Календарно-тематическое планирование занятий по использованию элементов методики М. Монтессори к программе "К вершинам самостоятельности".
календарно-тематическое планирование по теме

Трофимова Анжелика Анатольевна

Для успешной социальной реабилитации  и абилитации детей с ограниченными возможностями  в реабилитационном отделении для детей и подростков с ограниченными возможностями здоровья создана предметно-пространственная развивающая среда и разработана программа "К вершинам самостоятельности" по использованию элементов методики М. Монтессори. Цель которой: создать условия для социальной реабилитации  и абилитации детей с ограниченными возможностями посредством использования элементов методики М. Монтессори.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kalendarnoe_tematicheskoe_planirovanie.docx74.29 КБ

Предварительный просмотр:

                                                             КАЛЕНДАРНО-ТЕМАТИЧЕСКОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ ПО МОНТЕССОРИ

                                 

                                   ЯНВАРЬ

I неделя

II неделя

III неделя

IV неделя

1 занятие  

Развитие речи

3 занятие  

Сенсорное развитие

5 занятие  

ФЭМП

7 занятие  

Познавательное развитие

Занятие «Одежда-обувь». Чистоговорки на автоматизацию шипящих звуков.

Используемые материалы: набор карточек, иллюстраций.

Цель: обогащать словарь детей, учить подбирать обобщающие слова, развивать фонематический слух, отрабатывать правильное произношение звуков, дифференцировать звук по месту расположения в слове.

Краткое описание:

Детям предлагается разложить картинки в 2 коробочки: одежда и обувь. Назвать их и объяснить свой выбор. Разучивание чистоговорок со звуками: «ч», «ш», «щ», «ж».

Занятие «Волшебники»

Используемые материалы: цветной деревянный конструктор.

Цель:  развитие конструктивной деятельности, цветовосприятия, коммуникативных навыков, обогащение активного словаря, формирование грамматически правильной речи.

Краткое описание:

Для игры необходимо построить простые предметы: башня, дом, пароход и т.п. Затем воспитатель объявляет, что мы теперь волшебники и можем уменьшить или увеличить эти фигуры, добавляя или убирая детали к ним. И назвать получившиеся фигуры: была башенка, а стала башня, был домик, а стал дом, домище, пароходик-пароход.

Занятие «Небоскрёб один на всех».

Используемые материалы: цветной деревянный конструктор.

Цель:  реализация самостоятельной конструктивной деятельности, развитие навыков планирования, умения сотрудничать, знакомство с геометрическими фигурами, основными цветами спектра.

Краткое описание:

Каждый ребёнок берёт несколько фигур из набора. Дети должны построить один небоскрёб, по очереди выкладывая фигуры. Фигуры можно ставить сверху и рядом. Дети должны сами договориться: какую фигуру, когда и куда ставить. Важно, чтобы небоскрёб не развалился. Если упадёт хотя бы одна фигура – строительство начинается сначала.

Занятие «Для чего нужно?»

Используемые материалы: цветной деревянный конструктор.

Цель:  развитие игровой деятельности, моторной умелости, фантазии, творчества, мышления, формирование активного словаря.

Краткое описание:

Воспитатель предлагает детям сделать из набора предметы, которые нас окружают: стол, стул, кровать и т.д., которыми мы пользуемся в повседневной жизни. Затем дети рассказывают, для чего можно использовать этот предмет: стул, чтобы сидеть, стол, чтобы за ним есть, кровать, чтобы на ней спать и т.д.

                      2 занятие

                   

                         УПЖ

                         4 занятие

 Исследовательская деятельность

                    6 занятие

           Сенсорное развитие

                        8 занятие

                        ФЭМП

Вводные, подготовительные упражнения.

Используемые материалы:

ложка, крупа, 2 ведёрка, стул, разнос, вода.

Цель: научить детей переставлять и переносить различные предметы из одного места в другое бережно и аккуратно, перекладывать ложкой крупу, переливать и пересыпать воду и сыпучие продукты.

Краткое описание:

Рассматриваем с детьми разные предметы в комнате. Детям предлагается сделать перестановку в комнате: перенести предметы из одного конца комнаты в другой и переложить продукты из старой посуды в новую.

Тематическое занятие «Звуки вокруг нас».

Используемые материалы: музыкальные инструменты, звучащие коробочки с крупой.

Цель: познакомить детей с шумовыми и музыкальными звуками, научить их слушать, находить в окружающем мире, отличать шумы от голоса природы.

Краткое описание:

Предлагается детям минутку помолчать и прислушаться к миру вокруг нас. Что вы услышали? (Дети перечисляют). Какие звуки можно услышать дама, на улице?  А теперь закройте глаза и послушайте следующий шум (включается  фонограмма «шум ветра», «Крик чаек», «Плеск воды», «Пение жаворонка»). Шум ли это? Всё это – голоса природы. Затем извлечь звук музыкального инструмента, звуковой коробочки. Эти звуки можно отнести к голосам природы? Почему? Худож-е слово:
Всё на свете дети знают,

Звуки разные бывают.

Журавлей прощальный клекот,

Самолёта громкий рокот,

Гул машины во дворе.

Стук колёс  и шум стакана,

Тихий шелест ветерка.

Это звуки – шумовые,

Только есть ещё другие:

Не шуршание, не стуки

Музыкальные есть звуки.

Теперь вы знаете, какие звуки окружают

нас, слушайте  различные звуки,

можете их зарисовать в своих альбомах.

«Угадай запах».

Используемые материалы:  коробочка с мылом, духами, сушёными пряностями.

Цель: тренировать способность к различению запахов, знать названия пахучих веществ.

Краткое описание:

Д/и «Наши помощники – органы чувств».  Дети по очереди, с закрытыми глазами, угадывают по запаху предмет, который воспитатель предлагает им из коробочки.

Количественный счёт.

Используемые материалы: кубики с цифрами, дощечки с шершавыми цифрами, мелкие предметы.

Цель: обучение счёту от 0 до 10-ти. Освоение изображения и написания цифровых знаков, развитие мелкой моторики, зрительной и тактильной памяти, сопоставление количества и цифры, знакомство со значением нуля.

