Сборник сценариев "Что мы знаем о войне?!"
презентация к уроку на тему

Комарова Анна Петровна

«Наш общий долг – защитить правду о минувшей войне, твёрдо противостоять попыткам переписать историю. В этом – залог дружбы, добрососедства и взаимного уважения».

В.В.Путин

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное образовательное учреждение средняя общеобразовательная школа № 9

п.  Чульман Нерюнгринский район Республика Саха (Якутия)

«Что мы знаем о войне?!"

Сборник авторских сценариев

Автор: Комарова Анна Петровна

учитель истории и обществознания МОУ СОШ № 9

Адрес: п. Чульман, Нерюнгринский район, Республика Саха (Якутия),

Островского, д. 15, кв. 68

Телефон: 8924-361-83-89

п. Чульман

Проблемы преподавания  истории Великой Отечественной войны в школе

«Наш общий долг – защитить правду о минувшей войне, твёрдо противостоять попыткам переписать историю. В этом – залог дружбы, добрососедства и взаимного уважения».

В.В.Путин

Что знают нынешние школьники о Великой Отечественной войне? Как сегодня преподавать в школе историю войны и Победы, что думают о Второй мировой в других странах, как оценивают подвиг ветеранов современники?

Наиболее важной темой школьного курса истории в решении задач формирования патриотического самосознания учащихся является история Великой Отечественной войны 1941-1945 гг., поскольку:

• именно в этот период были проявлены лучшие черты россиян, раскрыты возможности единения людей в многонациональном и поликонфессиональном государстве;

• решающая роль Советского Союза в разгроме фашистского блока и последовавшие за этим процессы усилили роль нашей страны в мировой истории;

• история Великой Отечественной войны является полем согласия и единства россиян разных поколений, этнического происхождения, политических взглядов.

«На историю Великой Отечественной войны сейчас [выделяют] не очень много часов, и я буду с этим сильно бороться, потому что не может быть отечественная история уложена в такое количество часов», — заявила министр образования РФ Ольга Васильева, встречаясь с юными участниками форума «Будущие интеллектуальные лидеры России». Она подчеркнула, что изучение истории должно помочь вернуть обществу нравственные ориентиры, которые были утрачены в 90-е годы.

В том, что история — один из самых интересных и важных предметов в школе, сомнений нет, но многих историков, родителей и педагогов смущает то, что сегодня именно прошлое вызывает наиболее острые разногласия в обществе. Взрослые люди расходятся в оценке тех или иных событий, спорят о правдивости многих фактов, а мнения бывают не просто полярными, но и враждебными. Тема Великой Отечественной войны оказалась при этом, наверное, самой болезненной. Как подавать детям факты, о которых не могут договориться даже профессионалы?

Будучи по образованию историком, министр имеет свою четкую позицию на этот счет. В интервью «Интерфаксу» она подчеркнула, что, по ее мнению, «преподавание истории — это вещь во многом субъективная, она зависит от того, на каких мировоззренческих позициях стоит человек, который преподает». Однако должны быть факты, которые оспаривать нельзя: «У голландцев в истории есть 300 фактов, которые не поддаются сомнению, и есть случаи, по поводу которых существуют различные точки зрения, и учитель должен это объяснить», — рассказала Ольга Васильева, подчеркнув, что без мифологизации в истории нельзя.

В подкрепление своей позиции она снова сослалась на иностранный опыт: «Как-то раз я поинтересовалась у своего коллеги из Колумбийского университета, как они преподают гражданскую войну Севера и Юга. Он ответил: канонически, но у нас есть герои и на Юге, и на Севере. Это очень важный момент. Понимаете, без героев, без героического облика исторических персонажей нельзя обойтись. Будь ты маленький человек, будь ты взрослый, у тебя должен быть идеал, к которому нужно стремиться». И Великая Отечественная война, по ее мнению, как раз то самое событие, которое можно и нужно мифологизировать: «Наша главная задача — ориентиры вернуть. Вернуть родителям, вернуть учителям».

К сожалению, наше молодое поколение иногда считает, что для них наступило новое время, не связанное с тяжелым прошлым наших дедов и отцов. Отношение к Великой Отечественной войне у них неоднозначное. Главная миссия общества и школы - заинтересовать ребенка данной проблемой. Современное общество, особенно молодое поколение, требует от нас способности к новому видению истории Великой Отечественной войны, смелости в постановке и решении самых разнообразных и острых проблем. Я считаю, что именно в школе, в большей степени на уроках истории и внеклассных занятиях закладывается информационный и нравственно-эмоциональный фундамент, на котором формируется чувство патриотизма и гражданская позиция ученика, а в последующем и гражданина России.

