Описание опыта работы по теме: «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»
по теме

 

В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.

     Нравственное воспитание подразумевает развитие навыков социального поведения, привитых семьей, школой, средой и проявляющихся в общественной жизни. Формирование и развитие навыков социального поведения у детей  с ограниченными возможностями здоровья является одним из главных моментов в процессе их адаптации в расширяющемся социуме. Социальное поведение - это процесс присвоения и реализации ребенком социальных норм, правил поведения и принципов жизнедеятельности в условиях взаимодействия с окружающим  миром. Нравственное воспитание направлено на получение определенного опыта, необходимого для полноценного развития. В случае с детьми с ограниченными возможностями нравственное воспитание в еще большей степени оказывается обязательным условием для интеграции  в общество, т.к. наличие инвалидности у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности. Дети  с ограниченными возможностями здоровья, вследствие своего заболевания и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей. Все это способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Ребёнок-инвалид, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах, застенчивости, замкнутости или агрессивности, конфликтности.

       Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл opisanie_oyta_raboty_buldygerovoy_t._a.docx122.29 КБ

Предварительный просмотр:

Булдыгерова Татьяна Александровна

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями»

Описание опыта работы по теме:

«Формирование и развитие навыков

 социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья»

Автор опыта:

социальный педагог

ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков

с ограниченными возможностями»

с. Веселая Лопань

Булдыгерова Татьяна Александровна

октябрь 2013 год

Содержание

Информация об опыте

                                                           3

Технология опыта

9

Результативность опыта

15

Библиографический список

19

Приложение

21

Раздел I

ОПИСАНИЕ АКТУАЛЬНОГО ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ОПЫТА

РАБОТЫ.

Тема опыта. «Формирование и развитие навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья».

Автор опыта. Булдыгерова Татьяна Александровна, социальный педагог  ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями», с. Веселая Лопань, Белгородская область, Белгородский район.

Условия возникновения и становления опыта. ОГБУ «Реабилитационный центр для детей и подростков с ограниченными возможностями» является областным государственным бюджетным учреждением, осуществляющим медико-социальную реабилитацию детей и подростков в возрасте от 1 года  до 18 лет с двигательными нарушениями неврологического и ортопедо-травматологического профиля. Основной целью деятельности Центра является оказание детям и подросткам с ограниченными возможностями квалифицированной медико-социальной, социально-педагогической и психологической помощи, обеспечение их социальной реабилитации и адаптации к жизни в обществе, семье, к обучению и труду. Учредителем Центра является Белгородская область, в лице управления социальной защиты населения Белгородской области. Социальный статус родителей, чьи дети проходят курс реабилитации в центре,  неоднороден: интеллигенция,  служащие, рабочие и другие. Большинство детей с ограниченными возможностями  живут в семьях,  так же в центре проводится оздоровление  детей сирот  из школ-интернатов, детских домов.

Возникновение педагогического опыта связано с потребностью интеграции детей с ограниченными возможностями в социум.

        Автора опыта заинтересовала проблема социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, т. е. активного приспособления к условиям социальной среды путем усвоения и принятия целей, ценностей, норм, правил и способов поведения, принятых в обществе. Началом работы стало исследование по выявлению проблем нравственного воспитания, связанных с интеграцией детей с ограниченными возможностями в социум. Одной из основных проблем стало возрастание количества детей, испытывающих значительные трудности в общении со сверстниками и взрослыми людьми, что приводит к стихийному возникновению у них негативных форм поведения, к ненужным конфликтам. Дети стремятся, но часто не умеют вступать в контакт, выбирать уместные способы общения со сверстниками, проявлять вежливое, доброжелательное отношение к ним, слушать партнёра.

 Диагностика проводилась в группах младшего и старшего возраста. Результаты показали, что 80% детей имеют отклонения от норм социального поведения и проблемы в общении со сверстниками.

Актуальность опыта. В настоящее время все более актуальной становится проблема профилактики, медицинской, психолого-педагогической и социальной реабилитации детей с нарушениями опорно-двигательного аппарата. Основной задачей их обучения и воспитания является социальная адаптация и интеграция в общество, включение в общественно полезную деятельность.

     Нравственное воспитание подразумевает развитие навыков социального поведения, привитых семьей, школой, средой и проявляющихся в общественной жизни. Формирование и развитие навыков социального поведения у детей  с ограниченными возможностями здоровья является одним из главных моментов в процессе их адаптации в расширяющемся социуме. Социальное поведение - это процесс присвоения и реализации ребенком социальных норм, правил поведения и принципов жизнедеятельности в условиях взаимодействия с окружающим  миром. Нравственное воспитание направлено на получение определенного опыта, необходимого для полноценного развития. В случае с детьми с ограниченными возможностями нравственное воспитание в еще большей степени оказывается обязательным условием для интеграции  в общество, т.к. наличие инвалидности у детей означает существенное ограничение жизнедеятельности. Дети  с ограниченными возможностями здоровья, вследствие своего заболевания и определенной изолированности отличаются рядом особенностей: неадекватностью поведения, отсутствием умения устанавливать отношения с взрослыми и сверстниками, скудостью представлений об окружающем мире, неразвитостью адаптационных способностей. Все это способствует социальной дезадаптации, которая обусловлена нарушениями в развитии, затруднениями в самообслуживании, общении, обучении, овладении в будущем профессиональными навыками. Ребёнок-инвалид, который не умеет общаться со сверстниками, чувствует себя уязвлённым, отвергнутым. Это может привести к резкому понижению самооценки, проявлению робости в контактах, застенчивости, замкнутости или агрессивности, конфликтности. 