Краткое описание:

Кубики расположены в хаотичном порядке на столе. Учимся с детьми выкладывать числовой ряд из них.

Д/и: «Найди соседей числа». Обращаем внимание, что рядом, на столе, стоят какие-то группы предметов, наша задача – подобрать к количеству нужную шершавую дощечку с цифрой.

                                                                                                                     

                                                                                                                         ФЕВРАЛЬ

                   I неделя

                  II неделя

               III неделя

                    IV неделя

                       1 занятие

                  Развитие речи

                      3 занятие

            Сенсорное развитие

                    5 занятие

                     ФЭМП

                     7 занятие

        Познавательное развитие

Занятие с набором карточек «Транспорт».  Пальчиковая гимнастика: «Дарики – комарики». Подготовка руки к письму – упражнения с рамками-вкладышами.

Используемые материалы:

Иллюстрации транспорта: наземного, водного, воздушного, 3 разноса разного цвета. Различные рамки-вкладыши.

Цель: обогащать кругозор, подбирать обобщающие слова, развивать мелкую моторику.

Краткое описание:

Беседа о видах транспорта. На столе лежат 3 разноса, задача детей – разложить виды транспорта по назначению. Д/и: «Найди свой домик».

Игровое упражнение:  «Чайник», «Лошадка», «Собака», «Автомобиль», «Поезд».

Используемые материалы:

Фанерные пазлы.

Цель:  развитие наглядно-образного мышления, мелкой моторики, воображения, памяти, логического мышления, координации движений, зрительного восприятия. Учить создавать пространственные мыслеобразы.

Краткое описание:

1 вариант: загадать загадку-описание предмета, который предстоит собрать.
2 вариант: можно устроить соревнование: «Кто быстрее соберёт?»

3 вариант: если ребёнку не интересны пазлы, можно попросить его, чтобы он вам помог, а то у вас не получается. («Может, ты меня научишь?», «Не знаю, подходит эта деталь сюда или нет, не подскажешь?»)

Величина. «Гномы и Великаны».

Используемые материалы:

Цветной деревянный конструктор.

Цель: развитие творческой активности, воображения, конструктивной деятельности и эмоциональной отзывчивости.

Краткое описание:

Воспитатель выясняет – знают ли дети, кто такие гномы и великаны. В каких они сказках живут? Показывает разложенные наборы и предлагает детям разделиться на 2 команды: одна собирает маленькие дома (низенькие), другая – большие и высокие.

Настольно-печатная игра: «Продуктовый магазин».

Используемые материалы:

Настольная игра с карточками и фишками.

Цель: формирование представлений о профессиях, позитивных установок к различным видам труда, развитие общения и взаимодействия со сверстниками, мелкой моторики, творческой активности.

Краткое описание:

Воспитатель уточняет у детей, что они знают про магазин (кто там работает, какие предметы-помощники там необходимы, как называются люди, которые туда приходят и т.д.) Детям предлагается разделиться на покупателей и продавцов. Рядом с каждым товаром «продавцы» выкладывают «ценники», а «покупатели» выполняют свою роль: приходят в магазин, прицениваются, расспрашивают продавца о качестве товара и т.п.

                         2 занятие

                         УПЖ

                       4 занятие

Исследовательская деятельность

                       6 занятие

          Сенсорное развитие

                     8 занятие

                        ФЭМП

Практическое занятие: «Забота об окружающей среде».

Используемые материалы:

Тряпочка, совок, веник, тазик.

Цель:  развивать самостоятельность, умение заботиться об окружающей среде, познакомить с предметами, существующими в помощь людям, воспитывать аккуратность, эстетическое восприятие.

Краткое описание:

Д/и: «Мамины помощники». Рассматривание предметов по уходу за домом. Беседа о каждом предмете.  Воспитатель предлагает каждому ребёнку взять по одному предмету и помочь своей маме навети порядок в доме.

Практическое занятие «Невидимка-воздух».

Используемые материалы: стаканы с водой по количеству детей, коктейльные трубочки, полиэтиленовые мешки, воздушные шарики, насос, магнитофон с записью ветра, мяч, таз с водой.

Цель:  подвести к пониманию того, что воздух есть вокруг и внутри нас.

Краткое описание:

Художественное слово-загадка:

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь.

Он невидимый, и, всё же,

Без него мы жить не можем.

Воздух окружает нашу Землю. Воздухом дышат люди, животные и растения.

- Ребята, а вы видите воздух? Воздух не видим, зато мы его можем ощутить. Опыт: помашем ладошкой в лицо.

Опыт: возьмём полиэтиленовый мешок и наполним его воздухом. Мешок стал выпуклым, твёрдым, упругим.  А какого цвета воздух? (бесцветный).

- Вдохните ртом воздух. Попробуйте, какого вкуса воздух? (безвкусный).

- Вдохните носом воздух. Какого он запаха? (Без запаха). Но воздух может доносить различные запахи цветов, духов. Чистый воздух не имеет цвета, запаха, вкуса.

- А как вы думаете, можно ли воздух услышать?

- Когда его можно услышать? (дует ветер). Воздух постоянно перемещается. Движение воздуха – это ветер. (Запись шума ветра).Ветер – движение воздуха.Воздух способен двигать предметы.

- Ребята, а есть ли воздух внутри нас? Опыт: коктейльные трубочки и вода в стаканах. Воздух бывает тёплым и холодным.

Художественное слово:

На прогулку выходи,

Свежим воздухом дыши.

Только помни при уходе,

Одеваться по погоде.

С воздухом будем дружить,

Чтоб здоровыми нам быть.

Воздух не имеет формы. 

Опыт с воздушным шаром. Он приобретает лишь форму предмета. А ещё воздухом можно наполнить шары при помощи насоса. А сейчас возьмём мяч и опустим его в воду. Почему он не тонет? Что его держит? Воздух есть везде: и в группе, и  дома, и на улице. Воздух – удивительная оболочка вокруг Земли. Если бы не было воздуха, всё живое погибло бы на нашей Земле. Воздух нужно беречь и ни в коем случаи нельзя его загрязнять.

Занятие: «Один в один»

Используемые материалы:

Вкладывающиеся друг в друга 5 деревянных коробочек.

