Методические рекомендации по организации работы по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних в образовательной организации
материал по теме

Вихарева Надежда Юрьевна

Методические рекомендации предназначены для зам. директоров по воспитательной работе, социальных педагогов общеобразовательных организаций

Скачать:


Предварительный просмотр:

Методические рекомендации

 по организации работы по профилактике асоциального поведения

среди несовершеннолетних в образовательной организации

В соответствии с Федеральным законом Российской Федерации №120-ФЗ от 24 июня 1999 года «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних» в компетенцию учреждений общего образования входят:

         1. Оказание социально-психологической и педагогической помощи несовершеннолетним, имеющим отклонения в развитии или поведении либо проблемы в обучении, при которой осуществляется:

         - постановка на внутришкольный профилактический учет детей, имеющих отклонения в развитии и поведении либо отклонения в обучении;

         - проведение систематической медико-психолого-педагогической диагностики этих детей;

         - разработка индивидуальных маршрутов (планов, программ) коррекции несовершеннолетних, их дальнейшего развития;

         - привлечение необходимых специалистов (медицинских работников, социальных работников, юристов и др.)  для проведения консультаций с детьми и родителями, оказания им адресной помощи;

         - разработка педагогами (методическими объединениями) индивидуальных образовательных программ для обучения детей, имеющих отклонения в развитии или поведении;

         - осуществление постоянного педагогического наблюдения (контроля) за поведением учащихся этой категории, посещением учебных занятий, освоением образовательных программ и регулирование ситуации в пользу ученика.

         2. Выявление несовершеннолетних, находящихся в социально опасном положении, а также не посещающих или систематически пропускающих по неуважительным причинам занятия в образовательных учреждениях, принятие мер по их воспитанию и получению ими основного общего образования. Работа в этом направлении предусматривает:

         - разработку системы ежедневного учета детей, не пришедших на учебные занятия с выяснением причин отсутствия ребенка в школе и принятием оперативных мер по его возвращению;

- направление информации о количестве несовершеннолетних, не посещающих или систематически пропускающих учебные занятия в муниципальный  орган управления образованием на 5 число каждого месяца учебного года;

- совершенствование системы воспитания в образовательном учреждении на основе развития воспитательной системы, детского самоуправления, повышения воспитательного потенциала урока;

-обеспечение максимального охвата детей образовательными программами дополнительного образования;

- разработку мер поддержки и контроля по каждому обучающемуся и его семье, находящимся в группе риска;

- организацию деятельности классных руководителей по профилактике безнадзорности и правонарушений среди обучающихся;

- проведение мероприятий для родителей по профилактике семейного неблагополучия и предупреждению асоциального поведения учащихся (в том числе «родительский всеобуч»).

         3. Выявление семей, находящихся в социально опасном положении и оказание им помощи в обучении и воспитании детей:

         - организация обходов микроучастка школы с целью выявления несовершеннолетних детей, подлежащих обучению и определения условий, в которых они проживают;

- организация работы общественного инспектора по защите прав детей, посещение им семей группы риска и семей, находящихся в социально опасном положении (составление актов обследования жилищных условий, подготовка документов для оформления ребенка в государственное учреждение или под опеку);

- организация работы социального педагога по работе с семьями, находящимися в социально опасном положении, выявление таких семей методами наблюдения, сообщений от соседей, учащихся, участкового инспектора, медицинского работника;

- организация рейдов в микрорайоне образовательного учреждения совместно с полицией, комиссией по делам несовершеннолетних, органами социальной защиты и др.;

- создание банка данных на неблагополучные семьи и семьи группы риска;

     - привлечение органов родительскогосоуправления, попечительских и управляющих советов к работе с семьями, не выполняющими обязанности по воспитанию детей;

     - принятие необходимых мер по лишению родительских прав и устройству ребенка в учреждение для детей-сирот и детей, оставшихся без попечения родителей;

     - организация индивидуальных учебных занятий для ребенка, долгое время не посещавшего образовательное учреждение;

         - создание банка данных в виде социальных паспортов на каждую семью, находящуюся в социально опасном положении;

     - обеспечение индивидуального подхода к обучению детей из семей, находящихся в социально опасном положении (использование  интегрированных форм обучения, индивидуальных образовательных программ, специальных педагогических технологий, занятий во внеурочное время).

