Конкурс- соревнование "Что такое хорошо и что такое плохо"
методическая разработка (5 класс) по теме

Данный конкурс- соревнование позволит обучающимся расширить знания о правилах хорошего тона, о культуре поведения

  

Ц

Скачать:


Предварительный просмотр:

Конкурс- соревнование  «Что такое хорошо и что такое плохо» - 5  класс

Автор - составитель: учитель МОУ СОШ № 100 Кировского района г. Волгограда Марченко Ирина Николаевна.

Цели:

Расширить знания обучающихся о правилах хорошего тона, о культуре поведения.

Задачи:

1. Формировать умения самореализации

2. Создать условия для проявления творческих возможностей ребят, активизировать у детей познавательную деятельность, развивать навыки работы в коллективе.

3. Воспитывать чувство взаимовыручки.

Технология: на игровой основе.

    Подготовка: (можно проводить данное мероприятие в классе- класс разделить на три команды).

Участие принимают команды ребят из параллельных классов.

Члены жюри родители обучающихся.

Ведущий: Ребята, вы растете, учитесь, пройдет время, вы окончите школу, выберите профессию, станете трудиться, но,  прежде всего вы должны вырасти настоящими, хорошими людьми, добрыми, смелыми, отзывчивыми.

       Сегодня у нас состоится КВН

Вежливость не такая уж трудная  и сложная наука, чтобы вы не смогли ею овладеть. Вежливость и правила хорошего тона должна быть нашим ежедневным украшением. Важно вести себя хорошо из уважения к себе и окружающим.

       Представление жюри. Я и наше много уважаемое жюри желаем вам успехов.

Первое общественное проявление вежливости – это приветствие, подача руки, поклон. Приветствие – это выражение уважения, дружбы, внимания.

I конкурс – Приветствие.

Каждая команда должна предоставить:

- название команды;

- капитан должен как можно вежливее поприветствовать команды – соперницы и жюри.

          (оценивается – 5 баллов)

II конкурс – Разминка (время на ответ 30 секунд каждой команде; за правильный ответ – 1 балл).

1. Ты идешь с товарищем по улице. Он приостановился и поздоровался с незнакомым тебе человеком. Надо ли здороваться тебе? (Да, нужно ответить на приветствие).

2. Вы пришли к другу, кроме него еще есть гости. Кто должен поздороваться первым? (Вновь пришедший должен сначала поздороваться с хозяином, затем с остальными гостями, даже если он их не знает).

3. Когда молодая девушка должна первой поздороваться с мужчиной? (Если мужчина пожилой).

4. Когда молодая девушка, здороваясь, должна снять перчатку? (Если здоровается с пожилым мужчиной).

5. Когда здороваются рукопожатием, кто первый протягивает руку мужчина или женщина,  старший или младший? (Женщина – мужчине, старший – младшему).

6. Не протягивают руку для рукопожатия через что? (через стол).

7. Кто первым выходит из автобуса, троллейбуса, почему? (Юноша выходит первым, подает руку девочке, с тем, чтобы она могла на нее опереться).

8. Кто первым входит в подъезд мальчик или девочка? (мальчик первым открывает дверь, пропуская девочку вперед, сам идет за девочкой).

9. Когда спускаются и поднимаются в подъезде по лестнице кто идет впереди? (Спускаясь, мальчик идет первым на 1 – 2 ступеньки, а поднимаясь,  на 1 – 2  ступеньки сзади. Мальчик должен быть готов прийти на помощь  девочке в любой момент).

10. Вы дарите букет цветов,  в какой руке вы его держите в правой или левой? (в левой, чтобы букет не мешал здороваться).

11. Можно ли дарить цветок в горшке? (Да, только близким людям).

12. Сколько цветов должно быть в букете? (Нечетное число).

        Жюри подводит итоги.

Игра со зрителями: « Словарь вежливых слов».

1. Растет даже ледяная глыба

    От слова теплого…….СПАСИБО.

2. Зазеленеет старый пень,

    Когда услышит……… ДОБРЫЙ ДЕНЬ.

3. Если больше есть не в силах

    Скажем маме мы …….. СПАСИБО.

4. Ребенок вежливый и развитый

    Говорит при встрече ……….ЗДРАВСТВУЙТЕ.

5. Когда нас бранят за шалости

    Говорим……….ПРОСТИ, ПОЖАЛУЙСТА. 

6. И во Франции и в Дании

    На прощание говорят………ДОСВИДАНИЯ.

III конкурс – Вежливые слова.

Какая команда больше вспомнит вежливых слов, которые встречаются в обиходе воспитанного человека – дается 3 минуты, дети записывают слова на листе.

Ведущий читает стихотворение для зрителей (можно дать ребенку прочитать):

                 Друзья, вот вам на всякий случай

                 Стихи о школьнике одном

                 Его зовут…., а впрочем

                 Мы лучше здесь его не назовем.

«Спасибо! Здравствуйте! Простите! –

Произносить он не привык.