Цель:  развитие зрительно-моторной координации, пространственного мышления, воображения, умения действовать двумя руками, различения размеров и понимания последовательности действий.

Краткое описание:

Игры с таким материалом разнообразны: строительство башенок, вкладывание коробочки в коробочку (по принципу матрёшки), складывание в коробочки других мелких материалов (крупа, камешки), можно использовать в сюжетных играх (тумба для выступления цирковых зверей, чей-нибудь домик и т.д.)

Упражнение «Пирамидки».

Используемые материалы:

Набор из 5-ти цветных пирамидок, состоящих из различного количества разноцветных шариков.

Цель: учить считать, знакомить с понятиями "больше - меньше", "ниже - выше", а также с основными цветами спектра. Способствовать развитию у ребёнка внимания, логического мышления и моторики пальчиков.

Краткое описание:

Нанизывание шариков на стержень пирамидки и обратно.

                                                                                                                     

                                                                                                                            МАРТ

                   I неделя

                   II неделя

                   III неделя

                   IV неделя

                      1 занятие

                  Развитие речи

                      3 занятие

            Сенсорное развитие

                    5 занятие

                     ФЭМП

                       7 занятие

        Познавательное развитие

«Последовательность действий»  – домино.

Используемые материалы:

72 квадратных, деревянных карточки в коробке.

Цель:  развитие внимания, наглядно-образного, практически-действенного и словесно-логического мышления, смысловой памяти, воображения. Развитие всех сторон речи: звукопроизношения, лексического и грамматического строя, связности и структурированности. Тренировка и совершенствование коммуникативных умений.

Краткое описание:

«Разложи по порядку и объясни». 

Взрослый раскладывает перед ребёнком 4 картинки серии-сюжета «Про дерево» в беспорядке и просит разложить их по порядку, при необходимости уточняя: «Сначала найди картинку с началом рассказа-истории, потом найди продолжение и конец».

«Я начну, а ты продолжи». 

Взрослый начинает историю, а ребёнку предлагает продолжить её, рассматривая разложенные по ходу сюжета картинки.

Игра «Домино». 

Все карточки переворачиваются изображением вниз, перемешиваются и распределяются между игроками поровну. По жеребьёвке или считалке начинает тот, у кого есть картинка с началом любого из сюжетов, её и выкладывают на середину, следующие игроки по очереди выкладывают по порядку «продолжение», «середину», «конец» начатой истории.

Игровое упражнение:  «Семь колец бросаю – всеми попадаю».

Используемые материалы:

Кольцеброс. Деревянная игровая панель с 7-ю штырями, кольца-жгуты, цветные шарики.

Цель: 

стимулирует способности цветоразличения, укрепляет все группы мышц и суставов руки и кисти, тренирует собранность, внимательность, развивает глазомер, точность, ловкость, умение  зрительно рассчитывать расстояние.

Краткое описание:

игровая задача - на каждый из штырей надо кинуть кольцо из цветного жгута с деревянным шариком внутри, окрашенным в тот же цвет.

"Короткие цепочки"

Используемые материалы:

Настенная полка с висящими на ней, на маленьких крючках 10-ю цепочками, каждая из которых соответствует квадрату из стержней  с цветными бусинами со стороной от 1 до 10, разноцветные карточки со стрелками.

Цель: построить линейные числа. Учить считать числа, пропуская некоторые из них по определённому правилу. Опосредованная подготовка к умножению.

Краткое описание:

Взрослый предлагает ребёнку выбрать любую цепочку и показывает ему, как эту цепочку держать. Он кладёт цепочку по всей длине на ковёр и приносит карточки, соответствующего её, цвета. Взрослый предлагает ребёнку пересчитать бусины первого стержня слева направо и около каждой бусины кладёт соответствующую ей стрелку. Затем ребёнок продолжает считать сам и на конце каждого следующего стержня кладёт стрелку с подходящим числом.

«Мы  играем в зоопарк».

Используемые материалы:

Деревянная коробочка, 18 силуэтных, неокрашенных деревянных фигурок животных,  2 ёлочки, дерево и 3 кустика, зелёный коврик.

Цель: расширить кругозор детей об обитателях зоопарка и правилах поведения в зоопарке,  обогащать словарный запас  глаголами: лает, рычит, блеет, мычит, хрюкает, ржёт, трубит, воет, визжит, сопит, фырчит и т.д.

Краткое описание:

«Что внутри – угадай и посмотри». 
Взрослый достаёт коробку и предлагает детям догадаться, глядя на рисунок на крышке, что внутри. Открывает тот, кто высказал верное предположение (или сумел прочитать надпись). Затем детям предлагается рассмотреть всех «обитателей зоопарка» и расставить их на зелёном коврике.

«Налево-направо».
1-я команда «направо» будет называть тех животных, которые смотрят направо, а 2-я команда будет называться «налево» и называть своих обителей зоопарка.

«Найди домашних-диких животных»
Из всех животных предлагается выбрать только домашних или только диких животных и назвать их, а затем рассказать, где их видели (в деревне, в лесу, зоопарке), чем животные запомнились, как они и что едят, пьют, какие звуки издают.

«Угадай на ощупь»
Фигурки закрываются салфеткой (или помещаются в «чёрный ящик» с прорезями для кистей рук, или в «чудесный мешочек»). Необходимо нащупать одну фигурку и определить, что это за животное, назвать громко, и только затем достать.

                     2 занятие

                         УПЖ

                       4 занятие

Исследовательская деятельность

                       6 занятие

          Сенсорное развитие

                      8 занятие

                        ФЭМП

«Маленькая хозяюшка» - настольно-печатная игра.

Используемые материалы:

Игровое поле, кулинарное меню, фигурки хозяюшек, карточки с изображением продуктов, кухонных принадлежностей, кубик.

Цель: развивать интерес к самостоятельному приготовлению настоящих блюд, воображение, интеллект, память, восприятие, чувство меры,  внимательность. 

Краткое описание:

Каждый участник получает кулинарное меню. В процессе одной игры участникам предстоит приготовить что-то одно: либо завтрак, либо обед, либо ужин. На игровом поле расположены дома хозяюшек, рынок и магазин. Все карточки с продуктами  раскладываются на игровом поле. В ходе игры участники передвигаются по полю, ходить можно в любом направлении, количество шагов определяется броском кубика. 