       Нравственное воспитание детей – это чрезвычайно важный и эффективный способ познания мира, себя, а также способ целенаправленного психического развития, формирования личности и интеллекта ребенка. 

Ведущая педагогическая идея опыта. Ведущая педагогическая идея опыта заключается в создании необходимых условий для формирования и развития навыков социального поведения и общения, необходимых для успешной социализации и интеграции в общество.

Основные принципы, которые легли в основу работы:

  • Принцип целенаправленности. Цели и задачи данной работы могут быть достигнуты только тогда, когда будут созданы все необходимые условия для всестороннего развития детей.
  • При воспитании у детей положительных навыков и привычек необходимо придерживаться принципов единства и целостности воспитательного процесса, т.е. взаимосвязи задач, методов и средств воспитания: последовательности, систематичности в воспитании; повторности упражнений в формировании навыков и привычек при рациональном распределении этих упражнений во времени. Положительные результаты в воспитании культуры поведения возможны в сочетании требовательности с уважением и доверием к детям. Педагог  должен выступать как друг и пример для подражания, а ребенок – в положении равноправного помощника. Только соблюдая эти правила, можно добиться желаемых результатов от детей.
  • Принцип доступности и адаптивности. Опираясь на него, я учитываю возрастные и психологические особенности детей, их потребности и интересы, уровень подготовленности, с большим вниманием отношусь к индивидуальным и психо-физиологическим особенностям каждого ребенка.
  • Принцип интегрированного подхода. Благодаря нравственному воспитанию в единое целое объединяются самые разнообразные виды деятельности.

   Механизм воспитания заключается в нравственном становлении личности. У ребёнка должно появиться желание овладеть нравственным качеством, т.е. важно, чтобы возникли мотивы для приобретения соответствующего нравственного качества. Для предупреждения плохого поведения важное значение имеет профилактическое обучение. Такое обучение предполагает следующие этапы:

  • Сначала надо обсудить с ребёнком, что мы хотим от него, пояснить на конкретной ситуации. Далее – надо объяснить, почему он должен так делать, постараться придумать довод, близкий и понятный ребёнку.

  А затем должна быть практика – игра. Проводить такое обучение лучше  перед самой ситуацией, так как впрок дети обучаются плохо.

  • Когда ребёнок научился правильно себя вести, важно поддерживать хорошее поведение. Действенным способом поддерживать и укреплять новое поведение, пока оно не станет привычным, является похвала и разбор результатов, которые принесло это хорошее поведение. Предполагается использование следующих методов в процессе проведения занятий:
  • разъяснение, разбор подобных ситуаций из книг, фильмов;
  • пример правильного поведения других детей;
  • специальные игры, в которых ребёнок тренируется в выборе правильных способов поведения.

       Занятия должны проводиться со всеми детьми одновременно или же подгруппами, если всех детей невозможно собрать одновременно вместе.
        Все выше перечисленные положения ведущих принципов обучения, воспитания  и развития являются
стержневой основой моей педагогической технологии.

Длительность работы над опытом. Работа над формированием и развитием навыков социального поведения и речевого общения рассчитана на 5 лет с 2009 по 2013 год и была разделена на  несколько этапов.

1 этап Аналитико-диагностический. Проводился анализ литературы, сбор информации по проблеме, диагностика.

2 этап  Практический. Проведена апробация форм и методов работы с детьми с ограниченными возможностями по формированию и развитию навыков культурного поведения и речевого общения. Были разработаны программы «Формирование и развитие навыков культуры поведения и речевого общения у детей дошкольного, младшего школьного и среднего возрастов» (Приложение 1)  «Профилактика и искоренение вредной привычки – сквернословия) и  примерный цикл  занятий к данным программам (Приложение 2)

3 этап Аналитико-обобщающий (заключительный)  Подводился итог работы с детьми по проблеме, обобщался опыт. На заключительном этапе было выявлено, что выбранные технологии в работе с детьми с ограниченными возможностями эффективны и способны решить данную педагогическую проблему.

Диапазон опыта. Представленный опыт  работы является циклом занятий  по формированию и развитию навыков социального поведения и речевого общения детей и подростков с ограниченными возможностями.

Теоретическая база опыта. 