Простого слова «извините»

Не одолел его язык.

                  Ему бывает часто лень

                  Сказать при встрече «Добрый день»

                  Казалось бы – простое слово,

                  А он стесняется, молчит.

                  И в лучшем случае «здорово»

                  Он вместо «здравствуй» говорит.

А вместо слова «Досвиданья»

Не говорит он ничего

Или заявит на прощанье

Ну, я пошел – «пока, всего».

                  Ребята, мы не можем тут

                  Сказать вам – как его зовут

                  Мы честно вас предупреждаем

                  Что имени его не знаем.

Но может быть он вам знаком,

И вы встречались с ним  где – либо.

Тогда скажите нам о нем

А мы………Мы скажем вам: «Спасибо».

Задание зрителям: Назовите все вежливые слова, которые прозвучали в стихотворении. (Можно приплюсовать баллы команде).

IV конкурс – Практическое задание – сервировка стола – 5 баллов.

По одному человеку от команды.

Дается тарелка, вилка, ложка, нож, салфетка – для чего она, куда кладется? (салфетка кладется на колени)

Вопрос, кто быстрее ответит – 1 балл.

1. Когда нужно начинать есть за столом в гостях? (есть начинать после того, как начала есть хозяйка дома).

2. Что не рекомендуется делать во время еды? (во время еды не рекомендуется класть локти на стол, так это будет мешать вашим соседям).

V конкурс – Вежливые поступки - 5 баллов – 2 минуты на подготовку.

(Вежливость, щедрость, благодарность, доброта, добродушие, помощь, отзывчивость, сочувствие, уважение, благодарность и др.).

Вопрос – загадка зрителям

(За правильное добавление зрителей команде присуждается 1 балл).

           Что такое порядок?

(Порядок – все убрано даже там, где этого никто не видит).

            Кто такой невежа?

(Невежа – тот, кто зная правила хорошего тона учит других, а сам им не подчиняется).

            Что такое вежливость?

(Вежливость – это умение вести себя так, чтобы другим было приятно с тобой).

             Что такое приветствие?

(Приветствие – это выражение уважения, дружбы, внимания).

IV кVI конкурс – Практическое задание – 5 баллов.

(Ведущий приглашает на сцену поочередно по одному человеку от команды).(задания написаны на листочках).

1. Представьте, что к вам домой пришли гости, как вы их встретите? (гости в пальто, в шапках)

(хозяин дома предлагает им раздеться, сесть, находит занятие интересное для всех).

2. Небольшой подарок мы хотим вручить тебе от твоих друзей (небольшой сверток, в котором коробка конфет, завернутая в бумагу).

(вежливый человек примет подарок, поблагодарит, и не откладывая его, откроет коробку и угостит конфетами своих друзей).

3. Как вы входите в зал кинотеатра?

(Культурный человек должен пройти вдоль ряда лицом к сидящим, аккуратно. Не наступая на ноги зрителям). (При этом болельщики могут привести своей команде очко, если догадаются встать, когда будет проходить участник).

VII конкурс – «Уроки вежливости» -  за правильный ответ 3 балла. Вопросы по очереди задаются команде ( команда совещается)

1. Мальчик крикнул прохожему: «Скажите, сколько сейчас часов?». Мальчик допустил 4 ошибки, скажите, какие?

(мальчику не следовало кричать, а спокойно спросить: «Который час»? После ответа сказать: «Спасибо», забыл сказать, пожалуйста).

2. 2 мальчика столкнулись в дверях и никак не могли разойтись, который из них должен уступить дорогу другому, если 1 – ому - 9 лет, а 2 – ому – 11 лет?

(обычно уступает тот, кто вежливее).

3. Вы шли по улице и на балконе увидели своего друга (подругу) и закричали: «Привет, Саша (Оля). Какая допущена ошибка?

(Поздороваться надо было кивком головы, молча).

4. За сколько минут до начала спектакля нужно приходить в театр

(минут за 30, так, чтобы успеть без спешки раздеться, занять свои места, соответственно купленным билетам).

5. Можно ли во время спектакля делится впечатлениями с товарищами, есть?

(нет, разговаривать и есть нельзя).

6. Как быть с мороженным, если ты не успел съесть его, а звонок уже позвал тебя в зал?

(Если мороженное в вазочке, то его нужно оставить на столе. Если в обвертке – выбросить в урну и немедленно отправляться в зал)

     

         Жюри  подводит итоги за прошедшие конкурсы.

Пока жюри подсчитывает результаты, проводится беседа о книге «Юности честное зерцало!»

       Более 200 лет назад появилась книга о том, как надо вести себя за столом, книга о правилах поведения юношей и девушек. Называлась она «Юности честное зерцало»! Составлена она была Российской академией наук.

      Большинство правил из этой книги годятся и сейчас, хотя написаны они непривычным для нас языком:

-  Не хватай первым блюдо и не дуй в жидкое, чтобы везде брызгало.

- Руки твои да не лежат долго на тарелке.

