Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной годовщине полного снятия блокады Ленинграда .
методическая разработка по теме

Война!.. Как все было неожиданно... Только вчера во всех школах провожали в боль­шую жизнь выпускников...

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл moy.odt17.58 КБ
Реклама
Онлайн-тренажёры музыкального слуха
Музыкальная академия

Теория музыки и у Упражнения на развитие музыкального слуха для учащихся музыкальных школ и колледжей

Современно, удобно, эффективно

Посмотреть >


Предварительный просмотр:


Сценарий школьного спектакля, посвящённый  годовщине  снятия  блокады  Ленинграда.

(Слова из песни «Ленинградский метроном)

Ведущий 1.
70-ой Годовщине  полного освобождения Ленинграда от фашистской блокады ,посвящается.
(Звучит  метроном.)

Ведущий 2:
- Время- лекарь и  эту  роль  повторяет оно  со  всеми.
  Но  бывает  людская  боль, над  которой  не  властно  время.

Ведущий 1:  

1941 год.  22 июня Мирный Ленинград готовится к выпускным вечерам. Выпускники старательно разучивают самый модный танец вальс-бостон.

(Вальс-бостон в исполнении учащихся._

Ведущий 2:   Страна росла, трудилась неустанно,

                 Сил набиралась мирная страна.

                 И вдруг... тревожный голос Левитана...  

(Запись голоса Левитана).

                                                  Внимание, товарищи! Война!

Ведущий1,

На Ленинград обхватом с трех сторон

Шел Гитлер силой сорока дивизий.

Бомбил. Он артиллерию приблизил,

Но не поколебал ни на микрон,

Не приостановил ни на мгновенье

Он сердца ленинградского биенье.

Ведущий 2,

И, видя это, разъяренный враг,

Предполагавший город взять с разбега,

Казалось бы, испытанных стратегов

Призвал на помощь он: Мороз и Мрак.

И те пришли готовые к победам,

А третий, Голод, шел за ними следом.

Ведущий1,

8 сентября 1941 года над городом сомкнулось кольцо блокады длиной в 900 дней и ночей.

Ведущий 2,

Горят Бадаевские склады.
В огне пожаров Ленинград.
Пришел он —
Первый день блокады.
Все ближе полчища врагов,
Гудят воздушные тревоги.
Сегодня утром пала Мга —
И все отрезаны дороги.
В кольце,
В осаде Ленинград.

(Мизансцена:   воссоздан  интерьер блокадной  комнаты: простой стол, стул, зеркало, репродуктор, буржуйка, алюминиевая  посуда  на  столе.  Несколько  девочек  в  одежде (ватниках , шалях, ботинках, тёплых кофтах, рейтузах и т.п.), обнявшись попарно, спят.)

Девочка 1.

Голос за кадром:
- В комнате -  двенадцать  человек,
  Спим, к печурке  сдвинулись  поближе.
  Если  рядом -  стужа, холод, снег,
  Поселившись вместе, легче  выжить.
  И  с утра, когда  метель опять
  Штору  через  щель  в  окне  колышет,
  Я, проснувшись, перед  тем, как  встать,
  Вслушиваюсь – все ли  дышат ?

(Мизансцена : пробуждение. И далее играют в  соответствии с  текстом.)

Голоса  за  кадром:
31 декабря  1941 года.

 Девочка 2

Дома -  без  света  и тепла, и без конца  пожары  рядом,
           Враг  зажигалками  дотла  спалил  бадаевские  скалады.
           И мы бадаевской  землёй теперь  сластим  пустую  воду,
           Земля  с золой, земля  с  золой – наследье  прожитого года.

Девочка 3.

Блокадным  бедам  нет  границ,
          Мы  глохнем  под  снарядным  гулом.

(Голос за  кадром
-  Граждане! Воздушная  тревога !

Девочка 2

От наших  довоенных  лиц  остались  лишь  глаза и скулы.
          И  мы  обходим  зеркала, чтобы  себя  не  испугаться…
          Не  новогодние  дела  у  осаждённых  ленинградцев.

( На  сцене в  соответствии  с закадровым  текстом  встают, перемещаются по сцене, растапливают буржуйку, кипятят  чайник, завтракают, пугаются  бомбёжки и т.д.).
омната. )

Девочка 1

. Окно зачеркнуто крест-накрест

Чтобы стекло от взрыва уберечь.

