Статья на тему: Занимательный материал как средство развития познавательного интереса у обучающихся младшего школьного возраста на занятиях объединения "Языкомания"
статья по русскому языку по теме

Хохленко Наталья Рафаиловна

Изучение русского языка связано не только с освоением знаний о русском языке, формированием умений и навыков опознавать, анализировать и классифицировать языковые факты, с развитием речевой и мыслительной деятельности, но и с воспитанием гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку.

         А как же воспитать любовь к родному языку, а соответственно, и интерес к познанию русского языка, желание расширить и углубить свои знания?

         Воспитать любовь к русскому языку возможно, если на занятиях обучающимся интересно, если они уходят и, встречая родителей, говорят: «Сегодня было интересное занятие».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_zm.docx32.69 КБ

Предварительный просмотр:

ЗАНИМАТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ПОЗНАВАТЕЛЬНОГО ИНТЕРЕСА У ОБУЧАЮЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА НА ЗАНЯТИЯХ ОБЪЕДИНЕНИЯ «ЯЗЫКОМАНИЯ»

Н.Р. Хохленко,

педагог дополнительного образования,

МБУДО «Детско-юношеский центр»,

МО Ясненский городской округ, Оренбургская область

        Изучение русского языка связано не только с освоением знаний о русском языке, формированием умений и навыков опознавать, анализировать и классифицировать языковые факты, с развитием речевой и мыслительной деятельности, но и с воспитанием гражданственности и патриотизма, любви к русскому языку.

        А как же воспитать любовь к родному языку, а соответственно, и интерес к познанию русского языка, желание расширить и углубить свои знания?

        Воспитать любовь к русскому языку возможно, если на занятиях обучающимся интересно, если они уходят и, встречая родителей, говорят: «Сегодня было интересное занятие».

        Познавательный интерес мотивирует ребенка на учебную деятельность. Всякая деятельность отвечает какой-то потребности человека. К числу ведущих потребностей личности в учебном процессе, согласно мнению Б.Т. Лихачева, относятся познавательный интерес и любознательность, перерастающие в глубокую потребность в знаниях, в практическом их применении; потребность в творческом освоении учебного материала.

        В Педагогическом словаре дается следующее определение понятия "познавательный интерес" - это "стремление к знаниям, возникающее из активного отношения к предметам и явлениям действительности в процессе деятельности. Имеет своим физиологическим механизмом ориентировочный или исследовательский рефлексы".

        По мнению методистов и психологов, интерес – это такое эмоциональное отношение учащихся к предмету, которое вызывает у детей желание познать изучаемое и стимулирует увлечение этим предметом. Внешне это отношение выражается в пытливости, в любознательности учащихся, в их внимании и активности на уроке. Развитие познавательного интереса – это процесс закономерного изменения личности в результате его стремления к знанию, активного отношения к предметам и явлениям действительности.

Для того чтобы заинтересовать ребят изучением русского языка, предлагаю обучающимся младшего школьного звена освоить дополнительную общеобразовательную общеразвивающую программу социально-педагогической направленности «Занимательный русский язык». Программа  опирается на одну из задач Концепции, а именно: мотивация  личности к познанию, творчеству, труду, искусству и т.д. Успешное овладение знаниями в начальных классах общеобразовательной школы невозможно без интереса детей к учебе. Младшие школьники должны иметь мотивацию к обучению русскому языку, стремиться развивать свои интеллектуальные возможности. Основной формой обучения в школе является урок. Строгие рамки урока, трудный теоретический курс русского языка  и насыщенность программы не всегда позволяют ответить на вопросы детей, раскрыть многие его “тайны”. По мнению методистов, занятия русским языком не всегда вызывают у учащихся интерес. Некоторые дети считают его скучным предметом. Данная программа позволяет познакомить обучающихся со многими интересными вопросами русского языка, выходящими за рамки школьной программы.  Знание русского языка создает условия для успешного усвоения всех учебных предметов. Без хорошего  владения языком невозможна никакая познавательная деятельность.

        В воспитании интереса к познанию русского языка велика роль занимательности. Но игровая деятельность, способствующая, безусловно, развитию интереса на уроке, не должна превращаться в самоцель.

