Образовательная программа профильной смены по РУССКОМУ ЯЗЫКУ для обучающихся 4-5 классов
рабочая программа по русскому языку (5 класс)

Одинцова Ольга Александровна

Образовательная программа профильной смены по русскому языку разработана для проведения профильной смены образовательной смены на базе Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области науки в Республики Коми для учащихся 4-5 классов образовательных организаций Республики Коми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 

Региональный центр выявления и поддержки одаренных детей в области искусства,

спорта и науки в Республике Коми

Утверждена Экспертным советом

Регионального центра выявления и поддержки

одаренных детей в области искусства,

спорта и науки в Республике Коми

протокол от  «_____» _________ 2019 г. № ____

Образовательная программа профильной смены по

РУССКОМУ ЯЗЫКУ

для обучающихся 4-5 классов

Направление «Наука»

Автор программы:

Одинцова Ольга Александровна,

Учитель русского языка и литературы

МАОУ «СОШ №12» г.Сыктывкара

Сыктывкар, 2019


1. Адресная (целевая) группа Программы.

Образовательная программа профильной смены по русскому языку (далее - Программа) разработана для проведения профильной образовательной смены на базе Регионального центра выявления и поддержки одаренных детей в области искусства, спорта и науки в Республике Коми (далее - Центр) для обучающихся 4-5 классов образовательных организаций Республики Коми.

2. Целевое назначение Программы.

Целью реализации Программы является выявление, сопровождение, развитие высокомотивированных и одаренных детей по русскому языку через их подготовку к интеллектуальным состязаниям различных уровней: конкурсам, олимпиадам.

Для достижения поставленной цели при реализации Программы решаются следующие задачи:

1) выявление мотивированных к изучению русского языка обучающихся;

2) формирование интеллектуальной команды из мотивированных к изучению   русского языка обучающихся;

3) расширение и углубление имеющегося уровня знаний у обучающихся по русскому языку;

4) удовлетворение индивидуальных потребностей обучающихся в изучении предмета;

5) стимулирование творческой активности обучающихся;

6) мотивирование обучающихся на участие в олимпиадах и конкурсах высокого уровня.

3. Содержательная характеристика Программы (тематический план).

Освоение Программы предназначено для обучающихся, имеющих уровень знаний по   русскому языку выше базового, то есть на занятиях в ходе реализации Программы будут рассмотрены проблемные вопросы, находящиеся за рамками школьного курса.

При разработке тематического плана Программы определены основные тематические разделы, содержание отдельных тем которых изучается на уроках русского языка не так глубоко.

Данных тематических разделов, содержащих ряд тем для углубленного изучения русского языка и вызывающих затруднения у обучающихся при подготовке к интеллектуальным состязаниям, всего 7:

1. Введение

2. Графика и орфография

3. Фонетика

4. Лексика. Фразеология

5. Состав слова

6. Части речи

7. Синтаксис и пунктуация

Тематический план Программы представляет собой перечень тематических разделов с указанием конкретных тем в каждом разделе, используемых форм занятий при изучении данных тем, количества часов (приложение).

Программа рассчитана на 30 часов за 5 дней обучения.

Логика реализации Программы построена по принципу усложнения и расширения изучаемого материала к концу освоения Программы.

4. Формы проведения занятий в рамках Программы.

        Для реализации Программы предполагается использование учителем таких форм проведения занятий, как практические занятия, интеллектуальные игры, уроки решения грамматических задач, индивидуальные консультации.

При реализации Программы преобладают практические формы проведения занятий: занятия-практикумы, интеллектуальные игры.

5. Планируемые образовательные результаты реализации Программы.

Обучение русскому языку направлено на достижение следующих результатов в метапредметном направлении:

Регулятивные универсальные учебные действия

Ученик научится:

1)анализировать существующие и планировать будущие образовательные результаты;

2)идентифицировать собственные проблемы и определять главную проблему;

3)ставить цель деятельности на основе определенной проблемы и существующих возможностей;

4)формулировать учебные задачи как шаги достижения поставленной цели деятельности;

5)определять совместно с педагогом и сверстниками критерии планируемых результатов и критерии оценки своей учебной деятельности;

6)систематизировать (в том числе выбирать приоритетные) критерии планируемых результатов и оценки своей деятельности;

7)отбирать инструменты для оценивания своей деятельности, осуществлять самоконтроль своей деятельности в рамках предложенных условий и требований;

8)оценивать свою деятельность, аргументируя причины достижения или отсутствия планируемого результата;

9)находить достаточные средства для выполнения учебных действий в изменяющейся ситуации и/или при отсутствии планируемого результата;

10)работая по своему плану, вносить коррективы в текущую деятельность на основе анализа изменений ситуации для получения запланированных характеристик продукта/результата.

