Программа правового воспитания, формирования гражданской ответственности и правового самосознания "Закон и мы"
рабочая программа (7 класс) на тему

 

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и разработки занятий по правовому воспитанию.

Программа рассчитана на 30 часов (по 1 часу в неделю в течение 8 месяцев) и может быть использована для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.

Предназначена для воспитателей детских домов, классных руководителей, социальных педагогов школ.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon programma_zakon_i_my.doc136.5 КБ

Предварительный просмотр:

Е. Г. Хапаева

ЗАКОН  и  МЫ

Программа правового воспитания,

формирования гражданской ответственности

 и правового самосознания

Автор-составитель:

Е. Г. Хапаева, социальный педагог Муниципального казенного образовательного учреждения для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, детского дома  «Ласточкино гнездышко»;

Программа «Закон и мы» направлена на содействие правовому воспитанию детей, формированию у подростков гражданской ответственности и правового самосознания. Содержит диагностический материал и разработки занятий по правовому воспитанию.

 Программа рассчитана на 30 часов (по 1 часу в неделю в течение 8 месяцев) и может быть использована для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста.

Предназначена для воспитателей детских домов, классных руководителей, социальных педагогов школ.

Содержание

Пояснительная записка                                                                                       5

Содержание программы                                                                                      7

Календарно-тематический план                                                                         9

Словарь терминов                                                                                              14

Список литературы                                                                                            17

Список литературы для детей                                                                          18

Приложение 1.

  1. Моя жизнь. Мои права
  2. Семейное право
  3. Трудовое право
  4. Что ты знаешь о паспорте
  5. Ответственность

Приложение 2.

2.1. Герб и флаг России

2.2. Гимн России

2.3. Ромашковая Русь

2.4. Что в имени тебе моем

Приложение 3.

3.1. Зачем людям нужны законы

3.2. Права детей – забота государства

3.3. Ваши права

3.4. Права детей

3.5. Выборы в Лесную Думу

3.6. Мы – будущие избиратели

3.7. Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм.

3.8. Проступок. Правонарушение. Преступление.

3.9. Что такое ответственность

3.10. Уголовная ответственность несовершеннолетних

3.11. Остановись у преступной черты

3.12. Как не стать жертвой преступления

3.13. Мой взгляд

3.14. В гостях у Шерлока Холмса

3.15. Правовой турнир

3.16. Суд над хулиганством

                     … Государство, в котором граждане                                                                                                                      наиболее повинуются закону,

счастливо во время мира и

          незыблемо во время войны…

Из китайской притчи

Пояснительная записка

Изменения политической и социально-экономической ситуации в России, социальная дифференциация, происходящая в молодежной среде, оказали и продолжают оказывать негативное влияние на подрастающее поколение.

        В России имеют место нищета, беспризорность, правовая незащищенность несовершеннолетних. Молодежь вынуждена адаптироваться к подобным условиям, и результаты вживания в окружающую среду налицо: ранняя алкоголизация, потребление наркотических, токсических, психотропных веществ, нежелание учиться, работать, бродяжничество. В связи с этим большое значение приобрела проблема правового воспитания несовершеннолетних, формирования у подростков гражданской ответственности и правового самосознания.

Усвоение правовых знаний становится эффективнее, если они изучаются вместе с реалиями жизни. Сейчас, когда общество захлестнула волна преступности, особенно важно своевременное приведение в действие такого средства профилактики правонарушений и преступлений, как формирование законопослушных граждан, обращение особого внимания на умение добывать правовую информацию и пользоваться ею. Право живет в действии, в практике его применения, принцип «выучил и запомнил» не удовлетворяет его сущности. Право лежит в принципиально иной плоскости отношений, а значит, и обучение праву должно быть особенным. Главное здесь – не бездумное заучивание норм действующего законодательства, а овладение ими, умение мыслить, принимать решения, результативно и бесконфликтно разрешать жизненные проблемы, что приспосабливает подростка к самостоятельному и автономному существованию после выпуска из детского дома или школы.