4. Обеспечение организации в образовательных учреждениях общедоступных спортивных секций, технических и иных кружков, клубов и привлечение к участию в них несовершеннолетнихпредусматривает:

- развитие системы дополнительного образования детей в общеобразовательном учреждении;

         - разработка и реализация программ дополнительного образования детей, привлечение к занятиям по этим программам детей, требующих особо педагогического внимания;

         - организация постоянного мониторинга посещаемости детьми группы риска спортивных секций, творческих коллективов, факультативов, занятий в студиях, клубах;

         - обеспечение занятости несовершеннолетних, находящихся в трудной жизненной ситуации в каникулярное время.

         5. Осуществление мер по реализации программ и методик, направленных на формирование законопослушного поведения несовершеннолетнихчерез:

     - организацию в рамках воспитательно-профилактической работы мероприятий по формированию  правовой культуры, гражданской и уголовной ответственности у учащихся (проведение акций, коллективных творческих дел, нестандартных учебных занятий и т.д.);

- включение в учебный план образовательного учреждения предметов, образовательных модулей, направленных на формирование законопослушного поведения учащихся;

- использование педагогами школы современных технологий правового обучения и воспитания – тренингов, деловых и ролевых игр, социального проектирования, компьютерного программирования, совместной продуктивной деятельности и т. д;

- организацию участия школьников в реализации социально значимых проектов, конкурсов, акций, направленных на формирование гражданско-правового сознания  учащихся;

- привлечение ведомств, общественных организаций, учреждений культуры, науки, спорта, здравоохранения, родительской общественности для проведения совместных проектов по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

- использование информационных материалов, сборников, публикаций, электронных журналов, плакатов, художественной литературы для организации выставок, проведения классных часов, внеклассных мероприятий по предметам, декад правовой культуры и др. по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних;

         - проведение опросов, анкетирования учащихся и родителей по основам правовых знаний, законопослушного поведения,  уровню правовой культуры;

         - создание страницы на школьном сайте, выпуск школьной стенгазеты, размещение специальных информационных стендов, посвященных интересным аспектам гражданско-правовой культуры и поведения учащихся;

- использование потенциала детских и молодежных общественных объединений, включение несовершеннолетних в их деятельность.

Номенклатура дел по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних

 

В общеобразовательном учреждении документально-информационная база, регламентирующая организацию и осуществление профилактики безнадзорности и правонарушений, может включать:

  • Законодательные и нормативно-правовые документы, регламентирующие деятельность по профилактике безнадзорности и правонарушений

1.Международные документы:

Декларация о правах ребенка

Конвенция  ООН о правах ребенка 1995 г.;

2. Документы федерального значения

  • Конституция Российской Федерации
  • Семейный кодекс РФ
  • Гражданский кодекс РФ
  • Кодекс об административных правонарушениях.
  • Трудовой кодекс
  • Уголовный кодекс
  • Закон РФ №273-ФЗ от 29 декабря 2012 года  «Об образовании в Российской Федерации»
  • Федеральный Закон  №124-ФЗ от 3 июля 1998 г. «Об основных гарантиях прав ребенка РФ»
  • Федеральный Закон №120-ФЗ от 24 июня 1999 г. «Об основах системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних»
  • Федеральный Закон №98-ФЗ от 28 июня 1995г. «О государственной поддержке молодежных и детских объединений»
  • Федеральный Закон Российской Федерации №114-ФЗ от 25 июля  2002 года  «О противодействии экстремистской деятельности»
  • Федеральный закон  РФ №436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Федеральный закон РФ  №252-ФЗ от 21 июля 2011 года «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Федеральный закон от 21.07.2011 №253-ФЗ « О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части усиления мер по предотвращению продажи несовершеннолетним алкогольной продукции»
  • Федеральный закон №139-ФЗ от 28 июля 2012 года «О внесении изменений в Федеральный закон РФ №436-ФЗ от 29 декабря 2010 года «О защите детей от информации, причиняющей вред их здоровью и развитию»
  • Федеральный закон Российской Федерации от 13 марта 2006 г. N 38-ФЗ «О рекламе»
  • Указ Президента РФ от 01.06.2012 №761 «О национальной стратегии действия в интересах детей на 2012-2017 годы»
  • Федеральный закон Российской Федерации №15-ФЗ от 23 февраля 2013 года «Об охране здоровья граждан от воздействия  окружающего табачного дыма и последствий потребления табака»

