Комплексная программа воспитательной работы для учащихся 5-9 классов с интеллектуальными нарушениями «Мы вместе – в этом наша сила, мы разные – в этом наше богатство»
рабочая программа по теме

Серышева Наталья Николаевна

        Положительный опыт воспитательной работы позволяет рекомендовать классным руководителям 5-9 классов специальных (коррекционных) школ для учащихся с нарушением интеллекта комплексную программу воспитательной работы, как совокупность трех программ в области  работы с родителями, формирования ценностных установок и профилактики негативных проявлений среди учащихся, способствующую развитию и воспитанию здорового поколения.​

        Данная Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС, может быть реализована    для учащихся с ОВЗ (интеллектуальными нарушениями) в разных формах: совместно с другими обучающимися (инклюзия), в отдельных классах, группах или в отдельных организациях (специальных (коррекционных) школах).

      Она является лауреатом: XI Всероссийского конкурс в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя -2016» в номинации «За организацию духовно-  нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения»; Городского конкурса педагогического мастерства в сфере  профилактики  негативных проявлений «Инновационное   решение- 2017»в номинации: «Лучшая программа в области профилактики негативных проявлений среди обучающихся, способствующая развитию и воспитанию здорового поколения».

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Комплексная программа воспитательной работы

для учащихся 5-9 классов с интеллектуальными нарушениями

«Мы вместе – в этом наша сила, мы разные – в этом наше богатство»

Серышева Н.Н.

Учитель ГБОУ Школа №482, Москва

  Ключевые слова: нормативно-правовые документы; учащиеся с интеллектуальными нарушениями; комплексная программа воспитательной работы; блоки программы; личностные результаты.

Аннотация: На основе изучения нормативно-правовых документов, курса ОРКСЭ и анализа контингента учащихся со сложной структурой дефекта, автором разработана и  предложена  комплексная программа воспитательной работы для учащихся 5-9 классов с интеллектуальными нарушениями.

 На протяжении нескольких десятилетий одну из ведущих ролей в вопросе изменения жизни и положения ребенка с ограниченными возможностями в российском обществе играли неправительственные общественные организации. Сегодня в современной России мы можем наблюдать своеобразный возврат к истокам,  личность подрастающего поколения сегодня является  объектом неустанных забот и тревог и государства  и Православной Церкви.  

Особой категорией детей с ОВЗ являются учащиеся с интеллектуальными  нарушениями. Нарушение интеллекта (умственная отсталость) – это стойкое, необратимое нарушение познавательной деятельности, вызванное органическим поражением центральной нервной системы. Структура  дефекта определяет выбор методов, форм, средств  проведения коррекционно- развивающих  мероприятий в зависимости от интеллектуальных и индивидуальных физических особенностей  учащихся. Например, сложная структура дефекта представлена контингентом класса с   нарушением зрения (от незначительного  до паралитического косоглазия), отслоением сетчатки – ретинопатии,  тугоухости 3 степени, пороками развития челюстно-лицевой области, нарушениями спино-мозгового кровообращения, кранеостеноза,   детьми с синдромом Дауна, синдромом  аномалии Денди – Уокера и т.д;

   Возрастающие требования  общества к результатам обучения и воспитания учащихся нашли отражение в нормативно-правовых документах (Федеральный  Закон от 29.12.2012  №273-ФЗ «Об образовании»; проект Минобрнауки адаптированная основная общеобразовательная программа (ПрАООП) образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); федеральный государственный образовательный стандарт  (ФГОС) для умственно отсталых обучающихся; Концепция духовно-нравственного воспитания российских школьников; Конституция РФ), которые   легли в методологическую  основу разработанной комплексной воспитательной программы для обучающихся с интеллектуальными нарушениями.

          Вопросами   воспитательной работы с умственно отсталыми  учащимися занимались  такие ученые и педагоги  как Д.И. Азбукин,  В.В. Воронкова Л.С. Выготский, А.Н. Граборов, М.Ф.Гнездилов, Г.М. Дульнев, И.И.Данюшевский, Н.П. Долгобородова,  Л.В. Занков,  В.П. Кащенко, М.И. Кузьмицкая, В.Ф. Мачихина,  Б.П. Пузанов и многие другие.  Однако анализ  современной литературы показал отсутствие системы формирования духовно-нравственного развития и воспитания   обучающихся с интеллектуальными нарушениями, учитывающей их образовательные потребности, психофизические и возрастные особенности, что и определило актуальность разработки комплексной программы в соответствии с  требованиями  к структуре, условиям реализации и планируемым результатам.           

