Урок русского языка в 7 классе "Сжатое изложение"
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему

Чуланова Татьяна Александровна

 Познакомить обучающихся с приёмами компрессии текста

 Отработать навыки сжатия текста

 Подготовиться к написанию сжатого изложения

Воспитательная цель:

 Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 7 классе (урок развития речи)

Тема урока: Обучение  сжатому изложению

Цель урока:

  • Познакомить обучающихся с приёмами компрессии текста
  • Отработать навыки сжатия текста
  • Подготовиться к написанию сжатого изложения

Воспитательная цель:

  • Воспитывать чувство гордости за свою Родину.

Оборудование урока:

  • Презентация в программе Microsoft Office PowerPoint  «Обучение сжатому изложению»
  • Памятка «Приёмы компрессии (сжатия) текста»
  • Тексты изложений

Ход урока:

  1. Объявление темы и целей урока. Запись в тетради В
  2. Владеть  умением сжато излагать текст важно не только для того, чтобы успешно пройти итоговую аттестацию по русскому языку за курс основной школы. Это умение, безусловно, пригодится вам в дальнейшей жизни: при продолжении учёбы, в общении, в профессиональной деятельности. Вот почему умению сжато излагать текст уделяется особое внимание на уроках по развитию речи.
  • Что такое сжатое изложение? – слайд 3   Сравним цель подробного и сжатого изложения.
  • Ознакомление с приёмами сжатия текста. Запись в тетради.
  • Иллюстрация приёмов исключения.
  • Приёмы компрессии текста: исключение, обобщение (замена), слияние.
  • Познакомимся с первым приёмом – исключение. – слайды
  • Что можно исключить? (подробности, детали, повторы; то, что не связано впрямую с  темой и основной мыслью текста)
  • Работа с первыми тремя текстами Что мы можем из него исключить?
  • Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди.
  • (По В. И. Курбатову)
  • Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами.
  • (По Е. Киселёвой)
  • Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души.
  • (Ю. М. Лотман)
  • Второй приём компрессии текста -  обобщение (или замена) 
  • Как можно применить этот приём? Прежде всего, можно подобрать (или найти в тексте) общее слово, объединяющее несколько перечисленных в тексте понятий, предметов и т.д. и одним словом  заменить несколько слов. Прочитаем 4текст

Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак.

(По Г. Арбузову)

  • И последний приём сжатия текста –слияние. Обобщить можно несколько схожих утверждений, мыслей (предложений), т. е. из нескольких предложений составить одно. Такой способ называется слияние. 

Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами.

(С. Газарян)

Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник.

  •                                                                  (По К. Паустовскому
  1. Самостоятельная работа. 

Примените приёмы компрессии текста на примере последнего текста.

  • исключение (исключение подробностей деталей);
  • обобщение (замену однородных членов обобщающим словом, нескольких предложений на одну тему одним предложением);
  • слияние (слияние нескольких предложений в одно)

Прочитайте текст и сократите его, используя приемы исключения, обобщения и слияния.

В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками.

                                                                            ( По Ф. И. Шаляпину)

Работа с текстом упражнения №281 «Обыкновенная земля»

Определите его стиль. Напишите сжатое изложение. Покажите, в чём автор видит привлекательность Мещерского края? Озаглавьте свой текст.

Демонстрация слайдов с изображением природы Мещерского края.

…Любовь к родной природе – один из первейших признаков любви к своей стране.
(К.Г.Паустовский.)

Демонстрация портрета К. Паустовского.(1892 – 1968)

К.Г. Паустовский много ездил по нашей стране, часто бывал за рубежом, в дальних странах. Но самую горячую его любовь завоевала простая, скромная природа средней полосы России. Ей он посвятил лучшие свои рассказы. Мещерский край, или Мещерская низина (как этот край называется на географических картах), область юго-восточнее Москвы и севернее Рязани – стал для него “второй родиной”. Там он нашел все, что привлекало его с детства.

Образец словесной пейзажной живописи – проза Паустовского. Её сила заключается в необыкновенной простоте, искренности, правдивости. Читая Паустовского, мы учимся любить природу, человека, Родину, родное слово.

3 Аналитическая беседа по тексту.

О чём идёт речь в тексте?

Какова тема?

Кто автор текста? Какие произведения К.Г.Паустовского вам знакомы?

Какова же основная мысль? С какой целью автор написал этот текст?

Какое название этому тексту дали бы вы и почему?

Запишите название.