      Вопросы о решающей роли нравственного воспитания в развитии и формировании личности осознавались и ставились в педагогике с давних времен. Корни его уходят в Древнюю Грецию, где идеальным человеком считали того, кто прекрасен в физическом и нравственном отношении. Так, философ - идеалист Сократ (469 - 399 г.г. до н.э.), считал, что существуют всеобщие и неизменные нравственные понятия. Целью воспитания, по его мнению, должно быть не изучение природы вещей, а познание самого себя, совершенствование нравственности.

Платон (427 – 347 г.г. до н.э.) - считал, что приближение в высшей идее блага осуществляется главным образом путем воспитания, в том числе и нравственного, которому придается особое значение.

Аристотель (384 – 322 г.г. до н.э.) ученик Платона, был крупнейшим философом и ученым Древней Греции. В области нравственного воспитания Аристотель, выдвигавший в своей философии волевое, деятельное начало, придавал большое значение нравственным навыкам и упражнениям в нравственных поступках. Природные задатки, развитие навыков (приучение, частое повторение желательных действий) и разум - таковы три источника нравственного воспитания.

Спустя много веков, Я. А. Каменский (1592 – 1670) в своем трактате «Наставление нравов» приводил изречение древнеримского философа Сенеки: «Научись сперва добрым нравам, затем мудрости, ибо без первой трудно научиться последней». Там же он цитировал народное изречение: «Кто успевает в науках, но отстает от добрых нравов, тот больше отстает, чем успевает».

Разрабатывая вопросы педагогики, Иоганн Герберт (1776 - 1841) на первый план выдвинул нравственное воспитание. Примечательно, что, ратуя за привитие детям покорности, дисциплины и безропотного подчинения авторитету власти, он писал: «Единую задачу воспитания можно целиком выразить в одном только слове – нравственность».

Дальнейшее развитие проблемы нравственного воспитания получили в произведениях Д. Локка, Ж.Ж. Руссо, И.Г. Песталоцци, Р. Оуэна и других.

Русские просветители А.Н. Радищев, В.Г. Белинский, А.И. Герцен также уделяли нравственному воспитанию большое внимание, рассматривая его как необходимое условие для гармонического развития личности.

Л.Н. Толстой очень высоко оценивал нравственное воспитание и считал, что из всех наук, которое должен знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра.

Однако из педагогов-классиков прошлого наиболее полно и ярко охарактеризовал роль нравственного воспитания в развитии личности К.Д. Ушинский. В статье «О нравственном элементе в воспитании» он писал: «Убеждены в том, что нравственность не есть необходимое последствие учености и умственного развития, мы еще убеждены в том, что влияние нравственное составляет главную задачу воспитания, гораздо более важную, чем развитие ума вообще, наполнение головы познаниями… »

Вопросам нравственного воспитания большое внимание уделяют современные педагоги и психологи. Как показали исследования О.С. Богдановой, Л.Р. Болотиной, М.А. Бесовой, В.В. Поповой, Л.И. Романовой эффективность нравственного воспитания во многом зависит от правильной организации коллективной деятельности детей, от умелого сочетания ее с методами убеждения, накопления положительного морального опыта. В своих трудах ученые подчеркивают важность воспитания нравственных чувств ребенка, развития нравственных отношений.

Л.С. Выготский, Р.И. Жуковская, И.Г. Яновская в своих исследованиях отметили позитивное влияние игровой деятельности детей (в частности ролевых, творческих игр) на развитие нравственности воспитанников. Задача нравственного воспитания состоит в том, чтобы общечеловеческие моральные ценности (долг, честь, достоинство и т.п.) должны стать внутренними стимулами развития формирующейся личности.

Вместе с тем, анализ научной литературы показал, что проблема развития социального поведения у детей хотя косвенно и затрагивалась в научных исследованиях разных авторов (И.Т. Власенко, Ю.Ф. Гаркуша, О.Е. Грибова, О.С. Павлова, Л.Г. Соловьева, О.А. Слинько, Е.Г. Федосеева и др.), но не подвергалась всестороннему и целостному специальному изучению.

К ведущим феноменам социализации специалисты относят  усвоение стереотипов поведения, действующих социальных норм, обычаев, интересов, ценностных ориентаций и т.п. Таким образом, понятие «социального поведения» интегрируется с понятием «нравственного поведения», для формирования которого, как отмечает Р. Калинина, необходимы, во-первых, знания о моральных нормах (принципах, правилах), а, во-вторых, собственное эмоциональное отношение к этим нормам.

В работах Л.С Выготского, А.Н. Леонтьева, Д.Б. Эльконина доказывается, что процесс социализации и соответственно процесс формирования социального поведения осуществляется посредством общения и установления контактов с другими людьми, а также в их совместной деятельности – в процессе обучения и воспитания. Именно в общении приобретается основной жизненный опыт, который представлен в структуре личности сочетанием находящихся в тесной взаимозависимости четырех компонентов:

1. Культурные навыки – представляют собой совокупность специфических навыков, вменяемых обществом ребенку в различных ситуациях как обязательные. Например: навык здороваться при встрече со знакомыми взрослыми и сверстниками, прощаться при расставании с ними.