В связи с этим отличительной чертой данной программы является использование организационно-деятельностных игр. «Игра, - замечает С.А. Шмаков, - выверенный веками, народным опытом, социально-культурными нормами общества фактор социализации личности. Детская игра – гарантия и условие свободного развития культуры всего общества» [3].

Являясь одним из основных институтов социализации детей, лишенных родительского попечения, детский дом, наряду со школой, играет особую роль и в процессе правовой социализации, целенаправленно формируя полноценного члена общества, способного ориентироваться в правовой среде и действовать с полным осознанием ответственности за свои решения и действия.

        В соответствии с этим, целью программы «Закон и мы» является содействие правовому воспитанию детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания [2, 3].

Основные задачи программы заключаются в следующем:

  1. формировать правовую культуру у воспитанников;
  2. воспитывать патриотизм и гражданственность, уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства и справедливости;
  3. развивать умение работать с документами;
  4. вырабатывать навыки законопослушного поведения.

           В реализации программы принимают участие (по согласованию) воспитатели детского дома.

        Оценка знаний подростков о правах проводится с помощью тестов, мини-викторины, анкетирования [1].

Программа рассчитана на 30 часов (по 1 часу в неделю в течение 1 года) и может быть использована для работы с детьми среднего и старшего школьного возраста. Программа «Закон и мы» рекомендована для использования в воспитательной работе воспитателей детского дома, классных руководителей, социальных педагогов школ.

   

Содержание программы

«Закон и мы»

Цель: правовое воспитание детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, формирование у подростков гражданской ответственности и правового самосознания.

Задачи программы

  1. формировать правовую культуру у воспитанников;
  2. воспитывать патриотизм и гражданственность, уважение к правам и свободам личности, чувства собственного достоинства и справедливости;
  3. развивать умение работать с документами;
  4. вырабатывать навыки законопослушного поведения.

           

Принципы реализации программы

  1. Включение в воспитательно-коррекционный процесс всех сфер личности подростка: интеллектуальной (сознательное усвоение подростком общественных норм поведения); действенно-практический (вовлечение в общественно-полезную деятельность) и эмоциональный (общение с окружающими.
  2. Единство и взаимодополняемость психологических и педагогических методов.
  3. Личностная направленность – учет интересов детей, своеобразия    

     характеров, упор на личностное достоинство подростков, опора на  

     положительные качества.

  1. Учет возрастных и индивидуально-личностных особенностей воспитанников.

Алгоритм реализации программы

Первый этап – диагностический – выявление и анализ знаний подростков о правах.

Второй этап – деятельностный – осуществление запланированных мероприятий

Третий этап – итоговый – анализ и подведение итогов работы, мониторинг уровня владения воспитанниками знаниями о правах.

Методы работы

В работе с подростками по изучению прав человека мы применяем разнообразные методы (вовлечение в деятельность, стимулирование, увлечение, доверие, сотрудничество и т.д.), но наиболее эффективными считаем следующие:

  1. метод переубеждения (предоставление воспитанникам убедительных аргументов, включение их в критический анализ своих поступков);
  2. метод переключения (использование на одном занятии различных форм).  

Формы работы:

  1. групповая работа;
  2. беседы;
  3. игры;
  4. тесты;
  5. анкетирование;

Ожидаемые результаты, их социальная эффективность

  1. Уменьшение факторов риска, приводящих к безнадзорности, правонарушениям и злоупотреблению ПАВ в подростковой среде.
  2. Формирование у подростков нравственных качеств, чувства эмпатии, представлений  об общечеловеческих ценностях.

