Сценарий литературно-музыкальной композиции про подвиг Блокадного Ленинграда
материал по теме

Орлова Светлана Александровна

Сценарий литературно-музыкальной композиции о подвиге ленинградцев.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon scenariy_blokada_leningrada.odt-1.doc36.5 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:

Сценарий литературно-музыкальная композиции, посвященной снятию блокады Ленинграда и Ленинградской области 27 января 1944 года.

Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник». Видеоряд «Виды Петербурга».

Ведущий  1  (за кадром): Петербург — один из красивейших городов мира. Недаром его называют Северной Венецией.

Ведущий 2(за кадром): Но у этого города есть и другое имя — Ленинград. Оно сохранилось в памяти народа как символ сойкости, непокорённости.

 

Ведущий 1: История человечества не знала такой самоотверженности, такого беспримерного мужества, какие проявили в  годы воины и жители блокадного Ленинграда.

На сцену выходят юноша и девушка.

Девушка:   Когда я приезжаю в Ленинград,

                     Перед закатом солнца чайки стонут.

                     Ночь. Звёзды прямо в душу мне глядят,

                     Плывут в Неве и никогда не тонут.

Юноша:     Из неба, из воды они глядят,

                     Напоминая мне и Ленинграду,

                     Что эти звёзды — слава всех солдат,  

                     Прорвавших  ненавистную блокаду.

Ведущий 1:  Тебе, Великий город!

Ведущий 2:  Тебе, Великий Ленинград, посвящается!

Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник». Видеоряд

« Монументы в память о блокаде Ленинграда»

Ведущий 1:  1941 год.  22 июня Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.

Вальс-бостон в исполнении учащихся.

Чтец 1:   Страна росла, трудилась неустанно,

                 Сил набиралась мирная страна.

                 И вдруг... тревожный голос Левитана...  

Запись голоса Левитана.

                 Внимание, товарищи! Война!

 

Звучит песня Александрова  «Вставай, страна огромная!». На экране плакат Тоидзе «Родина -мать зовёт».

Чтец 2:   На землю нашу грозно враг ломился

                 Под орудийный грозовой раскат...

                 И ученик солдатом становился

                 И воевал бесстрашно, как солдат.

Ведущий 1:  Враг рвался к Ленинграду. В конце августа к городу подошлилучшие части гитлеровской армии, ещё не знавшей в то время поражений.

Ведущий 2:  8 сентября 1941 года врагу удалось сомкнуть кольцо. Началась блокада Ленинграда, которая продолжалась 872 дня.

Ведущий 1:  Но ленинградцы не собирались сдаваться врагу. Из радиопередачи: «Говорит Ленинград», сентябрь 1941 года:

Ведущий 2:  «Мы, Ленинградцы, будем биться с врагом так, чтобы наши дети могли гордиться делами своих отцов, которые не только строили и украшали свой город, но и защитили его смело и отважно, жертвуя всем на благо Родины. Мы победим, ибо хотим жизни, свободы, счастья».

Ведущий 1: Надвигались холода. Остановился транспорт, не было топлива и электричества. Замёрз водопровод. Но главным врагом ленинградцев стал голод.

Ведущий 2: Ввиду блокады города с 20 ноября властями Ленинграда был введён норматив по отпуску продуктов питания.  Размер продовольственного пайка составлял:

Рабочим  — 250 граммов хлеба в сутки;

Служащим, иждивенцам и детям до 12 лет — по 125 граммов;

Личному составу военизированной охраны, пожарных команд, истребительных отрядов — 300 граммов

Войскам первой линии — 500 граммов.

Ведущий 1:  «Сто двадцать пять блокадных грамм с огнем и кровью пополам», — писала поэтесса Ольга Берггольц, находясь в осажденном городе. Просто выжить в блокадном городе уже было подвигом.

На экране хроника блокадного Ленинграда под музыку Шостаковича.

Чтец 2:   В осеннем тумане, в январском снегу

                Стоит ленинград на морском берегу.

                С дворцами и парками, строг и красив,

                Как будто всплывает в широкий залив.

                В блокадные дни под обстрелом, в снегу,

                Не сдался, не сдался наш город врагу.

Чтец 1:   Наш Ленинград стоит, к победе кличет,

                И все слова бессильны и пусты,

                Чтобы потомкам передать величье

                Его неповторимой красоты.

Ведущий 1:  В январе 1942 г. Красная армия предприняла первую попытку прорыва блокады. Войска двух фронтов − Ленинградского и Волховского − в районе Ладожского озера разделяло всего 12 км. Однако немцы сумели создать на этом участке непроходимую оборону.

Ведущий 2: Советские войска понесли огромные потери, но так и не сумели продвинуться вперёд. Солдаты, которые прорывали кольцо блокады со стороны Ленинграда, были сильно истощены. В течение 1942 года были предпринято пять попыток прорыва блокады, но все они оказались неудачными.

Ведущий 1: Печальным символом блокадного Ленинграда стал звук метронома. Метроном — это прибор для установления точного темпа в музыкальном произведении.

Слышится звук метронома.

Ведущий 2: В в осаждённом городе, часто не работало радио, тогда в эфире стучал метроном: быстрый ритм означал воздушную тревогу, медленный ритм — отбой.

В исполнении учащихся звучит песня «Метроном»

Ведущий 1:  «Дорога жизни» — название ледовой дороги через Ладогу зимой 1941−1943 гг., после достижения толщины льда, допускающей транспортировку грузов любого веса. Дорога жизни, фактически, была единственным средством сообщения Ленинграда с Большой землей.

