Разработка внеурочного мероприятия для обучающихся 4-8 классов по теме "Безопасное общение в интернете".
классный час (5, 6, 7, 8 класс) на тему

В данной работе представлен цикл мероприятий, направленный на снижение конфликтных ситуаций в подростковой среде. Работа стала призёром в городском конкурсе г. Москва по профилактике негативных проявлений среди обучающихся.

. Данные мероприятия включают в себя не только традиционные лекции, но и использование интернет ресурсов и раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка.

Скачать:

Предварительный просмотр:


Предварительный просмотр:

ДЕПАРТАМЕНТ ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ

Государственное бюджетное общеобразовательное учреждение города Москвы
«Гимназия № 1797 «Богородская»

Россия, 107258, Москва, 3-я Гражданская, дом 64. Тел.: 8(495) 963-32-36. E-mail:1797@edu.mos.ru

Безопасное общение в Интернет

Автор:  Адаменко  Елена Николаевна,

                                           

                                                      email: adamenkoln@mail.ru

Москва 2016

Актуальность представленной разработки.

Современные дети проводят в интернете, общаясь со сверстниками (и не только), большую часть времени, свободного от школы и выполнения домашних заданий. Делают они это, опираясь на свой личный, весьма незначительный,  опыт, который состоит из наблюдения за взрослыми и просмотра различных теле-/токшоу. Большинство из этих наблюдений имеют, с воспитательной точки зрения, отрицательный характер. Как правило, в виду большой занятости, родители не успевают (а некоторые просто не могут) объяснить ребёнку «что такое хорошо и что такое плохо», как и с кем можно общаться в соцсетях, поэтому дети часто становятся жертвами обмана со стороны взрослых.

Второй большой проблемой является то, что ребёнок считает себя в определённой степени находящимся в безопасности, оставаясь «по ту сторону экрана», следовательно может угрожать, использовать нецензурную лексику и прочее. Как правило, такое общение способствует возникновению большого количества конфликтов в детских коллективах, в которые втягиваются и родители.

Всё это происходит от, как уже указывалось выше, нехватки внимания со стороны родителей и недостаточной информированности как ребёнка, так и его  законных представителей о всех рисках, существующих в интернет пространстве и ответсвенности, которую могут понести и дети, и их родители за некорректное общение в социальных сетях.

Поэтому в нашей гимназии, как и во многих образовательных организациях, остро стоит вопрос просвещения обучающихся о правилах общения в сети.

Нами был разработан комплекс мероприятий, направленный на решение данной проблемы. Данные мероприятия включают в себя не только традиционные лекции, но и использование интернет ресурсов и раскрытие творческого потенциала каждого ребёнка.

Цели комплекса мероприятий.

  • Просвещение обучающихся и их законных представителей о правилах поведения в сети Интернет;
  • снижение конфликтов в детских коллективах, вызванных оскорблениями и угрозами в социальных сетях;
  • уменьшение случаев, когда несовершеннолетние становятся жертвами противозаконных действий в Сети со стороны взрослых участников процесса общения.

Задачи.

  • Привлечь сторонние организации, осуществляющие профилактику негативных проявлений обучающихся;
  • ознакомить обучающихся с правилами общения в сети и ответственностью за некорректное общение (в т.ч. угрозы и оскорбления);
  • побуждать обучающихся к корректному общению со сверстниками как в виртуальном мире, так и в реальной жизни;
  • мотивировать учащихся на участие в конкурсах, направленных на информирование о правильном поведении в Интернет пространстве;
  • развивать творческие способности обучающихся;
  • привлечь к проблеме кибербуллинга классных руководителей и родительскую общественность.

Содержание.

Наш комплекс мероприятий был разработан для параллели 5-х классов в 2015-2016 уч.г. (информация о проведении размещена на сайте гимназии), в связи с возникновением большого числа конфликтов между детьми из-за оскорблений при переписке в сети «В Контакте» и вовлечением в эти конфликты родителей.

