Сценарий, посвященный юбилею М.Цветаевой
план-конспект урока (11 класс) по теме

Тихомирова Марина Юрьевна

Жизнь Марины Цветаевой

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ccenariy_meropriyatiya_po_m.cvetaevoy.docx35.35 КБ

Предварительный просмотр:

Тема:               «Если душа родилась крылатой…»

(120-летию со дня рождения М.И. Цветаевой посвящается)

 Оборудование:  портрет Марины Цветаевой, её семьи и друзей; рядом цветы или гроздья рябины;

выставка книг о Цветаевой и сборники её стихотворений; ноты песен и романсов на стихи Цветаевой; грамзапись; использование технических средств.

Цель мероприятия:

           1)заинтересовать учащихся личностью Марины Цветаевой;

          2) увлечь поэтическим творчеством, в котором и верность Родине, и прославление человека, и убийственная ирония, и страстная любовь;

           3) отметить особенности поэтической манеры Цветаевой: упругость строки, быстрый ритм, неожиданную рифмовку, стремление к сжатому, краткому, выразительному стиху.

На доске:

“Вся моя жизнь – роман с собственной душой”.

М. Цветаева.

Ход мероприятия:

1 слайд (объявление темы и целей мероприятия учителем)

I. Слово о Марине Цветаевой (2 ведущих знакомят с биографией Марины Цветаевой. Выступление учащихся сопровождается презентацией)

Ведущий 1.

2 cлайд Cреди самых замечательных имён в русской поэзии XX века мы справедливо называем имя Марины Цветаевой.

3слайд  Марина Цветаева вступила в литературу на рубеже веков, тревожное и смутное время. Как и многим поэтам её поколения, ей присуще ощущения трагизма мира.

Конфликт со временем оказался неизбежным для неё. Но поэзия Цветаевой противостоит не времени, не миру, а живущей в нём серости, мелочности:

4 слайд “ Что же мне делать, певцу и первенцу в мире, где наичернейший – сер! . . С этой безмерностью в мире мер…

5 cлайд  Поэт – единственный защитник миллионов обездоленных:

Ведущий 2.

Если душа родилась крылатой -
Что ей хоромы – и что ей хаты!
Что Чингиз-хан ей и что Орда!

Два на миру у меня врага,
Два близнеца, неразрывно-слитых:
Голод голодных – и сытость сытых!

“Если душа родилась крылатой…”

Ведущий 1.

6 слайд  Марина Ивановна Цветаева родилась в Москве 26 сентября 1892 года, с субботы на воскресенье, на Иоанна Богослова, в уютном особняке одного из старинных московских переулков. День рождения будущего поэта озарён светом рябины - такого же традиционного символа России, как есенинская берёзка.

Ведущий 2.

7 слайд

Красною кистью
Рябина зажглась.
Падали листья,
Я родилась.

Спорили сотни
Колоколов,
День был субботний:
Иоанна Богослова.

Мне и доныне
Хочется грызть
Жаркой рябины
Горькую кисть.

“Красною кистью”.

Ведущий 1.

По происхождению, семейным связям, воспитанию М. Цветаева принадлежала к научно - художественной интеллигенции.

8слайд  Отец, Иван Владимирович Цветаев, сын бедного сельского попа, уроженец села Талицы Владимирской губернии – вырос в таких “достатках”, что до двенадцати лет сапог в глаза не видел. Трудом и талантом Иван Владимирович Цветаев пробил себе дорогу в жизни, стал филологом, искусствоведом, профессором Московского университета, директором Румянцевского музея, основателем Музея изящных искусств.

Ведущий 2.

 9слайд  Мать, Мария Александрвна  Мейн, происходила из обрусевшей польско-немецкой семьи - натура художественно одарённая, музыкантша, ученица Рубинштейна.

Домашний мир был пронизан постоянным интересом к искусству, к музыке.

(Из воспоминаний М. Цветаевой).

 10слайд «Когда вместо желанного, предрешенного, почти приказанного сына Александра родилась только я, мать сказала: “По крайней мере, будет музыкантша”. Когда же первым, явно бессмысленным…словом оказалось “гамма”, мать только подтвердила: ”Я так и знала”, – и тут же принялась учить меня музыке…Могу сказать, что я родилась не в жизнь, а в музыку”.

Ведущий 1.

Кто создан из камня, кто создан из глины, –
А я серебрюсь и сверкаю!
Мне дело – измена, мне имя – Марина,
Я – бренная пена морская.

Какой была маленькая Марина? Из дневника матери: «Четырехлетняя моя Маруся ходит вокруг меня и все складывает слова в рифму,- может быть, будет поэт?»