Календарно-тематический план реализации программы

 

№ п/п

Тема

Кол-во часов, ч

Сроки

1

Диагностический этап

Выявление и анализ знаний подростков о правах

5

Сентябрь -октябрь

2

Деятельностный этап

Практические занятия по правовому воспитанию

20

Октябрь - февраль

3

Итоговый этап

Мониторинг уровня владения воспитанниками знаниями о правах

5

Март - апрель

Итого:

30

1. Выявление и анализ знаний подростков о правах

Диагностический этап

 п/п

Тема

Форма

проведения

Кол-во часов, ч

1.1

«Моя жизнь. Мои права»

Тесты

1

1.2

«Семейное право»

Тесты

1

1.3

«Трудовое право»

Тесты

1

1.4.

 «Что ты знаешь о паспорте»

Мини-викторина

1

1.5.

«Ответственность»

Анкета

1

Итого:

5

2. Практические занятия по правовому воспитанию

Деятельностный этап

 п/п

Тема занятий

Форма

проведения

Кол-во часов, ч

2.1

Герб и флаг России

 Воспитательный час

1

2.2

Гимн России

 Воспитательный час

1

2.3

Ромашковая Русь

 Воспитательный час

1

2.4

Что в имени тебе моем

 Воспитательный час

1

2.5

Зачем людям нужны законы

Беседа-размышление

1

2.6.

Права детей – забота государства

Ситуативный практикум

1

2.7.

Ваши права

Ситуативная

беседа-диалог

1

2.8.

 «Права детей»

Игра-путешествие

1

2.9.

 «Выборы в Лесную Думу»

Деловая игра

1

2.10

 «Мы - будущие избиратели»

Ролевая игра

1

2.11.

Шалость. Злонамеренный поступок. Вандализм

Ситуативная

беседа-диалог

1

2.12.

Проступок. Правонарушение. Преступление

Ситуативная

беседа-диалог

1

2.13.

Что такое ответственность

Беседа-размышление

1

2.14.

Уголовная ответственность несовершеннолетних

Беседа-диалог

1

2.15.

Остановись у преступной черты

Ситуативная

беседа-диалог

1

2.16.

Как не стать жертвой преступления

Беседа-диалог

1

2.17.

 «Мой взгляд»

Правовая игра

1

2.18.

 «В гостях у Шерлока Холмса»

Театрализованная игра

1

2.19.

Знатоки права

Правовой турнир

1

2.20.

 «Суд над хулиганством»

Правовая игра

1

Итого:

20

Воспитанники  должны:

  1. знать термины «демократия», «выборы», «закон», «нормы права», «голосование», «избирательный округ», «реформа», «преступление», «преступник», «терроризм», «заложник», «ответственность», «поступок», «проступок», «уголовная ответственность», «кража», «грабеж», «насилие», «хулиганство», «вандализм», «шалость», «геральдика», «герб», «флаг», «гимн», «Конституция», «личность», «индивидуальность», «дискуссия», «дискриминация», «колониализм»;
  2. называть основные отрасли права, права ребенка, права человека;
  3. сравнивать преступление, правонарушение и административный проступок, сравнивать пути решения социальных конфликтов, сравнивать нормы морали и права;
  4. характеризовать права человека, гражданское общество, правовое государство, человека как гражданина, характеризовать право;
  5. приводить примеры участия граждан в политической жизни, уголовной ответственности несовершеннолетних, проявления ответственности, морального выбора.

3. Мониторинг уровня владения воспитанниками знаниями о правах

Итоговый этап

 п/п

Тема

      Форма

проведения

Кол-во часов, ч

1.1

«Моя жизнь. Мои права»

Тесты

1

1.2

«Семейное право»

Тесты

1

1.3

«Трудовое право»

Тесты

1

1.4.

 «Что ты знаешь о паспорте»

Мини-викторина

1

1.5.

«Ответственность»

Анкета

1

Итого:

5

Словарь терминов

Вандализм – это злонамеренный поступок, за который предусмотрена административная или уголовная ответственность, заключается в осквернении памятников, зданий, порче имущества на общественном транспорте.