3. Документы регионального уровня

  • Закон Нижегородской области№34-З от 20 мая 2003 года «Кодекс Нижегородской области об административных правонарушениях»  
  • Закон Нижегородской области №141-з от 31 октября 2012 года «О профилактике алкогольной зависимости у несовершеннолетних в Нижегородской области»
  • Закон Нижегородской области №16-З  от 28 марта 2002 года  «О профилактике наркомании и токсикомании»
  • Закон Нижегородской области №23-З от 9 марта 2010 года «Об ограничении пребывания детей в общественных местах на территории Нижегородской области»
  • Закон Нижегородской области  №88-З от 6 июля 2012 года «О профилактике правонарушений в Нижегородской области»
  • Постановление Правительства Нижегородской области от 17.04.2014 N 258
    "Об утверждении региональной программы "Профилактика насилия и жестокого обращения с детьми, безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в Нижегородской области" на 2014 - 2015 годы"
  • Распоряжение Правительства Нижегородской области от 22 июня 2012 года №1339-р «Об утверждении Плана мероприятий по реализации пилотного антинаркотического проекта «Нижегородская область- будущее стартует здесь» на 2012-2013 годы
  • Распоряжение Правительства Нижегородской области от 14 февраля 2014 года  № 201-р «О реализации комплекса мер по профилактике асоциального поведения среди несовершеннолетних на 2014-2016 годы»
  • Приказ Министерства образования Нижегородской области  и Министерства здравоохранения  Нижегородской области от 21.11.2014 года №2708/2664 «Об организации добровольного иммунохроматографического тестирования обучающихся общеобразовательных организаций и профессиональных образовательных организаций Нижегородской области на предмет немедицинского потребления наркотических средств и психотропных веществ»
  • Приказ  Министерства образования Нижегородской области  №375-а от 29.10.2014 г. «О проведении социально-психологического тестирования лиц, обучающихся в общеобразовательных организациях и профессиональных образовательных организациях, а также в образовательных организациях высшего образования»
  • Приказ Министерства образования  Нижегородской области и Министерства здравоохранения Нижегородской области от 16.09.2013 г. №2076/2284 «Об организации межведомственной работы с обучающимися по профилактике употребления психоактивных веществ в муниципальных и государственных образовательных  организациях  Нижегородской области»

4. Документы муниципального уровня.

- Постановление Администрации Навашинского района  №344 от 12.11.2013г.            «Об утверждении Плана антинаркотических мероприятий на территории Навашинского  муниципального района на 2014-2017 годы.

- Постановление Администрации Навашинского района   №295 от 02.10.2013 г.           «Об утверждении муниципальной программы «Обеспечение общественного порядка, профилактики  и противодействия преступности в Навашинском муниципальном  районе на 2014-2017 годы»

- Постановление Администрации Навашинского района   №308 от 10.10.2013 г. «Об утверждении муниципальной программы «Развитие образования в Навашинском районе на 2014-2016 годы»

    - Положение о Совете профилактики по предупреждению правонарушений, преступлений и безнадзорности среди несовершеннолетних при управлении образования Администрации Навашинского района (приказ управления образования от 30.08.2011 №170),

- Положение о постановке учащихся на внутришкольный профилактический учет (приказ управления образования от 30.08.2011 №171),

- Положение «О родительском патруле в образовательной организации Навашинского района» (приказ управления образования от 19.05.2014  № 125).

