"Профилактика правонарушений, как особый вид социальной работы с несовершеннолетними" (2014г.)
статья на тему

использование программы социализации воспитанников

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prof.pravonar.kak_os.vid_rab.docx24.26 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное  образовательное учреждение

для детей сирот и детей, оставшихся без попечения родителей

Колычевская специальная (коррекционная) школа-интернат для детей-сирот и детей. Оставшихся без попечения родителей, с ограниченными возможностями здоровья

Выступление на ШМО воспитателей

Тема:

«Профилактика правонарушений, как особый вид социальной работы с несовершеннолетними»

                                                                      Социальный педагог

Пинегина Светлана Вячеславовна

Январь,2014г.

        

Одно из важных  направлений  профессиональной деятельности социального педагога  является социально-педагогическая работа с детьми, которая так или иначе, всегда выделяют в самостоятельную категорию, но называют по разному: трудные, проблемные, трудновоспитуемые, дезадаптированные, дети с девиантным поведением,  дети «группы риска».

Признаками проблемных детей является:

1. Уклонение от учебы вследствие:

– неуспеваемости по  предметам;

– отставания в интеллектуальном развитии;

– отсутствия познавательных интересов.

2. Низкая общественно-трудовая активность:

– отказ от общественных поручений;

– пренебрежительное отношение к делам класса;

– демонстративный отказ от участия в трудовых делах;

– пренебрежительное отношение к общественной собственности, ее порча.

3. Негативные проявления:

– употребление спиртных напитков;

– употребление психотропных и токсических веществ;

– курение;

- попытки суицида.

4.  Повышенная критичность по отношению к педагогам и взрослым:

– грубость;

– пропуски занятий;

– недисциплинированность на уроках;

- самовольные уходы из интерната;

– вымогательство;

– воровство;

– нарушение общественного порядка;

– немотивированные поступки.

Работа по профилактике правонарушений среди детей  нашей школы-интерната проводится в тесном сотрудничестве с администрацией, психологом и  педагогами.

Имеет 2 основные составляющие:

  1. Выявление детей этой категории и организация работы с ними. В своей  работе  я использую Инструкцию по определению показателя социального благополучия подростка, которая позволяет  методом тестирования, выявить подростка группы риска для принятия профилактических мер и определить путь работы (ежемесячно список таких воспитанников обновляется)
  2. Индивидуальная или групповая работа с детьми (что отражено в ежемесячном плане работы). На протяжении нескольких лет ведетсяИндивидуальная карта психолого-медико-педагогического сопровождения обучающегося «группы риска», где фиксируются все данные о воспитанниках,  ведется учет сведений о проведенной работе с воспитанниками.

Наиболее целесообразным является программно-целевое управление профилактической работой в школе-интернате с созданием такого звена управления, как «Совет профилактики», а также Программы «Профилактика правонарушений». Остановлюсь на наиболее важных ее аспектах.

1. Ликвидация пробелов в знаниях учащихся является важным компонентом в системе ранней профилактики асоциального поведения. Ежедневный контроль успеваемости со стороны классного руководителя  позволяет своевременно принять меры к ликвидации пробелов в знаниях путем проведения индивидуальной работы с такими учащимися.

Если учащийся по каким-либо причинам не усвоил часть учебной программы, у него появляется психологический дискомфорт, оттого, что он не усваивает дальнейшего материала, ощущает себя ненужным на уроке, ему скучно. Он начинает прогуливать уроки. … В конечном итоге,  может стать добычей преступной среды.

2. Борьба с прогулами занятий является вторым важным звеном в работе, обеспечивающим успешную профилактику правонарушений.

Необходимо учитывать, что у ученика, прогулявшего  несколько уроков, если не принять к нему своевременных мер, появляется чувство безнаказанности, которое подтолкнет его на повторные прогулы и в конечном итоге превратит в злостного прогульщика.  Он может приобщиться к бродяжничеству. Такого подростка легко вовлечь в преступную деятельность.

По этой причине борьба с прогулами  включена в общешкольную Программу профилактики правонарушений. Классные руководители и социальные педагоги осуществляют ежедневный контроль посещаемости уроков. В случае пропуска занятий учеником, выясняется причину отсутствия и установливаетсяконтроль  за поведением «прогульщика».

