Культурный досуг "масленица"
план-конспект на тему

Шмонова Надежда Николаевна

Воспитываю духовно-нравственные качества личности школьника, прививаю интерес и любовь к российской истории и народным традициям; 
формирую  коллектив, активизирую культурный досуг детей, коммуникативные качества личности; развиваю творческие способности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл maslenits1.docx180.05 КБ

Предварительный просмотр:

Красноярская  специальная  коррекционная общеобразовательная

школа-интернат VIII вида №3

Культурный досуг «Масленица»

Подготовила и провела

Воспитатель

Шмонова Н.Н.

Красноярск 2015г.

 Масленица

Цели: привитие интереса к русской культуре, развитие творческих способностей учащихся, укрепление творческого сотрудничества между детьми и воспитателями, в процессе подготовки и проведения праздника. 

Задачи: 

Воспитывать духовно-нравственные качества личности школьника, прививать интерес и любвь к российской истории и народным традициям; 
формировать  коллектив, активизировать культурный досуг детей, коммуникативные качества личности; развивать творческие способности.

Вбегают скоморохи с бубнами в руках, пробегают по кругу вдоль детей.

 1 скоморох. : Люди добрые, собирайтесь, торопитесь.

 На скоморошные игры подивитесь!

 Скоморохи- люди не простые, люди удалые

 Все играют, все поют, всех к веселью вас зовут!

 2скоморох. : Слушайте и не говорите о том, что не слышали!

 Ведь мы объявляем праздник- не простой, а такой в котором зима лютая встретиться с весной.

 1 скоморох. : Праздник такой, во время которого все едят и пьют, друзей в гости ждут.

 Ведущий. :

 Ребята, знакомы ли вы с таким праздником «Масленица»?

 Масленица- великий праздник на Руси. Народ его отмечает шутками, играми, плясками, песнями, кулачными боями и сытными застольями, обязательно с блинами. Иногда этот праздник называют проводами зимы. Масленицу- называют честной, широкой, веселой.

 Повеселимся и мы. Встанем в кружок (дети встают в круг и водят хоровод)

 Хоровод «Как на тоненький ледок».

 Ведущий :Ребята! Позовем Масленицу?

 Дети: Позовем

 Девочка 1:

 Боярыня Масленица!

 Приезжай ко мне в гости

 На широкий двор:

 На горах покататься,

 В блинах поваляться.

 Мальчик 2:

 Душа ль моя Масленица!

 Приезжай ко мне в гости

 На семидесяти семи санях,

 На широкой лодочке

 В город пировать!

 3: Ой, Масленица-кривошейка

 Встречаем тебя хорошенько

 Сыром, маслом, калачами

 И румяным пирогом!

 4: А мы масленицу повстречали

 Сыром гору поливали

 На широкий двор зазывали

 Да блинами заедали.

 5.: Широкая масленица

 Мы тобой не нахвалимся

 Приезжай к нам в гости

 На широкий двор

 С детьми поиграть

 На горках кататься!

 (Последнюю строчку все вместе повторяют несколько раз, появляется Масленица)

 Ведущий : Здравствуй, сударыня Масленица! Надолго ли к нам пожаловала?

 Масленица: Всего лишь на семь денечков. Первый день – встреча, седьмой –проводы.

Понедельник - «встреча»,

Вторник - «заигрыш»,

Среда - «лакомка», «разгул»,

Четверг «разгуляй - четверг», «широкий»,

Пятница - «тёщины вечера», «тёщины вечёрки», Суббота - «золовкины посиделки», «проводы», Воскресенье - «прощёный день».

 Ведущий : А с чем ты к нам, Масленица, явилась?

 Масленица: Встречайте меня радостно, сытостью и довольством.

 Ведущий. : Мы встречаем тебя играми, да весельем!

 Игры- эстафеты:  (бег в мешках; )

Что за чудо - скок да скок,

Гляньте, тронулся мешок!

Эй, хватай его лови, ловите,

Поскорей мешок держите!

