Правописание местоимений с предлогами.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Терентьева Ольга Федоровна

Урок по письму  и развитию речи для 9 класса коррекционной школы.

Скачать:


Предварительный просмотр:

ГОУ РК «С(К)ШИ № 9» с. Ижма

Урок по

письму и развитию речи

в 9 классе

Правописание местоимений

с предлогами

                                                                                                                                           

                                                                                             Составитель:

                                                                                             О.Ф. Терентьева,

                                                                                             учитель русского языка  

                                                                                             и литературы

Ижма


Тип урока:

Урок закрепления новых знаний.

Цель: создать условия для открытия и усвоения учащимися новых знаний; на основе наблюдений подвести к выведению правила правописания местоимений с предлогами.

Задачи:

1.Предметные: повторить понятия "местоимения", личные местоимения; правописание личных местоимений с предлогами; подбирать предлоги к местоимениям в словосочетаниях; определять лицо, число и падеж местоимений.

2. Личностные:

Коррекционно-развивающие: развивать творческую инициативу; формировать и развивать положительную мотивацию учебной деятельности; работать над развитием и коррекцией восприятия, речи, мышления, совершенствованием памяти учащихся; обогащать и активизировать словарь детей.

Воспитательные: воспитывать культуру речи: учить правильно образовывать и употреблять формы местоимений с предлогами; поддерживать интерес к изучению предмета; совершенствовать навыки  самоконтроля.

Учебно-методическое обеспечение:

 «Русский язык» 9 класс Учебник для специальных (коррекционных) образовательных учреждений VIII вида /Н.Г. Галунчикова, Э.В. Якубовская. – М.: Просвещение, 2006; презентация к уроку; карточки для самостоятельной (разноуровневой) работы; проекционное оборудование, компьютер.

Ход урока

I. Организационный момент.

1. Психологический настрой

               Здравствуйте!  Повернитесь друг к другу, посмотрите друг другу в глаза, улыбнитесь друг другу, пожелайте друг другу хорошего рабочего настроения на уроке. Теперь посмотрите на меня. Я тоже желаю вам работать дружно, открыть для себя что-то новое.

2. Сядет тот, кто правильно ответит на вопросы:

Слайд1.

Что такое местоимение? (Местоимение - это часть речи, которая указывает на предмет, но не называет его).

На какие вопросы отвечает местоимение? (кто? что?).

Вместо какой части речи употребляется местоимение? (вместо имени существительного).

Какие местоимения относятся к 1-му лицу? (Я, МЫ)

Какие местоимения относятся ко 2-му лицу? (ТЫ, ВЫ)

Какие местоимения относятся к 3-му лицу? (ОН, ОНА, ОНО, ОНИ)

Как изменяются местоимения? (по числам, падежам).

Как изменяются местоимения 3 лица единственного числа? (по родам).

Как пишутся местоимения с предлогом? (раздельно).

II. Повторение изученного.

  1. - Посмотрите внимательно на экран. Найдите лишнее слово.

Слайд 2.

                От него, у тебя, мы, для вас, о них.

- Как вы думаете, какая тема сегодняшнего урока?

- Сегодня на уроке мы закрепим тему «Правописание местоимений с предлогами», также узнаем что-то новое о правописании местоимений с предлогами. Что именно, вы сможете мне сказать в конце урока.

Откройте тетради, запишите число и тему нашего урока.

Слайд 3.

 Тема урока: ПРАВОПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ.

2. – Я вам зачитаю предложения, а вы должны найти местоимения и записать их в тетрадь  (один  обучающийся работает у доски)

«Чем вы, гости, торг ведете и куда теперь плывете?»

«Здравствуй, красная девица,-

Говорит он, - будь царица

И роди богатыря

Мне к исходу сентября».

«Корабельщики в ответ: «Мы объехали весь свет».

«Отпусти ты, старче, меня в море

Дорогой за себя дам откуп».

«Шлет с письмом она гонца,
Чтоб обрадовать отца».

- Ребята, кто может назвать автора произведений, из которых взяты эти строчки?

(А.С. Пушкин)

-Из каких сказок Пушкина эти строки?

("Сказка о царе Салтане", "Сказка о рыбаке и рыбке").

- Внимательно прочитайте свои записи и подчеркните местоимения 3 лица единственного числа (она, он).

3. Словарная работа.

- Запишите слова в 2 столбика. В 1-ый столбик те, которые можно заменить местоимением ОНА, во 2-ой - ОНО.

СЛАЙД 4.

Аг..тац..я, адв..кат, излиш..ство, заб..стовка, в..з..вание, вент..ляц..я, издат..льство, к…фе.

- Какое слово осталось? Как вы думаете, почему?

- Ребята,  составьте предложение со словом АДВОКАТ, чтобы в нем было местоимение.  

- Запишите предложение в тетрадь и сделайте синтаксический разбор (один обучающийся работает у доски).

III. Работа по теме урока.

1. Игра "Кому что досталось".

Задание на развитие умения определять начальную форму местоимений по падежной форме.

СЛАЙД 5.

