Главные вкладки

    Рабочая программа (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме:
    Программа «Содружество» профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально – опасном положении.

    Трубникова Галина Викторовна

    Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

    Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

    Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

    • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
    • незнание их интересов и потребностей;
    • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
    • усиление влияния псевдокультуры;
    • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
    • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
    • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
    • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
    • "эпидемия" разводов;
    • потеря эмоциональных контактов с детьми.

    Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно социальный педагог должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

    Скачать:


    Предварительный просмотр:

    Утверждаю:

    Директор  МБОУ  СОШ № 7 г. Охи

    Водяницкая  Л.Д._______________

    «___»_________2015 г.

    Программа «Содружество» профилактической работы

    с детьми и семьями,

    находящимися в социально – опасном положении.

    ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА:

    Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем, что в ней ребенок находится в течение значительной части своей жизни, и по длительности своего воздействия на личность ни один из институтов воспитания не может сравниться с семьей. В ней закладываются основы личности ребенка, и к поступлению в школу он уже более чем наполовину сформировался как личность.

    Семья может выступать в качестве как положительного, так и отрицательного фактора воспитания. Положительное воздействие на личность ребенка состоит в том, что никто, кроме самых близких для него в семье людей - матери, отца, бабушки, дедушки, брата, сестры, не относится к ребенку лучше, не любит его так и не заботится столько о нем. И вместе с тем никакой другой социальный институт не может потенциально нанести столько вреда в воспитании детей, сколько может сделать семья.

               Семья - это особого рода коллектив, играющий в воспитании основную, долговременную и важную роль. Именно в семье ребенок получает первый жизненный опыт, делает первые наблюдения как себя вести в различных ситуациях. Очень важно, чтобы то, чему мы учим ребенка, подкреплялось конкретными примерами, чтобы он видел, что у взрослых теория не расходится с практикой.

               Анализ существующего положения семьи показывает, что в ходе реформирования страны оно значительно осложнилось. Резкое снижение качества жизни отрицательно отразилось на организации домохозяйства, структуре потребления, здоровье членов семьи, удовлетворении их духовных, образовательных, культурных потребностей. Существенно деформировались социально-экономическая, психологическая функции семьи. Проявилась устойчивая тенденция снижения роли семьи в воспитании и развитии детей, обеспечении их нравственного и физического здоровья. Кризисное состояние семьи, как социального института усугубляется распространением преступности, алкоголизма, наркомании, бродяжничества, сиротства при живых родителях.

               Социальная недостаточность многих семей обусловлена причинами объективного характера, поэтому они нуждаются в поддержке. Работа социального педагога и психолога нашей школы в первую очередь направлена на оказание помощи таким семьям, так называемым семьям "группы риска".

    Дети отражают образ жизни отцов и матерей. Среди причин, порождающих "трудных" подростков, можно выделить следующие:

    • отсутствие целенаправленной воспитательной работы с детьми с ранних лет;
    • незнание их интересов и потребностей;
    • политическая, социально-экономическая и экологическая нестабильность;
    • усиление влияния псевдокультуры;
    • неблагоприятные семейно-бытовые отношения;
    • отсутствие контроля за поведением детей, безнадзорность, невнимание к детям;
    • чрезмерное попустительство или жестокость наказания за совершенные проступки;
    • сверхзанятость родителей в сфере общественного производства и частного предпринимательства;
    • "эпидемия" разводов;
    • потеря эмоциональных контактов с детьми.

    Перевоспитание подростка необходимо начинать с коррекции отношений внутри семьи. Именно социальный педагог должен найти индивидуальные подходы и слова для каждой семьи с целью усиления ее позитивного потенциала.

       Типы "трудных" семей: 

    1. Семья, в которой "трудные" родители. Это часто одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера в такой семье характеризуется холодностью, безразличием, лишенностью духовного конфликта.
    2. Семья, где господствует безнадзорность. В семьях этого типа родители, как правило, употребляют алкоголь. Для отцов и матерей характерна культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми.
    3. Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. В такой семье родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет ОУ и учителей.
    4. Семьи, в которых отдается приоритет материальному благополучию над духовной жизнью. В таких семьях дети, как правило, растут эгоистами, излишне практичными потребителями. И родители эти качества детей поощряют.
    5. Семьи, в которых родители предъявляют детям завышенные требования, граничащие с жестокостью. В таких семьях детей наказывают, часто физически, за малейшую провинность. И, как результат, дети растут жестокими и озлобленными.

