Концепция воспитательной работы
статья по теме

 Устинова Ирина Викторовна

 

     Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время сложное, неопределенное хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль - преподавателя, вторая - воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя - вторая, на самом деле - это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.

Скачать:


Предварительный просмотр:

                      КОНЦЕПЦИЯ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ

Наши дети - это наша старость. Правильное  воспитание -  это наша счастливая старость. Плохое воспитание - это наше будущее горе, это наши слезы. Это наша вина перед другими людьми, перед всей страной.

                                                        А. С. Макаренко.

Моя воспитательная концепция... Судя по толковому словарю Ожегова - эта система взглядов на воспитание, основная мысль воспитания.

Что же значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время сложное, неопределенное хотелось бы не потерять уверенность в достаточности существующего образования. Школьный учитель выступает в основном в двух профессиональных ролях. Первая роль -преподавателя, вторая - воспитателя, то есть классного руководителя. Парадокс, но хотя роль классного руководителя -вторая, на самом деле - это безграничный труд, который во много раз больше занимает времени, чем первая.

Нам доверили ребенка беззащитного, хрупкого, который, перешагивая порог школы, волнуется, им владеет пока любопытство. Но, переступив порог школы, он уже ощущает телом и чувствует душой, что здесь его ждут: труд, общение, соперничество, дружба. И наше дело целенаправленно влиять на ребенка, развивая богатство его души. Если педагог не только организует жизнь своих учеников, но и сам живет этой детской жизнью, то он обязательно поймет, как детям живется.

Усвоение человеческой культуры ребенку не дается легко и сразу, потому возможность педагога значительна: помочь человеку стать личностью, направляя профессионально и с любовью его усилия, корректируя его отношения, надо быть терпеливым в ожидании чуда и быть готовым для встречи с ним в ребенке.

В школе учат знать, но важно еще учить ЧУВСТВОВАТЬ. В свою очередь знания, и особенно чувства, зависит от способности ВЕРИТЬ. Без веры - нет души, и нет, следовательно, чувств, и нет и того, что делает человека - ЧЕЛОВЕКОМ, - ЛЮБВИ К ЛЮДЯМ. Только любовь вернет человека в себя, только с человеколюбием мы можем объединиться для возрождения Отечества. Человек любящий -сильный человек. Любовь - залог от деградации человечества.

Школа начинается с любви. Иначе, зачем она? Опыт школ Толстого, Монтесори, Сухомлинского тому подтверждение. Лучше этих школ - школ воспитания на любви и без насилия - пока ничего не создано. По сути, настоящая педагогика - это и есть наука о любви. «Если мы научим ребенка любить нас, мы научим его всему. (Ю. Азаров)». Поэтому необходимо создать нетрадиционную школу-школу личностного развития и самосовершенствования. Школьного ДОМА с идеалом свободной, жизнелюбивой, талантливой личности.

Главная задача школы - быть помощником ребенку в его жизненном самоопределении, т.е. стараться только помочь природе. Это, значит, не быть перед ребенком чем-то высшим, как это обычно бывает, а каждую минуту переживать с детьми и самому с ним учиться.

                  Поэтому для решения этой задачи:

Надо помочь ребенку поставить перед собой цель, овладеть способами ее достижения;

Помочь ребенку стать творцом;

Дать навыки саморегуляции, где ребенку не достаточно быть исполнителем, ему нужно принимать на себя роль субъекта своей деятельности. У него формируется собственное отношение к средствам и способам саморегуляции;

Дать ребенку средство защиты, средства восстановления личностной гармонии, физического, психологического стимулирования, всегда быть в «форме».

Личность должна быть активной и обладать устойчивостью своей направленности, поэтому необходимо развивать следующие качества:

  1. Гуманизм -это любовь к людям.
  2. Достоинство - доброта души человеческой, умение противостоять унижению, стремление самовоспитанию, самосовершенствованию, критичность в делах и поступках;
  3. Трудолюбие - это авторитет личности, отношение к труду;
  1. Коллективизм - осознание в нужности коллективу , исполнение долга перед обществом, проявляется в ответственности, инициативе, не равнодушном отношении коллектива;
  2. Воля - результат здорового образа жизни, осознание действия;
  1. Коммуникабельность - умение быстро находить общий язык с людьми, ориентироваться в политических событиях, оценивать их.
  2. Патриотизм - одно из главных качеств: гордость за Родину где ты родился, привязанность к месту жительства, принимать роль государства, любовь к своему народу.
  3. Бережливость - выражается в отношении к природе, общению с искусством, в эстетике труда и быта.
  4. Толерантность - выражается в терпимом отношении к людям другой национальности, вероисповедовании, в уважительном отношении к их традициям, обрядам. (Программа «Толерантность»)