        Занимательность на занятии – это не синоним развлекательности, а, наоборот, труд и постоянный поиск. «Хорошая игра похожа на хорошую работу», - утверждал А.С.Макаренко. Обучение должно быть интересным и занимательным, так как интерес вызывает удивление, будит мысль, вызывает желание понять явление. Слова Ш.А. Амонашвили: «... без педагогической игры на уроке невозможно увлечь учеников в мир знаний и нравственных переживаний, сделать их активными участниками и творцами урока» - стали основным правилом в работе  нашего объединения. Игровые моменты поглощают детей, им некогда отвлекаться, занятие проходит «на одном дыхании».

        Занимательность рассматривается как средство привлечения интереса к предмету или процессу изучения, которое способствует переходу познавательного интереса со стадии ситуативного, эпизодического интереса, на стадию более устойчивого познавательного отношения, стремления углубиться в сущность познаваемого.

        Занимательный материал – материал, необходимый для создания интереса к изучаемому предмету, для привлечения внимания детей к занятию.

        Обо всём занимательном материале в рамках статьи рассказать невозможно, представлю некоторые задания, которые использую на занятиях объединения. С первых занятий применяю «классический» материал: грамматические сказки, загадки, стихи, ребусы, кроссворды, анаграммы, метаграммы, логогрифы, шарады, криптограммы, головоломки, чайнворды  и др.  Применение  такого разнообразного материала считаю очень важным, ведь  работа с ним вызывает интерес даже у слабого обучающегося. Нет необходимости раскрывать обучающую и развивающую роль таких заданий. Но не секрет, что не все современные дети умеют работать с таким материалом.  Для некоторых – это открытие. Постепенно мы знакомимся со всем разнообразием материала, постигаем приемы и правила работы с ним, а затем ребята сами придумывают аналогичные задания.

        Хочу рассказать и об ассоциативных рисунках, которые я использую на своих занятиях. Методист Н.К.Беседина утверждает: «Эти рисунки не для развлечения, они помогают запомнить правила, вызывают зрительные и смысловые ассоциации, способствующие быстрому запоминанию». Правила, которые объясняются с помощью таких рисунков, запоминаются легко, быстро и, самое главное, надолго. Сначала ребята используют рисунки, предложенные педагогом, а затем включаются в творческий процесс и сами «оживляют» правило. Например, слово пуговица легко записать так, чтобы буква о изображала пуговицу (достаточно четырёх точек внутри буквы).

        Так же просто римская цифра I превращается в букву Е, а римская цифра II – в букву И. И дети на всю жизнь запоминают, что у глаголов I спряжения в окончаниях пишется е, а у глаголов II спряжения – гласная и.

        При создании таких рисунков поможет методическая литература: брошюра Л. Шкатовой «Подумай и ответь», С. Бурмако «Русский язык в рисунках».

        На занятиях пытаюсь подключить образно-чувственное мышление обучающихся, что в итоге облегчает понимание и запоминание сложных языковых явлений. Юмористический стиль рисунков, используемых для объяснения материала, способствует развитию воображения детей. При положительном эмоциональном фоне запоминание более продуктивно.

        Занимательность может проявляться в создании проблемной ситуации на занятии. Усвоение новых знаний при этом происходит как самостоятельное открытие их ребятами с помощью педагога.  Детское творчество неисчерпаемо, и чувство тайны, которую хочется разгадать, - его питательная среда (тайна возбуждает творчество – так сказал А.Эйнштейн). Творчество всегда самодеятельно, хотя и нуждается в чуткой помощи тактичного, всё понимающего педагога.

        Проблемная ситуация - это интеллектуальное затруднение человека, возникающее в случае, когда он не знает, как объяснить возникшее явление, факт, процесс действительности, не может достичь цели известным ему способом действия. Это побуждает человека искать новый способ объяснения или способ действия.  Именно проблемная ситуация помогает вызвать познавательную потребность учащегося, дать ему необходимую направленность мысли и тем самым создать внутренние условия для усвоения нового материала, обеспечить возможность управления со стороны педагога.