В  условиях   ГБОУ специальной (коррекционной) школы №482 города Москвы  была разработана и выстроена система комплексной программы воспитательной работы «Мы вместе – в этом наша сила, мы разные –в  этом наше богатство» для учащихся 5-9 классов с нарушением интеллекта.

Данная  комплексная программы воспитательной работы:

  • реализует частные цели и задачи блоков комплексной программы;
  • создает определенные условия для  оптимального взаимодействия всех субъектов воспитательного процесса;
  •  определяет стратегию по совершенствованию  программы развития личностных результатов  и обеспечивает овладение комплексом социальных (жизненных) компетенций, необходимых для достижения основной цели современного образования ― введения обучающихся с интеллектуальными нарушениями в культуру, овладение ими социокультурным опытом.

Для успешного достижения различных уровней личностных результатов  учащимися 5- 9 классов с нарушением интеллекта комплексная программа воспитательной работы  представлена в виде системы.

    Направления воспитательной работы объединены в три блока. Каждый блок  представляет собой отдельную программу в АООП для детей с нарушением интеллекта. Последовательность блоков программы определена Стандартами. Например, программа повышения педагогической культуры родителей (законных представителей) предшествует  работе с обучающимися и подготавливает к ней. Она является  одним из ключевых направлений реализации комплексной  программы воспитательной работы обучающихся  с интеллектуальными нарушениями.

    Каждое  направление блоков программы включает: цели и задачи, принципы и подходы, формы работы и виды деятельности, планируемые результаты, инструменты для мониторинга личностных результатов: анкеты, диагностические  методики.

     Разработано методическое обеспечение комплексной программы  воспитательной работы.

      В каждом   направлении содержание занятий  по «горизонтали (с 5 по 9 класс)»  в зависимости от уровня личностных результатов учащихся с интеллектуальными нарушениями предполагает повтор с последующим  углублением полученных знаний и  применением их на практике; «по вертикали (с сентября по май)» отражает план общешкольных мероприятий специальной (коррекционной) школы, составленный с учетом государственных и религиозных праздников, народных обычаев и традиций, с целью опережающего, обучающего, закрепляющего воспитательного эффекта.

      Примерные  диагностические, дидактические  и лекционные материалы, творческие идеи планируемых форм занятий содержат ссылки на первоисточники, однако объем и качество воспроизведения  содержания, приемы и методы занятий зависят от  образовательных потребностей учащихся с нарушением интеллекта.

     Личностные результаты внеурочной деятельности предполагают оценку качественную и в баллах (от 0 до 3) базовых учебных действий (БУД) и личностных достижений учащихся, занесенных в индивидуальную карту развития,  оцениваются качественно и количественно в баллах (от 0 до 5).

          Модификация структуры воспитательной работы  позволила объединить отдельные программы,   представленные тремя блоками, в  комплексную  программу воспитательной работы

Первый блок  посвящен работе  с родителями.

Рассматривается направление по повышению педагогической культуры родителей (законных представителей) через организацию мероприятий  по  направлениям воспитательной  работы с  детьми: патриотическому, нравственно-этическому, трудовому, эстетическому, экологическому, воспитанию гражданственности,  здоровому образу жизни (ЗОЖ),  безопасному  образу жизни (БОЖ).

В.В. Ткачева рассматривает семью, с одной стороны, как реабилитационную структуру, способную создать максимально благоприятные условия для развития и воспитания ребенка, с другой стороны - как партнера в коррекционно- развивающем воздействии.

Цель работы с родителями - организация тесного взаимодействия их с учебным учреждением, установление единой педагогической позиции.

Решаются задачи участия родителей в управлении образовательной организации, в образовательной и внеучебной деятельности.

Второй блок  духовно-нравственного развития  учащихся, включает следующие направления:

  • воспитание гражданственности, патриотизма, уважения к правам, свободам  и обязанностям человека;
  • воспитание нравственных чувств, этического сознания и духовно-

 нравственного поведения;

  • воспитание трудолюбия, творческого отношения к учению, труду, жизни;
  • воспитание ценностного отношения к прекрасному, формирование представлений об эстетических идеалах и ценностях (эстетическое воспитание).

Цель блока:  социально-педагогическая поддержка в приобщении обучающихся к базовым национальным ценностям российского общества, общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них нравственных чувств, нравственного сознания и поведения.

     Решаются задачи в области формирования у учащихся с интеллектуальными нарушениями личностной, социальной, семейной культуры. 