1 этап. Оформление памяток «Как общаться в Сети», «Как защитить персональные данные в Сети», «Как защитить гаджеты от вредоносных программ» (на основе информации с сайта персональныеданные.дети) для раздачи обучающимся и размещении на информационных стендах Социально-психологической службы гимназии. (Приложение №1)

2 этап. Совместно с инспектором ОДН разрабатывается лекция-беседа на тему «Что такое кибербуллинг? Персональные данные. Ответственность за угрозы и оскорбления при общении в сети». (Приложение №2)

Лекция сопровождается презентацией Роскомнадзора (Приложение №4). После просветительской части, которую проводят инспектор ОДН и социальный педагог, детям предлагаются к обсуждению конкретные ситуации грубого общения в сети и наступившая ответственность за такое общение.

Обучающимся раздаются памятки и предлагается обсудить их дома с родителями.

В конце лекции предлагается выполнить тест, цель которого определить степень усвоения полученной информации. (Приложение №3)

Длительность мероприятия 45-60 минут.

3 этап. Согласно исследованиям специалистов, для более успешного усвоения информации к ней необходимо периодически «возвращаться». Поэтому классным руководителям предлагается провести через неделю после лекции-беседы классный час, на котором подвести итоги и обсудить результаты тестов и выполнить несколько увлекательных интерактивных упражнений ( сайтперсональныеданные.дети):

- Найди 10 отличий: цель данного упражнения показать, что можно сделать с твоей фотографией, если она находится в свободном доступе на твоей странице «В Контакте» и не защищена настройками конфиденциальности

http://персональныеданные.дети/games/najdi_10_otlichij/ 

- Выбери меня: цель данной игры ещё раз указать ребятам, что необходимо спрашивать согласие у человека, чью фотографию ты собираешься выложить в интернет  

http://персональныеданные.дети/games/vyberi_menya/

- Лабиринт: цель игры напомнить обучающимся о необходимости защищать личную информацию в сети

http://персональныеданные.дети/games/labirint/

4 этап. Привлечение учащихся к участию в конкурсе разработки агитационных листовок «Защити свои персональные данные».

Критерии оценивания:

  • соответствие работы заявленной тематике;
  • оригинальность;
  • художественное оформление.

Также можно провести голосование за понравившиеся работы среди обучающихся гимназии.

5 этап. Подведение итогов конкурса и размещение  работ на информационных стендах, а лучших - на сайте гимназии.

6 этап. Беседа классного руководителя с родителями на родительских собраниях о необходимости контроля родителей за общением их детей в соцсетях.

Предполагаемые конечные результаты.

  • 100% информированность учащихся о правилах общения в сети Интернет и ответственности за нарушение этих правил;
  • 100% информированность родителей о необходимости и способах родительского контроля за общением детей в сети;
  • снижение не менее чем на 50% конфликтных ситуаций в детском коллективе, вызванных оскорблениями в интернете;
  • снижение случаев, когда несовершеннолетние становятся жертвами взрослых мошенников при интернет общении;
  • формирование активной гражданской позиции (участие в мероприятиях социальной направленности).

Использование при знакомстве с материалом различных форм работы: лекция, тестирование, использование ИКТ (презентация, интерактивные игры), создание художественного продукта, позволяет максимально эффективно донести информацию до детей с разным типом восприятия: аудиалов, визуалов и кинестетиков и сделать рутинное мероприятие интересным, увлекательным и максимально приближенным к потребностям обучающихся.

Приложение №1

Как защитить гаджеты от вредоносных программ

1. Установте на гаджеты специальные почтовые фильтры и антивирусные программы. Они могут предотвратить, как прямые атаки злоумышленников, так и атаки, использующие вредоносные приложения.

2. Используйте только лицензионные программы. Чаще всего вирусами бывают заражены пиратские копии программ.

3. Используйте проверенные сайты.

4. Систематически проверяйте свои домашние компьютеры на наличие вирусов.

5. Делайте резервную копию важных данных.

6. Периодически меняйте пароли от электронной почты, социальных сетей, форумов и пр.

Как общаться в Сети

1. Старайтесь не выкладывать в Интернет личную информацию (фотографии, видео, ФИО, дату рождения, адрес дома, номер школы, телефоны и иные данные) или существенно сократите объем данных, которые публикуете в Интернете.