       Проблемы родителей; 

    1. Социально-медицинские:
    • физические недостатки, патологии самих родителей;
    • физические недостатки, патологии ребенка;
    • психические расстройства одного из родителей;
    • психические заболевания ребенка;
    • алкоголизм, наркомания и т.п. ;
    • нарушение санитарно-гигиенических норм питания.
    1. Социально-педагогические:
    • гиперопека ребенка;
    • ребенку позволяется практически все, отсутствие контроля со стороны родителей;
    • расхождение, несогласованность в методах воспитания между родителями;
    • языковый барьер (двуязычие).
    1. Социально-психологические:
    • недостаток элементарных педагогических и психологических знаний;
    • конфликты в семье.
    1. Социально-экономические:
    • низкий материальный уровень семьи;
    • плохие жилищные условия;
    • низкая предметная обеспеченность.
    1. Социально-юридические:
    • незнание своих прав и обязанностей как родителей;
    • юридическая некомпетентность.

     Этапы работы с семьей: 

    1. Диагностика проблем семьи.
    2. Просветительская работа по вопросам воспитания, психологических особенностей детей, гражданских прав.
    3. Содействие в получении социальной помощи.
    4. Диагностика результатов работы.

    Цель программы:

       Оказание помощи семье в преодолении трудностей в воспитании и обучении детей, в расширении знаний родителей о возрастных особенностях своих детей.

             Задачи программы: 

    • повысить психологическую и правовую культуру родителей в сфере межличностного, семейного, родительского отношений;
    • содействовать преодолению конфликтных ситуаций в семье;
    • коррекция внутрисемейных отношений.

       Принципы, применяемые в работе с семьей:

    • повышение престижа здоровой семьи;
    • повышение активной жизненной позиции;
    • коммуникативная культура (эмоциональная, информационная, логическая, речевая, духовная);
    • поддержка самореализации семьи (круглые столы и т.д.);
    • социальное партнерство всех служб;
    • изучение и распространение новых технологий;
    • профилактика проблем.

       Методы: 

    • патронаж
    • беседа
    • диагностика
    • консультирование
    • занятия
    • тренинг
    • информационность
    • просвещение

               Таким образом, в работе с семьей мы стремимся максимизировать положительное и свести к минимуму отрицательное влияние семьи на воспитание ребенка, разъяснять внутрисемейные психологические факторы, имеющие воспитательное значение:

    • принимать активное участие в жизни семьи;
    • всегда находить время, чтобы поговорить с ребенком;
    • интересоваться проблемами ребенка, вникать во все возникающие в его жизни сложности и помогать развивать свои умения и таланты;
    • не оказывать на ребенка никакого нажима, помогая ему тем самым самостоятельно принимать решения;
    • иметь представление о различных этапах в жизни ребенка;
    • уважать право ребенка на собственное мнение;
    • уметь сдерживать собственнические инстинкты и относится к ребенку как к равноправному партнеру, который просто пока что обладает меньшим жизненным опытом;
    • с уважением относится к стремлению всех остальных членов семьи делать карьеру и самосовершенствоваться.

    Прогнозируемый результат:

       Смотивировать родителей на самостоятельное и эффективное решение проблем.

    Педагогический коллектив школы в процессе систематической работы с проблемными детьми и семьями обычно выделяет пять типов семей (табл. 1), что позволяет классному руководителю более адресно и точно предупреждать и корректировать "изъяны" семейного воспитания.

    Задачи классного руководителя в работе с проблемными семьями

    Типы проблемных семей

    Задачи классного руководителя

    Семьи, в которых "трудные" родители. Это, например, одинокая мать, которой ребенок мешает устроить личную жизнь. Атмосфера, царящая в такой семье, – холодность, безразличие, отсутствие духовного контакта

    • Расположить мать к себе, заручиться доверием; если она отнесется к этому настороженно, не спешить обижаться.
    • Попробовать посмотреть на себя глазами матери. Это поможет лучше понять ее и контролировать свое отношение к ней.
    • Заинтересовать судьбой подростка, пробудить ответственность за его будущее.
    • Деликатно, тактично затронуть тему естественного желания матери устроить свою личную жизнь; пробудить потребность в душевных контактах с ребенком, совместном решении повседневных жизненных проблем

    Семьи, в которых господствует безнадзорность. В таких семьях родители, как правило, употребляют алкоголь. Для родителей характерны культурная ограниченность, бедность чувств, отсутствие духовных связей с детьми

    • Терпеливо доказывать родителям пагубное влияние на подростка того образа жизни, который они ведут.
    • Обратить внимание на испытываемые подростком переживания, боль, стыд, обиду за отца и мать.
    • Выяснить, кто из родителей пользуется большим авторитетом в семье, кто может стать опорой в изменении условий жизни.
    • Включить подростка в более широкое общение с окружающими людьми, морально поддержать, установить контроль

