Дидактический материал. Карточки по теме "Простые и сложные предложения" для учащихся 9 класса (Ю.П. Казаков "Тихое утро")
материал по русскому языку (9 класс)

Карачёва Елена Валентиновна

Карточки предназначены для обучающихся 9 класса. Из произведения Ю.П. Казакова "Тихое утро" взяты простые предложения с однородными членами, бессоюзные сложные предложения, сложносочинённые и сложноподчинённые предложения. 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Дидактический материал. Карточки  по теме

«Простые и сложные предложения»

для учащихся 9 класса (Ю.П. Казаков «Тихое утро»)

Карточка 1.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Он сел на постели долго таращил глаза на голубоватые потные окошки на смутно белеющую печь.
  Сладок предрассветный сон и голова валится на подушку и глаза слипаются но Яшка переборол себя.

   Всё исчезло притаилось сейчас и центром маленького замкнутого мира оказалась Яшкина изба.

  Кто-то проснулся раньше Яшки стучал возле кузницы молотком; чистые металлические звуки прорываясь сквозь пелену тумана долетали до большого невидимого амбара и возвращались оттуда уже ослабленными.

   Яшка соскочил с крыльца замахнулся удочками на подвернувшегося под ноги петуха и весело затрусил к риге. (Рига – крытое строение с печью для сушки льна или хлеба в снопах; иногда ригой называют обычный сарай).

   

Карточка 2.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Подсыпав червякам свежей земли он побежал вниз по тропинке перевалился через плетень и задами пробрался к сараю где на сеновале спал его новый приятель – Володя.

   Володя зашевелился на сене долго возился и шуршал там наконец неловко слез наступая на незавязанные шнурки.

   Лицо его измятое после сна было бессмысленно и неподвижно а в волосы набилась сенная труха она же видимо попала ему и за рубашку потому что стоя уже внизу он всё дергал тонкой шеей поводил плечами и почёсывал спину.

   Володя выглянул на улицу лицо его оживилось глаза заблестели он начал торопливо зашнурывать ботинки.

   Володя промолчал покраснел и принялся за другой ботинок.

 

Карточка 2.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Володя наконец справился с ботинками и подпрыгивая от обиды ноздрями и глядя прямо перед собой невидящим взглядом вышел из сарая.

   Он готов был отказаться от этой рыбалки и тут же разреветься но он так же ждал этого утра!

   За ним нехотя вышел Яшка и ребята молча не глядя друг на друга пошли по улице.

   Он подошёл к колодцу загремел цепью и вытащив тяжёлую бадью с водой жадно приник к ней.

   Пить ему не хотелось но он считал что лучше этой воды нигде нет, и поэтому каждый раз проходя мимо колодца пил её с огромным наслаждением.

Карточка 3.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Вода переливаясь через край бадьи плескала ему на босые ноги он поджимал их но всё пил и пил изредка отрываясь и шумно дыша.

   Володе тоже не хотелось пить но чтобы ещё больше не рассердить Яшку он послушно припал к бадье и стал тянуть воду мелкими глоточками пока от холода у него не заломило в затылке.

   Володя ничего не ответил только втянул сквозь сжатые зубы воздух и примиряющее улыбнулся.

   Володе стало необыкновенно весело и он только теперь почувствовал как хорошо выйти утром из дому.

   Володя посмотрел в ту сторону откуда слышался гул трактора.

   Карточка 4.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Бесконечно потянулся низкорослый овёс впереди еле проглядывала тёмная полоса леса.

   Вышли на бугор свернули вправо лощиной спустились вниз перешли тропкой через льняное поле и тут совсем неожиданно перед ними открылась река.

   Она была небольшая густо поросла ракитником ветлой по берегам ясно звенела на перекатах и часто разливалась глубокими, мрачными омутами.

   Солнце наконец взошло; тонко заржала в лугах лошадь и как-то необыкновенно быстро посветлело порозовело всё вокруг; ещё отчётливее стала видна седая роса на ёлках и кустах а туман пришёл в движение поредел и стал неохотно открывать стога сена тёмные на дымчатом фоне близкого теперь лета.

   В омутах раздавались редкие тяжкие всплески вода волновалась прибрежная куга тихонько покачивалась.

   Карточка 5.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Володя готов был хоть сейчас начать ловить но Яшка шёл всё дальше берегом реки.

  Нечаянно он оступился влажные комья земли посыпались из-под его ног и тотчас же закрякали утки заплескали крыльями взлетели и потянулись над рекой пропадая в тумане.