2. Не выкладывайте личную информацию (совместные фотографии, видео, иные данные) о ваших друзьях в Интернет без их разрешения. Прежде чем разместить информацию о друзьях в Сети, узнайте, не возражают ли они, чтобы вы выложили данные.

3. Не отправляйте свои персональные данные, а также свои видео и фото людям, с которыми вы познакомились в Интернете, тем более если вы не знаете их в реальной жизни.

4. При общении с другими пользователями старайтесь быть вежливыми, деликатными, тактичными и дружелюбными. Не пишите грубостей, оскорблений, матерных слов – читать такие высказывания так же неприятно, как и слышать.

5. Старайтесь не реагировать на обидные комментарии, хамство и грубость других пользователей. Всегда пытайтесь уладить конфликты с пользователями мирным путем, переведите все в шутку или прекратите общение с агрессивными пользователями. Ни в коем случае не отвечайте на агрессию тем же способом.

6. Если решить проблему мирным путем не удалось, напишите жалобу администратору сайта, потребуйте заблокировать обидчика.

7. Если администратор сайта отказался вам помочь, прекратите пользоваться таким ресурсом и удалите оттуда свои данные.

8. Не используйте Сеть для распространения сплетен, угроз или хулиганства.

9. Не встречайтесь в реальной жизни с онлайн-знакомыми без разрешения родителей или в отсутствие взрослого человека. Если вы хотите встретиться с новым интернет-другом, постарайтесь пойти на встречу в сопровождении взрослого, которому вы доверяете

Как защитить персональные данные в Сети

        1        Ограничьте объем информации о себе, находящейся в Интернете. Удалите лишние фотографии, видео, адреса, номера телефонов, дату рождения, сведения о родных и близких и иную личную информацию.

        2        Не отправляйте видео и фотографии людям, с которыми вы познакомились в Интернете и не знаете их в реальной жизни.

        3        Отправляя кому-либо свои персональные данные или конфиденциальную информацию, убедитесь в том, что адресат — действительно тот, за кого себя выдает.

        4        Если в сети Интернет кто-то просит предоставить ваши персональные данные, например, место жительства или номер школы, класса иные данные, посоветуйтесь с родителями или взрослым человеком, которому вы доверяете.

        5        Используйте только сложные пароли, разные для разных учетных записей и сервисов.

        6        Старайтесь периодически менять пароли

        7        Заведите себе два адреса электронной почты — частный, для переписки (приватный и малоизвестный, который вы никогда не публикуете в общедоступных источниках), и публичный — для открытой деятельности (форумов, чатов и так далее

Приложение №2 

Кибербуллинг или киберзапугивание

Развитие коммуникационных технологий изменило нашу жизнь. Обычные процессы отношений между людьми с помощью Интернета, приобретают в цифровом мире новые особенности.

Скорость распространения информации в сети Интернет уже через мгновение позволяет делиться своими жизненными новостями, фотографиями и общаться с множеством людей.

Доступ к размещаемой вами информации может быть ограничен только кругом вашего общения или быть доступным неограниченному кругу лиц. Однако оборот личной информации в сети может приводить к проблемам, когда незнакомцы, прохожие или даже друзья используют информацию безответственно и без учёта права на неприкосновенность частной жизни. Так появился кибербуллинг и возможность при помощи технологий проявлять негативные качества, делать это анонимно, не опасаясь ответной реакции.

Основной площадкой кибербуллинга стали социальные сети. В них можно не только оскорблять человека в сообщениях, но и взламывать страницу жертвы или создавать поддельные страницы на имя жертвы, где размещается унизительный контент, распространяются обидные и непристойные сообщения.

Независимо от формы проявления кибербуллинг может причинить значительный вред жертве, а в крайних случаях привести к самым трагическим последствиям.

Как и их коллег – хулиганов в физическом мире, кибер-хулиганов пытаются убедить перестать нарушать права других людей. Разница в том, что кибер-хулиганы в состоянии скрыть свою личность в Интернете, что затрудняет возможность оперативного пресечения такой деятельности.