5. Внутриучрежденческие документы.

Документы, регламентирующие деятельность образовательного учреждения и отражающие вопросы профилактики безнадзорности и правонарушений учащихся (устав и другие правоустанавливающие документы, локальные акты, в том числе положения «О Совете профилактики безнадзорности и правонарушений среди несовершеннолетних МОУ»;  «О постановке обучающихся на внутришкольный учет», «О постанове на учет неблагополучных семей», «О родительском патруле МОУ», «Об общественном инспекторе»).

Все документы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних должны быть систематизированы, распределены по отдельным блокам и размещены в специальных папках.

  • Данные по изучению социального состава семей, социального портрета школы, класса, обучающихся, социальных ожиданий родителей, учащихся, педагогов.
  • социальный паспорт школы ( в том числе мониторинг за три года),
  • социальные паспорта классов.
  • образовательный, возрастной, социальный состав родителей учащихся школ;
  • списки  учащихся  по каждой категории социального паспорта: из малообеспеченных семей, многодетных семей,  семей одиноких матерей (одиноких отцов), детей с ограниченными  возможностями; из семей, потерявших кормильца; из семей, где родителей в разводе; из семей беженцев/ переселенцев.
  • учетные карточки многодетных семей.
  • Документы по реализации целевых программ (муниципальных и школьных), направленных на решение проблем безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (тексты программ, приказы, планы их реализации, информация об их исполнении).
  • Планы профилактических мероприятий.
  • Списки по установленной форме учащихся, состоящих на учете в ПДН, КДН, состоящих на внутришкольном учете,  учащихся «группы риска»/»требующих особого контроля;
  • Планы индивидуальной работы с учащимися, состоящими на различных видах учета;
  • Карточки учета учащихся, состоящих на учете в ПДН, КДН и на внутришкольном учете;
  • Учет занятости учащихся, состоящих на различных  видах учета во внеурочное время, участие в жизни школы; в каникулы;
  • План  совместной работы с ПДН, КДН (согласованный с начальником ОВД, председателем КДН и ЗП)
  • Журнал взаимодействия со службами системы профилактики;
  • Тетрадь (журнал) протоколов посещенных уроков, мероприятий (изучение поведения учащихся  девиантного поведения на уроках, организация индивидуальной работы с ними, участие учащихся в мероприятиях)
  • Мониторинг состояния правонарушений и преступлений  учащихся  ОУ за последние 3 года (в табличной форме или в диаграммах (количество учащихся, состоящих на различных видах учета  не суммируется, поскольку один и тот же учащийся может состоять на различных видах учета);
  • Отчеты о реализации профилактических мероприятий по плану, отдельно по проведению тематических дней, недель, декад, месячников, акций.
  • Графики проведения бесед в МОУ специалистами служб системы профилактики.
  • Документация работы Родительского патруля ОУ:

- график осуществления патрулирования на закрепленной территории, местах проведения массовых мероприятий с участием учащихся образовательного учреждения, посещения обучающихся на дому;

-журнал учета рейдов, проведенных родительских патрулей,

-  состав родительского патруля (список), утвержденный приказом по МОУ,

- приказ о создании родительского патруля,

- ежеквартальные отчеты (в УО) о работе родительского патруля

  • Документация школьного Совета профилактики:
  • план работы Совета профилактики ОУ на год;
  • протоколы заседаний Совета профилактики ОУ;
  • материалы заседаний Совета профилактики ОУ (характеристики учащихся, данные об успеваемости, посещаемости,  отчеты классных руководителей о работе с учащимися, ходатайства и пр.).
  • Документация по работе с неблагополучными семьями.
  • списки социально неблагополучных семей и семей «группы риска»;
  • динамика изменений количества неблагополучных семей и семей «группы риска» в ОУ на протяжении 3 лет;
  • карточки учета  неблагополучных семей; и семей «группы риска», в которых отражена проведенная работа
  • план индивидуальной работы с неблагополучными семьями;
  • график посещения  неблагополучных семей;
  • акты обследования семей;
  • отчет о работе с неблагополучными семьями.