    Семьи, характеризующиеся педагогической неграмотностью родителей. Родители не понимают детей, обнаруживают полное незнание методов педагогического воздействия, недооценивают значение семейного воспитания, подрывают авторитет школы и учителей

    • Сформировать у родителей потребность в педагогических знаниях через проведение с ними консультаций, включение их в систематическую работу школы с родителями.
    • Пробудить интерес к самообразованию.
    • Внушить мысль о том, что все дети нуждаются в образованных родителях

    Семьи, в которых приоритет отдается материальному благополучию над духовной жизнью.Дети в таких семьях растут эгоистами, излишне практичными потребителями. Родители эти качества поощряют

    • Изменить жизненную ориентацию родителей.
    • Заинтересовать подростка развитием внутреннего духовного мира.
    • При встречах с родителями дома и в школе использовать косвенное воздействие, опираясь на здоровые интересы

    Семьи, в которых родители предъявляют к детям завышенные требования, часто граничащие с жестокостью. Детей часто наказывают физически, в результате чего они растут озлобленными и жестокими

    • Доказать родителям, что с ребенком надо обращаться как с равным, отказаться от действий с позиции силы.
    • Относиться к ребенку как к человеку, который имеет равные права на самостоятельность и уважение.
    • Доказать, что терпение и снисходительность к ребенку – главное средство в воспитании

    Циклограмма мероприятий по работе с педагогически запущенными детьми и неблагополучными семьями

    Наименование мероприятий

    Сроки исполнения

    Ответственные

    1. Выявление педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

    В течение года

    Администрация, классные руководители, социальный педагог

    2. Изучение причин социально-педагогической запущенности ребенка

    По мере выявления

    Классный руководитель, психолог, социальный педагог

    3. Ведение картотеки педагогически запущенных детей и неблагополучных семей

    В течение года

    Администрация, классный руководитель, социальный педагог

    4. Собеседование с классными руководителями 1–11-го классов по профилактике правонарушений

    1 раз в полгода

    Социальный педагог, зам. директора по ВР

    5. Разработка и распространение памяток поведения в семье среди подростков

    Сентябрь – октябрь

    Руководители школьных методических объединений классных руководителей, зам. директора по ВР

    6. Заседания Совета по профилактике правонарушений

    1 раз в месяц

    Администрация

    7. Заседание малого педсовета с приглашением родителей педагогически запущенных детей

    По мере необходимости

    Администрация, классные руководители, социальный педагог

    8.Психологические  тренинги

    1 раз в месяц

    Психолог школы

    9. Рейды в неблагополучные семьи и семьи педагогически запущенных детей

    По мере необходимости

    Классные руководители,  социальный педагог

    10. Изучение положения подростка в коллективе

    По мере необходимости

    Классные руководители, психолог

    11. Консультации для детей и родителей

    В течение года

    Администрация, психолог, врач

    12. Беседа с педагогически запущенными детьми и родителями по профилактике правонарушений

    1 раз в месяц

    Администрация, социальный педагог

    13. Лекции для родителей и педагогически запущенных детей

    Систематически

    Администрация, психолог, социальный педагог

    14, Месячник психологического здоровья

    Март

    Администрация, психолог, социальный педагог

    14. Единый день отказа от курения

    Ноябрь

    Классные руководители, зам. директора по ВР

    15. Единый день профилактики правонарушений

    Декабрь

    Администрация, классные руководители

    16. Всемирный день здоровья

    Апрель

    Администрация, классные руководители

    План

    индивидуально-профилактической работы с семьей,

    находящейся в СОП.

    Мероприятия

    Сроки исполнения

    Отметка об исполнении

    Примечание

    (ответственные)

    Патронаж семьи:

    -плановый

    - экстренный

    1 раз в четверть

    По мере необходимости

     

     Акты

    Социальный педагог, классный руководитель

    Другие мероприятия по реабилитации:

    - организация бесплатного питания;

    С 01.09. по 30.05.