Риски, которые влечёт обмен информацией в Интернете

К сожалению, реальность такова, что люди выдают слишком много информации о себе в Интернете, испытывая при этом ошибочное убеждение, что принадлежащая им информация является конфиденциальной, но как только информация попадает в Сеть, контролировать ее дальнейшее использование уже практически невозможно. Кто, когда и в каких целях может воспользоваться такими данными, прогнозировать невозможно.

• В Интернете нет кнопки «Удалить», чтобы удалить информацию, размещённую в Интернете. Вы можете пожалеть о создании, например, комментария в виде замечания по отношению к любому человеку, потом, удалив его в течение часа, крайне удивиться, что этот комментарий уже прочитан десятками или сотнями людей и столько же людей перенаправили его по разным адресам.

• Смартфоны с подключением к Интернету и высоким качеством камер стали доступными и недорогими для среднего потребителя. Пользователи смартфонов часто становятся свидетелями различных инцидентов, которые происходят в общественной жизни и моментально публикуют снятое на фото или видео в Интернете. Некоторые Интернет-форумы пользуются популярностью среди своих пользователей благодаря так называемому «мастерству раскрытия личности лиц, размещенных в онлайн-видеороликах». Даже если вы или ваши друзья оставляют в сети неструктурированную и разрозненную информацию о вас на разных сайтах, есть те кто может находить способы собирать всю имеющуюся о вас информацию без вашего ведома.

• То, что вы говорите или то чем вы делитесь в Интернете может повлечь за собой критику. Информация, которой вы поделились с другими может стать мишенью для кибер-хулиганов. Они выставят вас на всеобщее обозрение, подвергнут вас «суду» за ваши он-лайн слова или действия и вынесут вам свой «вердикт».

• Кибербуллинг также может произойти, когда злоумышленник создает ложную учетную запись жертвы и использует ее для отправления оскорбительных, агрессивных или неуместных сообщений на почту друзей и семьи, а также на их аккаунты в социальных сетях, включая друзей, таким образом, создавая впечатление, что сообщения были отправлены жертвой.

• Кибер-хулиганы могут специально создавать поводы заставляя сердиться свою жертву до такой степени, что они рано или поздно отвечают разгневанным или оскорбительным замечанием. После такой реакции кибер-хулиган может уведомить администратора ресурса о недопустимом содержимом и нарушении правил пользования услугами сети, после чего ваш аккаунт может быть заблокирован.

• Вы можете быть уверенными, что находитесь в безопасности от кибер-издевательств, если вы никогда не раскрывали ваших личных данных в Интернете. Тем не менее, поскольку Интернет настолько проник в нашу обычную жизнь, любое лицо, Интернет-пользователь или нет, является уязвимым к безответственному онлайн – поведению.

В законодательстве отсутствует конкретное положение, предусматривающее ответственность за кибер-издевательства, это вызвано тем, что такая деятельность довольно широка и охватывает собой значительный перечень уже имеющихся составов преступлений и правонарушений, это в первую очередь нарушение права на неприкосновенность частной жизни, выражающееся в незаконном сборе или распространении сведений о частной жизни лица, составляющих его личную или семейную тайну. Также в соответствии с Конституцией Российской Федерации достоинство личности охраняется государством и ничто не может быть основанием для его умаления, никто не должен подвергаться унижающему человеческое достоинство обращению или наказанию. Основным законом, определяющим порядок оборота персональных данных, является Федеральный закон «О персональных данных» № 152-ФЗ, который содержит ряд принципов, помнить и знать которые необходимо. Например, сбор личных данных для преступных целей недопустим, потому что сама цель незаконна. Даже если данные предоставлены субъектом самостоятельно, это не даёт права третьим лицам использовать такие данные по своему усмотрению.

Специальные персональные данные

К специальным персональным данным относятся:

 расовая или национальная принадлежность, политические взгляды, религиозные или философские убеждения, состояние здоровья и пр.