2. Специфические знания – представления, полученные ребенком в индивидуальном опыте освоения окружающего мира и несущие на себе отпечатки его взаимодействия с действительностью в виде индивидуальных пристрастий, интересов, системы ценностей. Их отличительная особенность – тесная смысловая и эмоциональная взаимосвязь между собой. Их совокупность образует индивидуальную картину мира.

3. Ролевое поведение – поведение в конкретной ситуации, обусловленной природной и социокультурной средой. Отражает знакомство ребенка с нормами, обычаями, правилами, регулирует его поведение в тех или иных ситуациях, определяется его социальной компетентностью. Даже в детстве у ребенка уже много ролей: он - сын или дочь, воспитанник детского сада, чей-то друг. Недаром маленький ребенок дома ведет себя иначе, чем в детском саду, а с  приятелями  общается не так,  как с незнакомыми взрослыми. Каждая социальная роль имеет собственные правила, которые могут меняться и различны для каждой субкультуры, принятых в данном обществе системы ценностей, норм, традиций. Но если взрослый человек свободно и осознанно принимает ту или иную роль, понимает возможные последствия своих действий и осознает ответственность за результаты своего поведения, то ребенку только предстоит этому научиться.

4. Социальные качества, которые можно объединить в пять комплексных характеристик: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

Таким образом, можно утверждать, что понятие «социальное поведение» является комплексным и интегрируется с понятием нравственного поведения. Формирование социального поведения  осуществляется в результате социализации, в ходе которой человек усваивает нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Наибольший интерес для нас представили взгляды  педагогов и психологов, которые  рассматривают эффективность тех или иных институтов и методов социализации.

Если своевременно и целенаправленно будет проводиться работа по формированию социально-адаптивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья, то это предотвратит у них появление эмоционально-личностных, поведенческих трудностей и расширит их коммуникативный и социальный опыт.

Анализ информационного пространства, современных исследований показали, что для выявления уровней сформированности социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья необходима комплексная диагностика, которая предполагает обследование четырех компонентов социального поведения:

- особенность принятия и осознания детьми нравственных норм;

- культура поведения;

- коммуникативные способности;

- особенность межличностных отношений детей в группе.     

Новизна опыта

Новизна опыта состоит в создании системы применения  адаптационных методов и приемов в формировании и развитии навыков социального поведения и речевого общении у детей с ограниченными возможностями здоровья, нацеленных на максимальную социализацию и интеграцию в здоровую социальную среду.

Раздел II

ТЕХНОЛОГИЯ ОПИСАНИЯ ОПЫТА

Цели и задачи опыта. Очень часто трудности в поведении и общении испытывают дети с ограниченными возможностями.  Они осознают, что они «не такие как все», и поэтому у них появляется неуверенность в себе. Зачастую, такие дети живут изолированно, не посещая детский сад или школу.

     При социализации детей с ДЦП  одной из основных проблем является отсутствие навыков социального поведения и речевого общения в среде нормальных людей, несформированность потребности в межличностном общении, неадекватная самооценка, негативное восприятие других людей, гипертрофированный эгоцентризм, склонность к социальному иждивенчеству. Жизнедеятельность ребенка с ограниченными возможностями не предусматривает широкого контакта со сверстниками.

     Поэтому особое внимание необходимо уделять умению детей правильно вести себя в различных ситуациях и общаться. Далеко не всегда отношения с другими детьми складываются легко. Зачастую в группе детей существует множество конфликтов, когда другой ребенок воспринимается исключительно как конкурент, которого надо превзойти.  Социальному педагогу, работающему с такими детьми, необходимо четко ориентироваться в этих тенденциях, чтобы вовремя их распознать и помочь ребенку преодолеть их.

      Оптимальным периодом наиболее активного обучения искусству общения, усвоения коммуникативных, речевых умений, способов разрешения социальных ситуаций является дошкольный и младший школьный возраст. Ведь именно  ранние формы общения во многом определяют дальнейшее их развитие и влияют на личность человека, на его отношение к окружающим людям, к себе, к миру. Если у ребенка недостаточно сформирована способность к общению в детстве, то в дальнейшем у него могут возникнуть межличностные и внутриличностные конфликты, которые у взрослого человека разрешить очень сложно, а иногда и невозможно.

Воспитание культуры поведения должно начинаться в семье, под руководством родителей. К сожалению, большинство детей реабилитационного Центра из семей, где развитию и формированию навыков социального поведения уделялось мало внимания.

       Роль детского коллектива в реабилитационном центре весьма значительна, ведь именно через коллективную деятельность дети с двигательными нарушениями на практике овладевают нравственными нормами поведения. Приобретенные в коллективе формы сотрудничества переходят в индивидуальные нормы поведения ребенка. Умение управлять своим поведением, сдерживать непосредственные импульсы действия, заменять их другими, вытекающими из непосредственно воздействующей внешней ситуации, умение координировать свои действия с действиями товарищей.