   Володя облизнул пересохшие губы и спрыгнул вслед за Яшкой вниз.

   Оглядевшись он поразился мрачности которая царила в этом омуте.

   Пахло сыростью глиной и тиной вода была чёрная вётлы в буйном росте почти закрыли всё небо.

   Володя немного отодвинулся от воды и вздрогнул когда у противоположного берега гулко ударила рыба.

   Карточка 6.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Володя приободрился а Яшка уже забыв про осьминогов нетерпеливо поглядывая на воду и каждый раз когда шумно всплёскивала рыба лицо его принимало напряжённо-страдальческое выражение.

   Размотав удочки он передал одну из них Володе отсыпал ему в спичечную коробку червей и глазами показал место где ловить.

   Почти сейчас же закинул свою насадку и Володя но зацепил при этом удилищем за ветлу.

   Яшка страшно взглянул на Володю выругался шёпотом а когда перевёл взгляд опять на поплавок то вместо него увидел только лёгкие расходящиеся круги.

   Яшка тотчас с силой подсёк плавно повёл рукой вправо с наслаждением почувствовал как в глубине упруго заходила рыба но напряжение лески вдруг ослабло и из воды чмокнув выскочил пустой крючок.

   

Карточка 7.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Рука у Яшки устала и он осторожно воткнул удилище в мягкий берег.

   Володя посмотрел на Яшку и тоже воткнул своё удилище.

   Вода сразу ослепительно засверкала и загорелись капли росы на листьях на траве и на цветах.

   Яшке немного стыдно было что он упустил рыбу но вину свою он склнен был приписать Володе.

   Он хотел чем-нибудь уколоть Володю но вдруг схватился за удочку: поплавок чуть шевельнулся.

   Поплавок снова качнулся лёг набок чуть подержался в таком положении и опять выпрямился.

Карточка 8.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Яшка мягко подсёк и сразу подался вперёд, стараясь выпрямить удилище.

   Леска с дрожащим на ней поплавком вычертила кривую Яшка привстал перехватил удочку другой рукой и чувствуя сильные и частые рывки опять плавно повёл руками вправо.

   Но мгновение рыба вырвалась из воды показала свой сверкающий широкий бок туго ударила хвостом подняла фонтан розовых брызг и опять ринулась в холодную глубину.

   Наконец он подвёл упирающуюся рыбу к берегу рывком выбросил её на траву и сейчас же упал на неё животом.

   У Володи пересохло горло сердце неистово колотилось.

   Он осторожно вытащил из-под живота большого холодного леща повернул к Володе своё счастливое широкое лицо сипло засмеялся было но улыбка его внезапно пропала глаза испуганно уставились на что-то за спиной Володи он съёжился.

Карточка 9.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Володя обернулся и увидел что его удочка отвалив ком земли медленно сползает в воду.

   Он вскочил споткнулся и на коленях подтянувшись к удочке успел её схватить.

   Он вскочил схватил ком земли с травой готовясь швырнуть в лицо Володе как только он вынырнет.

   Но взглянув в оду он замер и у него появилось то томительное чувство которое испытываешь во сне когда вялое тело не подчиняется сознанию.

   Володя в трёх метрах от берега бил шлёпал по воде руками запрокидывая к небу белое лицо с выпученными глазами захлёбывался и окунаясь в воду всё силился что-то крикнуть.

   На ум ему сразу пришёл рассказ Мишки о громадных осьминогах на дне бочага в груди и животе стало холодно от ужаса: он понял что Володю схватил осьминог…

   

Карточка 10.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Володя теперь уже не бился он почти весь скрылся под водой только макушка с торчащими волосами была ещё видна…

   Яшка не отрывая взгляда от этой макушки начал расстёгивать штаны потом вскрикнул и скатился вниз.

   Володя сразу же вцепился в Яшку стал быстро-быстро перебирать руками цепляясь за рубашку и сумку наваливаться на него по-прежнему выдавливая из себя нечеловеческие, страшные звуки.

   Чувствуя у себя на шее мёртвую хватку он попытался выставить из воды своё лицо но Володя дрожа мелкой дрожью всё карабкался на него наваливался всей тяжестью старался влезть на плечи.

   

Карточка 11.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Он понял что Володя утопит его что пришла его смерть дёрнулся из последних сил забарахтался закричал так же нечеловечески страшно как кричал Володя минуту назад.