Познавательные универсальные учебные действия

Ученик научится:

1)выделять общий признак двух или нескольких предметов или явлений и объяснять их сходство;

2)объединять предметы и явления в группы по определенным признакам, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления;

3)выделять явление из общего ряда других явлений;

4)определять обстоятельства, которые предшествовали возникновению связи между явлениями, из этих обстоятельств выделять определяющие, способные быть причиной данного явления, выявлять причины и следствия явлений;

5)строить рассуждение от общих закономерностей к частным явлениям и от частных явлений к общим закономерностям;

6)строить рассуждение на основе сравнения предметов и явлений, выделяя при этом общие признаки;

7)излагать полученную информацию, интерпретируя ее в контексте решаемой задачи;

8)самостоятельно указывать на информацию, нуждающуюся в проверке, предлагать и применять способ проверки достоверности информации;

9)осуществлять взаимодействие с электронными поисковыми системами, словарями;

10)формировать множественную выборку из поисковых источников для объективизации результатов поиска;

Коммуникативные универсальные учебные действия

Ученик научится:

1)строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

2)корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

3)критически относиться к собственному мнению, с достоинством признавать ошибочность своего мнения (если оно таково) и корректировать его;

4)строить позитивные отношения в процессе учебной и познавательной деятельности;

5)корректно и аргументированно отстаивать свою точку зрения, в дискуссии уметь выдвигать контраргументы, перефразировать свою мысль (владение механизмом эквивалентных замен);

В предметном направлении ученик научится:

  • владеть навыками работы с учебной книгой, словарями и другими информационными источниками, включая СМИ и ресурсы Интернета;
  • владеть навыками различных видов чтения (изучающим, ознакомительным, просмотровым) и информационной переработки прочитанного материала;
  • владеть различными видами аудирования (с полным пониманием, с пониманием основного содержания, с выборочным извлечением информации) и информационной переработки текстов различных функциональных разновидностей языка;
  • использовать знание алфавита при поиске информации;
  • различать значимые и незначимые единицы языка;
  • проводить фонетический и орфоэпический анализ слова;
  • классифицировать и группировать звуки речи по заданным признакам, слова по заданным параметрам их звукового состава;
  • членить слова на слоги и правильно их переносить;
  • определять место ударного слога, наблюдать за перемещением ударения при изменении формы слова, употреблять в речи слова и их формы в соответствии с акцентологическими нормами;
  • опознавать морфемы и членить слова на морфемы на основе смыслового, грамматического и словообразовательного анализа; характеризовать морфемный состав слова, уточнять лексическое значение слова с опорой на его морфемный состав;
  • проводить морфемный и словообразовательный анализ слов;
  • проводить лексический анализ слова;
  • опознавать лексические средства выразительности и основные виды тропов (метафора, эпитет, сравнение, гипербола, олицетворение);
  • опознавать самостоятельные части речи и их формы, а также служебные части речи и междометия;
  • проводить морфологический анализ слова;
  • применять знания и умения по морфемике и словообразованию при проведении морфологического анализа слов;
  • опознавать основные единицы синтаксиса (словосочетание, предложение, текст);
  • анализировать различные виды словосочетаний и предложений с точки зрения их структурно-смысловой организации и функциональных особенностей;
  • находить грамматическую основу предложения;
  • распознавать главные и второстепенные члены предложения;
  • опознавать предложения простые и сложные, предложения осложненной структуры;
  • проводить синтаксический анализ словосочетания и предложения;
  • соблюдать основные языковые нормы в устной и письменной речи;
  • опираться на фонетический, морфемный, словообразовательный и морфологический анализ в практике правописания;
  • опираться на грамматико-интонационный анализ при объяснении расстановки знаков препинания в предложении;
  • использовать орфографические словари.