Успех этой работы зависит от того, насколько глубоко работники знают особенности и возможности каждого ребенка, и учитывают их в работе. Личные и деловые отношения между детьми с ограниченными возможностями складываются трудно и медленно. Этим детям присущи неадекватность реакций, неспособность глубоко осознать характер своих отношений с окружающими. Характерным в поведении данной категории детей является неумение понять интересы партнера по общению, соотнести свои личные интересы с общими.

Поэтому становится понятной высокая степень необходимости коррекционной работы,  направленной на формирование  и развитие навыков социального поведения и речевого общения.

Целью работы является: 

  • формирование  у детей с ограниченными возможностями  положительного отношения к этикету и общепринятым нормам  поведения в повседневной жизни;
  •  духовно-нравственное развитие личности через общение с людьми;
  • коррекция отклоняющегося от нормы поведения;
  • повысить общую социальную зрелость детей, снизить их агрессивность, воспитать способы эффективного взаимодействия с людьми.                                                                          

Задачи:

  • знакомить с правилами этикета;
  • систематизировать и обобщать правила социального поведения;
  • учить видеть свои недостатки в поведении и уметь их исправлять;
  • научить относиться к окружающим с заботой и терпением, но при этом проявлять нетерпимость к дурным поступкам людей;
  • воспитывать   любовь   и   уважительное   отношение   к   близким   и окружающим людям;
  • воспитывать бережное отношение к культурным ценностям, к родному языку;

-   формировать любовь к природе, воспитывать сострадание ко всему живому;

        -  совершенствовать навыки общения;

        -   способствовать развитию познавательных процессов;
        -   выработать необходимые навыки  поведения в трудных ситуациях;
       -   понять и принять себя «таким, какой Я есть».

Формы и методы. Существует множество интересных форм и приемов работы с детьми, позволяющих эффективно формировать у них нравственные ориентиры.

В воспитательной работе с детьми младшего школьного возраста наиболее эффективной формой является проведение занятий-практикумов, где ребенок может постепенно упражняться в удобных, разумных и красивых формах поведения, осуществлять нравственный выбор собственных действий.

Значительное внимание следует отводить упражнениям-тренингам, т.е. проигрыванию различных ситуаций общения и поведения. Они способствуют планомерной отработке отдельных навыков культурного поведения. Упражнения-тренинги могут быть представлены следующими вариантами:

  • упражнение – анализ речевых ситуаций. Проводится с целью обогащения словарного запаса детей формами речевого этикета;
  • упражнение – проигрывание речевых ситуаций. Включается в занятие для выработки умений использования формул речевого этикета в конкретной ситуации

•        упражнение – выбор вежливого ответа и этичного действия. Эта
ситуация ставит детей перед необходимостью нравственного выбора;

•        рассказы с ошибками. Цель данного вида работы – выявление знаний
правил поведения в различных ситуациях;

        •   задачи – ситуации, где дается более развернутое описание жизненных  ситуаций.   Своей   целью   задачи-ситуации   ставят   развитие   умения анализировать этикетные ситуации, определять уровень     общения и поведения.

Очень ценный источник знаний о нормах поведения –  художественные

произведения. Чтение педагогом стихотворений, басен, сказок, рассказов с их

последующим обсуждением вызывают у детей желание или нежелание быть

похожими на их героев.

Эффективным методом является работа с фольклорным материалом, а именно с пословицами.

С целью изучения  компонентов социального поведения проводится обследование детей в возрасте 5 – 13 лет  Форма обследования – индивидуальная.

        По результатам диагностики с детьми  организуется индивидуальная, групповая и подгрупповая коррекционно-развивающая работа.

       При организация работы по формированию социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья в первую очередь учитываются результаты диагностики, индивидуальные и возрастные особенности детей, а затем намечаются следующие направления работы:

I – создание благоприятной социально-педагогической среды

       II – коррекционная работа с детьми

Создание благоприятной социально-педагогической среды является одним из необходимых условий при формировании и развитии социального поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья. Такие дети особенно нуждаются в развивающей среде, включающей специально организованное предметно-игровое окружение,  условия для эмоционального, познавательного, коммуникативного развития, для овладения детскими видами деятельности (социальный фактор развития).

Выстраивая развивающую среду, мы всегда помним, «…какую громадную, ни с чем несравнимую роль играет в воспитании детей обстановка, среди которой они живут. Нет такой стороны воспитания, понимаемого в целом, на которую обстановка не оказывала бы влияния, нет способности, которая не находилась бы в прямой зависимости от непосредственно окружающего ребенка конкретного мира… Тот, кому удастся создать такую обстановку, облегчит свой труд в высшей степени. Среди нее ребенок будет жить-развиваться собственной самодовлеющей жизнью. Его духовный рост будет совершаться из самого себя, от природы…» (Е.И. Тихеева).

Созданная развивающая среда помогает  в комплексе решать коррекционно-педагогические задачи, в том числе, по формированию социального поведения детей.