Структуру нравственности личности составляют знания, чувства, отношения и поведение. Все эти составные компоненты учитель обязан дать и сформировать в процессе обучения и воспитания.

Но на пути достижения поставленных целей и решения поставленных задач возникает множество проблем. На сегодняшний день в процессе преподавания истории Великой Отечественной войны в школе возникают очень серьезные проблемы.

Можно  выделить три группы проблем:

  • Содержательные
  • Организационные
  • Воспитательные

Преподавая историю Великой Отечественной  войны, я как учитель столкнулась   с проблемой содержательного характера. Главным источником знаний для учащихся, бесспорно, является учебник, но  его содержание может быть дополнено многими ранее неизвестными фактами и событиями. В сегодняшнем информационном обществе огромное количество ранее не известной нам информации, только надо уметь ею пользоваться, находить, систематизировать и анализировать, используя возможности сети  ИНТЕРНЕТ, исторические документы.

Одной из важных  организационных проблем является нехватка времени, то есть количество часов, отведенных на изучение данной темы. Учитель, с точки зрения преподавания не совсем свободен, он вынужден придерживаться программы, согласно которой на изучение темы Великой Отечественной войны отводится очень мало часов. А ведь надо изучить темы:

  • СССР накануне войны
  • Основные фронты и сражения
  • Оккупационный режим
  • Советский тыл в годы войны
  • Отношения с другими странами
  • Наука и культура в годы войны
  • Итоги войны и многое другое.

        Очень трудно весь материал изучить на должном уровне. Можно, конечно, увеличить количество часов за счет других тем, но я поступаю по-другому.

В 2006 году я организовала историко-краеведческий клуб «Поиск»

Цель: Непрерывность формирования патриотизма и гражданственности  у учащихся через  внеклассную  деятельность

Задачи гражданско - патриотического воспитания:

  • создать условия для реализации каждым учащимся собственной гражданской позиции через урочную деятельность и клубные занятия;
  • формировать осознанное отношение к Отечеству, гражданской активности, стремление к самореализации, воспитание толерантности;
  • расширять и углублять знания об истории и культуре родного края.

Применяемые технологии:

  • Саморазвития
  • Педагогика сотрудничества
  • Проектные,  игровые, научно-исследовательские
  • КТД
  • Личностно-ориентированные

Методы эксперимента:

  • Методы теоретического анализа
  • Комплексные занятия, беседы, видеопрограммы, встречи с интересными людьми, экскурсии, походы
  • Создание и раздача тематических буклетов, памяток
  • Неэкспериментальные диагностические методы (наблюдение, изучение документов, беседы, экспертная оценка)
  • Диагностические методы.

Основные этапы и сроки выполнения программы.

1. Программа строится по цикличному принципу в соответствии с принятым в стране учебным годом (сентябрь - май). Цикличность построения программы предусматривает  проведение традиционных мероприятий ежегодно, учащиеся переходят к решению более сложных задач.

2. Определяются новые разделы и этапы их выполнения, разработка и издания положений о конкурсах, соревнованиях и т. п.

3. Работа и обучение научно-исследовательской деятельности с членами клуба проводится в течение учебного года.

4. Организация и проведение массовых мероприятий.

Для этого я использую различные формы проведения уроков и занятий, на которых ребята выполняют большой объем исследовательской работы и имеют возможность погрузиться в те события и те исторические ситуации, которые помогают разоблачению фальсификаций о войне, дают возможность в ходе дискуссий, споров и доказательств получить необходимые знания в полной мере отражающие действительность. Это такие формы, как:

  • Урок «круглый стол». Материалы к заседанию круглого стола ребята готовят заранее, используя дополнительный материал, фотографии, документы и др.
  • Урок «пресс-конференция», на которой могут присутствовать из числа учащихся «официальные государственные лица», «ученые историки», «бывшие партизаны и подпольщики».
  • Урок-практикум, где на рассмотрение учеников предоставляется не только фактический материал, но и фрагменты из выступлений, писем, воспоминаний участников сражений, видных политиков и полководцев.
  • Урок-симпозиум, где 2-3 лектора из хорошо подготовленных учеников знакомят ребят с какой-либо темой и высказывают свою точку зрения на существующие проблемы.
  • Урок-презентация, где ребята демонстрируют фотодокументы, фрагменты видеофильмов, используя исторические карты, воспоминания военачальников.
  • Литературно-музыкальные композиции, где ребята самостоятельно подбирают нужную информацию, совместно пишут сценарий, продумывают оформление, репетируют и представляют на общешкольном сборе.