Выборы – избрание путем голосования.

Вымогательство – это требование отдать деньги, цен ности или еще что-нибудь преступнику.

Геральдика – раздел исторической науки, изучающий гербы и их историю.

Герб государственный – это официальная эмблема государства, изображаемая на печатях, бланках государственных органов, денежных знаках и т.д.

Гимн государственный – это официальный символ государства наряду с гербом государственным и флагом государственным. 

Голосовать – право заявлять свое мнение при решении государственных, общественных вопросов.

Государство – определенный способ организации общества, организация политической власти, производимой посредством и через совокупность официальных органов (правительство, парламент, суды и т.д.).

Грабеж – это открытое хищение чужого имущест ва.

Гражданство – установленная законом связь человека с определенным государством, которая выражается во взаимных правах и обязанностях друг перед другом.

Декларация – это документ, не имеющий обязательной силы (имеет рекомендательный характер), в котором провозглашаются основные принципы.

Демократия – политический строй, основанный на признании принципов народовластия, свободы и равноправия граждан; принцип организации коллективной деятельности, при котором обеспечивается активное и равноправное участие в ней всех членов коллектива.

Дис криминация - ограничение или лишение прав определённой ка тегории граждан по признаку расовой или национальной принад лежности, по признаку пола, по религиозным и политическим убеждениям и т. д.

Дискуссия – спор, обсуждение какого-нибудь вопроса на собрании, в печати.

Закон – правило, принимаемое государством и обязательное для исполнения всеми гражданами. За невыполнение закона следует наказание.

Заложник – человек, насильственно задержанный в обеспечение выполнения каких-нибудь требований.

Злонамеренный поступок - это умышленное причине ние вреда людям или окружающей среде.

Избирательный округ – административное подразделение государственной территории, участвующее в выборах.

Индивидуальность – особенности характера и психологического склада, отличающие одного индивидуума от другого.

Колониа лизм - политическое, экономическое и духовное порабощение менее развитых стран.

Конвенция – это международное соглашение по какому-то специальному вопросу, имеющее обязательную силу для тех государств, которые к нему присоединились.

Конституция – это основной закон государства, определяющий его государственное устройство, систему органов власти и управления, их компетенцию и порядок формирования, избирательную систему, гражданские права и свободы, а также судебную систему.

Кража – это тайное хищение чужого имущества.

Личность – человек как носитель каких-нибудь свойств.

Насилие – применение физической силы к кому-нибудь, принудительное воздействие на кого-нибудь, нарушение личной неприкосновенности.

Несовершеннолетний – лицо, не достигшее 18 лет.

Ответственность – обязанность отвечать за свои поступки.

Поступок – совершенное кем-нибудь действие.

Права человека – это охраняемая, обеспечиваемая государством узаконенная возможность что-то делать.

Предвыборная компания – предшествующее выборам предприятие.

Преступление – нарушение законов государства, действия, которые могут навредить людям и их собственности.

Преступник – человек, который совершил или совершает преступление.

Проступок – поступок, нарушающий правила поведения, провинность.

Реформа – преобразование, изменение, переустройство чего-либо или в какой-нибудь области государственной, экономической и политической жизни, не касающееся основ существующего социального строя.

Свобода совести – это возможность исповедовать какую-либо религию или не исповедовать никакой.

Социальное происхождение - принадлеж ность по рождению к какому-либо классу, сословию.

Терроризм – это совершение взрыва, поджога или иных действий, создающих опасность гибели людей, причинения значительного имущественного ущерба, если эти действия совер шены в целях нарушения общественного порядка, безопасности, устрашения населения и органов власти.

Уголовная ответственность – относящаяся к преступности, к преступлениям и их наказуемости.

Флаг – официальный символ государства; прикрепленное к древку полотнище одного или нескольких цветов, часто с эмблемой.