Ведущий 2. 

11 слайд  А вот воспоминания сестры, Анастасии Цветаевой: «Были копилки. Глиняные. У Myси (Марины) была собака, у меня - кошка. И вот копилка полна! Как билось сердце! Чтобы увидеть деньги, надо разбить копилку. Ни Муся, ни я - не могли. Разбивал, зажмурясь, Андрюша... Стук, падение, треск - и какое отчаяние! Мокрые от слез руки пытались узнать в куче глиняных обломков - погибших кота, пса. Ноги убегали под рев наш от места погибели. Я не помню ни счета монет, ни покупок. Это, может быть, было всего - раз? Разве можно было опять - ради денег - разбить насмерть собаку или кошку?... Чудовищность такого конца повторению не подлежала …не в тот ли день детского горя родилось Маринино и мое отвращение к богатству, подозрение, что оно, как те монеты, купалось в слезах».

Ведущий 1.

12 слайд А еще раньше, до этого детского горя, в жизнь трехлетней Марины вошел Пушкин. В спальне матери была картина

13 слайд «Дуэль». Снег, черные прутья деревец, двое черных людей проводят третьего под мышки к саням...

Из воспоминаний Цветаевой: «Первое, что я узнала о Пушкине, это его убили. Дантес вызвал его на дуэль и убил из пистолета в живот. Так я трех лет твердо знала, что у поэта есть живот, и ... об этом животе поэта... пеклась не меньше, чем о его душе. Нас этим выстрелом всех в живот ранили... Я поделила мир на поэта и всех. И выбрала поэта в подзащитные»...

Ведущий 2.

Пушкин не был ее современником, но стал первой тяжелой утратой.

14 слайд  Второй потерей стала мать, умершая в 1906 году.

Отрочество начинается со дня смерти ее матери – с лета 1906 года.

После смерти матери Марина уходит в книги, стихи.

15 слайд  Пишет на русском, немецком, французском.

Ведущий 1.

“У нас постоянно были шумные споры о новых людях. Марина говорила смело, отметая все старое, отжившее…” Интересовалась историей, читала Пушкина, немецких романтиков. Училась она много (музыкальная школа, католические пансионы в Лозанне и Фрейбурге, Ялтинская женская гимназия, Сорбонна). Стихи начала писать с шести лет (по-русски, по- французски, по-немецки), печататься – с шестнадцати.

Ведущий 2.

7 В 1910 году Марина Цветаева выпустила сборник “Вечерний альбом”, изданный в количестве 500 экземпляров. Его заметили, одобрили В. Брюсов, Н. Гумилёв, М. Волошин.

16 слайд  В Волошине Марина Цветаева нашла друга на всю жизнь.

17 слайд  Какой была Марина Цветаева?

Небольшого роста со строгой и стройной осанкой. Золотисто-каштановые волосы, бледное лицо, глаза…зеленые, цвета винограда.

Привычные к степям глаза,
Привычные к слезам глаза.
Зеленые – соленые –
Крестьянские глаза…

“Глаза”.

Ведущий 1.

Черты лица и его контуры были очень точными и четкими. Ее голос был высоким, звонким, гибким.

18 слайд  Стихи читала охотно, но по первой просьбе, или предлагала сама: “Хотите, я вам прочту стихи?”

Милый читатель! Смеясь, как ребенок,
Весело встреть мой “Волшебный фонарь”.
Искренний смех твой, да будет он звонок.
И безотчетен, как встарь.

Ведущий 2.

19 слайд  Вслед за “Вечерним альбомом” появилось еще два стихотворных сборника Цветаевой – “Волшебный фонарь”(1912 г), “Из двух книг”(1913 г) – оба под маркой издательства “Оле - Лукойе”, домашнего предприятия Сергея Эфрона, друга юности М. Цветаевой, за которого в 1912 году она вышла замуж.

Ведущий 1.

20 слайд Марина Цветаева и Сергей Эфрон. Они встретились - семнадцатилетний и восемнадцатилетняя - 5 мая 1911 года на пустынном, усеянном мелкой галькой, коктебельском берегу. Она собирала камешки, он стал помогать ей - красивый грустной, кроткой красотой юноша... С поразительными, огромными в пол-лица глазами.

Есть такие голоса, что смолкаешь,

Им не вторя,

Что предвидишь чудеса.

Есть огромные глаза

Цвета моря...

Заглянув в них и прочтя все наперед, Марина загадала: «Если он подойдет и подарит мне сердолик, я выйду за него замуж!»

Ведущий 2.

