Профилактика социального сиротства и предотвращение жестокого обращения с детьми.
статья по теме

Мохирева Галина Григорьевна

 

Информация о проведенных мероприятиях по профилактике жестокого обращения с детьми 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Профилактика социального сиротства и предотвращение жестокого обращения с детьми.

   

Жестокость - это оружие слабых!

Каждый имеет право жить,

 не испытывая насилие!

               

 Проблема помощи детям и подросткам обозначена в нашем обществе особенно остро. Изменения в экономике нашей страны повлекли за собой изменения и в обществе. Дети в силу своего возраста уязвимы и зависят от мира взрослых. Институт семьи и брака, мы видим, становится  все менее популярен, снижается воспитательный потенциал семьи, поэтому от  нас, педагогов, зависит очень многое. В течение последних  лет стабильным остается количество детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей, растет число безнадзорных детей, детей улиц, подвалов и чердаков. Но самое страшное, что эти, так называемые сироты- сироты при живых родителях.

    Я приведу только несколько цифр. Вдумаемся,  что  стоит за этими цифрами. Каждый год в РФ выявляется более 100 тысяч детей, оставшихся без попечения родителей. По данным Минздравсоцразвития РФ каждый год 12-13 тысяч  матерей оставляют своих детей в родильных. домах.  Озабоченность вызывает  и распространенность жестокого обращения в отношении детей. Оставаясь без контроля со стороны взрослых, тысячи детей становятся жертвами насилия: по сведениям Генеральной прокуратуры Российской Федерации в 2009 году – 108 000 таких  детей, а в первом полугодии 2010 года- 53 000.

     Масштабность задачи, поставленной Президентом, подчеркивает ее злободневность и актуальность. Программа Президента «Помощь детям» обращена, мне кажется, в первую очередь к нам, социальным педагогам, от нашей квалификации в сфере социальной защиты детства, оптимизации всей системы нашей деятельности зависит очень многое.

      Педагогический коллектив нашей школы считает, что чрезвычайно важно найти «компас», выстроить ориентиры, определить путь, который бы позволил наиболее эффективно защитить детей, потому что именно мы, педагоги, призваны сделать все для того, чтобы наши дети могли развиваться в мире, свободном от всех видов насилия. Мы стремимся заботиться о каждом ученике, как о личности. Каждый педагог принимает ученика таким, каков он есть, и чем слабее и проблемнее, тем больше потребуется любви и терпения в работе с ним.

      Свои первые уроки социализации дети получают в семье. Но мы видим, что воспитательный потенциал семьи год от года снижается. В течение последних лет стабильным остается количество детей, оставшихся без попечения родителей. Да, у ребенка, обойденного заботой, нет второй возможности для нормального роста и здорового развития, поэтому мы всеми силами стараемся сохранить ребенку кровную семью, ведь при расставании с семьей рушатся не только глубокие эмоциональные и социальные связи, но и сама способность эти связи устанавливать. Навык семейной жизни может быть приобретен только в семье. Поэтому для нас очень важно знать истинное положение ребенка в семье, чтобы помочь ему по всем направлениям, включить в систему социальных связей. Дети, безусловно, наиболее незащищенная категория  людей.  Когда речь идет о насилии или о жестоком обращении, они наиболее уязвимы не только потому, что они не могут защитить себя физически, но и потому, что само их выживание зависит от взрослых.  Они сами не способны непосредственно защитить свои собственные права. В связи с этим дети часто становятся жертвами физического, эмоционального, сексуального насилия,  как в семье, так и в окружающем социуме. Важно данные проявления пресечь в самом начале, а поэтому очень тщательно мы изучаем семьи; данные психолого-педагогической диагностики позволяют корректировать взаимоотношения детей и родителей.

     Прояснение ситуации в семье требует безусловного доверия учеников и родителей к педагогу, а также уважительного отношения педагогов к семье, в которой находится ученик.

     Анализируя причины социальной дезадаптации учащихся, негативных проявлений в семье, социальный педагог должен твердо знать, что полученная информация не может стать достоянием людей, не имеющих отношения к данной проблеме.

    Вслед за диагностикой мы организуем серьезную и целенаправленную коррекционную работу (но это уже другая обширная сфера деятельности). Стремимся, прежде всего, к конструктивным решениям появляющихся проблем.

     В 2012-2013 учебном году наша школа совместно с субъектами муниципальной системы профилактики на территории МО Шурышкарский район проводят комплекс мероприятия по профилактике социального сиротства и предотвращению жестокого обращения с детьми.

