Олимпиадные задания по русскому языку
олимпиадные задания по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) на тему


Предварительный просмотр:

Олимпиада  по русскому языку 8-й класс

Задание 1.

Определите, сколько раз каждый звук  слова тирвстречается во фразе Жили-были старик да старуха.

Количество баллов.

Каждый верно названный звук – 0,2 балла;  каждое верно указанное количество употреблений – 0,2 балла. Итого – 1,4 балла.

Задание 2.

Найдите среди данных ниже характеристик предложений ту, в которой названы несовместимые друг с другом, противоречащие друг другу грамматические признаки (укажите её номер). Обоснуйте свою точку зрения.

1. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, распространенное, осложнено обособленным определением, выраженным причастным оборотом.

2. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, односоставное, безличное, нераспространенное.

3. Предложение повествовательное, невосклицательное, простое, двусоставное, неопределенно-личное, распространенное, осложнено однородными сказуемыми.

Количество баллов.

Определение неверной характеристики – 1 балл.

Комментарий – до 2 балла.

Всего 3 балла.

Задание  3.

Расположите в порядке совершения действий глаголы, которые эти действия обозначают: жать, пахать, веять, сеять, молотить, боронить. Назовите орудия труда, механизмы, с помощью которых  они совершаются.

Количество баллов.

 Верный порядок глаголов – 1 балл.

 Одно название – 0,2 балла.

Задание  4.

Вставьте недостающие слова в пословицы.

Овчинка _________ не стоит.

________ место пусто не бывает.

Бедному собраться – только ________.  

________ворона и куста боится.  

На словах – что на гуслях, а на деле – что на ________.

Соловья _________ не кормят.  

 _____________ - знак согласия.    

Привычка – вторая ________.

 Количество баллов.

Каждое вставленное слово – 1 балл.

Всего 8 баллов.

Задание  5.

Об одном из пунктуационных знаков французский писатель ХIХ века Оноре де Бальзак сказал, что он является «ключом ко всякой науке». Какой это знак? Аргументируйте свой ответ.

Количество баллов.

Ответ на вопрос – 3 балла. Аргументация – до 3 баллов. Максимум  6 баллов.

Задание  6.

Запишите и разберите по составу слова словес(?)ный,  телес(?)ный. Как они образовались? Приведите примеры других слов, образованных по подобной словообразовательной модели.

Количество баллов.

 Орфография – 0,5 балла. Всего 1 балл.

 Разбор по составу – 1 балл. Всего 2 балла.

 Определение способа образования слов – 0,5 балл. Всего 1 балл.

 Каждый пример – 1 балл.

Задание 7.

Угадайте, как звучат по-русски названия известных сказок Ш. Перро и Г.-Х. Андерсена, представленные ниже на болгарском, сербском и польском языках.

1.Червента шапчицаCrvenkapicaCzerwonykapturek

2. ПепеляшкаPepeljugaKopciuszek

3. ГрознотопатенцеRu?nopa?eBrzydkieKac?ztko                                                                                                  4. Uspavanaljepotica        ?pi?cakr?lewna

5. Kr?lewa ?niegu

Количество баллов. Название одной сказки – 1 балл. Всего 5 баллов.

Задание 8.

Слова какой части речи могут заканчиваться на – я?  Приведите, если возможно,  по 2 – 3  примера слов каждого частеречного разряды (допустимы любые формы слова).

Количество баллов. Указание на часть речи – 0,5 балла. Один пример – 0, 5 балла.

Максимум  19 баллов.

Задание 9.

В каких словах ударение поставлено верно?

СОгнутый, щавЕль, кУхонный, вероисповедАние, корЫсть.

Количество баллов.

Одно слово – 0,5 балла.Максимум 2 балла.

Задание 10.

Заполните левый столбик соответствующими словами из данного ниже списка. Вставьте пропущенные буквы.

последовательность событий во времени -

комический или сатирический рисунок -

общепризнанный, выдающийся деятель искусства или литературы -

работник средств массовой информации, сообщающий новости -

использование чужого труда -

конные войска -

краткая цитата, предпосланная тексту -

Арт…(л,лл)ерия, к…(р, рр)…катура, инт…(л,лл)..гент, хр…ном…траж, …кспл…атация, хр…нология, …п…лог, к…(р,рр)…спондент, …пиграф, к…в…(л,лл)ерия, …(л,лл)юстрация, кла(с,сс)ик.