Когда прогулы носят систематический характер, необходима помощь работников ОДН и КДНиЗП. Своевременное принятие мер и обсуждение на заседаниях Комиссии, в подавляющем большинстве случаев дает положительные результаты.

В рамках профилактики правонарушений  мною используется Программа социализации воспитанников школы-интерната, рассчитанная на весь период пребывания воспитанников в учреждении и Программа воспитания ЗОЖ «Здоровье».

Они включают в себя курс занятий:

  1. По правовой социализации, направленный на усвоение системы знаний, ценностей, норм, образцов поведения. Это занятия правового всеобуча «Ты и закон» - знакомство с основными правами человека, понимание ценности своей личности и ценности других людей, изучение основных документов по правам человека, как Всеобщая декларация прав человека, Конвенция о правах ребенка, Декларация прав ребенка ;  Показ презентаций « Правовая грамотность», «Я-ребенок, я-человек» и т.д.. Далее, это охрана и защита личных и имущественных прав детей, совместно с отделами опеки и попечительства МО МО, через работу  с государственными административными и правовыми службами: служба судебных приставов, народные суды, ОВД, паспортные столы, комитеты социальной защиты и т.д.).
  2. Профессиональное самоопределение воспитанников. Программа направлена на повышение уровня профессиональной зрелости, на приобретение знаний о новых профессиях, на выявление интересов, склонностей и способностей , на развитие трудовой дисциплины. Так провожу коррекционные занятия  и беседы  среди воспитанников «Профессии добра», «Кем быть, каким быть», «Планирование профессионального пути» и т.д. и презентации по профориентации.
  3. Безопасность жизни.Организация безопасности жизнедеятельности и профилактика детского травматизма. Программа состоит из цикла бесед  « Красный,желтый,зеленый», Оказание первой помощи», «Я и моя улица» и т.д. и показа презентаций на эту тему.
  4. «Культура поведения и общения».  Цель программы: нравственное воспитание и развитие личности ребенка. Формирование культуры речевого общения, представлений о нравственных нормах общений и выработка навыков этического поведения. Методы, используемые на занятиях: беседа-диалог , такие как  «Речь-средство передачи мыслей», «Учимся справляться с гневом», «Цени доверие», «Вежливость, как основа воспитанности» и другие), просмотр видеосюжетов.
  5. «Профилактика вредных привычек».  Цикл бесед и классных часов, например «Понятие о здоровье человека», «Привычки и здоровье», «О вреде курения», «Школьник и сотовый телефон»,  «Беда по имени СПИД»,  «Значение личной гигиены», «Влияние компьютерных игр на подростка» и показ презентаций на эту  актуальную тему.
  6. Проводится разъяснительная профилактическая работа с несовершеннолетними воспитанниками по самовольным уходам из интерната. Тематика этих бесед следующая: «Что ждет тебя на ночных улицах», «Как не стать жертвой преступления», «Чтобы с тобой не случилась беда» и т.д. Индивидуальные беседы с воспитанниками по профилактике самовольных уходов и правонарушений регистрируются в журнале учета рабочего времени.

Ежемесячно  предоставляю директору школы-интерната  План о проделанной работе в рамках этой программы.

В нашей школе-интернате функционируют разнообразные кружки, проходят соревнования, праздники. Много детей участвует в конкурсах, концертах, выставках. Но, к сожалению, почти в каждой группе среди старших,  есть подростки, которые совершают правонарушения,  самовольно уходят за пределы школы-интерната. Поэтому,

Для этого необходимо:

1.        Продолжать выявление воспитанников, склонных к нарушению дисциплины, антисоциальным нормам поведения, отстающим в учебе.

2.        Определение причин отклонений в поведении и нравственном развитии, а также индивидуальных психологических особенностях детей.

3.        Изменение характера личных отношений воспитанников со сверстниками и взрослыми.

4.        Вовлечение подростков в различные виды положительно-активной социальной деятельности .

Также для предупреждения и коррекции отклоняющего поведения у воспитанников является соблюдение дисциплины и порядка. Поэтому, необходимо детям усвоить и выполнить установленные нормы и правила. Каждый поступок и любые действия воспитанников должны соответствовать этому порядку. Стремясь к достижению этой цели предлагаю обратить внимание на следующее:

1.        Следует научить ребенка выполнять режим дня. Вся деятельность детей должна быть построена и организована по режиму, выработанному школой-интернатом, отклонений  от которого нельзя допускать.