Работа с детьми. В беседах на познавательные темы, в опытнической деятельности, на занятиях, при организации наблюдений у детей вырабатываются образцы познавательных контактов (делятся впечатлениями, учатся задавать вопросы). Поэтому коррекционная работа по формированию социально-адаптивного поведения включается во все виды деятельности с детьми.

Занятия ориентированы на повышение социальной зрелости детей, психологическую защищённость, комфорт и потребность в эмоциональном общении с педагогом.

В ходе работы использовались следующие методы исследования: наблюдение и эксперимент (методика «Неоконченные истории», социометрический эксперимент «Секрет»). Опишем их более подробно.

Методика «Неоконченные ситуации»

(А.М. Шетинина, Л.В.Кирс)

Цель: изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственной нормы.

Материал: 9 неоконченных ситуаций, описывающих выполнение и нарушение нравственных черт с учетом возраста ребенка.

Проведение исследования.  Ребенку говорят: «Я буду рассказывать тебе истории, а ты их закончи».                    

Обработка результатов: в процессе анализа результатов учитывается характер поступка и его аргументации. По особенностям придуманного ребенком поступка героя ситуации можно судить о степени принятия им нравственной нормы, а по характеру аргументации поступка - об осознании этой нормы.

Высокий уровень: ребенок придумывает поступок героя, адекватный социально принятой этической норме, умеет объяснить этот поступок с позиций нормы.

Средний уровень: ребенок домысливает поступок, соответствующий общепринятой норме, но не может аргументировать его.

Низкий уровень: ребенок придумывает окончание ситуации, в которой герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме.

Программа наблюдения за культурой поведения ребенка

(А.М.Щетинина).

Обработка результатов: максимальное число баллов - 33. Если ребенок получает 20-3З балла, то это показатель высокого уровня культуры поведения ребенка; если 11-19 баллов - среднего, а 0-10 баллов указывает на низкий уровень овладения ребенком навыками культурного поведения.

Карта наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей

 (А.М.Щетинина, М.А.Никифорова)

Обработка результатов: подсчитывается общая сумма баллов по всем показателям, дается вывод об уровне развития коммуникативных способностей ребенка: 116-145 баллов - очень высокий, 87-115 баллов - высокий, 58-86 баллов - средний, 29-57 баллов - низкий.                                  

Социометрический эксперимент «Секрет»

(Т.А. Репина)

       Цель: выявление существенных характеристик детских отношений в группе, определение социометрического статуса каждого ребенка.

Обработка результатов: определение диагностических показателей социометрического исследования и их интерпретация. В качестве таковых выступают:

а) социометрический статус ребенка в системе межличностных отношений;

б) уровень благополучия взаимоотношений;

в) коэффициент взаимности;

г) коэффициент удовлетворенности;

д) индекс изолированности;

е) половая дифференциация взаимоотношений.

Анализ результатов, полученных в ходе проведения методики «Неоконченные истории», свидетельствуют о том, что  66,7% детей имеют низкий уровень принятия и осознания нравственной нормы. Они придумывали окончание ситуаций, в которых герой совершает поступок, не отвечающий социальной нравственной норме. Например, придумывая продолжение ситуации  №5, большинство детей отвечали, что мальчик Петя  после того, как у него выхватили игрушку, отберет её у сверстника, а если тот не захочет отдавать, то применит физическую силу (стукнет, толкнет и т.д.). 20% детей домысливали поступок, соответствующий общепринятой норме, но не могли в большинстве случаев аргументировать его. И лишь 13,3% детей придумывали поступок героя, адекватный социально принятой норме, а также объясняли это поступок с позиций нормы (высокий уровень).

Итог: высокий уровень - 13,3%; средний – 20%; низкий – 66,7%.

Наблюдая за культурой поведения детей с использованием специальной программы, мы получили следующие результаты:  высокий уровень – 26,7%      средний – 46,6%;    низкий – 26,7%.

Согласно полученным результатам можно сделать следующие выводы:

- у большинства детей группы недостаточно развиты культурные навыки поведения;

- многие испытывают затруднения в моменты приветствия и прощания, редко обращаются к взрослым и детям с просьбами, предложениями, рассказами, забывают поблагодарить, не всегда оказывают помощь по собственной инициативе (только по просьбе взрослого);

- наибольшие трудности у детей возникают в тех случаях, когда они вступают в диалог: перебивают, не умеют слушать другого, в тех случаях, когда не могут убедить собеседника в чем-либо, то, как правило, переходят к аффективно-экспрессивным средствам (кричат, ругаются, возмущаются, дерутся и т.п.).

Наблюдение за особенностями коммуникативного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья показало, что у 53,3% детей коммуникативные способности развиты на среднем уровне, а у 46,7% - на низком.