Количество баллов.

Выбор слова – 1 балл. Всего 7 баллов.

Выбор одной орфограммы – 0,2 балла. Всего 5 баллов.

Итого максимум 12 баллов.

Задание 11.

Что объединяет этих людей? Обоснуйте свой ответ.

Феликс Кузнецов, Софья Ковалевская, Сергей Ковалёв.

Количество баллов.До 8 баллов.

Задание 12.

Какие лингвистические сведения можно узнать в словарной статье Толкового словаря?

Назовите несколько  толковых словарей ХХ века.

Количество баллов.

Каждый из вариантов лингвистической информации – 0,5 балла. Всего 4 балла.

Название толкового словаря – до 1,5 баллов  в зависимости от его полноты и точности.



Предварительный просмотр:

Олимпиада по  русскому языку

5 класс для русских школ

1.Запишите русские пословицы, близкие по значению данным китайским:

  • Обсуждать надо часто – решать однажды
  • Кто слишком спешит – позже справляется с делом
  • Трудно схватить двух угрей двумя руками
  • Когда стоит ясная погода, готовь зонт (4 балла)

2. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:

...в...не клади; ...кровью обливается; ...не дорос; ...развесить; ...тонки; в...не дует; за обе...; как свои пять... (9 баллов)

3. Какую из этих фраз можно понять только одним способом? От чего это зависит? (4 балла)

  • Мать любит дочь.
  • Роняет лес багряный свой убор. (А.С. Пушкин)
  • Как заинтересовали её картины моего друга!
  • Я люблю читать книги по истории.
  • Дядю Олега угощали чаем с вареньем.

4. Подберите к заимствованным словам русские синонимы:

  • антракт –
  • банкротство –
  • ситуация -                
  • триумф -
  • атеист -                    
  • сюрприз -

(6 баллов)

5.   Напишите «Сказку о самом себе», соблюдая жанр этого литературного творчества (7 баллов)                                                     

Максимальное количество баллов: 30



Предварительный просмотр:

Олимпиада

 по русскому языку

для русскоязычных школ
10-11 классы

  1. Выберите правильный ответ.

Раздел языкознания, занимающийся изучением нормативного произношения, а также совокупность правил, устанавливающих единообразие произношения, соответствующее произносительным нормам, называется:

а) фонетика,
б) орфография,
в) орфоэпия,
г) графика.

2.     Приведенные ниже устаревшие слова распределите по двум столбикам: 1) архаизмы;
2) историзмы. В чем отличие архаизмов от историзмов?

Лицедей, чело, опричник, дьяк, уста, пиит, урядник, ланиты, купец, помещик, зерцало.

3.     Какова разница в значении слов: генеральный – генеральский, кампания – компания, факт – фактор.
Составьте с ними словосочетания. Как называется данное явление в языке?

4.     Какие из приведённых ниже слов являются этимологически родственными? Аргументируйте свой ответ.

        Вещь – вещать – весть – невеста – ведать – ведьма – вести.

5.        Объясните смысл образных выражений, вспомните их источники.

        Метать перуны, перейти Рубикон, танталовы муки, вернулся в свои пенаты.

6.        Определите, к каким разрядам относятся приведенные местоимения: его, себя, наш, некий, сколько-нибудь, который.

7.        Запишите словами имя числительное 8538, поставив в творительный падеж.

8.        Расставьте знаки препинания, вставьте пропущенные буквы и раскройте скобки.

                Чем успокаивает шум моря когда стоишь на берегу? Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты (з.З)емли прибой это как часы самой планеты и когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброше…ых на берег ракушек звёзд и ежей то начинается большое раздумье о всей жизни и твоя маленькая личная скорбь зам…рает и чу…ствуешь ее глухо и где(то) далеко.
        У самого моря был камень как ч…рное сердце. Величайший т…йфун вероятно когда(то) отбил его от скалы и должно быть неровно поставил под водой на другую скалу камень этот похожий своей формой на сердце если пр…леч… на него плотно грудью и зам…реть как(будто) от прибоя чуть(чуть) покач…вался.