     

    Классный руководитель

    -  включение ребенка в занятия по интересам (через учреждения дополнительного образования;

    Сентябрь- октябрь

     

    Социальный педагог, классный руководитель

    - ежедневный контроль за посещением учебных занятий  и успеваемостью;

    - принятие своевременных мер по предупреждению и преодолению запущенности в учебе:

    - осуществление дифференцированного подхода в обучении;

    - использование стимулирующих и организующих видов помощи;

    В течение года

    Доведение до сведения родителей

    Классный руководитель, учителя-предметники

    - вовлечение учащегося во внеурочную деятельность:

    • классные часы;
    • месячник здоровья: экскурсии, уроки здоровья, «Зарничка», дискуссия «Последствия курения», беседы медицинского работника «Профилактика инфекционных заболеваний», «Влияние алкоголя на организм человека» (видеофильм), анкетирование  «Отношение подростков к пагубным привычкам», медиалекторий  «Мы выбираем здоровый образ жизни»,
    • дежурство по школе;
    • декада правовых знаний:

    акции «Мы – против курения», «Мы- за счастливое детство», беседы инспектора ПДН: «Подросток и закон»,  «Влияние вредных привычек на поведение подростка», «Подростковый алкоголизм и развитие личности подростка», «Наркотики – путь в никуда»,  «Уголовная ответственность несовершеннолетних», «Проступок. Правонарушение. Преступление»;

    • спортивные мероприятия: Малые Олимпийские игры, олимпийские уроки
    • экскурсии, встречи с интересными людьми;
    • дни профилактики;
    • праздник Осени;
    • Новый год;
    • День защитников Отечества: уроки Мужества, рыцарский турнир;
    • 8 Марта;
    • трудовые десанты
    • тренинги общения: «Разрешение конфликтов без насилия», «Создание позитивных дружеских отношений».

     В течение года

    Классный руководитель, социальный педагог

    - организация каникул, помощь в организации летнего отдыха

    Отдых в санатории «Чайка», трудоустройство в летний период

    Отдел социальной защиты,  ЦЗН, КДНиЗП, МБОУ СОШ № 7

    - оказание помощи (акция «Забота»

    Сентябрь , май

    Обеспечение канцелярскими

    принадлежностями

    Социальный педагог, классные руководители  

    - проведение индивидуальных коррекционных занятий с элементами арт-терапии, развивающих умение анализировать собственное поведение, разрешать конфликтные ситуации.

    Ноябрь- май 1 раз в  месяц

    Социальный педагог

    - приглашения на Совет профилактики и КДН и ЗП (по мере необходимости)

    По мере необходимости

    Социальный педагог

    - цикл индивидуальных коррекционных бесед с ребенком на темы:   «Безопасное и ответственное поведение» , «Как противостоять влиянию подростковых антиобщественных группировок»   с целью профилактики правонарушений

     1 раз в месяц

    Социальный педагог, инспектор ПДН, КДНиЗП

    Психологические тренинги  для обучающихся «Снятие конфликтных ситуаций и агрессии»,  «Уверенность»,

    1 раз в месяц

    Социальный педагог, психолог

    Ролевые игры для обучающихся «Конфликт в нашей жизни», «Взросление»

    В течение года

    Социальный педагог, классные руководители

    Цикл бесед с обучающимися и родителями «Профилактика стрессовых ситуаций и методы их устранения»

    В течение года

    Социальный педагог, классные руководители, МБУЗ «Охинская ЦРБ»

    - семейное консультирование:

    • методы воспитание в семье;
    • кризис подросткового  возраста;
    • половое воспитание подростка;
    • влияние семьи на становление личности подростка;
    • деньги и подросток;
    • духовно-ценностные ориентации семьи;
    • организация жизнедеятельности (организация внешкольного пребывания подростка, его досуг, пропаганда здорового образа жизни);
    • психолого-возрастные и физиологические особенности развития ребенка

    -   родительские собрания:

    • «Счастливое детство»,
    • «Насилие в семье»;
    • «Семейные конфликты и конструктивные  способы их разрешения»;
    • Тренинг  для родителей «Причины детской агрессии. Профилактика асоциального поведения»
    •  «Нравственное воспитание в семье»

    В течение года

    Социальный педагог, классный руководитель, зам. директора по ВР, ОМВД, МБУЗ «Охинская ЦРБ», КДН иЗП

     диагностики:

    • «Уровень воспитанности»;
    • «Личностный рост»»;
    • Методика «Ученик-классный руководитель»
    • Метод комплексной экспресс-диагностики особенностей семейной атмосферы, семейного воспитания и отношения родителей к детям (МЭДОР),
    • «Удовлетворенность школьной жизнью»
    • Опросник Басса-Дарки
    • Уровень тревожности.