Холодно, как будто двери настежь.

Мертвая нетопленная печь.

Память собирает все в копилку:

Инеем покрыто полстены.

Превратилась в тусклую коптилку

Электрификация страны.

Девочка 2

 Здесь даже  спички  лишней  нет. И мы, коптилки зажигая,
           Как люди первобытных  лет огонь из камня  высекаем.
    

 (Звучит  метроном.)

Девочка 1
Коптилка – мой фонарик.

Лица не различишь.

Да здравствует сухарик!

Но он мне сниться лишь.

(Читает  ученик,)

Я – хлеб. У меня есть душа.

Я – хлеб. И мне больно бывает.

С березы листва опадает, шурша,

А хлеб каждый день оживает.
Я слышу осколков удушливый свист.

Я – ломтик, прозрачен и тонок.

И держит меня на ладони, как лист,

Голодный блокадный ребенок.
Я – хлеб. У меня есть душа.


(Звучит  метроном.)

Девочка 2:  Вместо  супа – бурда из столярного клея,
           Вместо чая – заварка  сосновой хвои.
           Это б  всё  ничего, только руки немеют,
           Только  ноги  становятся вдруг  не  твои,
           Только  сердце  внезапно  сожмётся, как  ёжик,
           И  глухие удары  пойдут  невпопад…
 

Девочка 1

 Сердце! Надо стучать, даже если не  можешь,
                       Не  смолкай! Ведь на наших  сердцах - Ленинград !
                       


(Звучит  тема нашествия  из Ленинградской  симфонии Д.Д.Шостаковича.)

Девочка3:    

Концерт начался!
               И  под  гул  канонады-
               Она, как  обычно, гремела  окрест-
               Невидимый  диктор  сказал  Ленинграду:

Девочка 1:

« Вниманье! Играет  блокадный  оркестр !»

Девочка 2:    

И музыка  встала  над  мраком  развалин,
               Крушила  безмолвие тёмных  квартир,
               И  слушал  её ошарашенный  мир… ( Все встают).

(Звучит  метроном.)

Девочка 3

Прожив декабрь» январь, февраль,
Я повторяю с дрожью счастья:
Мне ничего живым не жаль —
Ни слез, ни радости, ни страсти.

Их множество — друзей моих,
Друзей родного Ленинграда;
О, мы задохлись бы без них
В мучительном кольце блокады

О да — иначе не могли
Ни те бойцы, ни те шоферы,
Когда грузовики вели
По озеру в голодный город.


Девочка 2

Дорога  Жизни ! Нет, не громкие слова,
                                А правда  страшная  тех  дней  минувших.
                                Дорога Жизни  жизни  вам спасла,
                                Чтоб дали  жизнь вы  ныне  всем  живущим.
(Исполняется песня «Ладога».)

Девочка 3:

 Апрель  1942 года.
(На  сцене: снимают  ватники, платки, берут  вёдра,  мётлы, лопаты, проводят  уборку, проверяют  стёкла  в  окнах и т. п.)

Да, Ленинград остыл и обезлюдел,
И высятся пустые этажи,
Но мы умеем жить, хотим и будем,
Мы отстояли это право — жить.

Девочка1

О, нет, мы не ждали покорно,

Чтоб сняли блокаду извне,

И сами пытались упорно

Пробить брешь в фашистской стене.

Девочка2

Желания было в избытке,

Да мало уменья и сил.

Но мы продолжали попытки,

И город блокаду долбил -

1-ый: Капель  всё  громче  и напевней, опять весна  вступает в силу,
          Мы  по  зарубкам  на  деревьях  находим  зимние  могилы.
2-ой: Как после дрейфа  ледоколы дома  промёрзшие  отходят:
          Вставляют  стёкла  в  окнах  школы, вода  гремит  в  водопроводе.
1-ый: Нам выдали  талоны  в баню – она  открылась  на  Бассейной,
          И  зайчик  солнечный  по  зданьям  всё  чаще  вестником  весенним.
2-ой: И  чтоб  скорей  с зимой  покончить, мы  все  в  работе  небывалой:
          На  улицах  с  утра  до  ночи  сдираем  снежные  завалы.
1-ый: Вновь  репродуктор  оживает: там  песни  старые  включили,
          Мы их  ещё не  подпеваем, но не  забыли, не  забыли…

Звучит  запись Л.Руслановой «Окрасился  месяц  багрянцем» на  старой  пластинке.
Девочки на  сцене  прислушиваются, подходят к  репродуктору, пытаются  подпевать.
Исполняют  попурри : «Катюша», «Орлёнок», «Вечер  на  рейде», «В землянке».