Определите стиль текст? Докажите. (Публицистический, рассуждение.)

Какие художественные средства использует автор, с какой целью?

Эпитеты: обильные урожаинебогатые места.

Метафоры: клочок земли; природные силы.

Олицетворения: тихая немудрая земля.

Фразеологические обороты: на первый взгляддо боли в сердце; в глубине сердца.

Риторические восклицания: Неужели мы должны любить свою землю только за то…!

Посмотрите на фотографии Мещерского края.

Объясните трудные для вас  орфограммы и случаи постановки знаков препинания в данном тексте

Написание сжатого изложения по тексту упражнения №281

  1. Домашнее задание – слайд 10.

В полном тексте изложения расставить недостающие знаки препинания, вставить пропущенные буквы; подготовиться к написанию сжатого изложения.

  1. Использованная литература и ресурсы – слайд 11.
  • Борисенко Н.А. Оценивание изложений // Русский язык – Первое сентября. – 2008. - № 20. – с. 3 – 9
  • Борисенко Н.А. Подробное и сжатое изложение // Русский язык – Первое сентября. – 2008. - № 19. – с. 3 – 10
  • Борисенко Н.А. Современные подходы к написанию изложения // Русский язык – Первое сентября. – 2008. - № 18. – с. 3 – 10
  • Добротина И.Н. Обучение приёмам содержательной компрессии текста как этап подготовки к сжатому изложению // Русский язык в школе. – 2009. - № 3.- с. 11 – 17
  • Добротина И.Н. Содержательные и языковые способы сокращения текста // Русский язык – Первое сентября. – 2008. - № 21. – с. 11 – 13
  • Румянцева Т.В.Обучение сжатому изложению с использованием ИКТ в 9-м классе http://festival.1september.ru/articles/562291/ 
  • Степанова Т.И.Урок русского языка. Обучение сжатому изложению. http://www.proshkolu.ru/user/cemizwet/file/170477/ 


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Сжатое изложение

Слайд 2

ЦЕЛЬ Подробное изложение Сжатое изложение Максимально полно воспроизвести содержание исходного текста с сохранением особенностей авторского стиля Кратко изложить содержание исходного текста, не допуская искажения фактов и используя ключевые авторские слова Воспроизвести основное содержание текста , сохраняя композицию, логическую последовательность, стиль и тип речи исходного текста

Слайд 3

ЧТО ТРЕБУЕТСЯ 1. ОТБОР ВАЖНОЙ ИНФОРМАЦИИ 2. ФОРМУЛИРОВАНИЕ ОСНОВНЫХ ИДЕЙ АВТОРА 3. СОХРАНЕНИЕ АВТОРСКОЙ ПОСЛЕДОВАТЕЛЬНОСТИ СОБЫТИЙ 4. ПЕРЕДАЧА ХАРАКТЕРА ДЕЙСТВУЮЩИХ ЛИЦ И ОБСТАНОВКИ БЕЗ ИСКАЖЕНИЙ 5. ВЫДЕЛЕНИЕ ОСНОВНЫХ МИКРОТЕМ 6. ОБОБЩЕНИЕ СОДЕРЖАНИЯ ИСХОДНОГО ТЕКСТА

Слайд 4

Сжатие текста предполагает исключение подробностей, деталей, а также обобщение единичных фактов и явлений.

Слайд 5

ПРИЁМЫ СЖАТИЯ ТЕКСТА Исключение подробностей и деталей Обобщение конкретных, единичных явлений Упрощение синтаксических структур Слияние

Слайд 6

Исключение слов, словосочетаний, фрагментов предложений и целых предложений Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря, в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое. Вообще, люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Это они, по их же собственному мнению, лучше всех разбираются в политике, медицине, образовании – короче говоря , в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются, а потому и не способны совершить открытие, даже самое маленькое . Вообще , люди, которым всё ясно, - безнадежные люди. (По В. И. Курбатову) Есть люди, которым всё всегда ясно. Они, по их мнению, лучше всех разбираются в любых областях человеческого знания и деятельности. Такие «знатоки» ничему не удивляются и не способны совершить открытие. Люди, которым всё ясно, - безнадёжные люди. Прочитайте текст. Выделите второстепенную информацию.