Ответы олимпиады по русскому языку 10-11 классы

  1. в
  2. архаизмы – лицедей, чело, уста, пиит, ланиты, зерцало
            историзмы – дьяк, опричник, урядник, купец, помещик
  3. паронимы
  4. кроме слова вещь
  5. Метать перуны – негодовать, злиться (Перун – бог грозы в славяно-русской мифологии)
            Танталовы муки – нестерпимые мучения (Древнегреческая мифология)
            Перейти Рубикон – решительный шаг (Цезарь перешёл реку Рубикон)
            Вернулся в свои пенаты – вернулся домой (древне-римские боги)
  6. Его – личное, притяжательное
            себя – возвратное
            наш – притяжательное
            некий – определительное
            сколько-нибудь – неопределённое
            который – относительное
  7. Восьмью тысячами пятьюстами тридцатью восьмью
  8. Чем успокаивает шум моря, когда стоишь на берегу? Мерный звук прибоя говорит о больших сроках жизни планеты Земли; прибой - это как часы самой планеты, и когда эти большие сроки встречаются с минутами твоей быстренькой жизни среди выброшенных на берег ракушек, звёзд и ежей, то начинается большое раздумье о всей жизни, и твоя маленькая личная скорбь замирает, и чувствуешь ее глухо и где-то далеко.
            У самого моря был камень, как чёрное сердце. Величайший тайфун, вероятно, когда-то отбил его от скалы и, должно быть, неровно поставил под водой на другую скалу; камень этот, похожий своей формой на сердце, если прилечь на него плотно грудью и замереть, как будто от прибоя чуть-чуть покачивался.

 



Предварительный просмотр:

Олимпиада по русскому языку в 6 классе

1. Даны пары слов. В каких из них слова состоят из одинаковых звуков?

лес – сел, лезь – сель, лес – съел, лес – сель, лезь – сел. 

(1 балл)

2. Расставить ударение в словах:

Закупорить, баловать, памятуя, заржаветь, жалюзи, завидно, обеспечение, включишь, черпать, облегчить. 

(11 баллов)

3. Разделите слова на две группы. На каком основании вы это сделали?

Купать, купить, скупка, купальня, выкупить, выкупаться, откупаться, искупаться, накупить, прикупить. 

(11 баллов)

4. Какое из этих прилагательных по составу отличается от остальных? Ответ обоснуйте.

Плоский, броский, веский, пермский, майский. 

(2 балла)

5. Определите, какие из данных существительных относятся к одушевлённым, какие – к неодушевлённым. Какие слова вы отнесли к двум группам? С чем это связано?

Существо, полк, москвич, истребитель, туз, шпроты, матрёшка, спутник. 

(12 баллов)

6. Определите разряд прилагательных по значению. Какие из приведённых ниже прилагательных в данных словосочетаниях можно отнести к двум группам? В каких случаях это возможно?

Тёплый шарф, звонкий согласный, музыкальные пальцы, железный характер, лисья хитрость, стальной трос, каменное лицо, собачья преданность, беличья шуба, сестрицын платок. 

(12 баллов)

7. К какому спряжению относятся перечисленные глаголы?

Выспаться, выглядеть, вытереть, вытерпеть, выстоять, вынести. 

(6 баллов)

8. Определите, к какой части речи относятся слова:

Трёшка, три, трое, трёхлетний, утроить, трояк, тройной, третий. 

(8 баллов)

9. Каким человеческим порокам соответствуют эти прозвища? Если возможно, сгруппируйте их по значению.

Лентяй, пустомеля, дармоед, тунеядец, бездельник, невежа, лодырь, ротозей, разиня, невежда, разгильдяй, оболтус, олух. 

(6 баллов)

10. Дополните фразеологизмы названиями частей человеческого тела:

Попасть … в небо; с гулькин …; под горячую …; с молодых …; семи пядей во …; смотреть сквозь…; ударить … в грязь; чесать … . 

(8 баллов)

11. Определите, каким членом предложения являются выделенные слова:

Орлята учатся летать. Мне слышался знакомый шум. Он прочитал на память несколько строк. Нас не нужно жалеть. Цыплят по осени считают. 

(5 баллов)

12. Расставьте недостающие знаки препинания:

Золото, золото падает с неба! 

Дети кричат и бегут за дождём. 

Полноте дети его мы сберём, 

Только сберём золотистым зерном 

В полных амбарах душистого хлеба! 

                                            А. Майков                                                     (4 балла)

13. Напишите сочинение-рассуждение, в котором попытайтесь доказать или опровергнуть идею пословицы: «Поспешишь – людей насмешишь». (Объем сочинения – 8 – 10 предложений).