- Над ествою не чавкай, как свинья, и головы не чеши.

- Не проглотив куска не говори.

Вот сейчас мы и посмотрим умеете ли вы правильно есть.

VIII конкурс – 5 баллов.

Одному члену команды предлагается сесть за стол и съесть …..компот. (выбрать, что для этого ему надо из приборов – блюдце, чайная ложка). Выигрывает тот, кто умеет есть компот.

(Компот надо есть чайной ложкой. Косточки из компота не выплевывают. Правило такое: поднеси ложку, выплюнь на нее косточку и положи ее на блюдце).

IX конкурс – художественный – 3 балла. (время 3 минуты)

Нарисовать эмблему вежливости.

         Вопросы к зрителям.

1. Какие поступки ты считаешь не приличными?

(сморкаться и кашлять без носового платка, ездить «зайцем» в автобусе, дразниться, сплетничать, хвастаться и др.).

2. Когда ты считаешь нужным сказать «извините»?

(если ты наступил на ногу соседу, нечаянно задел прохожего, если опоздал, если ты погорячился и обидел друга словом и др.).

3. Что нужно сделать перед тем

       Язык вежливости с помощью жестов.(рассказывает ведущий).

Многие жесты пришли к нам из глубокой древности.

1. Большой палец поднятый вверх – знак одобрения, опущенный вниз – неодобрения.

2. Показать язык в Тибете означает – Я ничего не замышляю против тебя. Будь спокоен. Но для других народов это оскорбление.

3. Палец, приставленный к губам – молчание.

4. Поднятая рука – просьба человека обратить на него внимание.

X конкурс – Блиц (отвечать, кто быстрее) – за ответ 1 балл.

1. Можно ли дарить один цветок? – Да.

2. Можно ли дарить цветы в бумаге, целлофане? – Бумагу, в которую был завернут букет снимают, целлофан можно оставить.

3. Если вы разговаривает по телефону, а в дверь позвонили, что вы должны сделать? – Извиниться и сказать собеседнику, что перезвоните ему.

4. Молодой человек, придя в гости к девушке, приносит цветы ей и ее маме. По правилам этикета букеты должны быть разными или одинаковыми? - букеты должны быть разными.

5. Если цветы приносит приглашенная пара (мужчина и женщина), то кто должен вручить их и кому из хозяев? – мужчина вручает букет хозяйке дома.

6. Молодой человек, придя в гости к девушке, приносит цветы ей и ее маме. Кому вручают цветы в первую очередь? – сначало маме.

7. Если один опережает другого, кто здоровается первым? – первым здоровается опережающий.

8. Если обе женшины сидели, молодая и пожилая, кто здоровается первым? – молодая встает, пожилая сидит.

9. Когда нужно вставать при приветствии, если вы сидели? – юноши встают, здороваясь с проходящей мимо женщиной или мужчиной, который значительно старше их. Девушка тоже приподнимается с сиденья, если мимо идет пожилой человек.

10. Что нужно сделать перед как выйти на улицу? – Поглядеть в зеркало , все ли в порядке в твоем костюме, одежде.

11. Когда вы позвонили своим друзьям, что сразу надо сказать? – Назваться, кто звонит и поздароваться.

12. Кто здоровается первым девочка или мальчик? – мальчик.

Пока жюри подводит итоги

Ведущий рассказывает:

Обычаи.

Много лет назад жилось намного опаснее. Люди постоянно ходили вооруженными. А уезжая из дома в дальний путь, надевали на себя кольчугу, тяжелые латы, голову прятали под железным шлемом. Но вот на пути дом, где живет добрый человек. Переступая порог, странствующий рыцарь,  снимает свой шлем и несет его в руке.

        _ Я тебя не опасаюсь, - говорит он этим жестом хозяину. – Видишь, моя голова открыта. Я тебе доверяю. Ты хороший человек, не грабитель и не предатель. Удара из подтишка не нанесешь.

Сняв перчатку человек показывал  встречному, что в его ладони не спрятано оружие. Да и в рыцарской железной рукавице не тка – то легко было дружески пожать руку.

Эти обычаи сохранились и по сей день.

Жюри подводит итоги.

Ведущий: приглашаю всех желающих сыграть в игру «Школа вежливости»
Все дети встают в волшебный круг вежливости. Один ребенок говорит какое-либо вежливое слово своему соседу. Тот, в свою очередь, повторяет это слово и добавляет к нему свое. Следующий по кругу повторяет два предыдущих вежливых слова и добавляет к ним новое и т.д.
Например: здравствуйте, желаю удачи, простите, будьте любезны, не стоит благодарности, очень рад, очень приятно, всего вам доброго, не стоит труда, спасибо, пожалуйста и т.д.
Затем попросите детей представить, что их слова ожили и рассказали им волшебные истории из своей жизни. Разделите детей на группы, попросите их выбрать какое-либо вежливое слово и рассказать историю из его жизни

Сегодня  все мы выиграли, узнав правила хорошего тона.

Всего доброго.