Девочка1

Мы ждали прорыва блокады

Полтысячи дней и ночей

В мученьях блокадного ада,

Средь тысяч и тысяч смертей.

Девочка 3

Сплоченные общим страданьем,

Без света, тепла и еды,

Мы жили, крепясь ожиданьем,

Единою верой тверды.

И днем, и глухими ночами,

В жару и метельную муть.

 - Ну, где же вы там, волховчане?

Ещё поднажмите чуть-чуть!

Девочка 2

И врезавшись в память глубоко,

В ней ранами ноют с тех пор

Поповка, Усть-Тосно, Дубровка,

Синявино, Мга, Красный Бор…

1 чтец

Мы ждали прорыва блокады

Полтысячи дней и ночей,

Ловя дальний гул канонады,

Тревожась и  радуясь ей.

В январе 1943 года войска Ленинградского и Волховского фронтов получили приказ – прорвать блокаду!

(марш моряков)

Чтец 2.

Во имя Родины и долга –

На бой! Сегодня наш черед.

Мы ждали молча, ждали долго

И слово сказано: «Вперед»!

И, как всегда, у Ленинграда

Простое, строгое лицо.

Вперед, орлы, ломай блокаду,

Ее железное кольцо!

Чтец 3

Ура!
И подобно обвалу,
Упавшему на берега,
На смерть
И бессмертную славу
Пехота пошла на врага.
Да где там пошла —
Полетела!
С обрыва скатилась на лед.
Душа вылетала из тела,
А тело
Летело вперед.

И немцев
В окопах
                        с намета
Стальные срезают стрижи.
Метет в рукопашной пехота

Гранатным огнем блиндажи.


И я не запомнил,
Не знаю,
Как после громов, неслышна,
Прошла по переднему краю
Усталой сестрой тишина.

Чтец2

И первой победы отрада
Сияла на лицах бойцов.
Мы поняли:
                       у Ленинграда
Разорвано нами кольцо.

(Голос  за  кадром:

слова Левитана)

Девочка 1
За  залпом залп  гремит салют,
Ракеты  в  воздухе  горячем
Цветами  пёстрыми  цветут,
А  ленинградцы  тихо  плачут.
Ни  успокаивать пока,
Ни утешать людей не надо:
Их  радость  слишком  велика -
Гремит  салют  над  Ленинградом !

Девочка 3

Прошло 70 лет. Выросло не одно поколение, которое никогда не знало ужасов войны. Но подвиг, совершенный ленинградцами и защитниками Ленинграда в годы блокады, навсегда останется в нашей памяти, в названиях улиц и площадей, в величественных и мемориальных комплексах нашего удивительного города.

 Девочка 2

Неугасима память поколений

             И память тех, кого так свято чтим,

             Давайте, люди, встанем на мгновенье

             И в скорби постоим и помолчим

(Минута молчания)

(Звучит « Гимн Великому  городу» Глиэра).

(Участники   выходят  на поклон).

Слово предоставляется:


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда»

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященной 69-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов.Для ...

Литературно-музыкальная гостиная к 70-летию снятия блокады Ленинграда

Сценарий литературно-музыкальной гостиной, посвященной   70-летию снятия блокады Ленинграда...

Сценарий литературно-исторической композиции «70 лет снятия блокады Ленинграда»

Сценарийлитературно-исторической композиции«70 лет снятия блокады Ленинграда» Место проведения: МОУ «СОШ №93», актовый залВремя проведения: 27.01.2013 г. в 15 .00Участники:  учителя, у...

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов

Сценарий литературно-музыкальной композиции, посвященный 70-ой годовщине со дня полного снятия блокады Ленинграда «Дети блокадного Ленинграда» для учащихся 5 – 7 классов...

Сценарий памятной линейки ко Дню полного снятия блокады Ленинграда

День снятия блокады Ленинграда - важная дата в истории Великой Отечественной войны. Необходимо помнить ее и чтить...