Конечно же, сердолик этот он нашел тотчас же, на ощупь, ибо не отрывал своих серых глаз от ее зеленых, - и вложил ей его в ладонь, изнутри освещенный крупный камень, который она хранила всю жизнь. (Звучит вальс Е.Доги)

Обвенчались Сережа и Марина 27 января 1912 года. Эфрон подарил любимой кольцо, на внутренней стороне которого была выгравирована дата свадьбы и ее имя.

Ведущий 1.

21 слайд  5 сентября 1912 года, в половине шестого утра, под звон колоколов, у М. Цветаевой родилась дочь.

(Из воспоминаний М. Цветаевой.)

“Я назвала её Ариадной, – вопреки Серёже, который любит русские имена, папе, который любит имена простые, друзьям, которые находят, что это салонно…. Назвала от романтизма и высокомерия, которые руководят всей моей жизнью. ”

Девочка! – Царица бала!
Или схимница – Бог весть!
– Сколько времени? – Светало.
Кто-то мне ответил: – Шесть.
Чтобы тихая в печали,
Чтобы нежная росла, –
Девочку мою встречали
Ранние колокола.

Ведущий 2.

Тихое семейное счастье... Недолго оно было бестревожным.

22 слайд  Первая Мировая. В 1914 году Сережа, студент первого курса Московского университета, отправляется на фронт в качестве брата милосердия. Где взять силы, чтобы пережить первую разлуку? Но Марина сильная. Ведь в ее жилах течет кровь гордой бабушки - польки.

Анастасия Цветаева вспоминала: «В комнате матери висел портрет бабушки, красавицы-польки Марии Лукиничны Вернадской, умершей очень рано, в 27 лет.. Темноокое, печальное лицо... с правильными, милыми чертами …».

Ведущий 1. 

23 слайд  Жизнь шла свои чередом. 13 апреля 1917 года у Марины Цветаевой родилась вторая дочь - Ирина.

Из воспоминаний Цветаевой: «Я сначала хотела ее назвать Анной (в честь Ахматовой). Но ведь судьбы не повторяются …».

24 слайд  Это были суровые годы. Самым тяжелым для нее оказался 1919.

Из дневника Цветаевой: «Живу с Алей и Ириной (Але 6 лет, Ирине 2 года 7 месяцев) в Борисоглебском переулке..., в чердачной комнате... Муки нет, хлеба нет, под письменным столом фунтов 12 картофеля... весь запас...».

Чердачный дворец мой, дворцовый чердак!

Взойдите. Гора рукописных бумаг.

Так! Руку! Держите направо.

Здесь лужа от крыши дырявой!

Теперь полюбуйтесь, воссев на сундук,

Какую мне Фландрию вывел паук.

Не слушайте толков досужих,

Что женщина может без кружев.

Ведущий 2.

(Из дневника).

“Моя вторая дочь Ирина умерла 2 марта 1920 года – от голода”.

Что может быть страшнее этого горя?! Измученная душевно и физически, она получает милость судьбы - весть от мужа, оказавшегося в рядах белой эмиграции.

25 слайд   В 1922 году Цветаева вместе с дочерью выезжает за границу к Сергею Эфрону.

Из воспоминаний Ариадны Эфрон: «Багаж наш - сундучок с рукописями, чемодан... Когда проезжали белую церковь Бориса и Глеба, Марина сказала: «Перекрестить, Аля! …». А затем... Берлин - недолго, Прага - 3 года, Париж...

Из дневника Цветаевой: «За 7 лет Франции я бесконечно остыла сердцем...

Ведущий 1.

26 слайд 1 февраля 1925 года у М. Цветаевой родился мечтанный сын Георгий – в семье его будут называть Мур.

(Из дневника).

“Если бы мне сейчас пришлось умереть, я бы дико жалела мальчика, которого люблю какою-то тоскливою, умилённою, благодарною любовью. Алю бы я жалела за другое и по-другому Аля бы меня никогда не забыла, мальчик бы меня никогда не вспомнил…

Буду любить его – каким бы он ни был: не за красоту, не за дарование, не за сходство, за то, что он есть…

Мальчиков нужно баловать, – им, может быть, на войну придётся”.

Ведущий 2.

Поначалу эмиграция встретила ее как единомышленницу. Но затем все изменилось. Постепенно перестали печатать ее стихи. «Мой читатель остается в России» - писала Цветаева.

27 слайд  Находясь 17 лет в эмиграции, она постоянно жила мыслями о Родине. В 1934 году Цветаева написала удивительное стихотворение «Тоска по Родине». Это стихотворение оставляет впечатление незаконченности, внезапно обрываясь строфой:

Всяк дом мне чужд, всяк храм мне пуст,

И все - равно, и все - едино.