        Качественный анализ результатов наблюдения позволяет выявить круг наиболее существенных проблем в коммуникативном развитии детей группы. Так, у большинства детей недостаточно развито такое личностное качество как эмпатийность, проявляющееся в сочувствии, сопереживании сверстнику, понимании его потребностей и желаний. Кроме того, не всегда дети доброжелательны по отношению друг к другу. Наряду с ярко выраженной инициативностью в общении у преобладающей части детей проявляется явный недостаток в организационных, перцептивных и оперативных навыках и умениях. Детям сложно организовать сверстников в различных видах деятельности, плохо владеют вербальными средствами общения, не умеют продолжительное время поддерживать контакт.

Исследование особенностей межличностных отношений детей в группе с помощью социометрического эксперимента «Секрет», показало, что уровень благополучия взаимоотношениями низкий. В группе преобладают дети с неблагоприятным статусом (60%). Это свидетельствует об имеющихся трудностях у детей в отношениях со сверстниками, которые можно объяснить особенностями психического развития, недостаточным развитием игровых навыков и коммуникативных умений. Однако коэффициент взаимности высокий (35,5%), что является показателем сплоченности, привязанности детей друг к другу. Высокий уровень имеет и коэффициент удовлетворенности (60%). Примечательно, что ни один ребенок в группе не остался без «положительного» выбора. Однако следует отметить, что некоторые дети получили несколько отрицательных выборов.

Мотивировки детей отличаются разнообразием. Их анализ   показывает, что   свой   выбор   дети   чаще   объясняли   дружескими отношениями («он мой друг», «мы с ней дружим»), интересом к совместной деятельности («мы играем вместе»), выделяли в сверстниках нравственные качества («он добрый», «помогает, делится игрушками»). Реже, выбирая того или иного сверстника, дети давали ему общую эмоциональную положительную оценку («она хорошая девочка»), выделяли внешние качества («красивая девочка), качества, обеспечивающие успешность деятельности («хорошо рисует»). В основе же отрицательных выборов лежат мотивы, содержание которых заключается в выделении тех или иных отрицательных качеств детей («он дерется», «обзывается» и т.д.).

Анализ половой дифференциации выборов показал, что мальчики в большинстве случае отдают предпочтение мальчикам, а девочки - девочек Предпочтение сверстников своего пола можно объяснить возрастными особенностями общения детей.

Таким образом, обобщая полученные в ходе диагностики результаты исследования особенностей социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, можно сделать вывод, что большинство детей в недостаточной степени принимают и осознают нравственные нормы поведения (у 66,7%  низкий уровень), у многих  недостаточно развиты навыки культурного поведения. Наибольшие трудности дети испытывают, когда вступают в диалог, поскольку, как показало наблюдение за проявлениями коммуникативных способностей, у детей плохо развиты такие личностные качества как эмпатийность и доброжелательность, перцептивные и оперативные умения. В результате чего, в группе преобладают дети с неблагоприятным статусом (60%). Это свидетельствует об имеющихся трудностях у детей в отношениях со сверстниками.    

Раздел III

РЕЗУЛЬТАТИВНОСТЬ ОПЫТА

       По результатам диагностики на первоначальном этапе дети с ограниченными возможностями не обладали необходимым уровнем социальной зрелости, являющейся одним из важнейших аспектов социализации в общество: у них отсутствовала потребность в общении со сверстниками, умение подчинять свое поведение законам детской группы, а также способность исполнять социальные роли.

       Затем, в ходе работы по формированию и развитию навыков социального поведения и речевого общения у детей с ограниченными возможностями стала повышаться самооценка, развиваться коммуникативные качества. После проведения данной работы у детей развиваются навыки конструктивного взаимодействия, в основе которого лежит позитивное отношение к окружающим, происходит коррекция поведения при рассматривании различных жизненных ситуаций.

    С целью выявления эффективности проделанной работы по формированию и развитию навыков  социального поведения и речевого общения, в начале и конце реабилитации, проводится диагностика, которая позволяет выявить динамику уровня развития нравственной воспитанности детей. Диагностику и обработку результатов проводят дети старшего возраста под руководством педагога.

 Результаты диагностики представлены диаграммами по направлениям:

Изучение особенностей принятия и осознания детьми нравственных норм

В начале заезда

В конце заезда

Изучение культуры поведения

В начале заезда

В конце заезда

Изучение коммуникативных способностей

Начало года

Конец года

   

   

Показатели сформированности навыков социального поведения и речевого общения у детей с ОВЗ за 5 лет

Таким образом, исследование показало, что благодаря проделанной коррекционно-педагогической работе, направленной на формирование социального поведения, у детей качественно улучшились показатели по всем исследуемым параметрам.                                                

Повысился уровень принятия и осознания нравственных норм. Дети чаще придумывали поступки героев, адекватные социально принятой этической норме. Выявлены улучшения и в формировании навыков культурного поведения. Как показали наблюдения, дети чаще стали использовать в речи вежливые слова, стали способны выслушать сверстника, не перебивая, оказать ему необходимую помощь. Положительная динамика отмечена и в развитии коммуникативных способностей. Дети стали приветливее, внимательнее относиться друг к другу, замечая настроение, эмоциональное состояние товарища. И хотя, по-прежнему, в повседневном общении между детьми возникают конфликтные ситуации, но при помощи педагога они стараются разрешать их конструктивными способами. В результате чего уровень благополучия взаимоотношений в группе повысился, увеличилось количество детей, имеющих благоприятный статус.

