Конспект урока русского языка на тему "Повторение изученного в начальных классах"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс)

Антонова Ольга Александровна

Урок предназначен для учащихся 5 классов общеобразовательной школы. Соответствует ФГОС.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок русского языка на тему "Повторение изученного в начальных классах",

проведенный в  5-б классе 8 октября 2019 г.

учителем русского языка и литературы Антоновой О.А.

Цели для учителя:

  • Закрепить знания по изученному ранее материалу
  • Развить у обучающихся наблюдательность и внимание к русскому языку, речь и мышление.
  • Воспитать в обучающихся интерес к предмету, коммуникативные навыки в процессе работы.

     Практические:

  • Научить находить и определять орфограмму в слове;
  • Расставлять знаки препинания в предложении;
  • Не путать части речи

Общепредметные:

  •  развивать у детей навыки логического мышления, наблюдательность
  •  развивать стремление обогащать свой словарный запас.

Цели для обучающихся:

  • Самостоятельно определять важность и необходимость выполнения задания в группе;
  • Учиться наблюдать за языковыми явлениями, сравнивать и выражать свои мысли словами, делая выводы по работе на уроке.
  • Применить полученные знания и умения в новой языковой ситуации (на новом языковом материале).

Тип урока:

Урок-практикум

Методы: -метод групповой работы

- наглядно – демонстративный,

- частично – поисковый (учим детей наблюдать, анализировать, сравнивать, делать выводы и обобщения под руководством учителя),

- практический

Оборудование урока:

  • жетоны (вырезанные из картона будущие кружки- сердцевинки цветов);
  • лист отзыва об уроке;
  • лист оценки знаний;
  • магнитная доска с прикрепленными цветами;
  • компьютер;
  • проектор;
  • учебники по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А.Ладыженской и др.

Ход урока

1.Мотивирование к деятельности (включение в учебную деятельность)

Доброе утро, ребята! Посмотрите на 1 слайд и прочитайте эпиграф к уроку.

Слайд 1

Эпиграф урока:

«Язык – это удивительное орудие, с помощью которого люди, общаясь между собой, передают друг другу любые мысли!» Л.В.Успенский

О чем говорит нам лингвист Лев Успенский?

Верно, именно поэтому , начиная с 1 класса вы изучаете предмет под названием «Русский язык». В течение всего сентября мы вспоминали с вами то, что вы изучали в начальной школе. Сегодня мы закончим тему «Повторение». Если это итоговый урок по разделу, какую цель мы можем перед собой поставить?

Учащиеся формулируют цель урока.

2.Ориентировочный этап.

-Молодцы! Открываем тетради, записываем число, «Классная работа».Списываем грамотно в тетрадь эпиграф к уроку. Располагаем его справа.

-Сегодня мы проведем необычный урок, мы отправимся в путешествие,  на поиски далекого и необычного города Лингвограда. (Учитель разъясняет детям значение слова lingua-(лат.)язык. Лингвистика-языкознание, наука, изучающая языки). Вы готовы отправиться в путешествие? Давайте разделимся на 3 команды (команды по 10 человек ).  Итак, наш поезд отправляется. Возьмем с собой наши знания и хорошее настроение.

3. Практический этап

Станция первая-Морфология.

Слайд 2

«Для всего в русском языке есть множество слов» К.Г.Паустовский.

-Что такое морфология? (Раздел науки о языке, который изучает части речи.)

-На какие группы делятся все части речи?

-Какие части речи знаете вы?

-Как вы определите, к какой части речи относится слово?

Чтобы отправиться дальше, нам нужно получить специальные билеты- жетоны, а для этого давайте выполним задание.

Слайд 3

1.Спишите и определите, к какой части речи относится каждое слово.

Б..гряный, осень, пожухлый, г..рбарий, раскидистый, б..грянец, он, пасмурно, лист.

(прил.)         (сущ.)  (прил.)        (сущ.)           (прил.)            (сущ.)  (мест.)(нар.)      (сущ.)

Какая орфограмма пропущена в словах? (Непроверяемая гласная в корне).

Слов какой части речи не было в этом ряду? (Глагола). Каждый запишите по 3 глагола. Какие глаголы вы записали?

-Отлично! За верные ответы каждая команда получает вот такие билеты для дальнейшего пути. (Учитель раздает жетоны за ответы- это вырезанные из картона разноцветные желтые кружки). Едем дальше.

Слайд 4

Грамоте учит(?)ся- всегда пригодит(?)ся. Пословица.

Итак, станция Орфография.

-Что такое орфография? Что она изучает? (Изучает правильность написания слов). Будем ли писать Ь в словах учит.?.ся и пригодит.?ся? Что для этого нужно? Сформулируйте алгоритм действий.

-Подумайте и скажите, может ли на конце глагола быть -ца? Тогда это будет какая часть речи? Правильно,существительное.

Слайд 6

Исправьте ошибки, допущенные Лентяйкиным в диктанте. Запишите грамотно. Выделите суффиксы (ся) и окончания глаголов.

Сестра любит братца за любую работу.

Ей сегодня не спица.

Выходной пененосица на пятницу.

Придумайте с этими словами (с существительными) предложения и запишите .

-Давайте проверим, как вы усвоили основные правила орфографии в начальной школе.

Слайд 5

-Выполним тестовые задания.

А1. В каком ряду в обоих словах пропущена безударная проверяемая гласная корня?

1) з…ма, к…пуста                             3) в..сьмой, г..ворить

2) зв…нок, б…тон                             4) м..рковь, д..кабрь

Ответ: 3

 А2. В каком ряду в обоих словах пропущена одна и та же буква?