    Октябрь

    Ноябрь

    Февраль

    Март

    Март

    Апрель

     

    Социальный педагог, классные руководители  

    Социально-педагогическая работа с детьми из неблагополучных семей

     «Группа риска» - это та группа детей, которая в силу определенных обстоятельств своей жизни более других категорий подвержена негативным внешним воздействиям со стороны общества и его криминальных элементов, ставших причиной дезадаптации несовершеннолетних. Основной причиной попадания ребенка в группу риска, по наблюдениям специалистов, являются сложные жизненные обстоятельства:

    - пьянство одного или обоих родителей; их асоциальное поведение;

    - устройство на квартире родителями притонов для криминальных и асоциальных элементов;

    - психические заболевания родителей (или родственников);

    - убийство одного из родителей на глазах детей другим родителем;

    - отбывание наказания одним из родителей в местах лишения свободы;

    - лечение одного из родителей от алкоголизма;

    - жестокое обращение с детьми (побои);

    - побеги из дома, конфликты со сверстниками и т.д.

    Решение проблем этих детей мало зависит от сложившейся традиционной системы образования, которая предполагает нормальные условия жизни детей в семье. При семейном неблагополучии решить проблемы детей, не имея института социально-психологической поддержки, весьма проблематично.
      Стихийный, неуправляемый рост числа семей группы риска и резкое снижение их качественных характеристик в последние годы обусловили необходимость обеспечить со стороны российского общества защиту детей в семьях.

    Принципы работы педагога в школе с детьми группы риска можно сформулировать следующим образом:

    - создание атмосферы доверительности в отношении «педагог – ребенок»;

    - подключение к процессу реабилитации ребенка всех субъектов государственной системы социальной поддержки и защиты детства (органы социальной защиты населения, образования, органы общественного порядка, здравоохранения);

    - тесное взаимодействие с семьей ребенка.

    Создание доверительных отношений с ребенком требует наличия у педагога наряду с психологической техникой информации о личностных характеристиках ребенка. Сбор такой информации можно провести по матрице, которая одновременно является инструментом для вычисления обобщенного показателя уровня социального благополучия ребенка. Матрицу заполняет социальный педагог или классный руководитель на основе собираемой информации об ученике. Это позволяет своевременно выявить детей группы риска для принятия профилактических мер и определения путей индивидуальной работы с подростком.

    Определение обобщенного показателя социального благополучия учащегося

    № п/п

    Социальная характеристика

    Балл

    1

    Состав семьи ребенка

     

     

    Мать, отец, бабушка, дедушка

    5

    Только мать, отец

    4

    Мать, отчим; отец, мачеха

    3

    Одна мать, один отец

    2

    Нет родителей: бабушка, дедушка, другие родственники

    1

    2

    Школьная успеваемость

     

     

    Хорошая

    5

    Удовлетворительная

    4

    Неудовлетворительная

    3

    Оставил школу, работает

    2

    Оставил школу, не работает

    1

    3

    Здоровье ребенка

     

     

    Практически здоров

    5

    Часто болеет в пределах нормального развития

    4

    Имеет хронические болезни

    3

    Отставание в умственном развитии

    2

    Имеет врожденные патологии, нервно-психические болезни

    1

    4

    Санитарно-жилищные условия жизни семьи

     

     

    Благоустроенная отдельная квартира

    5

    Отдельная квартира с родителями супругов

    4

    Более одной комнаты в коммунальной квартире с удобствами

    3

    Комната в коммунальной квартире с удобствами

    2

    Комната в общежитии, в бараке без удобств

    1

    5

    Доход семьи

     

     

    Могут практически ни в чем себе не отказывать

    5

    Денег в основном хватает, но для покупки товаров длительного пользования берут в долг или в кредит

    4

    На повседневные расходы денег хватает, но покупка одежды вызывает трудности

    3

    Живут от зарплаты до зарплаты

    2

    Денег до зарплаты не хватает

    1

    6

    Уровень социального благополучия семьи

     

     

    Атмосфера взаимной поддержки, доброжелательства, любви

    5

    Здоровый образ жизни без особой эмоциональной окраски: без ссор и без большой привязанности, живут «по привычке».

    4

    В семье ссоры, скандалы, один из родителей склонен к выпивкам

    3

    Судимость родителей, пьянство, рукоприкладство, выраженная формула умственной отсталости одного или обоих родителей

    2

    Стоят на учете с диагнозом алкоголизм, наркомания, асоциальное поведение

    1

    Равнодушие, отсутствие заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

    2

    Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

    1

    7

    Поведение ребенка в школе

     

     

    Хорошее

    5

    Удовлетворительное

    4

    Неудовлетворительное

    3

    Неоднократно был замечен в асоциальном поведении

    2

    Стоит на учете в ПДН

    1

    8

    Внешкольное общение ребенка

     

     

    На основе постоянных совместных занятий в кружках, секциях, на основе общих позитивных интересов