         На занятиях  применяю методику работы Л.И.Журавлёвой по повышению грамотности обучающихся. Так, например, во время занятия «Волшебная страна Фонетика» ребятам предлагается, самостоятельно  решая ряд «субъективно-творческих задач», найти вопрос на ответ: «Гласные и согласные: кто важнее?». 

        На занятии по теме «Правописание и, а, у, после шипящих» обучающиеся, анализируя предложенный материал, сами формулируют правило. Приведу фрагмент занятия:

- Начинаем наше путешествие по стране Орфографии. Сегодня первая остановка. Обратимся к материалу для наблюдения (он представлен на слайде, но пока закрыт).

  Педагог произносит слова мыши, лыжи.

- Какой общий гласный звук в этих словах?

- [ы].

- А посмотрите, как написано.

Открывается запись:

[ы]     [ы]

мыши

[ы]     [ы]

лыжи

кипят

полю    

кричат    

молчу                

пищат

ищу

- Почему записано по-разному? Почему в словах кричат, пищат, молчу, ищу тоже написаны не я и ю, как в словах кипят, полю? Где находятся гласные и, а, у? После каких звуков?

- После шипящих [ж, ш, ч’, щ’]

- Шипящие – капризные звуки. С одними гласными буквами (ы, я, ю) они вообще знаться не хотят, с другими (о,ё) согласны стоять по настроению. Будь осторожен, когда пишешь слова с шипящими. Они недаром предупреждают: «Ос-торож-ж-жно. Мы ш-ш-шипя-щ-щ-щие!!!». Это и есть «ошибкоопасное место», это и есть сигнал, где может быть орфограмма.

- Как вы думаете, какое орфографическое правило мы будем повторять? Какова тема нашего занятия?

- Правописание жи, ши, ча, ща, чу, щу.

        Сами обучающиеся формулируют правило, а не получают его в готовом виде и на других занятиях, решая субъективно-творческие задачи, обсуждая проблемные ситуации. Чтобы ребята не просто механически заучивали правило, помогают приемы-секреты, алгоритмы, опорные сигналы.

Такая деятельность развивает внимание, логическое мышление, память, интерес к поисковой деятельности. Для ребят создается ситуация успеха и они чувствуют себя комфортно и уверенно на подобных занятиях.

        Изучив новую тему, обучающиеся могут выполнить творческие занимательные задания. Например, познакомившись с понятием «рифма» при изучении темы «Правописание  -ться, -тся в глаголах», предлагаю детям придумать короткие стихотворения в рифму с написанием -ться, -тся, -ца. Вот пример одной из таких рифмовок:

У учителя заболела переносица.

У нас уроки переносятся.

Учитель ходит, хмурится.

Но мы не будем ссориться.

        Большое внимание уделяю изучению речевого этикета. Воспитательные возможности русского языка будут реализованы в большей мере, если параллельно будет  вестись работа по воспитанию у детей этических норм речевого поведения. «Нравственность человека видна по его отношению к слову», - утверждал Л.Н. Толстой. Сделать интересными  и содержательными такие занятия помогает  творческий проект, который мы выполнили вместе с обучающимися по теме: «Этикет с детских лет, или Вежливость на каждый день». Продуктом проекта стало практическое пособие – рабочая тетрадь «Мой друг - этикет», в котором  собран уникальный материал, позволяющий «потренировать вежливые привычки» и  применять полученные знания в жизни каждый день.

        Изучая, повторяя словарные слова, также применяю игровые приемы. И это не только языковые игры, перечисленные выше. Люблю предлагать ребятам индивидуальные задания, творческие работы о том или ином слове: «Слово о слове», «Письмо ученому соседу», «Этимологический миф». Нравится детям выполнять задание «Пирамида»: расположить изучаемые словарные слова в форме пирамиды – внизу самое длинное, вверху – самое короткое. С удовольствием ребята составляют «анкету» слова, пункты анкеты могут быть различными. Выполняя такую работу обучающийся должен прибегнуть к различным словарям, которые мы учимся использовать на наших занятиях. Такие задания помогают предупредить ошибки. Этой же цели служат короткие разминки, с которых начинается занятие.

