическая роль: - вид (совершенный и несовершенный) - время (настоящее, прошедшее) - род, число, падеж - определение (какой?) Суффиксы: - ущ - ( ющ -), - ащ - (- ящ -), - вш -, - ш -, - ом - (-ем-), -им-, - нн -, - енн - (- ённ -), -т-

Слайд 11

Эта сказка началась в стране Морфология. В полночь чёрное небо осветилось яркими огнями фейерверка. Радостные залпы орудий оповестили о счастливом событии: состоялась свадьба неугомонного Глагола с прекрасной девушкой по имени Прилагательное. Эта сказка началась в стране Морфология. В полночь чёрное небо осветилось яркими огнями фейерверка. Радостные залпы орудий оповестили о счастливом событии: состоялась свадьба неугомонного Глагола с прекрасной девушкой по имени Прилагательное. ПРОВЕРЬ СЕБЯ! Задание: выпишите глаголы, с помощью суффиксов образуйте причастия. началась (история)- нача вш аяся осветилось (небо) – освети вш ееся, освеща ем ое, освещ ённ ое, освеща ющ ее состоялась (свадьба) – состоя вш аяся оповестили (залпы) – оповести вш ие, оповещ ённ ые, оповеща ем ые, оповеща ющ ие

Слайд 12

Что мы изучили сегодня на уроке?

Слайд 13

Что мы изучили сегодня на уроке?