    5

    Несистемное досуговое общение по интересам, разовые встречи для совместного проведения свободного времени

    4

    Общение на основе пустого времяпрепровождения, отсутствие позитивных целей

    3

    Асоциальные группы с ориентацией на выпивку, мелкое хулиганство, драки, токсические вещества

    2

    Криминогенные группы, состоящие на учете в ОДН, с направленностью интересов на мелкие кражи, угоны транспортных средств, наркотики

    1

    9

    Жизненные цели ребенка

     

     

    Четко определенные, конструктивные жизненные планы, стремление к достижению поставленных целей

    5

    Позитивная ориентация в формулировании жизненных целей, но представление о путях и средствах их достижения расплывчаты, неопределенны

    4

    Отсутствие определенных целей и планов на будущее или наличие нереальных планов, социальная незрелость, инфантилизм, надежда на «авось».

    3

    Ориентация на цели носит скорее негативную окраску, примитивны, бездуховны, референтная группа – сверстники с асоциальной направленностью интересов

    2

    Явно негативные, асоциальные ориентации на жизненные цели, отсутствие установки на общественно полезный труд. Интересы ограничены, отмечаются правонарушения, стоит на учете в ОДН

    1

    10

    Эмоциональные отношения родителей с детьми

     

     

    Постоянная поддержка, разумная требовательность к детям, демократизм отношений, атмосфера доверия

    5

    Слепая любовь, гиперопека

    4

    Для родителей первична собственная жизнь, но отношение к детям доброжелательное, заинтересованное

    3

    Равнодушие, отсутствие  заботы о детях, безнадзорность, дети как дополнительное бремя, дополнительные проблемы

    2

    Напряженно-конфликтные отношения родителей с детьми, различные формы насилия, применяемые к детям

    1

    При анализе характеристик конкретного ребенка набор баллов:

    ниже 30 – предполагает принадлежность ребенка к группе повышенного риска (чем меньше баллов, тем выше риск);

    от 31 до 40 баллов – социальное благополучие ребенка определяется в пределах средней нормы;

    более 40 – высокий уровень социального благополучия ребенка (чем больше баллов, тем выше уровень благополучия).

    Заполнение матрицы требует от педагога не только знания фактологических данных, но и применения социологического метода наблюдения в процессе непосредственного общения с ребенком и членами его семьи. Визуальные наблюдения и выводы необходимы педагогу, в частности, при балльной оценке таких характеристик, как «уровень социального благополучия семьи» или «эмоциональные отношения родителей с детьми». Для более точного определения этих качественных характеристик можно использовать опросник, дополняющий и уточняющий визуальные наблюдения. Так, для определения уровня социального благополучия семьи в беседе с ребенком (наедине) используются следующие вопросы:

    Хотел бы ты в своей будущей семье:

    - иметь такие отношения между мужем и женой, как у твоих родителей?

    - воспитывать детей так же, как это делают твои родители?

    - относиться к пожилым родителям, как это делают в твоей родительской семье?

    - разделять домашнюю работу, как это делают в семье твоих родителей?

    - проводить свободное время так, как это делают твои родители?

    Каждый из поставленных вопросов допускает уточняющие подвопросы для получения развернутого ответа: «Почему ты так думаешь? Что именно тебе нравится (не нравится)?» и т.д. Содержание ответов позволяет сделать выводы о ситуации в семье, взаимоотношениях между всеми ее членами.
    Аналогичным образов производится оценка жизненных целей ребенка. Для уточнения ценностных позиций ребенка предлагается использовать следующие формализованные вопросы с набором ответов.

    Что беспокоит тебя в жизни больше всего? (выбери пять главных проблем)

    - денежные проблемы твоей семьи

    - отношения с родителями

    - отношения между родителями

    - отношения со сверстниками

    - конфликты с педагогами

    - трудности усвоения школьной программы

    - здоровье близких родственников

    - чем заняться в свободное время

    - личная жизнь

    - что-либо другое (что именно)

    Какую работу ты хотел бы иметь в будущем? (выбери пять качеств)

    - с высокой оплатой

    - с гарантией от безработицы

    - престижную

    - не вредную для здоровья

    - связанную с разъездами, новыми впечатлениями

    - требующую личной предприимчивости, изобретательности

    - нужную стране, людям

    - связанную с общением с детьми

    - связанную с общением с животными

    - другую (какую именно)