   Чувствуя ещё на себе тяжесть Володи он оторвал сбросил его с себя замолотил по воде руками и ногами и поднимая буруны пены в ужасе бросился к берегу.

   Взбаламученная вода в омуте успокаивалась и никого уже не было на её поверхности.

   Из глубины весело выскочило несколько пузырьков воздуха и у Яшки застучали зубы.

   Он оглянулся: ярко светило солнце и листья кустов и вётлы блестели радужно светилась паутина между цветами и трясогузка сидела вверху покачивала хвостом и блестящим глазом смотрела на Яшку.

Карточка 12.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Яшка моргнул отпустил осоку повёл плечами под мокрой рубашкой глубоко вздохнул воздух и нырнул.

   Открыв под водой глаза он не мог сначала ничего разобрать: кругом дрожали неясные желтоватые и зеленоватые блики и какие-то  травы освещённые солнцем.

   Володя держался на боку одна нога его запуталась в траве а сам он медленно поворачивался покачиваясь подставляя солнечному свету круглое бледное лицо и шевеля левой рукой словно пробуя на ощупь воду.

   Яшке показалось что Володя притворяется и нарочно покачивает рукой что он следит за ним чтобы схватить как только он дотронется до него.

Карточка 13.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Чувствуя что сейчас задохнётся Яшка рванулся к Володе схватил его за рубашку зажмурился торопливо дёрнул тело Володи вверх и удивился как легко и послушно Володя последовал за ним.

   Он запыхался и ослабел а Володя был всё такой же белый и холодный.

   Убежать бы куда-нибудь спрятаться чтобы только не видеть этого равнодушного, холодного лица!

   Голова Володи билась по земле волосы свалялись от грязи.

   Яшка выпустил Володины ноги закрыл глаза и сел на землю.

   Тогда Яшка вдруг сморщился зажмурился из глаз у него брызнули слёзы и он заревел.

Карточка 14.

Выделите грамматические основы предложений. Расставьте знаки препинания. Определите, простое или сложное предложение. Сделайте схемы предложений.

   Глаза Володи потемнели рот приоткрылся и с испугом и недоумением смотрел он на Яшку.

   Володя заморгал покривился посмотрел опять на воду сердце его дрогнуло он всё вспомнил…

   Вода в омуте давно успокоилась рыба с Володиной удочки сорвалась удочка прибилась к берегу…

   Светило солнце пылали кусты обрызганные росой и только вода в омуте оставалась всё такой же чёрной.

   Воздух нагрелся и горизонт дрожал в его тёплых струях.

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   

   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дидактический материал. Карточки по теме "Простые предложения с однородными членами и сложные предложения" для учащихся 5 класса (В.П.Астафьев "Васюткино озеро")

Карточки предназначены не только для обучающихся 5 класса. Такие карточки можно раздавать и в 6 - 7 классах. В 5 классе по программе В.Я. Коровиной изучается произведение В.П. Астафьева "Васюткино озе...

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 8 – 9 классов (А.С. Пушкин «Капитанская дочка»)

Карточки по русскому языку составлены на основе произведения А.С. Пушкина "Капитанская дочка". Карточки предназначены для обучающихся 8 - 9 классов. Материал поможет учащимся закрепить знани...

Дидактический материал. Карточки по теме «Сложные предложения» для учащихся 5 класса (В.Г. Короленко «В дурном обществе» (отрывок из произведения «Дети подземелья»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 класса. Материал составлен на основе отрывка "В дурном обществе" из произведения В.Г. Короленко "Дети подземелья". Карточ...

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса (К.Г. Паустовский «Тёплый хлеб»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 класса. Материал составлен на основе произведения К.Г. Паустовского "Тёплый хлеб". Карточки помогут учащимся закрепить занния о про...

Дидактический материал. Карточки «Стихотворные размеры» (произведения изучаются в 5 классе)

Карточки по литературе предназначены для обучающихся 5 класса. Карточки помогут закрепить знания о стихотворных размерах....

Дидактический материал. Карточки «Стихотворные размеры» (произведения изучаются в 6 классе)

Карточки по литературе предназначены для обучающихся 6 класса. Карточки помогут закрепить знания о стихотворных размерах....

Дидактический материал. Карточки по теме «Простые предложения с однородными членами и сложные предложения» для учащихся 5 класса (Л.Н. Толстой «Кавказский пленник»)

Карточки по русскому языку предназначены для обучающихся 5 класса. Материал составлен на основе произведения Л.Н. Толстого "Кавказский пленник". Карточки помомгут закрепить знания учащихся о...