С чего начинается Родина.
статья на тему

Статья по патриотическому воспитанию.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл s_chego_nachinaetsya_rodina.docx10.2 КБ

Предварительный просмотр:

«С чего начинается Родина?»

О.М. Летавина

Воспитатель высшей категории

КГБУСО УСРЦН

Детство и юность – самая благодатная пора для привития священного чувства любви к Родине, когда ребёнок отвечает доверием к взрослому. Знания, впечатления, пережитые в детстве, остаются с человеком на всю жизнь. Ребёнок, не познавший в детстве силу родительской любви, не научившийся трудиться, не испытавший радость познания, не научится любить близких, беречь природу, не приобретёт уверенность в своих силах и возможностях. Социальный опыт ребёнка – это не то, что он знает и помнит, что прочитал или выучил, а то, что он пережил, и этот опыт постоянно определяет его действия и поступки.

В настоящее время, отсутствие или недостаточное развитие патриотизма стало глобальным вопросом в воспитании подрастающего поколения. Эта проблема особенно остра в воспитании ребят, оставшихся без попечения родителей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации.

Что должен чувствовать ребёнок, оказавшись в дали от своего дома, лишившись общения со своими близкими, и, зачастую, подвергшийся насилию со стороны самых дорогих людей?

65% несовершеннолетних, помещённых в КГ БУСО «Уссурийский СРЦН» за период 2010-2011 не имеют представления о культурных, социальных и моральных нормах поведения, нравственных ценностях общества. У них узкий кругозор, высокий уровень агрессии и тревожности, что выражается в их девиантном поведении.

Педагогическая и психологическая безграмотность родителей, истощение эмоциональных форм общения, их низкий образовательный  уровень – основные факторы, влияющие на отсутствие у несовершеннолетних представлений об общечеловеческих ценностях.

Задача педагога – показать детям, что существуя в современном мире, мы не оторваны от того, что было много лет назад. Важно понимать, что многое в сегодняшний мир пришло из прошлого, почему именно в таком виде, благодаря кому и чему сохранился жизненный опыт поколений. Необходимо донести до сознания детей, что мы должны сохранить опыт предков и всё лучшее передать своим детям, в будущее. Ведь без прошлого нет будущего. Ещё В.А. Сухомлинский писал: «От чуткости учителя к духовному миру воспитанников как раз и зависит создание обстановки, побуждающей к нравственному поведению, нравственным поступкам».

В программе «Патриоты России», представленной на краевой конкурс социальных программ реабилитации «Я – гражданин своей страны», направленных на патриотическое воспитание несовершеннолетних, систематизирован материал и обобщен опыт работы педагогов, отражен необходимый обществу и государству социальный заказ на воспитание гражданина своей страны, патриота с активной жизненной позицией.

Целью программы является формирование у несовершеннолетних основ патриотизма, качеств человека, которые составляют его гражданскую и социальную активность, а так же развитие творческих и интеллектуальных способностей, коммуникативных навыков, воспитание гордости за свою страну и её историю.

В процессе реализации программы решаются задачи по воспитанию у несовершеннолетних сознательной любви к Родине, уважению к её историческому прошлому на примере подвигов русского народа, его традиций, раскрытию общечеловеческих нравственных качеств: благородство, верность Родине, самоотверженность, мужество, героизм; развитию познавательной активности; содействию формирования сознательного патриотизма; коррекции тех жизненных ориентиров, которые не соответствуют нравственным ценностям общества.

Решая задачи патриотического воспитания, каждый педагог должен строить свою работу в соответствии с психологическими особенностями несовершеннолетних, учитывая следующие принципы:

  • «Позитивный центризм» (отбор знаний, наиболее актуальных для ребёнка данного возраста);
  • Непрерывность и преемственность педагогического процесса;
  • Дифференцированный подход к каждому ребёнку, максимальный учёт его психологических особенностей, возможностей и интересов;
  • Рациональное сочетание разных видов деятельности, адекватный возрасту баланс интеллектуальных, эмоциональных и двигательных нагрузок;
  • Развивающий характер обучения, основанный на детской активности.

На первом этапе, подготовительном, проводится презентация программы, разрабатывается план совместной деятельностей педагогов, родителей, волонтеров, руководства учреждения, назначаются ответственные за мероприятия. На втором этапе, диагностическом, проводится диагностика по основным направлениям программы. Следующий этап – практический, включающий в себя подготовку и проведение тематических недель, дней творчества, фольклорных и народных праздников, встречи с ветеранами, воинами-афганцами, героями нашего времени, проведение экскурсий, посещение музеев, памятников истории. На заключительном этапе подводятся итоги и закрепляются полученные знания и умения детей, проводится круглый стол по итогам реализации программы.

