Открытый урок в 5 классе по теме «Орфоэпия»
учебно-методический материал по русскому языку (5 класс) на тему

Иргашева Светлана Владимировна

Разработка урока  и презентация по теме "Орфоэпия"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon metod_den_konspekt_uroka_orfoepiya.doc42.5 КБ
Office presentation icon orfoepiya.ppt519.5 КБ

Предварительный просмотр:

МБОУ «Цнинская СОШ №1» п. Строитель Тамбовского района

Учитель русского языка и литературы Иргашева С.В.

 

Открытый урок в 5 классе по теме «Орфоэпия»

Цель урока:

-создание условий обучения, способствующих самостоятельному поиску и закреплению знаний об орфоэпических нормах.

Образовательные задачи:

-дать понятие орфоэпии и орфоэпической нормы;

-формировать навыки правильной речи (нормы ударения и произношения);

-развивать общеучебные умения:

-находить и применять изучаемые орфоэпические правила;

-обогащать словарный запас учащихся.

Развивающие задачи:

-вырабатывать умения учащихся самостоятельно получать знания по теме урока и навык самостоятельной поисковой работы с учебной литературой.

-развивать внимание к собственной устной речи и речи собеседника;

- развивать мыслительные операции (анализ и синтез), память и внимание, логическое мышление, речевые способности и личностные качества (ответственность и самостоятельность), коммуникативные навыки;

-формировать творческие способности.

Воспитательные задачи:

- воспитывать интерес к родному языку, культуру ответа, бережное отношение к русскому слову.

Тип урока – урок изучения нового материала.

Основные методы: проблемного изложения, частично-поисковый, исследовательский.

Реализация: активизация умственной деятельности учащихся через различные формы.

Оборудование:

-стандартное

-мультимедийная установка,

-презентация (обращаемся к слайдам параллельно с работой над материалом  урока),

Ход урока.

1.Организационный момент.

- На доске написаны слова стрелки и гвоздики. На экране 4 рисунка.  Почему рисунков больше, чем слов? Почему получились разные рисунки? Как вы думаете?

(В каждом слове скрыто два, которые пишутся одинаково, а произносятся по-разному, т.к. ударение в этих словах может падать на разные слоги: стрелки (часов) – стрелки (военные), гвоздики (железные стержни) – гвоздики (цветы).

  • Мы видим, что очень важно правильно поставить ударение в слове, т.к. от этого может измениться его лексическое значение. Значит, о чем пойдет речь на сегодняшнем уроке?

2.Работа по теме урока.

Введение термина «орфоэпия».

- Что изучает этот раздел науки о языке? Давайте посмотрим, из каких частей состоит это слово. Каково значение каждой части?

(“Орфо” - правильный, “эпос” - речь)

- Откройте учебник и прочитайте определение термина “орфоэпия”. (Чтение определения).

- Сегодня на уроке мы познакомимся с принципами орфоэпии: научимся правильно ставить ударение и произносить звуки в словах. В случае затруднения мы обратимся к словарю.

-Какие словари помогут нам определить правильное произношение слова, его ударение?

1) Орфографический словарь, 2) Орфоэпический словарь, 3) Словарь в учебнике “Произноси правильно” (стр.173).

Ученики получают задания расставить ударения, пользуясь словарями. Задания выполняются по группам: 1- углубить, 2- щавель; 3- облегчить, квартал; 4- поняла, каталог.

- Характерной чертой русского ударения является его подвижность. В таком языке, как  например,  французский, ударение фиксированное, оно всегда падает на последний слог.  

Задание. В группе однокоренных слов выделите корень и расположите слова так, чтобы ударение падало на первый, второй и т.д. слоги. (Задание выполняется в тетрадях. Время выполнения – 3 мин.)

  1. Молодежь, молод, молоденький, помолодел.
  2. Дорогой, дорого, дороже, дороговатый.
  3. Переносит, носит, разносит, переносной.

- Скажите, для чего нужны орфоэпические нормы? Зачем нужно правильно ставить ударения в словах? Давайте рассмотрим следующие ситуации.  Игра - сценка «Определи нарушение орфоэпических норм» (3 ситуации).

- Орфоэпические нормы – это не только правильно поставленное ударение в словах.  Еще очень важно, ребята,  произнести правильно звуки. В русском языке есть слова, заимствованные (пришедшие) из других языков. Во многих словах сохраняется твердое произношение согласных перед е. Мы должны правильно произносить такие слова.

Задание

Распределительный диктант-игра. Отгадайте слово по лексическому значению, правильно произнесите его, запишите в нужный столбик. Один ученик работает у доски.

1) Твердый согласный перед е.

2) Мягкий согласный перед е.

1. Мастерская по пошиву одежды. (А[тэ]лье.)

2. Раздел науки, изучающий звуки речи. (Фо[нэ]тика.)

3. Широкая асфальтированная дорога. (Шос[сэ].)

4. Знак препинания. (Ти[рэ].)

5. Плавучая гора, отколовшаяся от родника. (Айс[б`э]рг.)

6. Высшее достижение мастерства. (И[д`э]ал.)

7. Нижние места для зрителей в театре. (Пар[тэ]р.)

8. Спортивная игра с мячиком. (Теннис [тэ].)

9. Название научного понятия. (Термин[т`э].)

10. Шарф, шейный платок. (Каш[нэ].)

11. Гостиница. (О[тэ]ль.)

