«Формирование социальной успешности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе непрерывного инклюзивного образования посредством культурно - досуговой деятельности».
статья (5 класс) по теме

Салихова Лилия Ахметовна

Выступление на семинаре для классных руководителей , в рамках республиканского семинара.

Скачать:


Предварительный просмотр:

«Формирование социальной успешности у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья в системе непрерывного инклюзивного образования посредством культурно - досуговой деятельности».

Научная и педагогическая практика убедительно показали, что ребенок с особыми образовательными потребностями, с младенчества попадая в сообщество здоровых сверстников, продвигается вместе с ними и достигает более высокого уровня социализации, у него вырабатывается тенденция к социальной успешности.

Гармоническое развитие личности ребёнка возможно при наличии здоровья, определяемого Всемирной организацией здравоохранения, как состояние физического, психического и социального благополучия человека. Как свидетельствует мировой и отечественный опыт, число детей с ограниченными возможностями здоровья неуклонно возрастает.

 В настоящее время в России насчитывается около 80 тыс. детей-инвалидов, что составляет 2% детской и подростковой популяции. По данным, проведенных научных исследований, в ближайшие десятилетия  Россию ожидает увеличение численности детей-инвалидов.  

"Инвалид"  это лицо, которое не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и/или социальной жизни в силу недостатка, будь то врождённого или приобретённого, его физических или умственных возможностей.  

         У детей, имеющих те или иные жизненные ограничения, из-за дефектов развития затруднено взаимодействие в социальной среде, ограничена возможность адекватного реагирования, они испытывают трудности в достижении целей в рамках существующих норм. Эти трудности особенно заметными становятся в те моменты жизни, когда возникает необходимость изменения привычных стереотипов адаптивного поведения. Наиболее острым для ребенка с ограниченными возможностями периодом становится, например, начало обучения в школе, когда ему необходимо проявить способности к обучению и общению.

Различные формы переживания, чувств (эмоции, аффекты, настроения, стрессы, страсти) образуют в совокупности эмоциональную сферу ребенка. Неполнота эмоциональной жизни у ребенка с ограниченными возможностями вызывает различные психические расстройства и нарушения социальной адаптации: у одних это тенденция к понижению активности, ведущая к апатии и большему интересу к вещам, чем к людям, у других - гиперактивность с уходом в асоциальную и криминальную деятельность. Эффективность социальной адаптации ребенка с ограниченными возможностями здоровья существенно зависит от того, насколько адекватно ребенок воспринимает себя и свои социальные связи: искаженное или недостаточно развитое представление о себе ведет к нарушениям адаптации.

 Чаще всего мы имеем дело с такими специфическими нарушениями эмоционально-волевой сферы личности как неуверенность в себе,  замкнутость, эмоциональная неустойчивость, снижение целеустремленности, нарушение социального взаимодействия, недостаточное развитие самостоятельности, неадекватность самооценки.

Бехтерев В.М. отмечал, что «подобного рода нарушения у детей с ограниченными возможностями здоровья, проявляются чаще всего в повышенной тревожности, эмоциональной напряженности, психическом утомлении, эмоциональном стрессе, неготовности преодолевать трудности, снижении потребности в достижении успеха, повышенной агрессивности, недоверии к окружающим, чрезмерной импульсивности, эмоциональной холодности, нарушении эмоциональных контактов с окружающими».         Гармонизации эмоциональной сферы  детей с ограниченными возможностями здоровья   способствует культурно-досуговая деятельность самого ребенка, а участие в различных культурно-массовых мероприятиях   самих детей способствует  положительному развитию личности ребенка.

Наиболее успешными в реализации культурно-досуговых программ для детей с ограниченными возможностями здоровья являются групповые мероприятия. Полноценно реализуемая культурно-досуговая деятельность содействует введению детей с ограниченными возможностями здоровья в мир культуры, развивает творческое мышление, приобретается опыт  самореализации в совместной  со сверстниками деятельности.