6 класс

(ответы)

1.    Лезь – сель. (За правильно выбранную пару – 1 балл).

2.    ЗакУпорить, баловАть, памятУя, заржАвЕть, жалюзИ, завИдно, обеспЕчение, включИшь, чЕрпать, облегчИть. (За каждое слово – 1 балл; если у слова заржаветь указаны два варианта, то за это слово – 2 балла).

3.      1). Купать, купальня, выкупаться, искупаться.

2). Купить, скупка, выкупить, откупаться, накупить, прикупить.

(За каждое правильно выбранное слово – 1 балл. 2 балла добавляется за грамотное объяснение).

4.      Плоский (1 балл – за правильный выбор слова; 1 балл добавляется за объяснение).

5.      Существо, полк, шпроты – неодушевленные; матрёшка – одушевленное.

Слова москвич, истребитель, туз, спутник относятся к двум группам.

(За каждое слово – по одному баллу; за грамотное объяснение каждого слова, относящегося к двум группам, добавляется еще по одному баллу).

6.    Тёплый шарф (качественное), звонкий согласный (относительное), музыкальные пальцы (качественное), железный характер (качественное), лисья хитрость (качественное), стальной трос (относительное), собачья преданность (качественное), сестрицын платок (притяжательное). Каменное лицо (качественное и относительное, если речь идет о статуе), беличья шуба (притяжательное и относительное). (За каждое прилагательное – 1 балл; за правильный выбор тех прилагательных, которые можно отнести к двум группам, добавляется по одному баллу).

7.    Выспаться (2), выглядеть (2), вытереть ()1, вытерпеть ()2, выстоять (2), вынести (1). (За каждое слово – 1 балл).

8.    Трёшка (сущ.), три (числ.), трое (числ.), трёхлетний (прил.), утроить (гл.), трояк (сущ.), тройной (прил.), третий (числ.). (За каждое слово – 1 балл).

9.    1). Лентяй, дармоед, тунеядец, бездельник, лодырь – не любят работать, лентяи.

2). Ротозей, разиня, олух – невнимательные люди.

3) Разгильдяй, оболтус – небрежные, разболтанные люди.

4) Пустомеля – болтает чепуху.

5) Невежа – плохо воспитан.

6) Невежда – малообразованный человек.

(За каждую группу слов – 1 балл.)

10.  Попасть пальцем в небо; с гулькин нос; под горячую руку; с молодых ногтей; семи пядей во лбу; смотреть сквозь пальцы; ударить лицом в грязь; чесать затылок. (За каждое правильно вставленное слово – 1 балл).

11.  Летать (дополнение); шум (подлежащее); на память (обстоятельство); не нужно жалеть (сказуемое); по осени (обстоятельство). (За каждое слово – один балл).

12.  «Золото, золото падает с неба!» –

Дети кричат и бегут за дождём. 

Полноте, дети, его мы сберём, 

Только сберём золотистым зерном 

В полных амбарах душистого хлеба! 

(За каждый знак препинания – 1 балл).

13.

 

Критерии оценивания сочинения-рассуждения на тему, связанную с анализом содержания текста (С)

Баллы

С К1

Наличие примеров-аргументов

 

 

Учащийся привёл 2 примера-аргумента, которые соответствуют объяснению содержания  тезиса

2

 

Учащийся привёл 1 пример-аргумент, который соответствует объяснению содержания   тезиса

1

 

Учащийся не привёл ни одного примера-аргумента, объясняющего содержание тезиса

0

С К2

Смысловая цельность, речевая связность и последовательность изложения

 

 

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения:

-     логические ошибки отсутствуют, последовательность изложения не нарушена;

-     в работе нет нарушений абзацного членения текста.

2

 

Работа учащегося характеризуется смысловой цельностью, связностью и последовательностью изложения, но допущена 1 логическая ошибка, и/или в работе имеется 1 нарушение абзацного членения текста.

1

 

В работе учащегося просматривается коммуникативный замысел, но допущено более 1 логической ошибки, и/или имеются 2 случая нарушения абзацного членения текста.

0

С К3

Композиционная стройность

 

 

Работа характеризуется композиционной стройностью и завершённостью, ошибок в построении текста нет.

1

 

Работа лишена композиционной стройности, продуманности и завершённости.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям СК1-СК4

 

5

 

Критерии оценки грамотности и фактической точности речи учащегося

Баллы

ГК1

Соблюдение орфографических норм

 

 

Орфографических ошибок нет.