Вывод: комплексная коррекционно-педагогическая работа, проводимая в системе, является эффективным средством в формировании социально-адаптивного поведения у детей с ограниченными возможностями здоровья; благодаря проделанной работе у детей повысилась общая социальная зрелость, повысилась культура поведения, они научились способам эффективного взаимодействия  в группе. Эти результаты подтверждают качественную оценку проведённой работы.

Опыт работы показал, что своевременное, целенаправленное формирование и развитие социального поведения у детей с ОВЗ повлияло на  предотвращение у

них эмоционально-личностных, поведенческих трудностей, расширился их коммуникативный и социальный опыт. У детей сформировались культурные навыки, социальные качества: сотрудничество и забота об окружающих, соперничество и инициативность, самостоятельность и независимость, социальная адаптированность, открытость и социальная гибкость.

    Все итоги работы отражаются в социально-педагогической характеристике каждого ребенка, прошедшего курс реабилитации в Центре.

   Результаты и материалы данного педагогического опыта работы можно применять на практике в работе с детьми с ограниченными возможностями здоровья  и использовать педагогические возможности развивающих игр и игровых упражнений коммуникативной направленности, беседы и тренинги как эффективное средство формирования и развития навыков социального поведения и речевого общения.

Библиографический список

  1. Выготский Л.С. «Вопросы детской психологии». СПб, 1997
  2. Екжанова Е.А, Стреблева Е.А. Коррекционно-развивающее обучение и воспитание» Москва, Просвещение 2003
  3. Изард К. «Психология эмоций». СПб Питер, 2000
  4. Ильин Е.П «Психология воли» СПб Питер, 2000
  5. Кащенко В.П. «Педагогическая  коррекция» Москва, Просвещение, 1994
  6. Кукушкин В.С. «Педагогические технологии», Ростов 2002
  7. Лисина М. И. Общение детей со взрослыми и сверстниками: общее и различное // Исследования по проблемам возрастной и педагогической психологии / Под ред. М. И. Лисиной. М., 1980.
  8. Маллер А.Р. «Социальное воспитание и обучение детей с отклонениями в развитии: практическое пособие» – М: АРКТИ, 2000
  9. Марьенко И.С. Нравственное становление личности. - М., 1985г.
  10. Насонкина С.А. «Уроки этикета» СПб, 1997
  11. Попов Л.А. Этика. - М., 1998г.
  12. Слободняк Н.П. «Формирование эмоционально-волевой регуляции у учащихся начальной школы» АЙРИС ПРЕСС Москва, 2004
  13. Сухомлинский В.А. «Как воспитать настоящего человека» Минск, Народная аскета, 1978
  14. Филлипова Ю.В. «Общение детей 7-10 лет». Ярославль. Академия развития 2002
  15. Фоппель К. «Как научить детей сотрудничать» М, 1999
  16. Хухлаева О.В. «Практические материалы для работы с детьми  3-9 лет. Генезис» Москва 2003
  17. Шипицына Л., Козякова Е.И.  «Комплексное сопровождение и коррекционное развитие детей-сирот, социально-эмоциальные проблемы» СПб, Институт специальной педагогики и психологии, 2000.
  18.  Яновская М.Г. Нравственное воспитание и эмоциональная сфера личности // Классный руководитель. 2003. - № 4 – с.24-29.
  19.  Якобсон С. Г. Психологические проблемы этического развития детей. М., 1984.
  20. Якобсон С. Г., Щур В. Г. Психологические механизмы усвоения детьми этических норм // Психологические проблемы нравственного воспитания детей. М., 1977.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование навыков коммуникативного общения у детей с ограниченными возможностями здоровья, как средство успешной социализации.

Материалы выступления на методическом совете.Счастье-это когда тебя понимают! Можно переформулировать данную фразу: Счастье - когда ты умеешь быть понятным-и себе, и людям. Вся наша жизнь проходит в о...

Формирование навыков общения у детей с ограниченными возможностями здоровья через проведение экскурсий и прогулок.

В статье описывается, как можно формировать коммуникативные функции на прогулках у воспитанников с ОВЗ в услових школы-интерната....

Обобщение опыта по теме:"Взаимодействие педагогов в развитии познавательной деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья."

Обобщение опыта работы в проведении интегрированных уроков в специальной коррекционной школе-интернате 8 вида...

Формирование мотивации к речевой деятельности у детей с ограниченными возможностями здоровья

Специфика работы с неговорящими детьми исключает стандартный подход или методику. Каждый ребенок требует индивидуального подбора технологий работы, позволяющие через близкие для ребенка виды деятельно...