Ведущий 2: Работа водителей на этой дороге была исключительно опасной; дорога находилась под постоянным обстрелом и бомбёжкой немецкой артиллерии и авиации. Тем не менее, каждый день по дороге перевозилось в оба конца примерно 6000 тонн грузов.

На экране кадры из фильма о «Дороге жизни».

Чтец 1:   Пусть ветер с Ладоги поведает народу

                Как летом баржу за баржой

                Грузили, в шторм и непогоду,

                Забыв про отдых и покой.

Чтец 2:   Зимой машины шли здесь вереницей

                И лёд на Ладоге трещал:

                Возили хлеб для северной столицы,

                И радостно нас Ленинград встречал.  

Ведущий 1: Наряду со взрослыми участниками обороны ленинграда стали и дети. Тысячи подростков вставали к станкам, дежурили ночью на крышах домов, тушили пожары,спасали раненых. Теряли родных и погибали сами.

Ведущий 2: Многие из них вели дневники. Из дневника Юры Рябинина:

От лица Юры Рябинина: «Теперь я мало забочусь о себе. Сплю одетый, слегка прополаскиваю утром лицо, рук мылом не мою, не переодеваюсь. Я живу в голоде, холоде, среди блох...»

Ведущий 1:   Следующая запись:

От лица Юры Рябинина:    «Эх, как хочется спать, спать, есть... А что еще человеку надо? А будет человек сыт и здоров — ему захочется чего-нибудь еще... Месяц тому назад я мечтал о хлебе с маслом, с колбасой, а вот теперь уже об одном хлебе».

Ведущий 2:  Ещё одна запись:

От лица Юры Рябинина:    «Боюсь, что и дневник-то этот мне не придется закончить, чтобы на последней странице поставить слово «конец». Уже кто-то другой допишет его словом «смерть»».

Ведущий 1:  Так и случилось. Юра Рябинин навсегда остался в Ленинграде...

Ведущий 2: Дневник маленькой ленинградки Тани Савичевой известен всему миру. Он стал одним из обвинительных документов против преступлений нацизма на Нюрнбергском процессе.

         

Ведущий 1:   Таня Савичева жила на 3-й линии Васильевского Острова, а школьница младших классов Валя Тонск жила все 900 дней Ленинградской блокады на 5-й линии Васильевского  острова.

Ведущий 2:  Валентина Гавриловна Тонск выжила в блокадном Ленинграде, впервые её рисуки мир увидел спустя 65 лет спустя.

Ведущий 1: Посмотрите и вы на эти простые искренние рисунки маленькой девочки.

На экране работы Вали Тонск

Ведущий 2:

Ведущий 1:

Ведущий 2:

Ведущий 1:

Ведущий 2: И самый дорогой рисунок - «27 января. Полное снятие блокады».

Ведущий 1: 14 января началась Красносельско-Ропшинская операция войск Ленинградского фронта, в результате которой 27 января 1944 года блокада была полностью снята.

Ведущий 2: В результате мощного наступления войск Ленинградского фронта немецкие войска были отброшены от Ленинграда на расстояние 60—100 км и через 872 дня после начала блокада закончилась.

В исполнении  учащихся звучит песня «Ленинград»

Чтец 1:    У дороги жизни шепчутся берёзы,

                  Седину лохматит дерзкий ветерок.

                  Не стыдитесь, люди, и не прячьте слёзы:

                  Плачет вместе с вами каменный цветок.

Чтец 2:    Сколько их погибло, юных ленинградцев?

                 Сколько не услышит громамирных гроз?

                 Мы сжимаем зубы, чтоб не разрыдаться,

                 Чтобы всех оплакать, нам не хватит слёз!

Ведущий 1:  За годы блокады погибло, по разным данным, от 400 тысяч до 1 миллиона человек. Так, на Нюрнбергском процессе фигурировало число 632 тысячи человек. Только 3% из них погибли от бомбёжек и артобстрелов, остальные 97% умерли от голода.

Ведущий 2:  За время битвы за Ленинград погибло больше людей, чем потеряли Англия и США за всё время войны.

Дикторский текст за  сценой: « Объявяется минута молчания». Звучит метроном.

Видеоролик «Помни» под песню «Ленинградцы».

Юноша:    Чтобы снова на земной планете

                    Не повторилось той зимы,

                    Нам нужно, чтобы наши дети

                    Об этом помнили, как мы.

Девушка:  Нам наше прошлое свято и дорого.

                    Гордость победами - горечь утрат...

                    Вечная память защитникам города,

                    Вечная слава защитникам города,

                    Вечная слдава тебе, Ленинград!

Звучит «Гимн великому городу» из балета Глиэра «Медный всадник».  

 

 

             

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкально-историческоо вечера, посвященного защитникам блокадного Ленинграда

Взятие Ленинграда и соединение с Финскими войсками могло еще больше укрепить гитлеровскую коалицию, заставить правительства стран, которые еще колебались, вступив в войну против СССР. Быстрый захват Л...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Сценарий литературно-музыкальной композиции «Блокадное Святое поколенье, ты вынесло неравный этот бой!»

Литературно-музыкальная композиция, посвященна  Дню снятия блокады города Ленинграда. Блокадные времена - это небывалые времена.Можно уходить в них, как в нескончаемый лабиринт таких ощущений и п...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадной памяти нервущаяся нить"

Сценарий внеклассного мероприятия для обучающихся 5-9 классов, посвященного Дню снятия блокады Ленинграда...

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадный Ленинград"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Блокадный Ленинград"...

Сценарий литературно-музыкальная композиция "Дети блокадного Ленинграда"

Сценарий литературно-музыкальной композиции "Дети блокадного Ленинграда".Цель: воспитание патриотизма и сопричастности к истории своей страны посредством "погружения" участников ме...