2

 

Допущена 2 ошибка.

1

 

Допущены 3 ошибки и более.

0

ГК2

Соблюдение пунктуационных норм

 

 

Пунктуационных ошибок нет, или допущено не более 1 ошибки.

2

 

Допущены 2 ошибки.

1

 

Допущены 3-4 ошибки и более.

0

ГКЗ

Соблюдение грамматических норм

 

 

Грамматических ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

 

Допущены 2 ошибки.

1

 

Допущены 3 ошибки и более.

0

ГК4

Соблюдение речевых норм

 

 

Речевых ошибок нет, или допущена 1 ошибка.

2

 

Допущены 3 ошибки.

1

 

Допущены 4 ошибки и более.

0

ФК1

Фактическая точность сочинения-рассуждения

 

 

Фактических ошибок в изложении материала, употреблении терминов нет

1

 

Учащимся допущены фактические ошибки в изложении материала, в употреблении терминов.

0

Максимальное количество баллов за сочинение по критериям ГК1-ГК4, ФК1

 

9

При оценке грамотности (ГК1-ГК4) следует учитывать объём сочинения-рассуждения. 

Указанные в таблице нормативы применяются для проверки и оценки сочинения, суммарный объём которого составляет 8 – 10 предложений.

Если объём сочинения составляет менее 8 предложений, то по каждому из критериев ГК1-ГК4 не ставится больше 1 балла:

ГК1 – 1 балл ставится, если орфографических ошибок нет;

ГК2 – 1 балл ставится, если пунктуационных ошибок нет;

ГКЗ – 1 балл ставится, если грамматических ошибок нет;

ГК4 – 1 балл ставится, если речевых ошибок нет.

Если в сочинении в целом насчитывается менее 6 предложений, то такая работа по критериям ГК1-ГК4 оценивается нулём баллов.



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку

для  учащихся с русским языком обучения  7 класс

  1. Каким фонетическим признаком объединены слова?

Вкривь, коврижка, врозь, книг, дубки.

Количество баллов – 1б.

  1. Расставьте ударения в словах: баловаться, заржаветь, кроить, клеить, положить, сердиться, ходатайствовать, облегчить, договор, звонишь.

Количество баллов – 5 баллов (по 0,5 балла за каждый верный ответ).

  1. Найдите среди фразеологизмов искаженные и исправьте ошибки. Объясните, что означают фразеологизмы.

Делать из комара слона, выносить сор из избы, два валенка пара, заблудиться в трех осинах, кошку съел, кот наплакал, комар носа не подточит.

Количество  баллов.

Исправление ошибки – 1 балл. Толкование фразеологизма – 1балл. Итого  максимум 8 баллов.

  1. Подберите не менее трех синонимов к каждому слову: отважный, холодный, дом, друг, говорить.

             Количество баллов. Каждый верно подобранный синоним по 0,2 балла.

  1. Вставьте, где нужно, пропущенные буквы в следующие слова: ровес..ник, свес..ник. Какое слово  произошло от слова верста? К какому словарю вы обратитесь за помощью для ответа на последний вопрос?

Количество баллов – до 2,5 баллов (1, 2 задание по 0,5 балла; 3 задание – 1 балл).

  1. Перед вами предложение на непонятном языке, которое, однако, построено по законам русского языка. Слова, употребленные в нем, также имеют русские приставки, суффиксы, окончания. Сделайте синтаксический разбор предложения, морфемный и морфологический разбор всех слов. Расставьте необходимые знаки препинания.

Кусодка нырво подзикала мызянаясь отпакать мылюту.

Количество баллов.

  1. Синтаксический разбор предложения – 2 балла.
  2. Морфологический разбор слова подзикала: один признак – 0,5 балла. Всего 4,5 баллов.
  3. Пунктуация – 0,5 балла.

Итого 7 баллов.

  1. Поставьте в родительный, дательный, предложный падежи числительные 200, 465 (конвертов).

Количество баллов – по 0,2 балла за каждую падежную форму.

  1. Переведите фрагмент текста из «Жития Александра Невского».

Александръ же, слышав словеса сии, разгор    ся сердцемъ, и вниде в церковъ святыя Софиа, и, пад на кол     ну пред олътаремъ, нача молитися съ слезами: «Боже хвалный, праведный, Боже великый, кр   пкый, Боже прев   чный, основавый небо и землю и положивы пред   лы языком, повел     житии не пр   ступающе в чюжую часть». Въсприимъ же пророческую п    снь, рече: «Суди, Господи, обидящим мя и возбрани борющимся со мною, прими оружие и щитъ, стани в помощь мн    ».