«Как снег превращается в воду, а вода в пар»

Используемые материалы:

Снег, тазик, электрочайник.

Цель: пронаблюдать превращение снега в воду, закрепить агрегатные состояния воды.

Краткое описание:

«Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори-групп. Часть 2. Вода и воздух», с.17-18.

«Сенсино».

Используемые материалы:

Деревянный стенд, на поверхности которого, по кругу, расположены 12 отверстий для руки, полотняные мешочки, магнитные и немагнитные фишки.

Цель: развитие тактильного восприятия, автоматизация навыка распознавания геометрических фигур, развитие коммуникативных навыков.

Краткое описание:

Магнитные фишки ставятся на магниты рулетки, находящиеся в центре мольберта, а немагнитные раскладываются в «норки». Игрок должен на ощупь найти в норках пару к каждой магнитной фишке. Фишка, к которой нужно на ощупь найти пару, определяется с помощью рулетки с металлическим шариком внутри, которую раскручивает игрок.

«Поможем Буратино»

Используемые материалы:

карточки с цифрами и предметными картинками, листы пенопласта, канцелярские гвоздики со шляпкой, клубочки ниток, ткань, печатки из ластика, гуашь, магнитофон, декорация весеннего леса.

Цель: закрепить счёт в пределах 5, умение соотносить количество предметов с числом, его обозначающим, закрепить знание геометрических фигур, геометрических тел, величины, цвета.

Краткое описание:

http://www.maam.ru/detskijsad/-pomozhem-buratino.html

                                                                                                                         

                                                                                                                          АПРЕЛЬ

                   I неделя

                   II неделя

                   III неделя

                   IV неделя

                       1 занятие

                  Развитие речи

                     3 занятие

            Сенсорное развитие

                    5 занятие

                     ФЭМП

                       7 занятие

        Познавательное развитие

«До и после»  –  пазлы.

Используемые материалы:

Деревянное пособие из 10-ти панелей, каждая из которых разделена на 3 части по принципу «до и после».

Цель:  развитие аналитического восприятия, внимания, наблюдательности и способности к анализу, обобщениям, формирование объяснительной речи: составление сложных предложений с целевыми и причинными отношениями.

Краткое описание:

«Что было – что стало». 

Расскажи, что было, а что стало с изображёнными растениями, предметами, явлениями, соединяя части картинок.

 «Смотри и говори». 

Покажи начало и конец. Покажи среднюю часть картинки, назови то, что видишь.

«Переверни все картинки».

Разложи, перемешай и найди серединки. Сосчитай все серединки и все части пособия. 

Игры с живым песком.

Используемые материалы:

Пластмассовый контейнер для песка, живой песок «Лайт», 3 формочки для лепки.

Цель:  развитие тактильных чувств, воображения, навыков расслабления, снятие напряжения, мышечных зажимов, снижение агрессивности и гиперактивности.

Краткое описание:

«Ручеёк течёт» - взрослый льёт воду на одну часть песка тонкой струйкой из кувшинчика.

«Дождик моросит» - другая часть песка увлажняется через разбрызгиватель.

«Необыкновенные следы»: ребёнок кулачками и ладошками с силой надавливает на кинетический песок («Идут медвежата»); кончиками пальцев ребёнок ударяет по поверхности песка («Прыгают зайчики»); ребёнок расслабленными пальцами рук делает поверхность песка волнистой («Ползут змейки»); ребёнок двигает всеми пальцами, имитируя движения насекомых («Ползут жучки»).

«Золотые бусины»

Используемые материалы:

Ящик, содержащий бусины золотого цвета. Бусины могут использоваться по отдельности (единицы), соединяться в стержни (десятки), квадраты (10 стержней, 100 бусин) и кубы (10 квадратов, 1 000 бусин). К набору прилагается несколько подносов.

Цель: развивать математические способности, стимулировать мелкую моторику.

Краткое описание:

Ставится поднос, на котором лежат 10 бусин, 1 стержень, 1 квадрат и 1 куб. Взрослый называет единицы, десяток, сотню и тысячу. При этом он подчеркивает их форму. Затем предметы смешивают и ребёнку предлагают указать на единицу, десяток, сотню или тысячу. После этого ребёнок должен пересчитать количество бусин в одном стержне и узнать, сколько единиц содержит десяток, после чего определяется количество десятков в сотне и количество сотен в тысяче. Таким образом, до сведения ребенка доводят особое значение числа 10 для десятичной системы счисления.

«Найди пару».

Используемые материалы:

100 карточек в картонной коробке, игровой кубик.

Цель: cпособствовать укреплению концентрации внимания, зрительной памяти, мелкой моторики руки. Познакомить детей с разнообразием предметного мира.

Краткое описание:

Перед тем, как начать игру, рассматриваем с детьми все картинки, обсуждаем их и находим те, что образуют одну. Объяснить детям смысл слова "пара", что каждая картинка состоит из двух половинок.

                         2 занятие

                         УПЖ

                       4 занятие

Исследовательская деятельность

                    6 занятие

          Сенсорное развитие

                      8 занятие

                        ФЭМП

Практическое занятие «Забота о самом себе».

Используемые материалы: щётка, губка, крем для обуви, стиральный порошок, мыло, тазик, утюжки для сушки обуви, кусочек мягкой ткани., носовой платочек.

Цель: развивать самостоятельность, координацию движений, последовательность действий. Воспитывать опрятность и аккуратность.

Краткое описание:

Объяснить и научить ребёнка правильно мыть руки, чистить обувь с использованием специальных предметов, стирать мелкие предметы одежды, соблюдая определённую последовательность действий.

«Вода, как растворитель и  её температура».

Используемые материалы:

Вода, 3 стакана, краски, соль, сахар, термометр, кипятильник.

Цель: обнаружить свойства воды растворять некоторые вещества. Научить измерять температуру воды.

Краткое описание:

«Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори –групп. Часть 1. Вода» с.17-18, 25-26.

Игровая панель «Лабиринт».

Используемые материалы:

Двусторонняя неокрашенная деревянная панель с фигурными сквозными прорезями в виде волн, зигзагов, лабиринтов и т.д.