Более подробно с положением и программой историко-краеведческого клуба можно познакомиться на сайте http://nsportal.ru/komarova-anna-petrovna

Именно такие уроки и занятия с гражданско-патриотической направленностью формируют у учащихся чувство гордости за принадлежность к великому народу и воспитывают  чувство патриотизма.  

Воспитательные задачи также решаются в ходе реализации проектов, посвященных теме Великой Отечественной войны.

Да, проблемных вопросов, возникающих в ходе изучения Великой Отечественной войны много. Можно долго спорить по разным вопросам и проблемам, можно многое изменить и переписать, но одно останется неизменным – это Великая Победа нашего героического народа над фашистской Германией. Этот подвиг должен навечно остаться в нашей памяти и в памяти наших детей. И мы с вами должны сделать все, что от нас зависит и что в наших силах.

Предлагаю вашему вниманию авторские презентации к сценариям, посвященных страницам Великой Отечественной войне.

Я буду рада, если вы воспользуетесь моими авторскими наработками.

Желаю Вам успеха!

   Сценарии тематических мероприятий

  1. Сценарий мероприятия, посвященного Дню Победы «Это было в Кроснодоне…»  https://yadi.sk/d/a7imIcKQ3JN7DA
  2. Литературно-музыкальная композиция «Мадонны войны! Ваши лики святые!» https://yadi.sk/d/YN2CxoKW3JN4m7
  3. Сценарий «Маленькие герои Большой войны» https://yadi.sk/d/v0uQWDwPgED4G
  4. Сценарий праздника, посвященного Дню Победы «Сирень 1945 года» https://yadi.sk/d/kDOWY8fD3JN4rD
  5. Сценарий мероприятия, посвященного освобождению Освенцима «Скорбные фиалки Холокоста» https://yadi.sk/d/bhoghYcr3JN7U6
  6. Виртуальная экскурсия «Хатынь» https://yadi.sk/d/2uVRXdL13JN7Xj
  7. Литературно-музыкальная композиция для начальной школы «Нам дороги эти позабыть нельзя…» https://yadi.sk/d/Tt8M0m3M3JN7ap
  8. Сценарий мероприятия "Война...Страшнее нету слова" https://yadi.sk/d/Z7aopsPX3JNE7S
  9. Исследовательская работа ученицы 3 класса «Мой прадедушка герой» https://yadi.sk/d/1hfB2utl39zBqS 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"А знаем ли мы птиц?"

Цель: Воспитание любви к природе, бережного отношения к птицам, обитающим на территории России, Омской области и Называевского района; привитие чувства личной ответственности за сохранение различных...

Внеклассное мероприятие "Конвенция о правах ребёнка. Знаю ли я её?"

Внеклассное мероприятие для учащихся 5-9 классов. Учащимся необходимо получить представление о международных документах, касающихся защиты прав детей, они должны понять, что существуют весьма острые ...

Сборник по методике русского языка. Презентация сборника.

Методическое пособие для специальности 050709 Преподавание в начальных классахПредлагаемое учебное пособие нацелено на обеспечение всесто­ронней подготовки студентов-филологов к профессиональной...

Какие числа мы знаем, и что мы о них знаем или не знаем.

Урок предназначен для систематизации знания обучающихся о числовых множествах.Формирует представления о методе расширения числовых множеств. Способствует повторению и закреплению изученных алгоритмов ...

Познавательно-игровое занятие "Знаем, знаем, мы животных"

Данное занятие предназначено для детей в возрасте  от 3 до  7 лет....

Сборник предметных понятий по теме "Числа". Структура сборника Словесных образов.

В сборнике рассмотрены понятия, определения понятий и объем понятий по теме "Числа"....

Земля моя, милей тебя не знаю. Презентация школьного литературного сборника.

Материал предназначен для педагогов-организаторов, классных руководителей, учителей русского языка и литературы....