Таким образом, специальные данные характеризуют наши взгляды, убеждения, мировоззрение, они определяют нашу социальную принадлежность к определенным группам. Например, человек может сказать: я демократ или я христианин. По таким данным можно сформировать представление о человеке.

Следует заметить, что приведенный перечень персональных данных не является исчерпывающим и может включать в себя еще множество иных идентификационных данных.

Биометрические персональные данные

Биометрические персональные данные представляют собой сведения о наших биологических особенностях. Эти данные уникальны, принадлежат только одному человеку и никогда не повторяются.

Биометрические данные заложены в нас от рождения самой природой, они никем не присваиваются, это просто закодированная информация о человеке, которую люди научились считывать. К таким данным относятся:

отпечаток пальца, рисунок радужной оболочки глаза, код ДНК, слепок голоса и пр.

Набор цифр как персональные данные

Существуют персональные данные, которые представляют собой набор цифр. Благодаря такому набору цифр нас можно определить как конкретного человека, установить нашу личность.

Такими персональными данными являются: номер и серия паспорта, страховой номер индивидуального лицевого счета (СНИЛС), индивидуальный номер налогоплательщика (ИНН), номер банковского счета, номер банковской карты.

Такие «кодовые данные» представляют собой некий набор зашифрованной информации о человеке. Шифрование этих данных может производиться государством. Например, когда ребенку исполняется 14 лет, ему выдают паспорт в ФМС. Такой паспорт содержит серию и номер, а также иную информацию. Шифрование может производиться банковской организацией, например, номер банковской карты тоже индивидуальный, он не повторяется и принадлежит исключительно держателю банковской карты.

Большие данные

Каждое наше действие, совершаемое в сети Интернет, оставляет определенный цифровой след.

Такие следы оставляет информация, которую вы добровольно размещаете в сети Интернет, например, фотографии в социальных сетях, высказывания на форумах, «лайки» новостей и многое другое.

Кроме того, цифровые следы оставляет та информация, о наличии которой вы можете и не подозревать, например, информация о посещенных сайтах, о совершенных покупках, о вашем географическом месторасположении и пр.

Если обработать всю эту информацию, то получится очень точный портрет («профайл»), который можно использовать для принятия решений в отношении конкретного человека. Например, направить ему адресную рекламу в соответствии с предпочтениями, «лайками» или отказать в поступлении на работу и пр.

Сегодня информационные технологии позволяют обрабатывать и анализировать огромные объемы данных для выявления новой информации, представляющей ценность для принятия различных решений.

Представьте себе данные о следах всех пользователей сети Интернет России или другой страны, которые они оставили за последние 10 лет.

Этот колоссальный объем информации, подлежащий обработке и анализу, получил название Big Data или Большие данные. При этом Большие данные получают не только благодаря Вашим цифровым следам, их добывают из иных источников, например, с помощью датчиков погоды или геолокационных систем.

Приложение №3

ТЕСТ

Как правильно и безопасно общаться в интернете

1. Персональные данные состоят из

 а) ФИО, возраст, домашний адрес и номер телефона

 б)Группа крови, отпечатки пальцев, медицинские диагнозы

 в)Сведения об образовании, фотографии

г)Все вышеперечисленное. Персональные данные - это информация, по которой тебя можно идентифицировать.

2. Можешь ли ты контролировать размещение своих фотографий в сети Интернет, если выкладываешь их в социальные сети?

     Да                                    Нет                                                                          

3.  Друг устраивает вечеринку в выходные, и все ваши друзья приглашены. Правильно ли будет разместить дату, время и место на сайте, потому что тогда у каждого будут детали этой встречи.

    Да                                Нет

4. Какие файлы ты разместишь в социальных сетях?

а)Все, что захочу, это смешно и интересно – моим друзьям понравится!

б) Сначала подумаю. Буду ли я чувствовать себя комфортно, если родители, учителя увидят то, что я публикую?

в)Фотографии, ФИО, адрес

5. Может ли твой друг заходить в твой аккаунт и отправлять от твоего имени сообщения?