        Занимательный материал - это творческая целенаправленная деятельность, в процессе которой дети в занимательной форме глубже и легче познают явления окружающей действительности. Включение в занятие занимательного материала делает процесс обучения интересным, создаёт у детей бодрое рабочее настроение, способствует преодолению трудностей в усвоении материала. Описанные приемы помогают разнообразить занятия, сделать их увлекательными для обучающихся, дают реальную опору в обучении, возможность учиться радостно и успешно. Дети «влюбляются» в предмет, начинают верить в свои силы и успех, а затем у них появляется естественное желание расширить и углубить свои знания. И на этом этапе я предлагаю детям разнообразные творческие задания. Неисчерпаемые запасы творчества кроются в лексике русского языка, в его фразеологии – в исследовании этимологии слов, в анализе оттенков значений и особенностей употребления слов в тексте. Как увлекает детей изучение пословиц и поговорок, крылатых слов. Меткое, образное слово, крылатые слова – всё это материал детских исследований, так же как и географические названия своей местности, имена и фамилии людей, историзмы и архаизмы, поэтический язык сказок. Ребятам предлагается самостоятельное составление коллективных и авторских словариков  – например, словарика сказочного языка, словарика вежливых слов, словарика рифм, стихийных сил природы, поэтических слов, словарика старинных слов, словариков слов-друзей, слов-спорщиков, слов-двойников и т.д.; составление разнообразных тематических картотек и копилок, таблиц  и схем.

        Включившись в такой творческий процесс, ребята  увлеченно выполняют задания по индивидуальным образовательным маршрутам, пробуют свои силы в исследовательских работах и творческих проектах, принимают активное участие в различных конкурсах, турнирах, конференциях и т.д. Хочу перечислить некоторые творческие работы, выполненные обучающимися:

-проектные работы: «О чём нужно знать начинающему оратору», «Зачем человеку вежливость»,  «Эти загадочные фразеологизмы», «В гостях у сказки», «Этикет с детских лет, или Вежливость на каждый день», «Мамаев курган», «Какую роль играет в нашей жизни культура внешнего вида человека» и др.;

- разработаны рабочие тетради: «Защитник Родины», «Мой друг - этикет»;

-составлены словарики: «Словарик сказочного языка», «Словарик вежливых слов», «Города Оренбургской области», «Слова-пришельцы».

        Примечательно то, что в практической части пособий содержатся занимательные задания, разработанные самостоятельно обучающимися: ребусы, кроссворды, криптограммы, таблицы, вопросы для викторины. Этот материал мы используем во время занятий, публикуем в средствах массовой информации.

        Самые интересные работы были представлены ребятами на конкурсах, получены призовые места.

        Таким образом, при активном применении разнообразных занимательных средств на занятиях увеличивается уровень развития познавательного интереса. Обучение русскому языку из сложной и утомительной необходимости  превращается в увлекательное путешествие в мир знаний. Занимательность, выступающая в качестве стимула познавательного интереса, и как средство обучения  делает научные знания более доступными и способствует лучшему протеканию познавательных процессов обучающегося, активизации его мышления, обострению эмоционального отношения к предмету познания.

        

         

        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики

Развитие природных физических данных детей младшего школьного возраста на занятиях хореографии средствами партерной гимнастики...

Использование занимательных материалов как средства развития познавательного интереса (статья из журнала)

Очень важно сделать так, чтобы процесс об-учения не превращался для учеников в скучноеи однообразное занятие. Ведь наличие у учениковинтереса к предмету является предпосылкой дляпоявления более сложно...

Программа коррекционно-развивающих занятий по развитию познавательных процессов у детей младшего школьного возраста

Цели программы-  Развитие и коррекция  познавательных процессов учащихся (внимания, восприятия, воображения, мышления, памяти);- формирование коммуникативных навыков и навыков саморегуляции...

Статья на тему: "Квест технологии как средство развития познавательного интереса подростков к математике"

В данной статье представлена краткая информация касаемая сущности познавательного интереса и путей его развития в образовательном процессе. А также какое влияние на развитие познавательного интереса п...

Статья на тему: "Направления психокоррекционной работы по развитию понимания сюжетных изображений детьми младшего школьного возраста с ЗПР"

Младший школьник с ЗПР часто не может выделить главное в воспринимаемом им графическом изображении, упускает существенные детали, не может подчинить сформированный перцептивный образ поставленным зада...