    При необходимости набор ответов можно расширить, включая в них актуальные для данного ребенка позиции. Как и в первом случае, используются дополнительные вопросы, уточняющие полученную информацию (углубленное интервью). Необходимо обратить внимание на порядок выбираемых позиций, поскольку он указывает на иерархию предпочтений и жизненных целей (во-первых, во-вторых и т.д.)
    Доверительность отношений педагога с ребенком, как и работа с его семьей в целом, предполагает соблюдение конфиденциальности при получении информации о семье. Однако в процессе работы могут возникнуть обстоятельства, требующие немедленного принятия мер, а значит – отказа от принципа неразглашения информации. Педагог не имеет права принимать самостоятельное решение, игнорируя волю родителей. Согласно семейному законодательству России, именно на родителей возлагается преимущественное право на воспитание детей и заботу об их здоровье (Семейный кодекс РФ, ст. 63). В сложной ситуации педагог совместно с социальным педагогом должны решить проблему таким образом, чтобы ребенок пошел на контакт с родителями, и снизить риск первичной агрессии на ребенка.

     Работа социального педагога с семьей

    Семья как микромодель общества является важнейшим звеном многогранного процесса формирования личности ребенка. Именно семья должна служить проводником включения человека в сложный и противоречивый окружающий мир. Сегодня перед семьей остро стоит проблема ее дезорганизации, которая связана с нарушением не только взаимодействия супругов по разным причинам, но и системы «родители — ребенок», взаимным отчуждением детей и родителей. Семья не выполняет своих воспитательных функций: успешной социализации детей, обеспечение психологического комфорта, эмоционального благополучия ребенка. В настоящее время как никогда общество заинтересовано в максимально полном использовании воспитательного потенциала семьи.
    Одной из основных задач социального педагога является обеспечение эффективной помощи семье в вопросах успешной социальной адаптации детей и подростков.
    В случае необходимости социальный педагог проводит социальную диагностику семьи, определяя тип семьи по различным основаниям классификации.

    1. По структуре:

    Полные семьи

    Неполные семьи

    1) с одним ребенком;

    2) с 2 (однополыми);

    3) с 2 (разнополыми);

    4) с 3 детьми;

    5) многодетная (с 4 детьми и более);

    6) дети сводные;

    7) дети неродные;

    8) в том числе с бабушкой, дедушкой.

    1) одинокая мама;

    2) родители разведены;

    3) один отец;

    4) опекун.

     

    2. По материальной обеспеченности семьи:

    - с очень высоким материальным достатком;

    - с высоким материальным достатком;

    - со средним материальным достатком;

    - с низким материальным достатком;

    - нуждающиеся (за чертой бедности).

     

    3. По социально-правовой устойчивости и воспитательному потенциалу семьи:

    1) социально-устойчивая, благополучная в воспитательном отношении

    - воспитательно сильная

    2) социально-устойчивая, но неблагополучная в воспитательном отношении

    - воспитательно неустойчивая;

    - воспитательно слабая с утратой контакта с детьми и контроля над ними

    3) социально-неустойчивая, неблагополучная в воспитательном отношении

    - воспитательно слабая с постоянно конфликтной атмосферой;

    - воспитательно слабая с агрессивно негативной атмосферой

    4) социально-неустойчивая, негативная в воспитательном отношении

    - маргинальная (с алкогольной, сексуальной деморализацией, наркотической зависимостью);

    - вступающая в конфликт с законом;

    - преступная;

    - психически отягощенная


    4. По взаимоотношениям:

    - гармоничная;

    - компромиссная;

    - неустойчивая;

    - мнимая;

    - конфликтная;

    - резко конфликтная;

    - потребительская.

    5.По семейной ориентации:

    - на деятельность;

    - общение;

    - самоудовлетворение (эгоистические).

     

    Определить воспитательную позицию семьи можно, используя данную таблицу:

    Позиция семьи

    Отношение родителей

    Последствия в формировании личности

    1. Педагогически оправданная позиция

    Заботливость, любовь в сочетании с разумной требовательностью, дружеские, доверительные отношения, поощрение самостоятельности

    Нормальное развитие личности, адекватная самооценка

    2. «Залюбленное детство»

    Слепое обожание, мелочная опека, потакание всем желаниям, ребенок — центр семьи, неоправданная идеализация его родителями

    Торможение социализации, несамостоятельность, инфантильность, эгоизм, своеволие, упрямство, капризность, ложь, завышенная самооценка

    3. «Равнодушное детство»

    Пренебрежение интересами ребенка, отчужденность, равнодушие, попустительство, бесконтрольность

    Замедление эмоционального развития, обостренное самолюбие, агрессивность, отчаяние, недоверие к взрослым, озлобленность, разочарование, уход в собственный мир (девушки - секс, юноши - наркотики)

    4. «Задавленное детство»