а) Да, потому что он мой друг, и я ему доверяю

б)Нет. Имея доступ к твоему аккаунту, друг может иметь доступ не только к тем файлам, которые ты разрешил смотреть, но и ко всем остальным данным.

6. При заполнении онлайн-формы для ввода данных, которые будут опубликованы, какие данные не стоит указывать?

а) Никнэйм или псевдоним

б) ФИО

в)Адрес, где ты живешь

г)Адрес, где ты учишься

(Допускается несколько вариантов ответа)

7. Какие последствия могут наступить, если ты отметишь друга на фото

а) Массовое распространение фотографии в сети, если не настроена приватность учетной записи

б) Никаких последствий не будет

в)Ничего не случится, мой друг просто станет популярнее

8. Если у тебя есть сомнения, дать ли людям, с которыми общаешься в сети больше личной информации о себе, что ты сделаешь

а) Расскажешь родителям (или другим близким родственникам) и попросишь совет

б) Расскажешь другу (подруге) и попросишь совет

в) Отправишь личные данные и посмотришь, что будет

г) Не отправишь личные данные  

(Допускается несколько вариантов ответа)

Ответы

(информация для классных руководителей, чтобы более подробно обсудить с обучающимися результаты теста)

  1. Г - Перечень данных, который можно отнести к персональным, четко не определен в законах. Поэтому набор данных, позволяющий определить или идентифицировать тебя среди множества других людей является персональными.
  2. Да - При публикации фотографий в Сети, вы даете другим возможность на их загрузку, изменение или даже использование их в рекламе! Всегда проверяйте, что вы установили настройки приватности.
  3. Нет - Ты никогда не можешь знать точно, кто имеет доступ к информации, которую публикуешь на сайте. То, что ты разместишь на сайте, может повлиять на твою личную безопасность - особенно, если говоришь людям, где собираешься быть в определенное время.
  4. Б - Важно сначала подумать, прежде чем публиковать что-то. Всю информацию из твоего профиля - комментарии, фотографии - могут увидеть тысячи людей и эта информация никогда не будет полностью стерта. Информация в сети помогает другим людям составить впечатление о тебе, и как ты ведешь себя в реальной жизни.
  5. Нет.
  6. Б, В - ФИО; адрес, где Вы живете. Эти данные позволяют установить Вашу личность в реальной жизни и дают возможность для вторжения в Ваше личное пространство, а также для использования Вас как объекта навязчивой рекламы или противоправных действий.
  7. А - Вы никогда не можете знать точно, кто имеет доступ к информации, которую вы публикуете на сайте. Не стоит этого делать без разрешения друга, возможно, он не хочет, чтобы информация о нем стала доступной для других.

А - В любом случае, не стоит отдавать незнакомцам свои персональные данные. Вы не можете быть уверены, как их будут использованы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка внеурочного мероприятия для учащихся 5-9 классов. "Вечерние посиделки"

Актуальность: Современное общество всё реже и реже проводит долгие зимние вечера за совместным рукоделием. Молодёжь чаще общается по телефону, играет вместе ...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 10-11 классов «Говорим на русском языке».

Цели:1) расширить и обобщить знания  в области  орфоэпии, лексики, фразеологии, риторики;2) формировать у учащихся  умения грамотно   пользоваться  богатыми ресурсами рус...

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Парад английских традиций» 8 класс

Методическая разработка внеурочного мероприятия «Парад английских традиций» 8 класс...

Методическая разработка внеклассного мероприятия для обучающихся 6-8 классов "Дорогою добра"

В «Концепции духовно-нравственного развития и воспитания личности гражданина России» определен национальный воспитательный идеал как   высоконравственный, творческий, компетентный гражданин ...

Разработка внеурочного мероприятия для обучающихся 5 классов «Каждый ребенок имеет право»

Данная разработка направлена на формирование правовой культуры обучающихся, ознакомления с Конвенцией о правах ребенка, формирования положительного отношения к правам других....

Разработка внеурочного мероприятия для обучающихся 5-6 классов по теме: «Экология и мы».

Разработка внеурочного мероприятия для обучающихся 5-6 классов по теме: «Экология и мы»....