Цель: развитие цветоразличения, тренировка мышц кистей руки и лучезапястного сустава. Создаёт условия для подготовки руки к сложным действиям, в том числе - к письму.

Краткое описание:

Д/упражнение «Кто быстрее», «Дорогу уступай, по цвету собирай».

«Геометрический этюд».

Используемые материалы:

Деревянные геометрические фигурки различных размеров, набор карточек, соответствующих фигурам.

Цель: утончение зрительного чувства, сравнение и сопоставление форм различных размеров, развитие тонкой моторики, подготовка к геометрии.

Краткое описание:

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен, с.137-141.

 

                                                                                                                                          МАЙ

                  I неделя

                  II неделя

              III неделя

              IV неделя

                     1 занятие

                 Развитие речи

                     3 занятие

            Сенсорное развитие

                   5 занятие

                     ФЭМП

                   7 занятие

        Познавательное развитие

 «Противоположности» - домино.

Используемые материалы:

20 карточек в коробке, на каждой карточке по 2 картинки.

Цель: познакомить с темой "антонимы", обогащать словарный состав речи, кругозор.

Краткое описание:

На рисунках-карточках изображены противоположные, антонимичные друг другу ситуации. Они находятся на разных полюсах одного и того же явления, характеризуют его с диаметрально противоположных сторон. Задача игроков - найти к имеющейся картинке пару "наоборот". 

Занятие «Волшебные дощечки»

Используемые материалы:

Древесный ящик с цветными дощечками и нанесёнными на них цифрами   буквами.

Цель: способствовать процессу запоминания, так как при этом используются все модальности памяти: зрительная, тактильная и слуховая.

Краткое описание:

ребёнок кладёт перед собой несколько табличек с шершавыми цифрами и закрывает или завязывает глаза. Он ощупывает шершавые цифры на табличках и пытается угадать, каким числам они соответствуют.

«Математические бусины»

Используемые материалы: на альбомном листе нарисована чёрно-белая пирамидка из бусин, на другом листе изображается точно такая же пирамидка, но уже цветная, ниже неё изображаем цифры от 1 до 10, а рядом – соответствующее количество бусинок определённого цвета, цветные карандаши.

Цель:

создавать благоприятную среду для развития  математических способностей. Развить моторику пальчиков рук и способствует плавному переходу от конкретного мышления к абстрактному. 

 Краткое описание:

http://montessoriself.ru/montessori-matematika/

«Отношения» - домино.

Используемые материалы:

Деревянная коробка с фанерными карточками. Карточки разделены на 2 половинки, на которых нарисованы различные предметы.

Цель: развивать ассоциативное причинно-следственное мышление, обратную память и аналитическое восприятие, умение устанавливать связи между предметами и явлениями.

Краткое описание:

Учить составлять ассоциативные цепочки, впоследствии выстраивая на их основе рассказы и истории.

                         2 занятие

                         УПЖ

                       4 занятие

Исследовательская деятельность

                    6 занятие

          Сенсорное развитие

                      8 занятие

                        ФЭМП

«Забота об окружающей среде»

Используемые материалы:

Клеёноки, фартучки, лейка, вода, тазик, тряпочка, кисточка, деревянная палочка.

Цель: развивать самостоятельность, умение заботиться об окружающей среде, познакомить с предметами, существующими в помощь людям, воспитывать аккуратность, эстетическое восприятие.

Краткое описание:

Научить ребёнка ухаживать за комнатными растениями, используя специальные приспособления, воспитывать любовь к живой природе.

«Практическая Монтессори-педагогика» Е. Хилтунен, с.67.

«Фокус с магнитом»

Используемые материалы:

Магнит, металлические предметы, лист бумаги, небольшой кусочек стекла.

Цель: дать детям представление о магните, предметы из каких материалов им притягиваются, как можно действовать им через бумагу, стекло.

Краткое описание:

«Работа в лаборатории для дошкольных Мнтессори-групп. Часть 3. Огонь. Магнит», с.8-11.

 

Игровое упражнение: «Волшебный молоточек».

Используемые материалы:

древесная горка и 5 разноцветных шаров, деревянный молоточек. 

Цель: 

развивает моторику, координацию движений, ловкость, наблюдательность и глазомер ребёнка, позволяет установить причинно-следственные связи.

Краткое описание:

ребёнок устанавливает шарик определённого цвета в отверстие такого же цвета платформы-каталки, ударяет по нему молоточком или пальчиками, и шарик падает вниз, катится по лабиринту и выкатывается в жёлоб снаружи платформы.

«Весёлые прищепки»

Используемые материалы:

Разноцветные, пластмассовые прищепки, плоские предметы: линейка, силуэты предметов, вырезанных из картона: ёлочка, мячик  и т.п.

Цель: развивать цветовосприятие, мелкую моторику, координацию движений, закреплять количественный счёт, вызвать положительные эмоции.

Краткое описание:

Рассматриваем прищепки. Показываем детям,  как их можно цеплять к любому плоскому предмету, например, к картонке, широкой линейке, тарелке, разносу. Со временем, задачу можно усложнить: попросить закрепить прищепки на натянутой верёвке. Чтобы занятия были более увлекательные – можно сделать специальные картонные заготовки, например, можно вырезать силуэты ёлочки и солнышка. Ребёнку будет гораздо интереснее цеплять ёлочке иголки из прищепок, а солнышку - лучики. И сосчитать их.

                                                                                                                                 

                                                                                                                                   СЕНТЯБРЬ

                  I неделя

                  II неделя

                  III неделя

                  IV неделя

                   1 занятие

                 Развитие речи

                     3 занятие

            Сенсорное развитие

                    5 занятие

                     ФЭМП

                     7 занятие

        Познавательное развитие

«Рабочие и музыкальные инструменты»

Используемые материалы:

Музыкальные инструменты: дудочка, маракас, металлофон, погремушка, бубен. Рабочие инструменты: отвёртка, молоток, плоскогубцы, шило.

Цель: обогащать кругозор детей,  активный словарь, учить различать и называть предметы окружающего мира, отрабатывать правильное произношение звуков, развивать мелкую моторику, сенсомоторную координацию.

Краткое описание:

«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори – группах», с.34-36

«Набор для комбинаторики».