Хулиганство – грубое нарушение общественного порядка, выражающее явное неуважение к обществу, сопровож дающееся применением насилия к гражданам, либо угрозой его применения, а равно уничтожением или повреждением чужого имущества.

Шалость – это действие, цель которого пошутить над человеком или разыграть его.

Список литературы

  1. Великородная, В.А., Жиренко, О.Е. Классные часы по гражданскому и правовому воспитанию [Текст]: метод, пособие / В.А. Великородная, О.Е. Жиренко. - М.: ВАКО, 2006. – 224 с.
  2. Всеобщая декларация прав человека.
  3. Дик, Н.Ф. Правовые классные часы в 7-9 классах [Текст]: метод, пособие / Н.Ф. Дик. – Ростов н/Д: Феникс, 2006. – 320 с.
  4. Конвенция о правах ребенка.
  5. Правовое воспитание в школе. 9-11 классы: разработки организационно-деятельностных игр / авт.-сот. В.В. Гордеева. – Волгоград: Учитель, 2006. –207 с.
  6. Правовое воспитание школьников. Конспекты занятий. /Сост.О.В.Летнева. - Волгоград.: Учитель, 2005. – 119 с.
  7. Родионов, В.А. Я и другие. Тренинги социальных навыков. Для учащихся 1-11 классов [Текст]: метод, пособие / В.А. Родионов. – Ярославль: Академия развития, 2003. – 224 с.
  8. Семейный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004. – 72 с.
  9. Серов, Б.Н. Поурочные разработки по курсу «Государственная символика»: Гимн. Герб. Флаг. [Текст]: метод, пособие / Б.Н. Серов.– М.: ВАКО, 2005. – 192 с.
  10.  Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998. – 672 с.: ил.
  11.  Уголовный кодекс Российской Федерации – М.: Омега-Л, 2004. – 168 с.
  12.  Фалькович, Т.А. Подростки XXI века. Психолого-педагогическая работа в кризисных ситуациях: 8-11 классы [Текст]: метод, пособие/ Т.А. Фалькович. – М.:ВАКО, 2006. – 256 с.

Список литературы для детей

  1. Всеобщая декларация прав человека.
  2. Конвенция о правах ребенка.
  3. Семейный кодекс Российской Федерации. – Новосибирск: Сиб. Унив. Изд-во, 2004. – 72 с.
  4. Терра-Лексикон: Иллюстрированный энциклопедический словарь. – М.: ТЕРРА, 1998. – 672 с.: ил.
  5. Уголовный кодекс Российской Федерации – М.: Омега-Л, 2004. – 168 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование гражданской ответственности и правосознания у учащихся и родителей

Презентация для общешкольного родительского собрания....

Формирование гражданской ответственности в области охраны авторских прав.

Правовые проблемы действующего законодательства в области защиты авторских прав в Интернете...

Воспитание патриотических чувств и формирование гражданской ответственности у обучающихся.

«Какими дети рождаются, это ни от кого не зависит, но чтобы они путем правильного обучения и воспитания сделались хорошими — это в нашей власти»Плутарх Воспитание - процесс и результат ...

Формирование гражданской ответственности и патриотизма (совершенствование методики преподавания уроков ОБЖ)

Методы обучения,  используемые на уроках ОБЖ.«Как сделать урок интересным»...

IV Региональные рождественские чтения Формирование гражданской ответственности в процессе волонтёрской деятельности

Пянкевич К.В.ОГБПОУ «Смоленский политехнический техникум»г. Смоленск Научный руководительГмырикова Светлана ВладимировнаПреподаватель ОГБПОУ «Смоленский политехнический те...

Занятие по правовому воспитанию по теме: "Ответственность несовершеннолетних за присвоение чужого имущества (совершение краж)"

Цель: познакомить обучающихся с ответственностью и видами наказания несовершеннолетних за совершение краж, грабежей, разбоев. Дать рекомендации о том, как себя вести, если вы сами стали жертвой открыт...