2.        Все вещи ребенка должны быть на своих местах и находиться в порядке. Это усиливает у детей чувство ответственности и приучает их к порядку и дисциплине.

3.        Использовать различные приемы из повседневной жизни для того, чтобы показать отрицательные последствия невыполнения порученных дел преимущества их выполнения.

Не следует пренебрегать таким видом воспитания, как разъяснения, устные советы. Беседы должны быть хорошо спланированы. Для формирования личности ребенка необходимо приводить примеры из жизни – это дает информацию о мире, о нормах поведения. Опыт показывает, что воздействие словом помогает выработать у детей  здоровую мораль.

Наши дети живут в контакте с другими людьми. Если же кто – то отклоняется от общепринятых норм и начинает вести себя не так, как  все, то у него возникают сложности при установлении дружеских гармоничных отношений с людьми. Ничем не ограниченная свобода так же пагубна, как и чрезмерная строгость, диктат, поскольку не возлагает на человека моральную и социальную ответственность за свои поступки. Очень важно соблюдать умеренность. Не следует лишать детей ничего из того, что необходимо для их личностного развития, но нельзя потакать всем их желаниям. Также нужно научить детей не поддаваться давлению более сильных детей, склонных к правонарушениям. Подражание способствует потере индивидуальности, оказывает влияние на принятие собственных решений.

Сердцевиной любой воспитательной деятельности является индивидуальный подход. В процессе воспитания необходимо ориентироваться на положительные качества ребенка – это главная точка опоры в общей системе воспитания, и в индивидуальном подходе к детям. Поэтому, у каждого ребенка необходимо выявить, прежде всего, положительные стороны характера, и на этой основе укреплять  в нем веру в собственные силы и возможности. Отношения педагогов и воспитанников должны основываться на принципах взаимного уважения и доверия. Практика показывает, что если педагог требует от своих воспитанников лишь слепого послушания, не уважая его человеческое достоинство, тогда он не будет пользоваться уважением своих воспитанников, не вызовет у них доверие. Если они сталкиваются с равнодушием, то еще больше замыкаются в себе.

В работе с девиантными подростками необходимо переосмыслить свои профессиональные позиции, а, следовательно, отказаться от оценивания: «хорошо – плохо», « правильно – неправильно», понять и уважать точку зрения подростка, с которым педагог не всегда согласен.

Поэтому, чтобы наша работа по предупреждению и коррекции отклоняющего поведения воспитанников по профилактике правонарушений и самовольных уходов, девиантного поведения у воспитанников будет успешной, необходимо выработать:

- позитивный настрой

- доверительное взаимодействие

- последовательность  во  взаимоотношениях

- опора на положительные качества и ресурсы

- разумный компромисс

- индивидуальный подход

- системность

Нужно также содействовать формированию волевых, моральных, духовных  качеств, обеспечивающих  устойчивость поведения. Самоопределившийся человек, имеющий духовно – моральный стержень, вряд ли попадет под влияние  негативных норм и образов поведения.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт социально-педагогической работы с подростками по профилактике правонарушений

Главная  задача  профилактической  работы  в  системе  правонарушений несовершеннолетних – это предупреждение и коррекция социальных отклонений и социальной дезадап...

Статья "Алгоритм работы социального педагога по профилактике правонарушений в школе"

Таблица содержит краткий алгоритм работы основных участников образовательного процесса в школе по профилактике правонарушений....

Профилактика правонарушений. Из опыта работы социального педагога.

Профилактика правонарушений - одна из основных задач школы. Использование современных образовательных технологий даёт наилучший результат при решении данной проблемы....

Информационный материал (буклеты) по профилактике правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни для обучающихся школы, родителей и педагогов

Профилактика правонарушений, преступлений, беспризорности, безнадзорности, социально негативных явлений, здорового образа жизни среди обучающихся школы, родителей и педагогов...

Работа с социально неблагополучными семьями и детьми по профилактике правонарушений и безнадзорности

План работы социального педагога для выявление семей и детей, находящихся в социально-опасной положении; детей группы риска, а также систематически пропускающих по уважительным причинам занятия в...

Профилактика правонарушений среди учащихся (из опыта работы)

Правонарушения несовершеннолетних детей и подростков могут быть самыми разными. достаточно умны и в состоянии предугадывать результаты, последствия своих действий, руководствуются гражданским дол...


 

Комментарии

программа есть в моих публикациях