          - По какому признаку расположены слова на следующем слайде? Что, чтобы, скучно, яичница, скворечник. (Сочетания букв чт, чн нужно произносить [шт], [шн].

    - Как вы думаете, человек рождается с правильной речью, или это приобретенные навыки? Послушайте легенду о древнегреческом ораторе Демосфене.

              Жил-был мальчик, который с детства мечтал стать выдающимся оратором. Но  он был косноязычен, у него был слабый голос, кроме того он не мог выговаривать многие согласные звуки, например звук (р). Он сильно заикался, особенно, когда волновался. Но Демосфен постоянно работал над собой. Современники часто видели его на берегу моря. Он набирал в рот камешки, которые создавали определенные преграды на пути прохождения звуков. Так его артикуляционный аппарат учился преодолевать препятствия. Демосфен с набитым камешками ртом говорил очень громко и отчетливо, перебивая шум моря. Демосфен приложил много усилий, чтобы стать лучшим оратором своего времени. Мы сегодня с вами тоже потренируем свой артикуляционный аппарат с помощью скороговорок.

     Дыхательные и артикуляционные упражнения.

Спускаем воздух из шарика.

Прокалываем щёчку.

Работаем хоботком.

            - Я думаю, мы очень хорошо подготовились к тому, чтобы озвучить скороговорки. Откройте учебники на стр.125. Из упражнения 270 распределим скороговорки по группам: 1 – 1 скороговорка, 2-2, 3-3, 4-4. Скороговорку сначала нужно произнести очень четко в среднем темпе, затем в быстром темпе, сохраняя правильность произношения.

      4. Физкультминутка.

           -Посмотрите на доску, правильно произнесите названия букв в том порядке, в котором они записаны. Ж,Ч,Ш,Щ. Повторите эту фразу несколько раз. Что она вам напомнила, какие вызвала ассоциации? (Движение поезда).  Игра «Поезд мчится, скрежича, Ж,Ч,Ш,Щ».

-Скажите, как называется такой прием, когда с помощью согласных звуков автор передает, например, как в нашем случае, движение поезда? (Аллитерация).

           -Прочитайте стихотворение А. Усачева «Шуршащая песенка»

Шуршат осенние кусты.

Шуршат на дереве листы.

Шуршит камыш.

И дождь шуршит,

И мышь, шурша,

В нору спешит.

А там тихонечко шуршат

Шесть шустрых маленьких мышат….

-Какой звук мы произносили чаще других? Что он передает? Запишем слово «аллитерация»  в первый столбик 3 задания, как слово с мягким произношением согласного звука перед –е.  

       

       5) Закрепление изученного.

Мини-тест (каждый делает самостоятельно).

Продолжите предложение. Орфоэпия – это…

Найдите ошибку: Алфавит, процент, досуг, звонит.

Найдите “лишнее” слово: Что, скворечник, скучный, гречневый.

Исправьте ошибку: Пар[тэ]р, каш[нэ], [тэ]рмин, порт[р`э]т.

      6) Рефлексия. 

Что нового узнали на уроке? Что показалось сложным?

      7) Домашнее задание.

Проецируется на слайде, разъясняется.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 2

Орфоэпия «орфо» - правильный, «эпос»-речь Познакомиться с принципами орфоэпии Научиться правильно ставить ударение в словах Научиться правильно произносить сочетания звуков

Слайд 3

Молодежь, молод, молоденький, помолодел. Дорогой, дорого, дороже, дороговатый. Переносит, носит, разносит, переносной.

Слайд 4

Мягкий согласный перед е Твердый согласный перед е 1. 2. 3. 4. 5. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7.

Слайд 5

???????????????????????????????????? Что, чтобы, скучный, конечно, скворечник, яичница

Слайд 7

А. Усачёв Шуршат осенние кусты. Шуршат на дереве листы. Шуршит камыш. И дождь шуршит, И мышь, шурша, В нору спешит. А там тихонечко шуршат Шесть шустрых маленьких мышат…

Слайд 8

Мы узнали: 1.Продолжи: Орфоэпия – это… 2.Найди ошибку: алфавИт, процЕнт, досУг, звОнит 3.Найди лишнее: что, скворечник, скучный, гречневый 4.Исправь ошибку: Пар [ тэ ] р, каш [ нэ ] , [ тэ ] рмин, порт [ р ’ е ] т

Слайд 9

ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ Теоретический материал стр. 144. Зелёный уровень - упражнение 316. Устранить нарушения произносительных норм. Красный уровень - упражнение 319. Распределить слова в зависимости от правил их произношения.

Слайд 10

Спасибо за работу


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытый урок 9 класс по теме "Соединения алюминия"

Здоровьесберегающие технологии на уроках химии....

Открытй урок 7 класс по теме "Предлоги места"

Этот урок показывает применение компьютерных технологий, проектной методики и дифференцированного подхода....

открытый урок 7 класс по теме "Правописание НЕ с причастиями"

Изучение нового материала по теме "Правописание не с причастиями" 7 класс. Мини-проекты детей о частице НЕ. Сказка о частице НЕ. работа в группах....

Открытый урок. 7 класс. Алгебра. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики.

Конспект открытого урока . Алгебра 7 класс. Тема : Функция у=х2 и у=х3 и их графики....

Разработка открытого урока 3 класс по теме "Christmas is coming"

Разработка урока предназначена для использования на итоговом уроке по теме "Рождество", учебник М. З. Биболетова...