Но если по дороге - куст

Встает, особенно рябина...

Ведущий 1. 

 28 слайд  В 1939 году Цветаева восстановила советское гражданство и возвратилась на родину. Ранее вернулись в Россию дочь и муж, но они вскоре были репрессированы.

Захлебываясь от тоски,

Иду одна, без всякой мысли,

И опустились и повисли

Две тоненьких моих руки...

Ее не печатают. Перебивается случайными заработками. Начало войны. Постоянная тревога за жизнь близких.

29 слайд Эвакуация из Москвы в Елабугу. Ужас безработицы. Трагическое ощущение ненужности, беспомощности, страх за сына, которого невольно втягивала в лабиринт отчаяния.

Ведущий 2.

 Когда погасли остатки последней энергии, она ушла добровольно из жизни 31 августа 1941 года, оставив записку сыну: «...Прости меня, но дальше было бы хуже... Я тяжело больна, это уже не я. Люблю тебя безумно. Пойми, что я больше не могла жить»...

Из дневника Цветаевой: «Мне все эти дни хочется написать завещание... Сами собой складываются слова завещания. Не вещественного - у меня ничего нет, а что-то, что мне нужно, чтобы люди обо мне знали: разъяснение, письмо детям:

Ведущий 1.

30 слайд Милые дети!

Никогда не лейте зря воду, потому что в эту же секунду из-за отсутствия ее погибает в пустыне человек... На свете станет одним бессмысленным преступлением меньше.

Поэтому же никогда не бросайте хлеба, ибо есть... трущобы, где умирают без хлеба...

Не торжествуйте победы над врагом. Достаточно - сознания. После победы протяните руку …»

Ведущий 2.

Это письмо Марины Цветаевой - не только дочери и сыну, оно адресовано всем, живущим после - и вам, и мне. Завещание.

31 слайд А еще Цветаева завещала нам свои стихи:

К тебе, имеющему быть рожденным

Столетие спустя, как отдышу...

32 слайд Спустя годы после смерти Цветаевой С.Я.Маршак ответил на ее стихи:

Как и сама ты предсказала,

Лучом, дошедшим до земли,

Когда звезды уже не стало,

Твои стихи до нас дошли...

33 слайд Цветаева оставила нам сборники стихотворений.

 34 слайд

II. А сейчас вспомним стихотворения Марины Ивановны Цветаевой

( слово предоставляется учащимся, которые приготовили различные произведения поэта).

III. Подведение итогов (во время подведения итогов учащимся предлагается посмотреть документальный фильм о жизни и творчестве Марины Цветаевой).

  IV. Заключительное слово о поэте (выступить со своим сообщением может любой участник)

М. Цветаеву – поэта не спутаешь ни с кем другим. Стихи ее узнаешь безошибочно – по особому распеву, неповторимым ритмам, необщей интонации.

М. Цветаева – поэт “предельной правды чувств”. Она со всей своей “не просто сложившейся судьбой, со всей яркостью и неповторимостью самобытного дарования по праву вошла в русскую поэзию…”

(Вс. Рождественский)

Теперь М. Цветаева – общепризнанный классик русской поэзии, одна из её вершин.

Поэты – умирают. Поэзия – остается.

  Литературно- музыкальная гостиная проводилась совместно с вокальной группой ОДО под руководством педагога дополнительного образования -  Тихомировой М.Ю.

2012 год

                                                  Санкт - Петербург


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Вечер, посвященный юбилею М. И. Цветаевой "Красною кистью рябина зажглась..."

Литературно-музыкальная композиция , составленное из стихов М.И.Цветаевой, песен на ее стихи, воспоминаний о ней....

Сценарий праздничного концерта, посвященный Юбилею интерната.

Сценарий праздничного концерта, посвященный Юбилею интерната....

Сценарий праздника, посвященный юбилею директора Детского оздоровительного лагеря

Сценарии праздников для проведения юбилеев директоров детских учреждений....

Сценарий литературного праздника, посвященного юбилею А.П.Чехова.

Проект мероприятия и сценарий литературного праздника "Человек поля... Кто он такой?"...

Сценарий, посвященный юбилею школы

Сценарий, посвященный юбилею школы...

Сценарий посвященный Юбилею школы!

Сценарий школьного праздника 60 лет школе.(2017г.)Вед.1  Добрый день, уважаемые педагоги, ветераны педагогического труда! Вед.2  Здравствуйте, выпускники школы и ученики!Вед.1   Мы...