    Чрезмерная опека, запреты как система воспитания, чрезмерная требовательность, жестокость в обращении, излишняя строгость, постоянные нотации, грубость в проявлениях родительской власти

    Проблемы в социализации, подавленные желания, неуверенность в себе, страх, коварство, мстительность, обидчивость, озлобленность, попадание в зависимость к более сильным сверстникам, приспособленчество, угодничество, заниженная самооценка

    5. «Загубленное детство»

    Аморальный пример родителей, полная бесконтрольность, безнадзорность, ребенок как объект постоянных ссор — каждый из родителей стремится привлечь его на свою сторону

    Признание только физической силы, формирование антисоциального идеала, оправдание собственных недостатков, скепсис, злость, агрессивность, лицемерие, приспособленчество, неверие в будущее, недисциплинированность, разочарование, недоверие ко взрослым, уход в себя (секс, наркотики), стремление отгородиться от окружающих

    Если родители понимают, что в семье имеет место проблема и ищут пути для ее преодоления, социальный педагог может предложить родителям анкету с целью определения характера взаимоотношений в семье, выявления скрытых конфликтов. На основе полученной информации, совместно с родителями, наметить пути нормализации положения. Анкета также может быть анонимной, если социальный педагог организует родительский тренинг семейного общения.

    Алгоритм работы социального педагога с неблагополучной семьей

    1-й этап: изучение семьи и осознание существующих в ней проблем, изучение обращений семьи за помощью, изучение жалоб жителей (соседей);

    2-й этап: первичное обследование жилищно-бытовых условий неблагополучной (проблемной) семьи;

    3-й этап: знакомство с членами семьи и её окружением, беседа с родителями, оценка условий их жизни;

    4-й этап: знакомство с теми службами, которые уже оказывали помощь семье, изучение их действий, выводов;

    5-й этап: изучение причин неблагополучия семьи, её особенностей, её целей, ценностных ориентации;

    6-й этап: изучение личностных особенностей членов семьи;

    7-й этап: составление карты семьи;

    8-й этап: координационная деятельность со всеми заинтересованными организациями (образовательные учреждения, дошкольные учреждения, Центр социальной реабилитации детей и подростков, Центр защиты семьи, приюты, детские дома, инспекция по делам несовершеннолетних, комиссия и т. д.),

    9-й этап: составление программы работы с неблагополучной семьей;

    10-й этап: текущие и контрольные посещения семьи;

    11-й этап: выводы о результатах работы с неблагополучной семьёй.

    Социальный педагог не должен брать на себя функции воспитания, заботы о детях, подменяя родителей, так как это порождает пассивную иждивенческую позицию членов семьи.
    Социальному педагогу, работающему с семьёй группы риска, необходимо сосредоточить усилия на чётких, конкретных целях. Обсудить и разработать конкретные меры для того, чтобы родители приняли решение о возврате ребёнка в семью.


    По теме: методические разработки, презентации и конспекты

    Памятка по написанию индивидуальной программы работы с ребёнком и семьей, находящимися в социально опасном положении.

    Паятка по написанию индивидуальной программы для работы с несовершеннолетним и семьёй, находящимися в социально опасном положении, является алгоритмом придерживаясь которого, можно составлять индивиду...

    «Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей, находящихся в социально опасном положении"

    В последнее десятилетие, в условиях экономических и политических кризисов, изменений в социальной жизни нашей страны, социального расслоения в обществе и перемен в сфере образования, растет чи...

    Несовершеннолетние и семьи, находящиеся в социально-опасном положении

    Рассмотрим определения понятий «несовершеннолетний, находящийся в социально опасном положении» и «семья, находящаяся в социально опасном положении»....

    "Организация совместной работы образовательного учреждения и органов системы профилактики по поддержке и сопровождению несовершеннолетних и семей находящихся в социально-опасном положении"

    Статус «социально опасное положение» имеют дети и  подростки, которые вследствие безнадзорности или беспризорности находятся в обстановке, представляющей опасность для их жизни или здоровья,...

    Информация об организации работы с детьми и семьями, находящихся в социально-опасном положении

    В ТОГБОУ "Школе-интернат для обучающихся с ограниченными возможностями здоровья" находятся дети из многодетных, малообеспеченных, неблагополучных семей, семей находящихся в трудной жизненной ситуации....

    Программа профилактической работы с детьми и семьями, находящимися в социально-опасном положении

    Традиционно главным институтом воспитания является семья, то, что ребенок в детские годы приобретает в семье, он сохраняет в течение всей жизни. Важность семьи как института воспитания обусловлена тем...