МОЛОДЕЖНАЯ СУБКУЛЬТУРА КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ
статья на тему

Яппарова Людмила Валентиновна

Социально-педагогическая ситуация, которая сложилась в современном обществе, нуждается в исключительном внимании к решению важных задач, связанных с социализацией личности, созданием надлежащих условий для ее развития, становление и жизнедеятельности..

Каждой личности подросткового и юношеского возраста присущи свои специфические нужды, интересы, ценностные ориентации. Общее в них - потребность в самоутверждении, самоопределении, самореализации через максимальное проявление самостоятельности и инициативы. Это и представляет своеобразное "мотивационное ядро" личности. В связи с этим, актуализируется роль неформальных группировок молодежи. Деятельность таких объединений ровесников не может быть понятной без анализа причин, из-за которых молодежь постоянно отчуждается от основных институтов социализации.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл molodezhnaya_subkultura_kak_faktor_sotsializatsii.docx36.6 КБ

Предварительный просмотр:

Молодежь и факторы ее социализации.

Молодёжь в значительной части обладает тем уровнем мобильности, интеллектуальной активности и здоровья, который выгодно отличает её от других групп населения. В то же время перед любым обществом стоит вопрос о необходимости минимизации издержек и потерь, которые несёт страна из-за проблем, связанных с социализацией молодых людей и интеграцией их в единое экономическое, политическое и социокультурное пространство.

В наше время нет единого понятия «молодежь», но в разных определениях есть общие характеристики, такие как: молодежь – это группа, которая имеет свои особенности с учетом возраста.

Разные ученые определяют возрастные рамки молодежи по разному: от 14-20 лет, от 14-28 лет, но в соответствии со Стратегией государственной молодёжной политики в Российской Федерации, утверждённой распоряжением Правительства Российской Федерации от 18 декабря 2006 года N 1760-р к категории молодёжи в России относятся граждане России от 14 до 30 лет.

К началу XXI в. в молодежной среде произошли настолько заметные демографические изменения, что они, как никакой другой показатель, четко характеризуют положение российской молодежи в обществе. Общая ее численность на 2008 год составляет более 39 млн. человек, или 27% населения страны.

С момента рождения и до смерти человек включается в различные виды деятельности и всесторонне контактирует с окружающими его людьми и условиями. Он принимает определенные нормы поведения и согласно им действует сам. Источником процесса индивидуализации и свободы является социализация. В ходе социализации каждый человек развивает свою индивидуальность, способность независимо мыслить и действовать. [2]

 «Социализация, — пишет И. С. Кон, — близка к русскому слову "воспитание». Но воспитание подразумевает прежде всего направленные действия, посредством которых индивиду сознательно стараются привить желаемые черты и свойства, тогда как социализация наряду с воспитанием включает ненамеренные, спонтанные воздействия, благодаря которым индивид приобщается к культуре и становится полноправным членом общества» [3].

           Социальная активность—главное качество социализации. Содержанием социализации является выработка соответствующих социальных позиций личности. Социологи, психологи и педагоги выделяют следующие факторы, влияющие на социализацию человека:

1. Семья. В любом типе культуры семья выступает основной ячейкой, в которой происходит социализация личности. В современном обществе социализация идет главным образом в малых по размеру семьях. Как правило, ребенок выбирает стиль жизни или образ поведения, которые присущи его родителям, семье.

 2. «Отношения» равенства. Включение в «группы равных», т. е. друзей одного возраста, также влияет на социализацию личности. Каждое поколение имеет свои права и обязанности.

3. Обучение в школе. Это формальный процесс— определенный круг учебных предметов. Кроме формального учебного плана в школе существует то, что социологи называют «скрытым» учебным планом для детей: правила школьной жизни, авторитет учителя, реакции учителя на поступки детей. Все это потом сохраняется и применяется в дальнейшей жизни индивида.

 4. Средства массовой информации. Это очень сильный фактор воздействия на поведение и взгляды людей. Газеты, журналы, телевидение, радиовещание и т. д. влияют на социализацию индивида.