На экране местоимения, обучающиеся определяют их падеж и начальную форму.

У меня (я), за нас (мы), за ней (она), к нам (мы), про него (он), с тобой (ты), без вас (вы), о тебе (ты), ко мне (я), на них (они).

(Р.п., Р.п., Т.п., Д.п., Р.п., Т.п., Р.п., П.п., Д.п., П.п.)

- Как пишутся местоимения с предлогами? (Местоимения с предлогами пишутся раздельно)

2. Физ. минутка.

- Я буду называть местоимения. Если вы услышите местоимение с предлогом - хлопайте, если без предлога - топайте.

За неё, оно, им, с тобой, перед ним, её, со мной, тебя, про них, при нём.

  1. Перед вами словосочетания. Как вы думаете, какое задание нужно выполнить? (вставить пропущенные предлоги в словосочетания)

СЛАЙД 6.

Заехать  ... вами, письмо ... тебя, скучать ... вам, рассказ ... нас, дойти ... меня, вспоминать ... тебе, уйти ... нас, надежда ... вас, тучи ... нами, погостить ... нас, дотронуться ... тебя, думать ... тебе.

4. Анализ материала для наблюдения.

- Назовите начальную форму местоимений, определите лицо. (он, она, они -3 лицо)

- Сравните местоимения 3 лица в правом и левом столбиках. Одинаково ли они пишутся? - Чем отличается их написание?

СЛАЙД 7.

Скажу ему                              Подойти к нему

Дать ей        Разговаривать с ней

Люблю их         Думаю о них

- Как пишутся местоимения с предлогами? (раздельно)

- С какой буквы начинаются местоимения, если стоят после предлогов? (с буквы н)

- Давайте сформулируем правило.

(После  предлогов к местоимениям 3 лица добавляется буква Н)

5. - Откроем учебники на странице 106. Дополним правило.

Предлоги с местоимениями пишутся ... .

К большинству местоимений 3 лица добавляется согласная ..., если местоимение стоит после ... .

Например: ... - ... .

 

6. - Давайте закрепим  правило упражнением 137 на странице 106 (1-3 строчки).

- Назовите местоимения 3 лица.

(Обучающиеся работают в тетрадях).

- К каким местоимениям после предлогов добавляется буква Н?

7. Гимнастика для глаз.

Упражнение "Шторки".

Быстро поморгайте.

Упражнение "Массаж".

Тремя пальцами каждой руки легко нажмите на верхние веки, через 1-2 секунды снимите пальцы с век. Повторите 5 раз.

Упражнение "Большие глаза".

Сидим прямо. Крепко зажмуриваем глаза на 5 секунд, затем широко открываем их. Повторяем 5 раз.

8. - Предлагаю вам задания для самостоятельной работы разной степени сложности

Выберите себе карточку: белого цвета - более легкое задание, зелёного цвета - посложнее.

Для слабых учеников:

Дополни словосочетания, вставив местоимения 3 лица. Определи падеж.

ОН   ОНА   ОНИ  

Горюешь (о ком?) ........................., .........................., .........................

Купили (для кого?) ........................., ........................., .........................

Приедешь (к кому?) ........................., ........................., .........................

Жалеешь (кого?) ........................., ........................., .........................

Для сильных учеников:

Исправь ошибки. Запиши. Определи лицо, число, падеж.

Он рассердился на их.

Мы с ими скоро встретимся.

Я горжусь ним.

Они видели него.

IV. Подведение итогов.

- Как пишутся местоимения с предлогами?

- Что нового вы узнали о правописании местоимений с предлогами?

V. Домашнее задание.

- Откроем дневники и запишем домашнее задание. 

Стр. 106 правило, упр. 132

VI. Оценивание.

1. Самооценка

- Оцените свою работу на уроке.

2. Объявление отметок за работу на уроке, словесная оценка активности каждого ученика.

3. Выставление оценок.

VII. Рефлексия.

- Вам понравился урок?

- С каким заданием вы справились легко?

- А какое вызвало у вас затруднение?

- Мне было очень приятно сегодня с вами работать. Спасибо за урок.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка «Личные местоимения с предлогами» для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида

Урок русского языка по теме «Личные местоимения с предлогами» предназначен для учащихся 9 классов коррекционных школ VIII вида. Цель и задачи данного урока состоят в том, чтобы повторить знания учащих...

5 класс МЕСТОИМЕНИЯ. РАЗДЕЛЬНОЕ НАПИСАНИЕ МЕСТОИМЕНИЙ С ПРЕДЛОГАМИ

Презентация составлена на основе готового материала конспекта к уроку из интернет-источника. Конспект прилагается, без претензии на авторство....

«Правописание личных местоимений с предлогами». 8 класс

Урок русского языка и развития речи...

Презентация по русскому языку "Правописание местоимений с предлогами"

Мастер-класс для детей с интеллектуальными нарушениями (8 класс)...

Собственная методическая разработка на тему "Местоимения. Правописание местоимений"

Урок в 10 классе по теме "Местоимения. Правописание местоимений"...