6. Формы итогового контроля.

По итогам реализации Программы предполагается проведение итогового контроля в форме олимпиады, задания которой составляются, исходя из изученных тематических разделов в течение освоения Программы.

7. Перечень основных источников, которые будут освоены обучающимся в рамках Программы.

Информационные (интернет) ресурсы (ссылки)

  1. Сайт Информационный справочный портал ГРАМОТА.РУ URL: http://gramota.ru/slovari/dic/?all=x&word=%E8%ED%F2%E5%EB%EB%E5%EA%F2
  2. Сайт SLOVARI.RU URL: http://www.slovari.ru/start.aspx?s=0&p=3050
  3. Сайт Русский язык. Литература URL: http://www.rus.fizolimpiada.ru/russkiy-5klass-v2.html
  4. Сайт Олимпиадные задания URL: http://ruolimpiada.ru/olimpiada-po-russkomu-yazyku-5-klass/
  1. Научно-методическая литература для обучающихся:

1. Александрович Н.Ф. Занимательная грамматика- Минск, «Народная асвета», 1965

2. Ахременкова Л.А. К пятерке шаг за шагом, или 50 занятий с репетитором: рус. яз.: 5 кл.: пособие для учащихся. М., Просвещение, 2007

3. Превращения слов: кн. для учащихся нач. классов/ сост. А.В.Полякова.- М.: Просвещение,1991

4. Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации: пособие для учащихся- Ленинград: Просвещение, 1971

5.  Шкатова Л.А. Подумай и ответь: Занимат. Задачи по рус.яз.: кн.для учащихся 5-7 кл. сред. шк.- М.: Просвещение, 1989

8. Информационно-методическое обеспечение Программы.

Научно-методическая литература для учителя:

1. Уроки русского языка в 5 классе: поиски и находки: учеб. -метод, пособие/ Г.П. Лазаренко.- М.: Дрофа, 2006

2. Олимпиады по русскому языку: Кн. Для учителя/ А.О. Орг –М.: Просвещение, 2001.

3. Рейнке И.Н., Шапкин В.И. О трудном в орфографии и пунктуации: пособие для учащихся- Ленинград: Просвещение, 1971

Приложение

Тематический план Программы

Название раздела

Тематика занятий

Формы занятий

Количество часов

1. Введение

  1. Язык и речь – чудо из чудес.
  2. «Своя игра по русскому языку»

Беседа

Викторина

1

1

2. Графика и орфография

  1. Правописание гласных в корне слова (безударных проверяемых, безударных непроверяемых, чередующихся).
  2. Старославянизмы в современной речи.
  3. Развитие орфографической зоркости путем тренировочных упражнении.
  4. Контрольный диктант «Осень»

Практикум

2

1

1

1

3. Фонетика

  1. Что такое звукопись?
  2. Хитрый звук «йот»
  3. Кто у нас ударник?
  4. Заседание «Клуба знатоков фонетики»

Практикум

Игра

Контрольная работа по решению грамматических задач

1

1

1

1

4. Лексика. Фразеология

1. Много слов на Земле. В мире синонимов, антонимов.

2.Что такое омонимы?

3 «С глазу на глаз»

4.Занимательные игры по грамматике (шарады, метаграммы, логогрифы, анаграммы)

Беседа.

Урок решения грамматических задач

Интеллектуальные игры

1

1

1

1

5. Состав слова.

1. Всё растёт из корня. Этимология слов.

2. Служебные морфемы (о роли приставок, суффиксов)

3. Повторение, углубление, тренировка…

4. Решение олимпиадных заданий.

Беседа

Практикум

Урок решения грамматических задач

1

1

1

1

6. Части речи.

1.Существительное. Категория падежа. Категория числа.

2.Преданность прилагательных.

3.Глагол, он действовать привык!

4. Интересная работа корректора.

Практикум

1

1

1

1

7.Синтаксис и пунктуация

1. Строительные блоки предложений.

2. Сколько главных членов в предложении? Новое о сказуемом.

3. Семья второстепенных членов предложения.

4. «Опасный» союз И.

5.Где обитают знаки препинания?

6. Обобщение по разделу «Синтаксис и пунктуация»

Практикум

Зачет

1

1

1

1

1

1

Итоговая работа

Решение олимпиадных заданий

1