 5. Труд. Во всех типах культуры труд является важным фактором социализации индивида.

 6. Организации. Молодежные объединения, церковь, свободные ассоциации, спортивные клубы и т. д. тоже играют свою роль в социализации. [8]

Факторы социализации могут осуществляется в различных ситуациях, возникающих в результате взаимодействия множества обстоятельств. Именно совокупное влияние этих обстоятельств на человека требует от него определенного поведения и активности. Факторами  социализации  и называют такие обстоятельства,  при которых создаются условия для протекания процессов социализации. Как много  обстоятельств,  вариантов их сочетания,  так много и факторов (условий) социализации. Обычно выделяют три группы основных факторов социализации:

макрофакторы, которые влияют на социализацию всех жителей планеты или очень больших групп людей, живущих в определенных странах; 
мезофакторы  - условия социализации больших групп людей, выделяемых по национальному признаку (этнос как фактор социализации);  по месту и типу поселения, в котором они живут; по принадлежности  к  аудитории тех или иных сетей массовой коммуникации;
микрофакторы - к ним относятся те,  которые оказывают непосредственное влияние на конкретных людей - семью, группу сверстников,  организации, в которых осуществляется социальное воспитание, - учебные, профессиональные, общественные и др. Микрофакторы, как  отмечают социологи,  оказывают влияние на развитие человека через так называемых агентов социализации, т.е. лиц,  в  непосредственном взаимодействии с которыми протекает его жизнь.  На различных возрастных этапах состав агентов специфичен. По отношению к детям и подросткам таковыми выступают родители, братья и сестры, родственники, сверстники, соседи, учителя.

Понятие «молодежная субкультура», типология, классификация.

В 1950 году американский социолог Дэвид Райзмен  в своих исследованиях вывел понятие субкультуры как группы людей, преднамеренно избирающих стиль и ценности, предпочитаемые меньшинством. Более тщательный анализ явления и понятия субкультуры провел Дик Хэбдидж в своей книге «Субкультура: значение стиля». По его мнению, субкультуры привлекают людей со схожими вкусами, которых не удовлетворяют общепринятые стандарты и ценности. [6]

Становление отечественной социологии молодежи принято относить к 60-м годам прошлого века и связывать с такими именами, как И.М. Ильинский, А.И. Ковалева, И.С. Кон, В.Т. Лисовский, В.А. Луков, В.А. Родионов, Б.А. Ручкин, В.И. Чупров. Расцвет этого направления происходит в 80-90-е годы XX века, когда набирают обороты и сами молодежные субкультуры, молодежная активность становится все более и более заметна, и появляются новые формы солидарности молодежи (А.Б. Гофман, А. Кабатек, Ю. Качанов, B.C. Магун, С. Митрохин, В. Писарева, В. Семенова, М. Топалов, В.А. Ядов).

В. Т. Лисовский определяет «молодежную субкультуру» как «культуру определенного молодого поколения, обладающего общностью стиля жизни, поведения, групповых норм, ценностей и стереотипов».

           В СССР для обозначения членов молодёжных субкультур использовался термин «Неформальные объединения молодёжи», отсюда жаргонное слово «неформалы». Для обозначения субкультурного сообщества иногда используется жаргонное слово «тусовка».

Молодежная субкультура — реальная или условная социальная общность, не имеющая юридически фиксированного статуса, добровольно объединенная на основе интересов, дружбы и симпатий либо на основе прагматической цели.

Всю молодежную субкультуру делятся на четыре вида групп: социально-нейтральные, предкриминальные, неустойчивые криминальные и устойчивые криминальные или преступные.