  • Организационная структура (схема) системы профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних в школе (компоненты системы, взаимосвязи внутренние и внешние, должностные инструкции специалистов, приказы, положения).
  • Информационно-аналитические материалы по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (информации, справки, отчеты школы, доклады, выступления)
  •  Взаимодействие с комиссией по делам несовершеннолетних и защите их прав (повестки заседаний, решения, постановления, документы о рассмотрении дел учащихся школы, информация о совместных акциях, рейдах, переписка).
  • Методическое обеспечение профилактики безнадзорности и правонарушений (методические рекомендации, сборники, статьи, материалы научно-практических конференций, семинаров, методические разработки, сценарии уроков, классных часов, внеклассных мероприятий).
  • Внутришкольный контроль по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (график контроля, объекты контроля, формы контроля, программы контроля, аналитические справки, приказы по итогам контроля).
  • Протоколы совещаний (выписки) по вопросам профилактики безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних (протоколы совещаний при директоре, административных и производственных совещаний, педагогических советов, малых педагогических советов, заседаний родительского комитета, управляющего совета).
  • Работа с родительской общественностью по предотвращению детской безнадзорности, беспризорности и правонарушений (рекомендации, повестки и протоколы родительских собраний, родительский всеобуч).

Кроме этого, у каждого классного руководителя должны быть:

- сведения об учащихся класса, содержащие информацию социального характера, личностные особенности детей, информацию о родителях или лицах их замещающих;

- индивидуальные планы работы с обучающимися класса, состоящими на профилактических учетах и требующих проведения индивидуальной профилактической работы;

- информация о занятости обучающихся во внеурочное время, в каникулы;

- включение обучающихся в систему общественных поручений;

- в планы воспитательной работы должны быть включены мероприятия по профилактике безнадзорности и правонарушений несовершеннолетних для учащихся родителей.

 Формы социального паспорта класса, индивидуальных карт учащихся и семей, протоколов и других документов могут быть разработаны в образовательном учреждении и приняты за единый образец для всей школы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Организация ранней профилактики асоциального поведения несовершеннолетних в образовательном учреждении

данная статья была представлена на Поволжской научно-практической конференции "Образование и психологическое здоровье"...

Методические рекомендации по организации работы психолого-медико-педагогического консилиума образовательного учреждения

Работающие  в  школе  специалисты:  педагоги,  психологи,  логопеды,  социальные педагоги, медицинские работники  призваны действовать в интересах ребенка....

Организация работы по профилактике правонарушений среди несовершеннолетних

Помощь родительской общественности по профилактике различных правонарушений среди несовершеннолетних...

Методические рекомендации по организации работы по профилактике детско-подросткового суицидального поведения в образовательной среде

Изучение проблемы суицида среди молодежи показывает, что в целом ряде случаев подростки решались на самоубийство в целях обратить внимание родителей, педагогов на свои проблемы и протестовали таким ст...

Методические рекомендации по организации работы с родителями учащихся по профилактике наркомании

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИпо организации работы с родителями учащихся по профилактике наркомании...

Организация работы по профилактике асоциального поведения у воспитанников детского дома

laquo;Что бы о тебе ни думали, делай то, что ты считаешь справедливым» Пифагор...

Организация работы по профилактике асоциального поведения обучающихся в ГБОУ «Балтийский берег»

Для успешного выполнения задач, лежащих в основе профилактики, именно на образовательные учреждения, где с детьми и подростками на протяжении 8-10 лет работают специалисты (педагоги, воспитатели, псих...