 «Мешки». Участником предлагается в мешках наперегонки допрыгать до отметки и обратно. Победитель получает жетон. Конкурс можно усложнить, предложив передвигаться в одном мешке 2-3 участникам сразу. В этом случае все члены команды-победительнице получают по жетону.

Ведущий: Ребята, а вы знаете, какое главное угощение на Масленицу?

 Дети: Блины!

 Масленица : Правильно ребята. Блины похожи на солнышко, они такие же круглые. О блинах сложено много поговорок. Кто знает?

 Дети (по очереди) : -Блин брюхо портит…

 -Без блинов нет Масленицы…

 -Без блинов не Масленица, без пирогов именины…

 -Избушка на курьих ножках пирогом подперта блином покрыта…

 Масленица: Блины печь-дело не простое. Угощение надо заслужить. А ну-ка, спойте!

 Дети исполняют р. н. песню «Блины».

 1. Мы давно блинов не ели,

 Мы блиночков заходили!

 Припев:

 Ой, блины, блины, блины,

 Вы блиночки мои!

 2. Моя старшая сестрица

 Печь блины- то мастерица.

 Припев:

 3. Напекла она поесть,

 Сотен пять, наверно, есть.

 Припев:

 4. гости будьте же здоровы,

 Вот блины мои готовы!

 Масленица: Дети, а хорошо ли вы меня ждали- дождались?

 Дети: Хорошо!

 Мас-ца: А хорошо ли вы готовились к моей встречи?

 Дети: Хорошо.

 Масленица: Вот я сейчас и проверю, отгадайте- ка мои загадки:

 1. Кто любит по ветвям носится?  Конечно, рыжая …. (белка)

2. В малине понимает толк   Хозяин леса, бурый… .(медведь)

 3. Кто стучит, как в барабан  На сосне сидит (дятел)

 4. Хвост веером, на голове корона  Прекрасней нету птицы, чем (павлин)

 1 скоморох. : Теперь новая забава, всем силачам почет и слава

 2 скоморох. : Русская потеха не только с силой, но и со смехом.

 Игра: «Перетягивание каната»

 Ведущий: Масленица, хочешь наши частушки послушать?

 Масленица: Конечно хочу!

 Частушки:

 1. Как на масленой недели

 Из трубы блины летели.

 Ой, блиночки мои,

 Подрумяненные!

2. Светит месяц, светит ясный

 Светит полная луна.

 Дарья, Марья и Катюша

 Песни петь пришли сюда.

 3. У меня всего три шали

 Все они пуховые.

 Мы девицы молодые

 Девушки бедовые.

 4. Светит месяц, свети ясный

 Светит полная луна.

 Дарья, Марья и Катюша

 Танцевать пришли сюда.

 5. Сшила платье из капусты

 Огурцом отделала

 Рассердилась платье съела,

 Что же я наделала!

 6. Как на Масленой недели

 Со стола блины летели

И сметана, и творог-   Все летело на пирог.

 7. Мы на Масленой недели

 Будем петь и танцевать.

 Мы блиночки все поели

 Можем вам один лишь отдать.

8.. Эх топни, нога,

Топни правенькая.

Я плясать сейчас пойду,

Хоть и маленькая.

9. Не хотела я плясать,

Стояла и стеснялася.

А гармошка заиграла,

Я не удержалася.

10. Если б не было воды,

Не было б и кружки.

Если б не было девчат,

Кто бы пел частушки.

11. Приходите, заходите

На румяные блины.

Нынче Маслена неделя –

Будьте счастливы, как мы!

 Масленица: Какие задорные частушки! Девчушки –веселушки! А вы знаете, в старину во время гулянья, раздавались шутливые дразнилки – не для обиды, а для веселья.

 Ведущий : Хватит, ребятки, ссориться и дразниться. Не пара ли поиграть- повеселиться?

 Дети (хором) : Пора!   .

. «Петушиные бои». Внутри круга два человека. Каждый правой рукой берёт свою правую ногу, а левую руку закладывает за спину, прыгая на одной ноге нужно вытеснить соперника за черту круга. Оставшийся в кругу - побеждает.

(проводится игра)

 Вот бревно, а вот мешки,

Выходите, мужики!

Кто кого мешком собьет.