Первый вид молодежной субкультуры – социально нейтральные  группы общения. Средний возрастной состав членов этих групп составляют лица в возрасте 10-11 лет – 35,6%, 12-13 лет – 44,3%, 14-17 лет – 10,1%. Численный состав их редко превышает 6-7 человек. Большой численный состав для этих групп не характерен, т.к. в них практически отсутствует совместно организованная деятельность. Чаще всего возникают такие группы стихийно, в свободное от учебы время, объединяя подростков и молодое поколение, оказавшихся без дела и ищущих чем бы заняться. Главный мотив для них – «быть вместе». Места встреч у них заранее определены: в укромном уголке двора, на улице, возле подъезда дома, в сарае, на чердаке. Взаимоотношение между членами групп значительно минимально, поверхностно и носит ситуативный характер. В поисках развлечений они могут приставать к прохожим, царапать стены, лифты, автомашины, пишут и рисуют на стенах не цензурные слова, сексуальные рисунки, ломают двери. Этим самым они самоутверждаются среди своих товарищей [1, С.161].

Второй вид: предкриминальные или асоциальные группы подражания. К ним психологи относят асоциальные группы молодежи, которые сформированы на основе подражательного интереса к зарубежной рок-музыке, «тяжелому металлу», политизированной моде – группы «хиппи», «панков», «металлистов и рокеров»  и др.(см.Приложение).

Возрастной состав этих групп несколько старше, чем в социально нейтральных. Они состоят в основном из старших подростков и юношей: 14-15 лет – 23,4%, 16-17 лет – 41,2%, от 18 лет и старше – 33,9. По числу членов группы заметно увеличение по сравнению с социально нейтральными.

Криминологическая зараженность тоже увеличивается. «География» места встреч членов группы значительно расширяется и удаляется от дома и подъезда. Наиболее распространенные места сбора групп: возле кинотеатра, на вокзале, на стадионе, на дискотеках и т.д. Длительность существования групп от 1 года и более. Главная цель этой деятельности для молодежи заключается в том, чтобы их заметили, обратили на них внимание, выделили из среды взрослых и сверстников. Поэтому каждый из них старается выделиться, обратить на себя внимание в меру своих сил и возможностей: кто одеждой, кто прической, кто поведением. Чаще всего их совместная деятельность носит хулиганский характер, выражающийся в нарушении общественного порядка, оскорблении личности и достоинства граждан [1, С.168].

Третий вид: неустойчивые криминальные или антиобщественные группы. Основными типами этих групп являются группы хулиганов, воров, насильников, бродяг, наркоманов, токсикоманов.   Утилитарные интересы и склонности, низменные потребности членов группы удовлетворяются антиобщественным или преступным путем. Члены таких групп уже в полном составе   совершают   преступления    и   сразу  распадаются.  Но со временем группы могут собираться вновь. Наиболее типичными преступлениями этих групп являются кражи, хулиганство, разбойные нападения, изнасилования.

Состоят такие группы в подавляющем большинстве из подростков, но в них входят так же люди молодого возраста. 12-13 лет – 2,1%, 16-17 лет – 44,4%, 14-15 лет – 18,1%, 18-22 – 23,3%. Численный состав групп невелик. Длительность существования групп тоже незначительна: 2-3 месяца. Места сбора групп в подвалах, в сараях, на чердаках встречают, в местах большого скопления людей: на стадионе, на дискотеках, возле кинотеатров, на квартире [1, С.177].

Четвертый вид: устойчивые криминальные или преступные группы – это устойчивые объединения молодежи, скомпоновавшиеся для совместного совершения каких-либо преступлений. Устойчивые криминальные группы чаще всего совершают кражи государственного и личного имущества, хулиганство, грабежи, разбойные нападения, насильственные преступления. При совершении этих преступлений в 11,3% случаев членами группы применялось оружие, потерпевшие подвергались в 71,2% избиениям, в 8,9% им наносились ранения [1, С.187].

Молодежные субкультуры не похожи друг на друга, они все различны. Различаются они по структуре и классификации.

Среди всех неформальных объединений мы можем выделить два типа, различных по своей структуре: 1) демократический (на основе социальных ролей); 2) авторитарный (на основе формальных правил) [1, С.198].

Для тех и других объединений характерна групповая динамка. Под групповой динамикой понимают взаимодействие членов социальных групп между собой.