Слайд 7

Что можно исключить из предложения без ущерба для его содержания? Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с открытыми, простодушными, ясными лицами. (По Е. Киселёвой) Попечителем одной из школ под Серпуховым был Гиляровский. И фотография учеников есть: деревенские ребятишки с ясными лицами. Исключение синонимов в ряду однородных членов

Слайд 8

Прочитайте, найдите в тексте поясняющие конструкции Воспитание имеет много аспектов: тренер воспитывает тело – мускулы, силу, энергию, физическую волю, математик воспитывает ум, способности абстрактного мышления. Но есть ещё одна важная сфера воспитания – воспитание души. (Ю. М. Лотман) Воспитание имеет много аспектов. Но есть одна важная сфера воспитания – воспитание души. Удаление поясняющих конструкций: однородных членов, частей сложного предложения

Слайд 9

Обобщение содержания фрагмента текста Жизнь семьи Серовых была наполнена художественной работой отца, обсуждением выставок, разговорами на темы искусства. У Серовых часто собирались не только живописцы, но и музыканты, скульпторы, артисты, поэты. Среди них актёры Москвин, Комиссаров, Добронравов, художники Ефимов, Кончаловский, Яковлев, Крымов, музыканты Нейгауз, Рихтер, поэт Пастернак. (По Г. Арбузову) Жизнь семьи Серовых протекала в творческой атмосфере.

Слайд 10

. Языковое обобщение замена однородных членов их обобщенным наименованием Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян) Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не мешает. Многие утверждают, что слушать музыку дома даже лучше, чем в зале: никто не шепчется, не шуршит конфетными бумажками, не кашляет, не скрипит креслами. (С. Газарян)

Слайд 11

Языковое обобщение замена простых предложений сложным Помню вечер перед Новым годом. Мне было шесть или семь лет. В подарок я получил книгу со сказками Андерсена. Так в моей жизни появился этот датский сказочник. (По К. Паустовскому) Моя встреча с Андерсеном произошла в детстве, когда мне на Новый год подарили книгу с его сказками.

Слайд 12

ПРОВЕРИМ ВМЕСТЕ Прочитайте текст и сократите его, используя приемы исключения и обобщения. В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ни дома, ни крова, ни семьи, ни дела, но они всегда были чем-то озабочены. Не будучи цыганами, вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, из края в край. Блуждали по подворьям, заходили в монастыри, заглядывали в кабаки, тянулись на ярмарки. Отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ( По Ф. И. Шаляпину)

Слайд 13

ПРОВЕРИМ ВМЕСТЕ В России испокон веков были такие люди, которые куда-то шли. У них не было ничего, но они всегда были чем-то озабочены. Вели они цыганский образ жизни: ходили по просторной русской земле с места на место, отдыхали и спали где попало. Этих людей называли странниками. ОБОБЩЕНИЕ: ЗАМЕНА ОБОБЩАЮЩИМ СЛОВОМ ИСКЛЮЧЕНИЕ:ИСКЛЮЧЕНИЕ ВТОРОСТЕПЕННОЙ ИНФОРМАЦИИ

Слайд 14

К.Г.Паустовский (1892 – 1968)

Слайд 15

Мещерский край

Слайд 16

В краю Мещерских озер

Слайд 17

В краю Мещерских озер

Слайд 18

Утро в Мещерском краю


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Использование ИКТ на уроках русского языка при написании изложения.я

Последнее время учительдолжен обращать внимание не просто на грамотное письмо, но и на содержание материала  в тексте.Учащиеся перестали обращаться, пересказывать друг другу интересные эпизоды из...

Презентация по русскому языку на тему "Изложение с элементами сочинения"

Изложение с элементами сочинения  по отрывку текста «Последний лист орешника» Пескова В.М.Цели и задачи: показать роль описания  деталей предмета в художественном тексте; потренироватьс...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА элективного курса по русскому языку «Создание сжатого изложения»

Анализ современных программ по русскому языку (раздел «Связная речь») и развитию связной речи учащихся  общеобразовательных школ показал, чт...

Презентация по русскому языку "Развитие речи. Изложение от 3-его лица" 5 класс

Презентация предназначена для наглядного изучения темы "Написание изложения от третьего лица"...

Урок и презентация по русскому языку на тему "Изложение" в 7 классе

Связная речь обучающихся с особыми образовательными потребностями скудна и однообразна. Развитие связной речи, обогащение и активизация словаря на уроках русского языка, в курсе изучения грамматики, о...

Разработка урока в 8 классе по русскому языку с презентацией. Изложение. На родине Ломоносова.

Прект урока русского языка в контексте системно-деятельностного подхода с применением ИКТ.Вид урока: развитие речи.Тема урока: Сжатое изложение с элементами сочинения "На родине Ломоносова"...