Используемые материалы:

Деревянная разборная игрушка из 8-ми деталей.

Цель: развивает мелкую моторику, тренирует точность и ловкость рук. Способствует развитию пространственного мышления, творческих способностей.

Краткое описание:

Благодаря простому конструктору, дети научатся прикручивать детали, комбинировать, и обращаться с резьбой правильно. Это позволит им создавать разные конструкции по замыслу.

«Крышки-баночки» - величина.

Используемые материалы:

бутылочки, пузырьки, баночки из-под витамин с крышками разного размера.

Цель: развивать глазомер, мелкую моторику, знакомить с понятиями «больше-меньше».

Краткое описание:

Отвинтите крышки и пробки с нескольких бутылочек разных размеров. Показываем ребёнку, как подбираются и завинчиваются крышки вновь.

Тактильное лото» (животные) - развивающая настольная игра.

Используемые материалы:

Игровое поле со стрелкой (игровое поле разделено на 6 блоков по текстуре) и 18 разноцветных карточек с изображением зверей и их шёрсткой. 

Цель: развивать мелкую моторику, логическое мышление, тактильные ощущения.

Краткое описание:

Все фигурки выкладываются на стол в произвольном порядке. Игрок крутит стрелку на игровом поле и находит фигурку, на которую показывает стрелка, ставит фигурку на место, соответствующей текстуры.

                         2 занятие

                         УПЖ

                        4 занятие

Исследовательская деятельность

                    6 занятие

          Сенсорное развитие

                      8 занятие

                        ФЭМП

«Забота о самом себе»

Используемые материалы:

Рамки-застёжки с пуговицами, молниями, кнопками, ремнями.

Цель: развивать мелкую моторику, концентрацию внимания, самостоятельность, координацию движений, последовательность действий.

Краткое описание:

1. «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н., с. 32-46.

2. «Практическая Монтессори-педагогика». Е. Хилтунен, с.45.

«Тонет-плавает»

Используемые материалы:

Деревянный брусок, металлический шарик, ведёрко с водой, резиновый мячик, пластиковый шарик.

Цель: определить, какие предметы плавают, а какие тонут, обучать простой классификации, учить делать выводы по наблюдениям.

Краткое описание:

«Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори-групп. Часть 1.Вода», с.5-8.

«Большой лабиринт с бусинами».

Используемые материалы:

Деревянная коробка кубичекой формы, на верхнем основании которого размещаются лабиринты из дорожек и проволок с бусинами.

Цель: развитие логики, воображения, пространственного мышления, мелкой моторики, сосредоточенности, координации, внимания. Учит концентрироваться, различать цвета и формы, количественный счёт.

Краткое описание:

Продвигая бусины по проволоке, можно проследить извилистый путь проволоки от начала до конца. Деревянные фигурки животных и транспорта можно передвигать по дорожкам лабиринта. Возможности куба неисчерпаемы. Это самая долгоиграющая игрушка для малыша.

"Цветные дорожки".

Используемые материалы:

Разноцветный бисер, мелкие фигурки животных.

Цель: развивать цветовосприятие, мелкую моторику руки.

Краткое описание:

Бисер аккуратно рассыпается на стол тремя пальцами ("щепоткой") виде дорожек к разному животному. Размер дорожки желательно определить заранее, чтобы малыш учился равномерно распределять материал.

                                                                                                                     

                                                                                                                        ОКТЯБРЬ

               I неделя

                  II неделя

                III неделя

                IV неделя

                   1 занятие

             Развитие речи

                     3 занятие

            Сенсорное развитие

                    5 занятие

                     ФЭМП

                 7 занятие

        Познавательное развитие

1.Тематическое занятие «Зимующие и перелётные птицы».

2. Звуковые игры с коробочкой мелких предметов, начинающихся на звук «р».

Используемые материалы:

Иллюстрации птиц, кормушка, крупа, коробочка, мелкие предметы.

Цель: обогащать словарь детей, подбирать обобщающие слова, развивать фонематический слух, сенсомоторную координацию.

Краткое описание:

«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори-группах», с.29-30.

«Тактильная дорожка»

Используемые материалы:

7 деревянных ящиков с разными тактильными поверхностями.

Цель: развитие тактильных ощущений при ходьбе босиком, массаж ног, тренировка координации движения, концентрации внимания, учить детей владеть своим телом.

Краткое описание:

П/и: «Пройди по дорожке»

Ящики с разными тактильными поверхностями выкладываются в дорожку. Звучит тихая музыка. Можно расставить руки в стороны для равновесия. Ступни ног чувствуют шершавые и гладкие участки дорожки. Дети стараются двигаться красиво, грациозно.

Практическое занятие «Бумажные шарики и колбаски» - форма.

Используемые материалы:

Белые и цветные листы бумаги.

Цель: развивать мелкую моторику, познакомить с понятиями «круглый», «вытянутый», «длинный».

Краткое описание:

Научить ребёнка мять бумагу и катать из мятых листов бумажные шарики. Ещё одним полезным занятием является отщипывание - открывание пальчиками от целого листа бумаги маленьких кусочков. Показать,  как скатывать рулончики из бумажных полосок.

 «Наша семья» - настольно-печатная игра.

Используемые материалы:

Игровое поле, 225 карточек, фишки, кубик.

Цель: учить самостоятельно принимать решения, планировать семейный бюджет, правильно выстраивать отношения с близкими людьми и легче адаптироваться во взрослом мире.

Краткое описание:

Игра начинается со «Свадебного торжества». В игре необходимо пройти большой жизненный путь и набраться опыта в семейной жизни. В ходе игры  предстоит воспитание детей, смена профессий, покупка недвижимости и автомобилей, оплата налогов, встреча с друзьями и многое другое. 

                  2 занятие

                    УПЖ

                      4 занятие

Исследовательская     деятельность

                      6 занятие

          Сенсорное развитие

                      8 занятие

                        ФЭМП

«Особая форма движения»

Используемые материалы:

Мешочки с песком, верёвка, аудиозапись спокойной композиции.

Цель: развивать крупную моторику, координацию движений, концентрацию внимания, вырабатывать правильную осанку, чувство равновесия.