Существует множество видов взаимоотношений и взаимодействий. К процессам групповой динамики относятся: руководство, лидерство, формирование группового мнения, сплоченность группы, конфликты, групповое давление и другие способы регуляции поведения членов группы. Группа может подчиняться одному или двум своим членам, но в процессе управления могут включаться все ее члены. Эти и многие другие образцы поведения и составляют динамику группы.

Социально-педагогические основы взаимодействия с молодежной субкультурой.

Проблемы социализации молодежи в России.

В процессе работы с молодежью необходимо знать проблемы социализации, для того чтобы учитывать все особенности процесса социализации молодежи.

Все механизмы социализации, так или иначе, касаются решения трех групп проблем: социально-психологических, естественно-культурных и социально-культурных. Социально-психологические проблемы связаны со становлением самосознания молодых людей, их самоопределением, самоактуализацией, самоутверждением и саморазвитием. На этапе молодости эти проблемы социализации имеют особое, специфическое содержание, появляются разные способы их решения.

Естественно-культурные проблемы также оказывают влияние на процесс социализации молодежи в современном  обществе. Его содержание связано с достижением человеком определенного уровня физического и сексуального развития. Проблемы эти часто касаются региональных различий, поскольку темпы физического и полового созревания могут заметно разниться: на юге они оказываются значительно более высокими, чем на севере. Естественно-культурные проблемы социализации могут затрагивать также вопросы формирования эталонов мужественности и женственности в различных культурах, этносах, регионах.

Социально-культурные проблемы социализации имеют своим содержанием приобщение личности к определенному уровню культуры, к той или иной совокупности знаний, умений и навыков.

Все перечисленные проблемы социализации и их решения являются объективной необходимостью для личности. В случае осознания таких проблем она вполне способна их плодотворно решать - конечно, при наличии необходимых объективных предпосылок для этого. Значит, тогда человек выступает субъектом собственного развития, субъектом социализации.

Однако нужно иметь в виду, что если какие-либо проблемы социализации не решаются на том или ином ее этапе, это может тормозить процесс развития личности, делать его неполноценным. Осмысление такой ситуации может заставить человека ставить перед собой новые цели, менять способы их достижения. В целом это не страшно. Гораздо хуже, если нерешенные или нерешаемые проблемы не будут осознаны личностью, и она не станет искать никаких поворотов в процессе социализации.

В этом случае может возникнуть явление, которое некоторые авторы применительно к такой личности определяют термином «жертва социализации». Дело в том, что процесс социализации противоречив. С одной стороны, он предполагает успешность освоения личностью социальных ценностей, норм, стандартов поведения, с другой - способность человека определенным образом противостоять обществу в том случае, если оно  мешает удовлетворению его потребностей в социализации.

Социализация связывает разные поколения, через нее осуществляется передача социального и культурного опыта. Центральное звено социализации - значимая деятельность. И если ее нет, энергия направляется на «дискотечно-потребительское» времяпрепровождение, утверждение себя, лишь в сфере развлечений. Постоянное навязывание потребительской психологии и бездуховности нашей молодежи привело к кризису нравственных идеалов и смыслообразующих целей, культивированию сиюминутных гедонистических удовольствий, что способствует широкому распространению девиантного поведения.

Самое опасное в нынешнем состоянии российского общества - усиливающееся ощущение духовной пустоты, бессмысленности, бесперспективности, временности всего происходящего, которое зримо охватывает все новые и новые слои россиян. Ломка ценностных ориентаций отражается в настроениях молодежи. Самое главное и основное здесь - нарастание разочарованности в перспективах, распространение правового нигилизма, снижение нравственных критериев. Молодое поколение оказалось в нелепой, тяжелой и сложнейшей ситуации, когда оно, логикой истории призванное продолжать развитие на базе унаследованных материальных и духовных ценностей, вынуждено, находясь в стадии становления, участвовать в выработке этих ценностей, зачастую осуществлять эту работу самостоятельно, нередко вопреки рецидивам старого мышления своих отцов, их попыткам реставрировать прошлое. В результате естественные противоречия «отцов и детей» в нашем обществе приняли гипертрофированный характер и также стали источником конфликтов на фоне процессов отчуждения молодежи в обществе, снижения ее социального статуса, сокращения социальных молодежных программ, возможностей получения образования, работы, политического участия.  