Личность может быть воспитана личностью. Действительно гуманную педагогику может строить гуманный души человек. Личность формируется и развивается в деятельности, и чем богаче и содержательней будет организованная педагогом деятельность, тем больше создается возможностей для целенаправленного воздействия,   на  становления  социально-ценных     отношений         ребенка к явлениям окружающей действительности, на формирование их самосознания, самовоспитания духовных потребностей личности, в том числе в труде, в творчестве, в общении, в самоотдаче лучшего в себе другим людям.

Главная цель  моей воспитательной концепции - воспитание и развитие свободной, жизнелюбивой, талантливой личности, обогащенной научными знаниями о природе и человеке, готовой к созидательной творческой деятельности и нравственному поведению.

Одной из воспитательных задач является формирование нравственных отношений:

научить любить людей и жизнь.    Индивидуальное воспитание характера. Воспитание без участия в нем самого ребенка       не существует. Самостоятельная работа ума чувств, самостоятельные поиски жизненных принципов и истины, выработка собственного характера.

Начальным условием, предпосылкой нормального воспитательного процесса является, прежде всего, создание в детском коллективе доброжелательности и взаимного доверия, любви и уважения, атмосферы, исключающей какое-либо насилие, поэтому важно создание воспитательной среды.

Воспитательная среда - это гуманное отношение между людьми; взаимоотношения между мальчиками и девочками; взаимоотношения классного коллектива и школьного, детей и взрослых, ученика и родителя, учителя и родителя; отношения к окружающим.

Деятельность детей должна развиваться в воспитательной среде, психологический климат которой отражает законы нравственности общества, образ жизни. Такой средой должен стать коллектив класса, где ребенок черпает отношения и проявляет отношения, будучи объектом и субъектом коллективного развития. Понять ученика и помочь ему осознать и реализовать себя как личность не возможно, без опоры на коллектив, вне коллектива и вне коллективной деятельности.

      Верю, что ребенок не может быть плохим, если изо дня в день все укладом жизни,  всем духом школы ориентировать его на выполнение нравственных норм - законов жизни, которые созвучны правилам толерантного общения. Вот они:

  1. Делай добро!
  2. Люби и прощай людей!
  3. Относись к людям, так как ты хотел бы, что бы относились к тебе.
  4. Бойся обидеть человека.
  5. Найди свою цель в жизни.
  6. Не ищи оправдания собственным слабостям и не ленись.
  7. Познай себя и мир.
  8. Лучше отдай свое, чем возьмешь чужое.
  9. Не теряй веры в себя.

10.Умей дарить радость людям.

Выше перечисленные законы не будут действительными без заботы, доверия, добротворчества. Забота о каждом ученике как о личности, независимо от его успеваемости, физических и других недостатков, принимать ученика таким, какой он есть, и чем он слабее и неприкаяннее, тем больше любви и заботы о нем.

В каждого ребенка нужно верить, найти в нем ту главную изюминку, которая его красит, пусть он неудачник в учебе, но у него доброе сердце, он, не задумываясь, пойдет на помощь. Каждый ребенок чем-то одарен, поэтому стоит за него постоять.

Доверие. Пусть учитель поможет раскрыть глаза ученику на вершину, которую он видит, надо предоставить ребятам возможность не бояться рисковать. Через доверие можно прийти к школе без наказания, добротворчества. Настрой добра с первого пребывания в школе. Не прожить и дня без доброго дела! Научить ребенка видеть боль другого, научить его защищать других от тревог и несчастья, уметь успокоить. Чтобы воспитать культуру межличностного общения важно установить в школьном коллективе человеколюбивый климат, установить тональность требований, усвоить законы жизни.

У классного коллектива есть свои традиции - праздник именинника, день общения с природой, праздник успехов.

Праздник символизирует единение, дружбу, взаимопомощь, гостеприимство, культуру общения.

Процессу организации и проведения воспитательного мероприятия предшествует определение воспитательной задачи. Она должна быть четко сформулирована и ясна педагогу. Интересно, что сами ребята по - настоящему начинают видеть коллектив, когда в нем рождаются традиции, отличающие их класс от других, ощущение своего неповторимого «мы», «у нас». Именно поэтому учитель должен заботиться о форме выражения традиции: она позволяет ощутить традицию, подчеркивая ее суть.