Третий блок  направлен на формирование  экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни у учащихся.

Преследуется следующая цель: социально-педагогическая поддержка обучающихся в сохранении и укреплении физического, психического и социального здоровья обучающихся, формирование основ экологической культуры, здорового и безопасного образа жизни. 

Решаются задачи по формированию представлений об основах экологической культуры на примере экологически сообразного поведения в быту и природе, безопасного для человека и окружающей среды; познавательного интереса и бережного отношения к природе; об основных компонентах культуры здоровья и здорового образа жизни; пробуждения в детях желания заботиться о своем здоровье (формирование заинтересованного отношения к собственному здоровью) путем соблюдения правил здорового образа жизни и организации здоровьесберегающего характера учебной деятельности и общения; о рациональной организации режима дня, учебы и отдыха, двигательной активности.

    Комплексная программа воспитательной работы для учащихся с интеллектуальными нарушениями направлена на организацию нравственного уклада школьной жизни включающего воспитательную, учебную, внеучебную, социально-значимую деятельность обучающихся и основанного на системе духовных идеалов, ценностей, моральных приоритетов.  Она  реализуется  в совместной социально-педагогической деятельности школы, семьи и других субъектов общественной жизни.

Важным условием духовно-нравственного развития и полноценного социального созревания является соблюдение равновесия между самоценностью детства и своевременной социализацией. Первое раскрывает для человека его внутренний идеальный мир, второе — внешний, реальный. Соединение внутреннего и внешнего миров происходит через осознание и усвоение ребёнком моральных норм, поддерживающих, с одной стороны, нравственное здоровье личности, с другой — бесконфликтное, конструктивное взаимодействие человека с другими людьми.

Особое внимание и главная роль в ПрАООП обучающихся с (интеллектуальными нарушениями отводится личностным результатам в урочной и внеурочной деятельности, которые  ориентированы на представленный в Стандарте перечень планируемых результатов. Всесторонняя и комплексная оценка овладения обучающимися социальными (жизненными) компетенциями осуществляется на основании применения метода экспертной оценки, который представляет собой процедуру оценки результатов на основе мнений группы специалистов (экспертов) в форме психолого-медико-педагогического консилиума.

Определены общие требования к процедуре оценки:

- критериальный подход к оценке (в качестве критериев выступают планируемые результаты освоения образовательной программы);

- системно-деятельностный подход к оценке, проявляющийся в способности к выполнению учебно-практических задач;

- уровневый подход к разработке оценочных шкал с возможностью оценки динамики образовательных достижений обучающихся;

- использование наряду со стандартизированными письменными или устными работами таких форм оценки, как проекты, практические, творческие работы, самоанализ, самооценка и пр.

 Обозначены дополнительные требования к способам оценки:

- обследование нужно строить на основе использования диагностических возможностей всех доступных видов деятельности;

- при обследовании нужно использовать стимульный материал, который позволяет визуализировать информацию, создает зрительную опору;

- фиксирование результатов должно быть удобным и простым, а описание содержания уровней оценки в оценочной шкале должно быть подробным;

- формы оценивания личностных результатов должны отличаться от оценки «академических» знаний. Поскольку способы субъективной оценки (самоанализ, самооценка) в значительной мере затруднены из-за имеющихся особенностей развития ребенка, преобладающими должны стать экспертные оценки (наблюдение, анализ детских работ и пр.);

- задания должны быть представлены в таком виде, чтобы ребенку приходилось рассуждать, анализировать, что позволит выявить отношение личности к тем или иным предметам и явлениям окружающего мира, социально значимые ценностные установки ребенка, которые и составляют личностные результаты обучения.

Проводится мониторинг  оценки сформированности индивидуальных  достижений обучающихся и анализ эффективности проводимой в этом направлении работы.

Результаты мониторинга отражаются в индивидуальных картах развития обучающегося планируемых основных личностных результатах через реализацию: программы всех групп (познавательных, регулятивных, коммуникативных, личностных) базовых учебных действий; программы «Мы вместе – в этом наша сила, мы разные – в этом наше богатство».

 Раскрывается результативность образовательного процесса через презентацию деятельности учащихся, возможность для их самовыражения, взаимодействие с Русской Православной Церковью, взаимодействие с другими институтами.

      Эффективность полученного опыта позволяет рекомендовать использования данных методических пособий в логопедической работе с детьми с нарушениями речи, а так определяет необходимость изучения возможности внедрения карточек PESC в работе с другими детьми с ОВЗ.