Задачи программы:
1) Защита прав и законных интересов несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации;
2) Раннее выявление семейного неблагополучия и оказание специализированной адресной помощи;
3) Создание условий для психолого-педагогической, медицинской и правовой поддержки несовершеннолетних;
4) Осуществление индивидуального подхода к несовершеннолетним и оказание помощи в охране их психофизического и нравственного здоровья;
5) Осуществление консультативно-профилактической работы среди несовершеннолетних, родителей, педагогов.

      Ежегодно в сентябре составляется социальный паспорт класса и школы, в результате мы выявляем семьи, которые оказались в трудной жизненной ситуации.

     Не менее важным является знание индивидуальных особенностей детей, особенно детей с девиантным поведением. Совместно с психологом и классными руководителями мы ведем систематическую, диагностическую и коррекционную работу. Наша задача - ориентировать детей на критерии добра и зла, научить их делать правильный нравственный выбор и понимать нравственные нормы современной жизни. И здесь, конечно, очень важна диагностика, но особенно наблюдение за ребенком, которая дает максимум информации: даже выражение лица, мимика, опрятность  могут многое сказать о человеке, а лексикон ребенка, конструкция его вербальных построений могут приоткрыть внутренний мир ребенка.

      Социальное поведение, социальные навыки - все это может помочь выработать правильное направление в работе с детьми. 70 процентов всех обучающихся  нашей школы, в том числе и дети данной категории, охвачены дополнительным образованием.      

      На сегодняшний момент на учете в школе состоят 6 неблагополучных семьи, которые находятся в социально-опасном положении, 13 детей-сирот, и детей оставшихся без попечения родителей проживают и воспитываются в пришкольном интернате, 28 находятся под опекой. Эта категория детей, которая требуют особого педагогического внимания и контроля со стороны педагогов.

      Модель, которая была предложена нам, педагогам, по раннему выявлению ЖО с ребенком в семье проста, от классного руководителя достаточно только сигнала о неблагополучии в семье. Этой семье будет оказана необходимая помощь специалистами в виде консультации и оказания правовой помощи. Удобная модель позволила нам, в школе, в ходе работы выявить 2 случаев.  Педагог не должен бояться сообщать о случае, а специалисты помогут. Только в содружестве с учителями и родителями можно добиться положительных  результатов.

      У нас в школе ведется работа по профилактике и предотвращению ЖО с детьми. Работа ведется как с детьми, так и  с педагогами. С учащимися и родителями проводится работа по программе «Воспитание правовой культуры и формирование законопослушного поведения учащихся», которые призваны сформировать у детей навыки защиты собственных прав в различных жизненных ситуациях.

       Деятельность  социального педагога  предполагает в основном  индивидуальный подход к каждому школьнику, родителю и коллеге. Я попыталась предложить только часть технологий своей работы в решении непростых и сложных проблем, с которыми приходится сталкиваться социальному педагогу.

      Я считаю, что социальный педагог должен раскрыть личностные и индивидуальные психические способности ребенка, создать благоприятное социальное поле для каждого. Дети ХХI века должны жить в правовом государстве и с детских лет усвоить, что самое главное и важное – права каждого отдельного человека, его жизнь, здоровье, свобода, благополучие. Ведь жизнь и судьба ребенка зависят от  нас с вами, взрослых, которые должны заботиться о своих маленьких гражданах.

Социальный педагог:  Мохирева Г.Г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Образовательная программа "Профилактика жестокого обращения с детьми"

Воспитание детей в духе ненасилия и уважения к правам человека.  Формирование у детей адекватных представлений о правах человека и правилах поведения в опасных ситуациях....

Предотвращение жестокого обращения с детьми

Выступление на КДН и ЗП Администрации Зырянского района (мероприятия, проводимые Управлением образования в рамках профилактики жестокого обращения с детьми)...

Жестокое обращение с детьми. Привлечение лиц, допустивших жестокое обращение с детьми.

К сожалению, жестокое обращение с детьми имеет место быть в нашем обществе, и, как не прискорбно мне сейчас об этом говорить, данное явление мы наблюдаем и  в  семьях некоторых наших у...

социально-образовательный проект «Правовое просвещение субъектов образования в качестве профилактики предотвращения жестокого обращения с детьми»п

1.     Проведение информационно – просветительской работы по ознакомлению школьников с социально-правовыми нормами и правилами поведения2.     Содействие интегр...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...

Профилактическая работа во избежание случаев жестокого обращения с детьми школы-интерната жестокого обращения с детьми (2021-2022г.)

Жестокое обращение может быть физическим, психическим, сексуальным.        Физическое насилие – это нанесение ребенку родителями или лицами,  их заменяющи...