В сфере образования молодежи состояние дел также неоднозначно. Бесспорным достижением является стремление молодежи к знаниям, учебе в вузах и техникумах. В то же время существует проблема трудоустройства выпускников, получивших профессиональное образование. Из 6,4 тысяч человек, закончивших в 2009 году дневные профессиональные училища и лицеи, получили направление на работу 52% молодых рабочих, 19% - трудоустроились самостоятельно, а остальные остались не трудоустроенными. В результате многие из них вынуждены работать не по специальности. Безусловно, молодежь как социальная группа имеет свои особенности. Зачастую они связаны с трудностями адаптации к современным социально-экономическим условиям: с профессиональным и социальным самоопределением, трудоустройством, жилищными проблемами и т. д.

К сожалению, существующие экономические и социальные программы практически не учитывают специфическую социальную позицию молодого поколения в процессе общественного развития. В связи с этим необходимо усилить внимание к социальным проблемам молодежи, определению средств, форм, методов и критериев работы с молодым поколением.

Условия эффективного взаимодействия с молодежными субкультурами.

Трудно сделать однозначные выводы о просоциальном или наоборот асоциальном характере той или иной субкультуры. Для этого надо ясно представлять себе ее идеологию, философские взгляды, особенности стиля жизни. Многим участникам молодежных субкультур свойственны как стремления к активному изменению окружающей действительности, так и к отказу от участия в общественной жизни, к самоизоляции. Эти стремления могут приводить к негативным последствиям как для самих участников субкультур, так и для их социального окружения. Тем не менее, нецелесообразно, а часто и невозможно, запретить молодым людям быть участниками субкультур.

Необходимо определить социально-педагогические условия эффективного взаимодействия педагогов с молодежными  субкультурами и неформальными объединениями, в том числе и профилактики их возможного негативного влияния на молодых людей.

Первое условие. Организация занятости и досуга молодых людей в соответствии с их ценностями, интересами и потребностями. В целях эффективного взаимодействия с представителями молодежных субкультур и неформальных объединений, а также профилактики негативного влияния отдельных субкультур на молодежь специалистам учреждениям образования необходимо предлагать альтернативные (в отличие от субкультурных форм) и привлекательные для молодежи пути и способы проведения досуга. Например, спортивные и музыкальные мероприятия, концерты, фестивали молодежной моды, конкурсы ролевых игр, Интернет-проекты, молодежные социальные сети, сайты, форумы, телевизионные, радио и другие информационные программы, инициативы в области молодежного предпринимательства, рекламы и т.д. На мероприятиях необходимо поддерживать неформальный стиль, свободу общения и творчества молодежи. Особенное внимание необходимо обратить на молодежные субкультуры музыкального направления, которых достаточно много. На различных мероприятиях можно обеспечить музыкальное сопровождение с учетом вкусов и потребностей молодых людей, т.е. дать им возможность слушать любимую музыку. Целесообразно включать представителей позитивно ориентированных молодежных субкультур в процесс подготовки и проведения разнообразных мероприятий для молодежи (с учетом их направленности). Особое внимание стоит обратить на символическую основу молодежных общественных объединений. Символы и атрибуты представляют особый интерес, обладают эмоциональной привлекательностью для молодежи. Различные эмблемы, аксессуары, одежда, прическа, значки и другие элементы имиджа и стиля играют важную роль в процессе выбора молодым человеком объединения или субкультуры. В связи с этим молодежные общественные объединения должны разработать и применять разнообразные и привлекательные для молодежи символы и атрибуты.