  Практическая значимость комплексной программы воспитательной работы  учащихся с интеллектуальными нарушениями:

  • мероприятия программы включают материалы предмета  ОРКСЭ, которые не предусмотрены планом проекта  адаптированной основной общеобразовательной программы (АООП), разработанного  в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС) для обучающихся с интеллектуальными нарушениями;
  • она является направлением внеурочной деятельности специальной (коррекционной) школы, а материалы программы можно использовать в качестве основы для организации воспитательной работы с учащимися  5-9 классов с интеллектуальными нарушениями;
  •  может быть реализована    в разных формах: совместно с другими обучающимися (инклюзия), в отдельных классах, группах или в отдельных организациях (специальных (коррекционных) школах);
  • включает  компоненты воспитательной работы: взаимодействия с семьёй, учреждениями дополнительного образования, традиционными религиозными и другими общественными организациями, развития ученического самоуправления;
  • учитывает психофизические особенности учащихся с нарушением интеллекта в  возможных вариациях: проведение  виртуальных экскурсий и посещений музеев; совместной проектно-творческой деятельности учащихся  и их родителей и т.д.
  • реализует блок «Работа  с родителями»,  который способствует повышению   педагогической  культуры  родителей (законных представителей), взаимодействию родителей  со своими детьми и школой, формированию единства взглядов  в воспитании  духовно-нравственных ценностей;
  • содержит мероприятия обогащенные материалами по православному воспитанию (с письменного согласия родителей), адаптированные к интеллектуальным нарушениям обучающихся;
  •  предполагает оценку продвижения учащегося с нарушением интеллекта  в овладении социальными (жизненными) компетенциями, которые, в конечном итоге, составляют основу личностных результатов.

 Исходя из вышеуказанного, можно сделать вывод о необходимости учета:

 -     стиля воспитания в семье;

- особенностей социально-нравственного взросления учащегося с интеллектуальными нарушениями на каждом уровне при организации взаимодействия школы и семьи в вопросах воспитания.

 Правильная организация комплексной воспитательной  работы с учащимися с интеллектуальными нарушениями и  использование  их компенсаторных возможностей способствуют овладению различными уровнями социальных (жизненных) компетенций необходимых  для введения  их в культуру, овладения ими социокультурным опытом.

         Материалы данной работы  были впервые озвучены  в 2016 году на Международной научно-практической конференции  «Проблемы взаимодействия личности, общества, и государства в XXI веке». Данная работа  в 2016 году стала победителем II (Московского) этапа XI Всероссийского конкурса в области педагогики, воспитания и работы с детьми и молодежью до 20 лет «За нравственный подвиг учителя» в номинации «За организацию духовно-нравственного воспитания в рамках образовательного учреждения».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа воспитательной работы для учащихся 8-11 классов «Становление личности»

Современное общество нуждается в способных и уверенных личностях, которые справятся с любыми житейскими трудностями и решат самые сложные задачи, смогут проявить и применить свои таланты и знания во б...

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей с...

Программы воспитательной работы с учащимися 5-6 классов по теме: «Я и мое окружение»

Программа предполагает широкий выбор деятельности, инициативу, творчество, поиск.Формы проведения классных часов разнообразны: интегрированные, комплексные, беседы, доклады, мини- сочинения, экскурсии...

Мы разные – в этом наше богатство, мы вместе – в этом наша сила

Наша Родина – Россия. Её ещё называют Российской Федерацией. Она объединяет в своём составе республики, края, области. Широки и необъятны  просторы. Но главное её богатство – люди. Издавна  ...

Классный час « Мы разные в этом наше богатство, мы вместе в этом наша сила». для 9 класса.

Данный классный час разработан для  учащихся  9 класса. В нем поднимаются проблемы взаимоотношений людей разных национальностей в пределах нашей многонациональной родины.  Классный час ...

Программа воспитательной работы с учащимися 5-6 классов по теме: «Я и другие»

Сегодня, в начале третьего тысячелетия, естественно встает вопрос о том, с каким культурным и нравственным багажом будет жить в 21 веке человечество. Образование-необходимое условие движения в будущее...

Классный час для учащихся 9 класса «Мы разные – в этом наше богатство. Мы вместе – в этом наша сила»

В сегодняшнем обществе происходит активный рост экстремизма, агрессивности, расширение зон конфликтов. Эти социальные явления особо затрагивают молодежь, которой в силу возрастных особенностей свойств...