  1. арбу.., сна..ть                   3) доро..ка, руба..ка

2) коро..ка, ша..ка                 4) наро.., скла..ка

Ответ: 4

А3. В каком слове нет непроизносимой согласной в корне ?

1) вес..ник                           3)мес..ный

2) чудес..ный                       4) со..нце

Ответ: 2

А4. В каком ряду все слова пишутся с Ь на конце?

1) шалаш (?), луч(?), помощ(?)                           3) доч(?), малыш(?), кирпич(?)

2) вещ(?), дрож(?), (много) задач(?)                   4) глуш(?), ноч(?), мощ(?)          

Ответ: 4    

А5. Укажите глагол, в котором в окончании пишется буква Е?

1) верт..т        3) леч..т

2) кол..т           4) гон..т    

Ответ: 2

Один ученик из каждой группы дает ответ, объясняет его. (Например, ответ-колЕт). Формулирует правило(колоть- на оть,относится к 1 спр., значит в личном окончании глагола пишем ЕТ).

-А какие глаголы относятся ко 2 спряжению?

За верное выполнение заданий команды получают снова пропускные жетоны.

Слайд 6

«Знаки препинания- это как нотные знаки. Они твердо держат текст и не дают ему рассыпаться». К.Г.Паустовский.

Станция Пунктуация.

Что такое пунктуация? (Система знаков препинания. Раздел русского языка, изучающий расстановку знаков препинания ). 

-Запомните! Знаки препинания помогают правильно понять смысл написанного. Правила употребления знаков препинания изучает пунктуация.

-Какие знаки препинания вы знаете?

Слайд 7– ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ

. – точка
? – вопросительный знак
! – восклицательный знак
… – многоточие
, – запятая
; – точка с запятой
: – двоеточие
- – тире
( ) – скобки двойные (круглые)
« » – кавычки двойные

Слайд 8

Найдите предложение, в котором знаки препинания поставлены неверно. Выпишите его, расставьте знаки препинания, графически объясните. (Работа в группе и индивидуально.)

  1. Приходит весна и птицы возвращаются в родные края.
  2. Весною я пошел смотреть свои яблони и увидал, что мыши объели их корни.
  3. Трамвай показался из-за угла, медленно пересек проспект и остановился.
  4. Хозяин заварил чай и позвал гостей к столу.
  5. Ответ:1

Проверяем на доске. Та команда, которая быстрее закончила, выбирает учащегося, который пишет предложение на доске и объясняет постановку знака препинания. (Записывается первое предложение). Получают жетоны.

4. Работа с текстом учебника на стр.93 о природе.

-Откройте, пожалуйста, учебники на стр.93-упр.№201. Прочитайте текст. Определите основную мысль и тему текста. Как бы вы его озаглавили? Какие орфограммы, из тех, что мы повторили сегодня на уроке, здесь встретились?

Дети читают слова с пропущенными орфограммами, объясняют их.

 5 .Рефлексийно-оценочный этап.

Вот мы и добрались до чудесного города Лингвограда ! В этом городе есть необычное красивое место-Цветочная поляна. (На магнитной доске прикреплены картонные цветы без сердцевинок).

-Каждый,кто добрался до этого города, может оставить на этой поляне свой след. Напишите на жетоне свое имя и прикрепите в центр понравившегося цветка при помощи магнитика, размещенного на доске. (Дети выходят к доске, прикрепляют сердцевину со своим именем).

-Молодцы! Наше путешествие подходит к концу, давайте подведем итоги. Что мы успели за сегодняшний урок повторить?

-Какую цель мы ставили перед собой? Достигли мы ее? (Дети самостоятельно формулируют цель.) 

Какой раздел науки о языке изучает части речи?

Что такое орфография?

Что нового вы узнали на уроке?

Что изучает пунктуация?

Каждый обучающийся получает лист отзыва об уроке, в котором он должен ответить на вопрос, выбирая вариант ответа.

Слайд 9

Что мне понравилось на уроке? Нужное обведите в кружок и объясните свой выбор:

  1. Все.
  2. Ничего.
  3. Повторение глагола
  4. Расставлять знаки препинания.
  5. Отвечать на вопросы.
  6. Работать с заданиями.
  7. Узнавать новое по русскому языку.

Слайд 10

Слайд 11

6. Домашнее задание по выбору

Ваше домашнее задание будет связано с сегодняшним уроком.

Составить тест из 3 заданий, вспомнив наше сегодняшнее пушешествие по станциям, по морфологии, орфографии ,синтаксису и пунктуации.

Или параграф 41, упражнение №207 .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок был разработан для проведения урока во время педагогического конкурса "Учитель года -2010 "...

Урок русского языка "Глагол. Закрепление изученного материала", 5 класс. (презентация, технологическая карта урока)

Данный урок имеет яркое илллюстративное и методическое оснащение, т.к. направлен не только на закрепление знаний, полученных учащимися по теме "Глагол", но и позволяет с помощью специальных заданий ра...

Конспект урока русского языка с презентацией "Имя существительное" 5 класс

Конспект урока русского языка с презентацией в 5 классе. Цель:формировать навыки определения морфологических признаков...

конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе

Конспект урока русского языка на тему: "Фразеология" в 6 классе. Учебник Баранов М.Т., Ладыженская Т.А., Тростенцова. На уроке используются электронные образовательные ресурсы....

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» 6 класс коррекционной школы VIII вида.

Конспект урока русского языка «Знаки препинания при обращении» с презентацией 6 класс коррекционной школы VIII вида....

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Карева Нина Евгеньевна учитель начальных классов, заместитель директора МБОУ СОШ № 75по УВР

ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА Карева Нина Евгеньевна учитель начальных классов, заместитель директора по УВР К числу задач, стоящих перед школой, относится разв...