Второе условие.  Взаимодействие учреждений образования с молодежными субкультурами и неформальными объединениями должно носить гибкий, личностно ориентированный и вариативный характер. Это условие подразумевает отказ от стереотипов педагога, взрослого человека по отношению к молодежи. Простое информирование о молодежных субкультурах не должно быть единственной формой взаимодействия с ними. Необходимо включать в процесс взаимодействия как методы и формы совместной работы с представителями субкультур, так и методы и формы профилактики активного участия молодежи в их деятельности. Личностно ориентированный подход к работе с участником молодежной субкультуры предусматривает учет его личностных характеристик, а также использование индивидуальных форм работы: бесед, консультаций, диалога, индивидуальных поручений и т.д. При этом педагогу необходимо отказаться от порицания и наказания в пользу понимания и поддержки.

Третье условие. Компетентность специалистов по работе с молодежью в области ценностей и особенностей молодежных субкультур и неформальных объединений. Компетентность педагогов и психологов предполагает наличие у них знаний, умений и навыков взаимодействия с молодежными субкультурами, объединениями и их участниками. Компетентность в области молодежных субкультур и неформальных объединений означает наличие у специалистов ясных и четких представлений об идеологии, философских взглядах, идеях, целях, символах, традициях, имидже, проблемах той или иной субкультуры. Недостаточно просто знать о внешних атрибутах субкультуры, важно понимать для чего они служат, что означают.

Четвертое условие.  Ориентация работы с молодежью на личностные идеалы в молодежной среде. Вопрос о том, кто из современников воплощает в себе идеал молодого человека, безусловно, волнует как самих молодых людей, так и взрослых - родителей и педагогов. Кто воплощает в себе молодежные ценности? Такими людьми могут быть известные молодые спортсмены, музыканты, артисты, писатели, политики и общественные деятели, предприниматели или неформальные (иногда  - криминальные) лидеры. Педагогам, специалистам по работе с молодежью нужно содействовать выдвижению авторитетных, достойных и ответственных лидеров, которые воплощают в себе молодежные идеалы, и систематически их поддерживать. Необходимо также по возможности привлекать популярных людей к работе с молодежью, приглашая их на разнообразные мероприятия: конференции, круглые столы, фестивали, форумы, выставки и т.д.

Еще одно условие социально-педагогической помощи представителям неофициальных юношеских субкультур - адекватность имиджа педагога - субъекта помощи юношеской субкультуре, владение педагогом референтной для подростков деятельностью.

Внешний вид педагога должен соответствовать основным тенденциям моды, чтобы привлечь и расположить к себе учащихся, однако, элементы одежды не должны выражать предпочтительного отношения к какой-либо из субкультур. Умение словом и действиями настроить человека на себя -- является важными составляющими имиджа. В нашем случае необходимо говорить о так называемой стилизованной коммуникации. Это умение педагога использовать адекватные для молодежной субкультуры способы передачи информации, получения ответов, налаживания взаимоотношений, обмена мнениями. Стиль поведения педагога не должен вступать в противоречия с основной целью оказания социально-педагогической помощи. Его манера действий должна внушать воспитанникам доверие, чувство безопасности, ощущение порядочности педагога.

Заключение

Проблема неформальных групп молодежи в настоящее время носит глобальный характер и порождена она в первую очередь глубоким кризисом всем существующих моделей социализации личности. 

Профилактические мероприятия, имеющие своей целью выявление и ликвидацию тех причин и условий, которые способствуют объединению молодых людей в группы, необходимо направить на социально-нейтральные и предкриминальные группы. Именно на базе социально-нейтральных и предкриминальные неформальных групп совершаются кражи, грабежи, разбойные нападения, хулиганство. Процесс перерастания этих групп в неустойчивые и устойчивые криминальные группы происходит из-за недостаточного внимания учебных заведений, семьи, общественности, административных и правоохранительных органов к поведению молодежи по месту жительства.

Проблемы социализации молодежи встречаются достаточно часто в современном российском обществе. Они показывают, что сегодняшняя молодежь находиться в трудном положении. Она формирует новые установки, цели, нормы. Из-за изменения общественного развития у молодых людей также  происходит смена интересов, идеалов, потребностей. Они же в свою очередь несут  своеобразную сферу наиболее активного освоения социального опыта, которая в соответствии с потребностями будет разной. Одни будут фанатами какой-либо эстрадной группы, вторые – увлекутся интернетом, а третьи будут предпочитать группы неформальных объединений.