Исходя из результатов социально-педагогической диагностики, педагогическим коллективом учреждения были выбраны наиболее актуальные направления работы: «Моя Родина – Россия», «Народные герои», «Русские народные традиции», «Подвиги народа в Великой Отечественной Войне», «Дети-герои Великой Отечественной Войны», «Путь в космос, «Защитники отечества». Все эти направления взаимосвязаны и дополняют друг друга.

В процессе реализации программы используются индивидуальные, индивидуально-групповые и групповые формы и методы работы, которые включают в себя традиционные и инновационные технологии.

Формированию качеств защитника и патриота своей Родины, воспитанию уважения к ветеранам, героям Великой Отечественной Войны, привитию несовершеннолетним патриотизма и любви к Родине способствует проведение мероприятий, посвященных важным историческим датам, таких как: тематический вечер, «Юнги Великой Отечественной Войны», литературно-музыкальная композиция «Навеки семнадцатилетние», конкурсно-игровая программа «Знаете, каким он парнем был?», культурно-досуговое мероприятие «Есть такая профессия – Родину защищать», акция «Помоги ветерану» и др. Эти мероприятия приобщают воспитанников к культуре и традициям народа, дают возможность узнать историю страны через связь поколений, поэзию, музыку, танцы, песни.

Эффективными формами работы являются игротерапия (краеведческие, экологические и военно-патриотические игры), музыкотерапия, изотерапия, постановочные этюды исторических событий, занятия-погружения, соревнования, экскурсии, трудовые дела, поисковые дела, тренинги.

С целью повышения психологической и педагогической компетентности родителей в вопросах нравственно-патриотического воспитания несовершеннолетних в программе представлены такие формы работы, как «семейные гостиные» по темам: «Духовно-нравственные основы семьи», «Родословная семьи», «Путешествие в детство наших родителей», «Нет в России семьи такой, где б ни памятен был свой герой» и др.; выбраны темы для общения: «Ценности семейной жизни наших предков», «Семейные династии», «Путешествие в прошлое и настоящее своего народа», «Трудовая слава моей семьи».

Эффективным методом является групповая тренинговая работа, которая способствует восстановлению детско-родительских отношений.

Для успешной деятельности педагогов возникла необходимость обучения педагогического коллектива наиболее эффективным формам и методам работы. С этой целью программой предусмотрена организация и проведение заседаний методического совета, круглых столов, тренингов.

Показателями успешности воспитательной деятельности педагогов является активность воспитанников, самодисциплина, стремление к самосовершенствованию, развитие чувства собственного достоинства, наличие совокупности моральных качеств, осознание и объективная самооценка ребёнком своего «Я», как гражданина, патриота, Человека.

Пройдут годы – наши несовершеннолетние воспитанники станут взрослыми – полноправными членами нашего общества. Кем они станут? - аморальными преступниками или добропорядочными гражданами – зависит от нас, педагогов, которые заменили им на время родителей, подарили своё тепло и ласку, посеяли и взрастили в детской душе семена любви к родной природе, к истории и культуре страны, созданной трудами тех, кого зовут соотечественниками,  рассказали о том, что такое Родина.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект освоения темы "С чего начинается Родина ( По рассказу М.А. Шолохова "Судьба человека").

Проект освоения темы включает в себя задания для творческих групп и отчетный урок, проведенный по указанной теме....

Литературная гостиная. "С чего начинается Родина ?"

Литературно-художественная композиция "С чего начинается Родина?".  Данное мероприятие проводилось в рамках предметной недели по русскому языку и литературе в 8-9 классы....

Урок русского языка в 7-ом классе "С чего начинается Родина ?"

Тема: «С чего начинается Родина?»  (интегрированный урок на основе краеведческого материала;    урок   сотворчества)     Цели:1.Отработ...

«Пресс-конференция» «С чего начинается Родина»

Конспект внеклассного мероприятия.«Пресс – конференции» - игровая и в то же время весьма эффективная с познавательной точки зрения форма учебной и внеклассной  работы.  «Пресс- конфере...

С чего начинается Родина?

Урок немецкого языка в 7 классе по теме "Was nennen wir unsere Heimat?"...

Внеклассное мероприятие: "С чего начинается Родина?"

Внеклассное мероприятие для 5 класса. Музыкальная гостинная....