Количество баллов – до 5 баллов.

Ответы на олимпиадные задания

по русскому языку 7 класс

  1. Оглушение.
  2. Баловаться, заржаветь, кроить, клеить, положить, сердиться, ходатайствовать, облегчить, договор, звонишь.
  3. Верные фразеологизмы: выносить сор из избы, кот наплакал, комар носа не подточит.

Исправленные: делать из мухи слона, два сапога пара, заблудиться в трех соснах, собаку съел.

  1. Отважный – смелый, храбрый, бесстрашный, неустрашимый, безбоязненный, бестрепетный.

Холодный – морозный, ледяной, студеный, стылый, мерзлый.

Дом – жилище, жилье, обиталище, логово, строение, здание.

Друг – товарищ, приятель, кореш (прост.), наперсник, сторонник.

Говорить – болтать, шептать, молвить, объясниться, изъясниться.

  1. Ровесник, сверстник. От слова верста образовано слово сверстник. Для ответа на последний вопрос нужно обратиться к этимологическому словарю.
  2. Кусодка нырво подзикала, мызянаясь отпакать мылюту.

Кусодка – подлежащее, нырво – обстоятельство, подзикала – сказуемое, мызынаясь отпакать мылюту – деепричастный оборот.

Подзикала – совершенный вид, невозвратный, 1 спряжение, непереходный; изъявительное наклонение, прошедшее время, 3 лицо, женский род, единственное число.

  1. Им. п.:  двести конвертов, четыреста шестьдесят пять конвертов

Р.п.:      двухсот конвертов, четырехсот шестидесяти пяти конвертов

Дат. п.: двумстам конвертам, четыремстам шестидесяти пяти конвертам

Пр. п.:  о двухстах конвертах, о четырехстах шестидесяти пяти конвертах.

  1. Александр же, услышав такие слова, разгорелся сердцем и вошел в церковь Святой Софии, и, упав на колени пред алтарём, начал молиться со слезами: «Боже славный, праведный, Боже великий, крепкий, Боже превечный, сотворивший небо и землю и установивший пределы народам, ты повелел жить, не преступая чужих границ». И, припомнив слова пророка, сказал: «Суди, Господи, обидящих меня и огради от борющихся со мною, возьми оружие и щит и встань на помощь мне».



Предварительный просмотр:

Олимпиадные задания по русскому языку

9 класс для русских школ

1.Из предложенных блюд в кафе вы выбрали суп из щавеля, салат из варёной свеклы с майонезом, тефтели, блинчики с творогом и сливовым вареньем. Расставьте в словах  ударение, чтобы правильно их  произнести, слово «майонез» запишите в транскрипции.

( 6 баллов)

2.В словаре В.Даля встречается ныне забытое слово колоземица.  Каким заимствованным словом оно оказалось вытеснено в наши дни?

А) циклон;

Б) космос;

В) атмосфера;

Г) вьюга.

 ( 1 балл)

        3.Какие из названий головных уборов русские по происхождению :

1. панама. 2. шапокляк. 3.цилиндр. 4. бейсболка. 5. сомбреро. 6. берет.

7. треуголка. 8. шапка. 9. ушанка.

А) 1,4,6,7,8,9.

Б) 1,6,7,8,9.

В) 6,7,8,9.

Г) 7,9.

7,9.

(2 балла)

4. Если в старославянском языке тукъ означает  «удар» , а тукати –«ударять», то как будет называться изваяние , созданное этими «ударами»?

 (2 балла)

5. В Древней Греции именем  Гигиея звали богиню здоровья. Богиня изображалась в виде молодой женщины в тунике, с диадемой, а также со змеёй, которую она кормит из чаши. Какое слово дало всему миру это греческое имя?

( 2 балла)

6.Подберите эквиваленты к образным выражениям, заимствованным из греческой мифологии:

1. Буриданов осёл -

А) мудрец;

Б) человек в ситуации трудного выбора;

В) скряга;

Г) упрямец.

2. Сады Семирамиды -

А) нечто великолепное;

Б) мираж;

В) замок на песке;

Г) несбыточные мечты.