         Исходя из типологии молодежных субкультур, можно определить, что каждая субкультура несет в себе как отрицательные черты, так и положительные. Для тех и других объединений характерна групповая динамка.

 Педагогические взаимодействия с неформальными группами нужно направлять на социально ценные дела, помочь членам группы создать благоприятные возможности для улучшения своего положения в социально-полезных группах и изменение их микросреды в целом.

Чтобы работать с молодежью, нужно знать их интересы, проблемы. Далеко не все педагоги знают молодежную субкультуру, понимают важность установления контакта с ней. Для этого необходима комплексная работа с учителями по повышению их осведомленности о неформальных молодежных объединениях и формированию позитивного отношения к представителям неагрессивных неформальных молодежных объединений. Важно разобраться в проблемах, волнующих ребят, попытаться помочь в их решении. Необходимо найти общий язык с представителями молодежных субкультур.

Неформальные молодежные объединения, с одной стороны, – закономерное порождение молодежной субкультуры, обусловленное историческими, экономическими, социокультурными причинами; в них подросток «отрабатывает» идентификационную поведенческую модель, удовлетворяет потребности в общении с ровесниками. С другой стороны, воспитательный потенциал неформальных молодежных объединений изначально антигуманен, т.к. в них присутствует идеологическое давление на личность, культивируются физиологические, гедонистические потребности, отмечается препятствие ее морально-нравственному развитию, социализации.

Используемая литература:

1.

2.

3.

4.

5.

6.

7.

8.

Башкатов, И. П. Психология неформальных подростково-молодежных групп / И. П. Башкатов. – М.: Информпечать, 2000. – 335 с.

  Гидденс Э. Социология: Учебник. Челябинск, 1991

Кон И. С. Ребенок и общество. М., 1988. С. 134.

Личность и факторы ее социализации: семья, коллектив,    

образование, культура/Под ред.А. В. Соловца.-  

Н.Новгород, 2005. - 133 с.  

Социальная педагогика: Учебник для студентов пед. вузов

/ Под ред. В. А. Сластенина. - 3-е изд., испр. и доп. - М.:

Издательский центр «Академия», 2000. - 200 с.

http://bank.orenipk.ru/Text/t49_19.htm

http://ruWikipedia.org  

 http://rubugabooks.com/book.232-sociologia-molodezhi

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ПРОЕКТНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ ПОДРОСТКОВ

Сегодня  в жизнь выходит новое поколение россиян, родившихся в Суверенной России. А это значит, они должны  чувствовать ответственность за всё, что происходит в  стране и за её будущее....

Доклад "Школьное самоуправление как фактор социализации личности воспитанника"

Школьное самоуправление как фактор социализации личности воспитанника...

РАЗВИТИЕ КОММУНИКАТИВНЫХ СПОСОБНОСТЕЙ НА УРОКАХ ЛИТЕРАТУРЫ КАК ФАКТОР СОЦИАЛИЗАЦИИ УЧАЩИХСЯ ШКОЛЫ III-IV ВИДА

Еретина Н.А учитель - дефектолог о развитии коммуникативных способностей у детей....

Развитие художественно-творческих способностей школьников как один из факторов социализации личности

Опыт показывает, что развитие художественно-творческих способностей  школьников на уроках изобразительного искусства, позволяет воспитать в них способность адаптироваться к социальной действитель...

Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1

Педагогический проект "Профессиональное самоопределение как основной фактор социализации обучающихся (воспитанников) коррекционных классов школы-интерната №1г. Томска"был разработан и реализуетс...

Эколого-образовательные проекты во внеурочной деятельности как фактор социализации подростков

В статье отражен опыт работы по организации эколого-образовательных проектов, как фактора успешной социализации подростков....

Социальное проектирование как фактор социализации подростков.

Данный материал может использоваться педагогами для подготовке к педогогическим советам, МО....