Краткое описание:

Раскладываем на ковре верёвку в форме эллипса, научить детей красиво и грациозно двигаться, выдерживая ритм и темп мелодии, переносить предметы на голове.

Практическое занятие «Горит-не горит»

Используемые материалы: свеча, кусочек бумаги, ткани, пластмассы, щепка.

Цель: дать детям представление о понятиях: горит, не горит, плавится; горючих и не горючих материалах. Огонь-друг, огонь-враг.

Краткое описание:

«Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори-групп. Часть3. Огонь. Магнит», с.1-2.

«Коробочка с тканями»

Используемые материалы:

небольшая коробочка, содержащая по паре кусочков каждой ткани различной текстуры (шёлк, хлопок, шерсть, мохер и т.п.).

Цель: развивать тактильные ощущения, обогащать кругозор.

Краткое описание:

Показываем детям три пары кусочков ткани, наиболее контрастирующих по текстуре; затем перемешиваем их и просим ребёнка найти пары, ощупывая их руками; когда ребёнок поймёт смысл упражнения, добавляем другие кусочки ткани; усложнение: проделать то же самое с завязанными глазами.

«Графический диктант»

Используемые материалы:

Листы бумаги в клетку, цветные карандаши.

Цель: учить ориентироваться на листе бумаги, развивать мелкую моторику, зрительную память, внимание.

Краткое описание:
Художественное слово:

На ветке – не птичка,

Зверёк-невеличка,

Мех, тёплый, как грелка.

Кто же это? (Бела).

Отгадав загадку, ребёнок рисует по клеточкам белку.

                                                                                                                     

                                                                                                                   НОЯБРЬ

                     I неделя

                  II неделя

                  III неделя

                IV неделя

                    1 занятие

               Развитие речи

                     3 занятие

            Сенсорное развитие

                   5 занятие

                     ФЭМП

                     7 занятие

        Познавательное развитие

1. Тематическое занятие «Деревья».

2. Подготовка руки к письму: рисование «звуковых дорожек».

Используемые материалы:

Иллюстрации деревьев, белые листы бумаги, карандаши.

Цель: обогащать словарь детей, учить различать и называть живые существа и предметы окружающего мира, подбирать обобщающие слова, развивать сенсомоторную координацию.

Краткое описание:

«Развитие речи, обучение письму в д/ш Монтессори-группах», с. 38-41.

Грузовик «Собери сам».

Используемые материалы:

Деревянная разноцветная машинка.

Цель: рзвивать мелкую моторику, координацию движений, пространственное мышление. 

Краткое описание:

Ребёнку предлагается собрать машинку из отдельных деталей и обыграть по замыслу.

"Веретена"

Используемые материалы:

2 ящика, в каждом по 5 отделений. На задней стенке первого ящика, напротив отделений, стоят цифры от 0 до 4. На задней стенке второго – от 5 до 9.

Цель: узнать множество чисел 0-9, разбитое на единицы. Выучить последовательность цифр 1-9. Узнать понятие 0.

Краткое описание:

В отделениях ящиков  с веретёнами лежит каждый раз соответствующее количество веретён, которые скреплены резиновым кольцом. Ребёнок узнаёт, что множество можно представить так же, как определённое количество отдельных предметов.

http://chudo-udo.com/metodika-montessori/zanyatiya/item/1324-zanyatie-veretena

Игра «Мемори» - настольная игра.

Используемые материалы:

24 деревянных плитки с изображением 12-ти различных видов животных.

Цель: тренировать визуальную память, внимательность, усидчивость, способствовать развитию образного и логического мышления.

Краткое описание:

Карточки перемешиваются, и из них выкладывается игровое поле изображениями вниз. Каждый игрок за один ход открывает две карточки. В случае если они одинаковые, то он забирает карточки себе и делает ещё один ход. В противном случае, карточки кладутся на прежние места, «рубашками» вверх и ход переходит к другому игроку.

                  2 занятие

                    УПЖ

                     4 занятие

Исследовательская деятельность

                      6 занятие

          Сенсорное развитие

                     8 занятие

                        ФЭМП

«Складывание»

Используемые материалы:

Листы белой бумаги, салфетки.

Цель: развивать координацию движений, мелкую моторику, внимание, подготовка к сворачиванию и разворачиванию бумаги.

Краткое описание:

Дать детям понятие ОРИГАМИ.

Научить детей сворачивать и разворачивать бумагу разными способами.

1. «Основные упражнения практической жизни». Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н., с.6-15.

2. «Практическая Монтессори-педагогика», Е. Хилтунен, с.23-26.

Направление: я и моё тело. «Органы чувств»  –  домино.

Используемые материалы:

20 карточек в картонной коробке, на каждой карточке по 2 картинки: картинка на левой стороне изображает лицо и руки, а картинка на правой стороне – различные предметы, вещи, кушанья.

Цель: развивать наблюдательность, внимание к органам, предпосылки логического мышления, обогащать  лексический и грамматический строй, связную речь.

Краткое описание:

Взрослый предлагает: «Ну-ка, прикрой - ка ладошками глазки! Что ты видишь? Правильно, ничего. Понравилось бы тебе жить всегда в темноте? Вряд ли. А теперь заткни поплотнее пальчиками ушки. Слышишь что-нибудь? Нет. Весело ли будет жить в мире, погружённом в тишину? Наверно, нет. А что же делает для нас мир видимым, слышимым и таким удивительным? Конечно, это наши помощники - органы чувств: глаза, уши, нос и язык.

«Подъёмный кран Plan Сity».

Используемые материалы:

Машинка-игрушка из каучукового дерева. 

Цель: способствовать расширению кругозора, развивать мелкую моторику и координацию руки-глаза.

Краткое описание:

Этот грузоподъёмный кран имеет все характеристики реального строительного транспортного средства. Основание может поворачиваться на 360 градусов, стрела крана может быть полностью вытянута, поднята или опущена. Кран оснащён подвешенным крюком и действующим шкивом для поднимания груза. С/р игра: «Мы строители».

"Цифры и кружки"

Используемые материалы:

Ящик с цифрами 1-10, 55 кружков.

Цель: выучить числовой ряд 1-10, подготовка к усвоению понятия чётного и нечётного числа.