Большое значение в формировании личности ученика имеет личный пример учителей. Воспитательная сила личного примера основана на склонности детей к подражанию тем, кого они любят и уважают, кто пользуется у них авторитетом.

Трудовая деятельность - это основа: здесь нужен пример учителя. Ремонт класса - это у нас уже прекрасно получается. У каждого свое задание и учителю не стыдно красить парты и стулья вместе с ребятами, делать полезное дело.

Учеба - это труд, поэтому учебная деятельность рассматривается как составная часть воспитательного процесса. Центральное звено ребят познание окружающего мира - урок.

Педагогический процесс только тогда хорош, когда в нем воспитание идет впереди обучения. Воспитание неотрывно от обучения. Авторитет школы создается, прежде всего, на уроке. Моменты воспитания вкрапливаются на уроке в обычную работу: вопросы учителя, ответ ученика, действие учителя и ученика. Поэтому методика обучения детей - это и методика их воспитания. Результаты труда ученика управляют его настроение, отношение к учению, определяют его положение и самочувствие в коллективе сверстников. Уметь любить детей - главное в культуре труда учителя.

Можно выделить следующие положения:

       1. Личное достоинство каждого неприкосновенно. Путь к сердцу ребенка  - доброта,  добрый  учитель,  добрый  человек, принявшие участие в судьбе ребенка, обязательно останутся у него в памяти.

     2.Лишь тот имеет право требовать от других, кто умеет требовать от себя. В работе учителя особенно необходимо соблюдение единства слова и дела. Если ты сам дисциплинирован, корректен, подтянут, то это можешь требовать от детей, они воспримут это правильно.

      3.Постоянная потребность общаться с людьми, жить их нуждами и интересами.   Культура начинается с умения слушать, слышать. Слышит - значит принимает участие в твоей судьбе. Слышит - может означать, что любит. Слышит - значит воспринимает меня. Слышит - значит относится ко мне серьезно.

    4.        Главное - завоевание доверие учеников. Доверие - мера
популярности учителя. Наша душа обретает крылья, когда нам
доверяют. Это очень важная потребность души.

Поэтому мне близки такие заповеди учителя:

  1. Любить детей, защитить их любовью и правдой.
  2. Не врать.
  3. Постоянно ищи в ребенке богатство его души.
  4. Научи детей думать и любить.
  5. Дари себя детям.
  6. Знай к чему стремиться.
  7. Ни дня без новизны.
  8. Воспитывай, опираясь на природу ученика.

9.Учитель автор своей программы, системы, методов своего класса.

10.Учитель учит других до тех пор, пока учится сам.

И в заключении хочется сказать словами народного учителя А.А. Захаренко:

«Я убежден: школа - не здание, не кабинет, не образцовая наглядная агитация. Школа - возвышенный дух, мечта, идея, которые увлекают сразу троих  - учителя, ребенка, родителя - и тут же реализуются. Если их нет, значит то не школа, а обычная бухгалтерия, где приходят и уходят по звонку, зарабатывая - кто деньги, кто оценки, и считают дни, минуты до отпуска, до очередного звонка... Учитель призван реализовывать мечты детей».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Концепция воспитательной работы

Концепция воспитательной работыКлассного руководителя 8 «В» класса«Средней общеобразовательной школы № 4»Быстровой Натальи Александровны.  bystrova_koncepciya.jpgКаждый ребёнок - особенный, это б...

Концепция воспитательной работы

   Что  значит воспитать? Наверное, вырастить, дав образование, Человека с большой буквы. Или помочь ему вырасти Человеком с большой буквы. Именно в наше время - время слож...

Концепция воспитательной работы

Самопрезентация воспитательной работы в творческой форме....

Концепция воспитательной работы

Воспитание и развитие свободной личности, умеющей самостоятельно действовать с учетом индивидуальных способностей и собственных интересов, готовой к творческой деятельности...

Концепция воспитательной работы

Развивающемуся обществу нужны современно-образованные, нравственные, предприимчивые люди, которые могут самостоятельно принимать решения в ситуации выбора, способны к сотрудничеству, отличаются мобиль...

Моя концепция воспитательной работы

В своей статье  я рассматриваю важнейшие направления воспитательной работы через организацию коллективных творческих дел. ...