3.Танталовы муки -

А) неразделённой любви;

Б) одиночества;

В) вследствие невозможности достичь близкой цели;

Г) притворные (3 балла)

7. Сходство слов по смыслу и звучанию часто приводит к орфографическим ошибкам. Какое  из этих слов написано правильно?

А) нечайно;

Б) отчайно;

В черезвычайно;

Г) необычайно.

(1балл)

8.Найдите и исправьте ошибки в предложениях.

А) Художник увидел то, чего ждал, чего смутно надеялся увидеть.

Б) А эти молодые, красивые берёзы стоят на берегу, отражая тень в воде.

В) Имелись также слухи о том, что  сам Иван Сусанин родом из здешних мест.

Г). Читая данный текст, у меня сложилось очень приятное впечатление о характере главного героя.

 (4 балла)

9. Закончите начатые фразы подходящими словарными словами из списка, ставя их в нужной форме.

  1. Болезненный, тяжёлый сон называют…
  2. В освоении космоса у России есть неоспоримый…
  3. Волокиту и дамского угодника в честь героя романа Ричардсона называют…
  4. Восстановление прав и честного имени, а иногда лечение после тяжёлой  болезни называют…
  5. Человека, склонного к роскоши и праздности, называют…
  6. Если вам не могут дать требуемое, то,  скорее всего, предложат…
  7. Исключительное право человека или организации - это…

Д…в… львация,  с…б…рит,  д...гр...дация, р...аб...л…тация,  л…т…ргический, пр…оритет, л…в…лас, пр…р…гатива, м ...л...нхолия, п…н…гирик, п…рл…мутр, ф...л…нтроп, экв…в…лент, эм…нс…пация.

 (14 баллов : 1 балл за лексическое толкование, 1- за грамотность)

1.                   10.   Прочитайте текст:

Между нами был человек основательный — учитель математики. Он посмотрел на нас, строго на итальянцев и сказал отчетливо и внятно:

—        Сейчас я возьму на себя честь объяснить Вам, что такое блин. Для получения этого последнего берется окружность в три вершка в диаметре. Пи-эр квадрат заполняется массой из муки с молоком и дрожжами. Затем всё  это сооружение подвергается медленному действию огня, отделенного от нее железной средой. Чтобы       сделать влияние огня на пи-эр квадрат менее интенсивным, железная среда покрывается олеиновыми и стеариновыми кислотами, то есть так называемым маслом.    

Полученная путем нагревания компактная тягуче-упругая смесь вводится через пищевод в организм человека, что  в большом количестве вредно.

Учитель замолчал и окинул всех торжествующим взглядом. Итальянцы пошептались и спросили робко:

—        А с какой целью вы все это делаете?

Учитель вскинул брови, удивляясь вопросу, и ответил строго:

—        Чтобы весело было!

(Н.. Тэффи «Блины»)

Определите стиль текста. Аргументируйте свой ответ. На чём   основан комический эффект данного отрывка? Передайте  содержание текста в другом стиле, стараясь показать, что  блины - это вкусное блюдо.

16 баллов: определение стиля -1 балл; аргументация - 2 балла; обоснование комического эффекта - 3 балла; творческая работа - 10 баллов)

Всего за работу 50 баллов


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Грамматика. Олимпиадные задания по русскому языку 5-11 класс

Гораздо медленнее, чем лексический состав, меняется грамматический строй языка.Однако и здесь с пушкинских времен по сравнению с нормами 1918 года изменения заметны.Данные упражнения предназначены для...

олимпиадные задания по русскому языку в 10-11 классах

олимпиадные заданияпо русскому языку в 10-11 классах...

Олимпиадные задания по русскому языку и литературе. 6 класс

Задания можно использовать для проведения школьных олимпиад, для работы с одарёнными детьми....

олимпиадные задания по русскому языку для 5 класса

Олимпиада по русскому языку для 5 класса. Задания по фонету, морфологии,  морфемике и синтаксису. Задания составлены с учетом рекомендаций, представленных в книге Казбек-Казиевой....

олимпиадные задания по русскому языку

Данные олимпиадные задания предназначены для учащихся 5-8 классов....

Олимпиадные задания по русскому языку для 5-11 классов.

Материалы для проведения олимпиады по русскому языку для 5-11 классов....

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"

Рабочая программа дистанционного курса по русскому языку "Развитие познавательных способностей учеников 6 класса при работе с олимпиадными заданиями по русскому языку"...