Краткое описание: 

учить смешивать цифры и раскладывать их друг за другом в правильном порядке. Затем положить под каждой цифрой соответствующее количество кружков. При чётных числах строится  двойной ряд. При нечётных последний кружок кладётся под последней парой кружков посередине.

                                                                                                                     

                                                                                                                         ДЕКАБРЬ

                     I неделя

                  II неделя

                  III неделя

                IV неделя

                      1 занятие

                  Развитие речи

                        3 занятие

            Сенсорное развитие

                   5 занятие

                     ФЭМП

                       7 занятие

        Познавательное развитие

«Кроссворды и ребусы»

Используемые материалы:

Детские кроссворды, ребусы, головоломки.

Цель: расширять лексический запас, развивать память, усидчивость, обогащать кругозор.

Краткое описание:

детям предлагаются различные виды ребусов и головоломок.

«Мягкие кирпичики»

Используемые материалы:

Конструктор из полимера из 9-ти деталей.

Цель: координация движений, развитие пространственного мышления, цветовосприятия, фантазии, воображения.

Краткое описание:

Учить соединять и разъединять детали, создавая несложную конструкцию.

Логические задачи.

Используемые материалы:

Иллюстрации с играми-задачами.

Цель: развивать логическое мышление, научить детей анализировать, сравнивать, обобщать. Воспитывать внимательность и любознательность.

Краткое описание:

Детям предлагается серия картинок «Что правильно, что не правильно», «Что перепутал художник?», «Найти отличия» и т.п.

«Человек и его окружение» - звуковое лото.

Используемые материалы:

4 карточки по 24 картинки в деревянной коробке, фишки, СД диск.

Цель: развивать наблюдательность, внимание, тембровый слух.

Краткое описание:

В течение 20-ти минут дети знакомятся с окружающими человека звуками (шум ветра, сигнал авто, плач, шум самолёта и т.п.) на диске, а затем, услышав звуки, участники игры закрывают соответствующее ему изображение на игровой карточке фишкой.

                  2 занятие

                     УПЖ

                      4 занятие

Исследовательская деятельность

                    6 занятие

          Сенсорное развитие

                     8 занятие

                        ФЭМП

«Особая форма движения»

Используемые материалы:

Хорошо проветренная комната, удобная мебель для сидения.

Цель: воспитывать осознанное восприятие тишины, развивать самообладание, усидчивость, концентрацию внимания, терпение, умение расслабляться.

Краткое описание:

Установить тишину в комнате, научиться её сохранять, стараться быть неподвижным непродолжительное время.

1. «Основные упражнения практической жизни», Пермякова Л.В., Смирнова Н.Н., с.74-78.

«Извержение вулкана»

Используемые материалы:

макет горы вулканического происхождения, вода, гуашь красного цвета, моющее средство для посуды, сода, уксус, кофейная, чайная и столовая ложки,  таз с водой, лупы, кусочки пемзы, камешки, бумажные полотенца.

Цель: познакомить детей с природными явлениями, расширять знания детей об окружающем мире, познакомить с явлением неживой природы – извержением вулкана, обогащать кругозор. В процессе детского экспериментирования удовлетворять потребности детей в познании, самостоятельности, радости и удовольствии, развивать познавательную активность, воспитывать бережное отношение к природе.

Краткое описание:

«Работа в лаборатории для дошкольных Монтессори-групп. Часть 3. Огонь. Магнит», с. 20.

«Весовые и цветные таблички».

Используемые материалы:

Древесные ящики с табличками, различными по цвету и весу.

Цель: развивать цветовосприятие, тренировать мелкую моторику, барические чувства (чувства тяжести).

Краткое описание:

Ребёнок приносит на рабочий стол коробочку с табличками, открывает крышку и раскладывает их в беспорядке. Взрослый предлагает ребёнку показать, что делают с этими наборами табличек: отыскивает глазами такую же, сравнивает её с уже лежащей и кладёт рядом цвет к цвету. Или раскладывает их по степени тяжести.

Бусы "Гусеница"

Используемые материалы:

В состав набора входит 11 деталей из дерева со сквозными отверстиями и шнурок. На обеих сторонах шнурка закреплены деревянные наконечники-иголки.

Цель: развивать глазомер, логику, координацию движений, цветовосприятие, мелкую моторику.

Краткое описание:

Учить детей складывать гусеницу, сортируя бусинки по цветам,  обследовать и изучать пальчиками объёмные фигуры.


                                                                                                                                                                                                                 Разработчик:

                                                                                                                                                                                             Трофимова А.А., воспитатель

                                                                                                                                                                                              реабилитационного отделения

                                                                                                                                                                                               

                                                                                                                         Урай, 2015г.                                                                                                                                   


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Открытая форма занятия с использованием элементов технологии развития критического мышления при обобщении темы "Имя прилагательное" 6 класс

Урок русского языка в 6 классе с использованием элементов технологии РКМ при обобщении темы "Имя прилагательное" (региональный компонент)...

Методическая разработка «Использование элементов методики В.Ф. Шаталова на уроках математики»

Хотелось бы поделиться с участниками конкурса своим небольшим опытом использования элементов методики В.Ф. Шаталова на уроках математики....

Использование элементов методики ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе

Использование элементов методики ТРИЗ в воспитательно-образовательном процессе...

Конспект интегрированного занятия с использованием элементов здоровьесберегающих технологий (сказкотерапия, логоритмика, синквейн) Тема : «В гостях у сказки»

Интегрированное занятие: «В гостях  у сказки», для детей подготовительного возраста с ОНР является закрепляющим по лексической теме  «Дикие животные» и проводится в интеграции с воспит...

Сохранение психического здоровья и эмоционального благополучия детей младшего школьного возраста на коррекционных занятиях посредством использования элементов психогимнастики

Одной из главных целей школьного образования является создание и поддержание психологических условий, обеспечивающих полноценное психическое и личностное развитие каждого ребенка. . В данной статье пр...

Научная статья "Использование элементов методики преподавания русского языка как иностранного на уроках второго иностранного (немецкого) языка

Существуют противоположные мнения, опираться ли на родной (русский) язык при обучении иностранному языку. Часто даже выражается мнение, что учитель должен сам знать не менее двух иностранных языков и ...