     Для гармонизации эмоциональной сферы у детей  с ограниченными возможностями здоровья посредством  культурно-досуговой деятельности используются игровые методы, упражнения с проигрыванием различных ситуаций, театрализация и другие. Технология культурно-досуговой деятельности, как системы программного обеспечения, строится на методиках воспитательного и образовательного процесса. В основе массовых мероприятий с детьми имеющими ограниченные возможности здоровья лежат такие принципы как информационная насыщенность, эмоциональность, массовость, активность, самостоятельность, диалогичность, комплексность, дифференцированный подход, преемственность и последовательность приобщения детей к ценностям культуры, многообразие и вариативность воспитательного влияния культурно-досуговой деятельности, формирования у детей опыта социального взаимодействия, взаимодействия со взрослыми и детьми.

      Одним из типов  культурно – досуговых программ  используемых в работе  с данной категорией детей является  длительная  культурно-досуговая программа, рассчитанная на постоянный состав участников (кружок, клуб, класс, школьная параллель, лагерная смена и т.д.) и может продолжаться в течение нескольких дней или недель, года и более. Современные длительные досуговые программы восходят своим содержанием к сюжетно-ролевым играм. Можно выделить ряд особенностей длительной сюжетно-ролевой игры: – наличие развивающей социальной идеи (сюжета); – наличие коллективной творческой деятельности детей (в качестве системообразующего фактора); – разнообразие игровых ролей, их свободный выбор и смена (для самовыражения личности); – создание и закрепление в игре положительных моделей поведения; – конструирование защитной игровой среды. Длительная культурно-досуговая программа должна носить выраженный образовательный, воспитательный  характер.

     В целом можно сделать вывод об несомненной ценности длительных культурно - досуговых программ, поскольку они стимулируют развитие умений и навыков у детей, стабилизируется эмоциональная сфера, предоставляется возможность для самореализации в различных областях творчества, стимулируется социальная адаптация и социальная активность детей .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Формирование социально-трудовых компетенций учащихся с ограниченными возможностями здоровья посредством уроков СБО

Предложена модель формирования социально-трудовых компетенций реализуемая через системный и  деятельно-продуктивный подходы на уроках социально-бытовой ориентировки. приведены примеры исполь...

Театрализованная игра как средство формирования социально-эмоционального опыта учащихся с ограниченными возможностями здоровья на занятиях коррекционного курса «Развитие психомоторики и сенсорных процессов»

Формирование коммуникативных и социальных навыков через создание  атмосферы  радости детского творчества, сотрудничества, доброжелательного  общения со сверстниками....

ПРИМЕНЕНИЕ ИНКЛЮЗИВНЫХ ПОДХОДОВ ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ У ДЕТЕЙ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ И СИРОТ

В настоящее время инклюзивное образовательное пространство признается в системе образования России приоритетным, в общественно-политических дискуссиях как наиболее эффективный социальный механизм, ре...

Статья. «Психологический комфорт-совокупность социально-психологических отношений, обучающихся с ограниченными возможностями здоровья».

Климат в группе складывается из совокупности социально-психологических отношений ее участников, их социальных ролей, симпатий и антипатий, ценностных ориентации, умения сопрягать личные интересы с инт...

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА УЧЕБНОЙ ДИСЦИПЛИНЫ ОГСЭ. 02 ИСТОРИЯ по специальности среднего профессионального образования 40.02.01 Право и организация социального обеспечения для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья с нарушениями зрения

Разработана в соответствии с методическими рекомендациями по разработке и реализации адаптированных образовательных программ среднего профессионального образования (утв. Минобрнауки России 20.04.2015 ...

Социальные акции как средство формирования нравственных качеств у обучающихся с ограниченными возможностями здоровья (из опыта работы).

Вопросы воспитания добра и милосердия волновали общество во все времена. Особенно актуально эта тема сегодня, когда участились проявления жестокости, насилия, безнравственного поведения в молодеж...