Тот подарок заберёт!

 «Бой подушками». Два участника с подушками поднимаются на брус, укреплённый на земле. Задача - подушкой сбить противника с бревна (возможно три попытки).

Конь заряжен, дуйте в ус,

Ветер не догонит.

Вот ещё аттракцион –

«Одень хомут лошадке!»

 «Наездники». ) Соревнуются команды, состоящие из двух человек. Один - в роли наездника другой - в роли коня. Нужно преодолеть определённые участки, вернуться на старт. После этого наездники и лошади меняются местами. Конкурс повторяется, пара победителей получает жетоны.

Повар: С пылу, с жару разбирайте,

 Похвалить не забывайте.

 С пылу, с жару из печи

 Все румяны, горячи.

 (угощает детей, гостей, всех присутствующих блинами и чаем)

 Масленица: Кульминацией Масленицы, остается по сей день сжигание чучела символ ухода зимы и наступления весны. Ребята, а вы знаете, что при сжигание чучела Зимы, у нас в руках зажглись солнышки и они напоминают нам о последнем дне масленичной недели, который называют «прощенным воскресеньем». Люди просят друг у друга прощения за нанесенные обиды. Это очень хороший, добрый обычай, о нем не стоит забывать.

 Давайте мы поклонимся друг другу и обнимемся в знак прощения наших обид.

На улице сжигают чучело    

1.Гори! Гори ясно,

Чтобы не погасло.

Гори! Гори ясно,

Чтобы не погасло.

2.А мы Масленицу провожаем,

Очень тяжко по ней вздыхаем!

Ой ты, Масленица!

Воротись!

Через годик покажись.

3. Прощай, Масленица,

Прощай, красная!

Наступает Великий пост...

Будем яйца красить.

«А сейчас я предлагаю пройти в столовую и полакомиться блинами с чаем».

C:\Users\Lena\Desktop\htmlimage.jpg


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиеничес

Развитие культурно-гигиенических навыков у воспитанников Социально-реабилитационного центра для несовершеннолетних. Методические разработки для педагогических работников (по развитию культурно-гигиени...

Влияние культурно-образовательного пространства гимназии на повышение культурного уровня выпускника.

Культурно-образовательное пространства гимназии обогощает духовный мир школьников. Нельзя не отметить высокой роли географии в эстетическом воспитании учащихся: в формировании восприятия прекрасного...

Образовательный проект по направлению культура «Культурной столице – культурных жителей»

Разработка по вовлечению в проектную деятельность обучающихся посредством организации  экскурсий  по  наиболее  значимым  местам Санкт–Петербурга....

Центры происхождения культурных растений. Учение Н. И. Вавилова о центрах многообразия и происхождения культурных растений.»

На уроке учащиеся знакомятся  с понятием «сорт», « селекция»; с центрами происхождения культурных растений; узнают историю открытия и введения в культуру тех растений, которые чаще всего употребл...

Статья "Культурно-экологическая тропа в аспекте культурно-ориентированного образования школьников"

образование нужно человеку не только в его практической, жизнеобеспечивающей функции. Оно необходимо ему для обретения смыслов, для духовной жизни, для творческой самореализации и самодетерминации в г...

Мини – проект «Культурное наследие ЮНЕСКО» «Фонтаны Петергофа - шедевр культурного наследия России»

Вы знаете, в мире есть три вещи, на которые можно смотреть бесконечно - огонь, воду и на то, как мерцают звёзды. Издавна считается, что созерцание воды благотворно влияет на душевное состояние че...

статья "ИЗУЧЕНИЕ ВСЕМИРНОГО КУЛЬТУРНОГО НАСЛЕДИЯ СПОСОБСТВУЕТ ФОРМИРОВАНИЮ СИСТЕМЫ ЦЕННОСТЕЙ НОВЫХ ПОКОЛЕНИЙ И ПРЕЕМСТВЕННОСТИ КУЛЬТУРНЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ

Данной теме я посвятила ряд уроков английского языка в 10 классе , где мы с ребятами работали над проектом «Чудеса света» в рамках темы всемирное культурное наследие и его сохранение...